Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/12/901927510.htm

    
Федеральная таможенная служба
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО

    
от 2 марта 2005 года N 06-04-21/3652ф


О применении форм таможенного контроля

    
    
    В связи с вопросами, возникающими у таможенных органов, подчиненных Северо-Западному таможенному управлению (далее - СЗТУ) при применении отдельных форм таможенного контроля, сообщаем следующее.
    
    В соответствии со ст.11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Вопрос выбора форм таможенного контроля, установленных статьей 366 Кодекса, относится к исключительной компетенции таможенных органов Российской Федерации. Решение о проведении таможенного досмотра должно приниматься исключительно таможенными органами в порядке, установленном Кодексом и действующими правовыми актами ФТС (ГТК) России. Досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, иными государственными органами, осуществляющими санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный, ветеринарный и другие виды государственного контроля целесообразно проводить одновременно с таможенным досмотром, если таможенным органом принято решение о его проведении. В иных случаях, контроль за совершением государственными контрольными органами операций с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами может проводиться таможенным органом с применением таможенного наблюдения как формы таможенного контроля.
    
    По завершении таможенного наблюдения в связи с окончанием грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, на грузовые отсеки транспортных средств, контейнеры, складские помещения и т.п. налагаются таможенные пломбы, если такая идентификация необходима в целях обеспечения соблюдения требований таможенного законодательства Российской Федерации либо международных договоров Российской Федерации (например, Конвенции МДП, 1975), а также при идентификации российских товаров по просьбе декларанта (пункт 4 статьи 390 Кодекса).
    
    Факт применения таможенного наблюдения и его результаты уполномоченное должностное лицо отражает в рапорте, составленном в произвольной форме на имя лица, принявшего решение о его проведении.
    
    Рапорт может содержать сведения:
    

    - О месте, дате и времени начала и завершения таможенного наблюдения;
    
    - Об уполномоченном должностном лице, применившем таможенное наблюдение;
    
    - О целях применения таможенного наблюдения, например: контроль за погрузкой товаров в транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации; контроль за перегрузкой товаров из грузового отсека транспортного средства N *** в грузовой отсек транспортного средства N ***; контроль за выгрузкой товаров из грузового отсека транспортного средства при принятии на временное хранение на склад временного хранения (склад получателя); контроль совершения операций с товарами при проведении карантинного фитосанитарного государственного контроля; контроль совершения таможенных операций с товарами при проведении их осмотра декларантом и т.п.;
    
    - О результатах таможенного наблюдения;
    
    - О наложенных таможенных пломбах (иных средствах идентификации товаров и транспортных средств) в случае их применения;
    
    - Иные сведения, указание которых может повлиять на решения, принимаемые таможенным органом в соответствии с действующим таможенным законодательством Российской Федерации.
    
    К рапорту могут прилагаться иные документы, в том числе полученные путем печати фотографического отображения объектов таможенного наблюдения - товаров и/или транспортных средств.
    
    Заверенные в соответствии с установленным порядком копия рапорта и прилагаемых к нему документов прикладываются к первому экземпляру таможенной декларации и хранятся вместе с ним. В иных случаях, когда таможенное наблюдение применялось вне таможенной процедуры декларирования товаров, указанные копии прикладываются к соответствующему документу, например, к отчету о принятии товаров на временное хранение, к транзитной декларации, к акту государственного контрольного органа и хранятся вместе с указанными документами.
    
    Результаты таможенного наблюдения уполномоченное должностное лицо также отражает в накладной и ее копии, предъявляемой таможенным органам при убытии товаров с таможенной территории Российской Федерации. Если уполномоченное должностное лицо осуществляло таможенное наблюдение, а на грузовое отделение транспортного средства им были наложены запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ), то в накладной и вышеуказанной копии им делаются следующие записи:
    
    а) "Погрузка произведена под таможенным наблюдением";
    

    б) "Наложено ЗПУ N (указываются номер(а)" (если были наложены ЗПУ).
    
    Напротив указанных записей уполномоченное должностное лицо проставляет дату их внесения, а также подпись и оттиск личной номерной печати.
    
    Пунктом 1 статьи 127 Кодекса определено право декларанта осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации. Реализация данной нормы применительно к товарам, находящимся на временном хранении, как правило, не вызывает трудностей, поскольку соответствующие права лиц, обладающих правомочиями в отношении товаров, и их представителей, изложены в статье 104 Кодекса. Вместе с тем, право декларанта осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, может быть реализовано и при нахождении товаров в месте доставки (постоянной зоне таможенного контроля в месте нахождения таможенного органа) до завершения внутреннего таможенного транзита при условии соблюдения норм Кодекса, в частности:
    
    Статьи 89 Кодекса, которой установлено, что выгрузка, погрузка и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с внутренним таможенным транзитом, допускаются с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. При этом, таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на проведение грузовых операций с товарами только в случае, если их осуществление может повлечь утрату товаров или изменение их свойств;
    
    Статьи 390 Кодекса, которой установлено, что средства идентификации могут уничтожаться или изменяться (заменяться) только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.
    
    При этом, учитывая требования п.22.3. Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной приказом ГТК России от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция), для получения разрешения на проведение грузовых операций, в том числе с уничтожением средств идентификации (снятием таможенных пломб с грузового отсека транспортного средства), декларант должен подать в таможенный орган письменное заявление в произвольной форме на русском языке. Разрешение или отказ на проведение грузовых операций оформляется в виде резолюции на заявлении ("Разрешаю" или "Запрещаю") начальника таможенного органа (его заместителя, курирующего вопросы таможенного оформления и таможенного контроля). Разрешение на проведение грузовых операций выдается декларанту в день принятия соответствующего решения, которое принимается в течение суток после подачи заявления. Учитывая требования пункта 1 статьи 92 Кодекса, указанное разрешение должно выдаваться только по окончании проверки представленных перевозчиком документов и идентификации товаров таможенным органом, в котором завершается внутренний таможенный транзит.
    
    В соответствии с п.22.1. Инструкции, грузовые операции при внутреннем таможенном транзите товаров производятся с разрешения таможенного органа с осуществлением таможенного контроля в форме, как правило, таможенного наблюдения.
    

    С учетом вышеизложенного, предлагаем исключить проведение таможенных досмотров в случаях, когда у таможенного органа отсутствуют достаточные основания для принятия решения о проведении таможенного досмотра.
    
    

Врио начальника
Северо-Западного
таможенного управления
генерал-лейтенант
таможенной службы
П.В.Корчажкин

    
    

Текст документа сверен по:
рассылка