ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 6 июля 2000 года N 107/7
Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об
охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности
Обсуждение на заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации состояния исполнения трудового законодательства органами Федеральной инспекции труда и практики прокурорского надзора в данной сфере правоотношений показало, что, несмотря на сокращение занятости населения, ликвидацию и реорганизацию ряда вредных и тяжелых производств, положение с реализацией конституционного права граждан на безопасные условия труда не отвечает предъявленным требованиям. Уровень травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях всех форм собственности продолжает оставаться высоким. Деструктуризация системы управления охраной труда, повсеместное сокращение финансирования, неудовлетворительное материально-техническое обеспечение безопасности труда, правовой нигилизм и некомпетентность многих руководителей и должностных лиц в вопросах охраны труда привели к тому, что на производствах по-прежнему гибнут десятки и сотни работников. Распространены факты укрытия несчастных случаев от учета. Недостаточно реагируют на факты нарушений законодательства об охране труда органы Федеральной инспекции труда. Не адекватен остроте ситуации прокурорский надзор. В работе прокуроров мало уделяется внимания предъявлению регрессных исков о возмещении вреда, причиненного травматизмом. Не всегда применяются меры уголовно-правовой ответственности. Отсутствует должное взаимодействие с органами власти и управления, общественными и правозащитными организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства об охране труда.
В целях усиления прокурорского надзора в данной сфере правоотношений
предлагаю:
1. Обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности, в том числе при выполнении работ по заданиям индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд. Не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования. Повысить эффективность прокурорского надзора за своевременностью, обоснованностью и законностью принимаемых по материалам проверок процессуальных решений. При очевидности состава преступления незамедлительно возбуждать уголовные дела и обеспечивать безотлагательное проведение необходимых следственных действий.
2. По заявлениям и жалобам граждан о непринятии должностными лицами, руководителями предприятий всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями надлежащих мер по обеспечению безопасных условий труда проводить проверки, в необходимых случаях - с привлечением специалистов и выездом на место. Принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности.
3. По каждому факту укрытия от учета несчастного случая на производстве, несвоевременного или некачественного проведения работодателями или соответствующими контролирующими органами расследований травматизма ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных в этом лиц.
4. При ненадлежащем исполнении руководителями инспекций своих служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля за безопасными условиями труда на производстве направлять в вышестоящие органы представления о привлечении их к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения от занимаемой должности.
5. По каждому сообщению о групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае, а также несчастном случае со смертельным исходом обеспечить незамедлительный выезд прокуроров, следователей либо других оперативных работников прокуратуры на место происшествия для квалифицированного и качественного осмотра места происшествия, выяснения всех обстоятельств происшедшего и принятия обоснованного решения.
6. Руководителям прокуратур обеспечить обязательное поддержание государственного обвинения по уголовным делам данной категории, по наиболее актуальным делам поддерживать государственное обвинение лично. Ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.
7. Обеспечить предъявление регрессных требований к должностным лицам и иным работникам, по вине которых государственные предприятия понесли убытки в результате происшедших случаев производственного травматизма.
8. Наладить эффективное взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства об охране труда.
О результатах проводимой работы ежегодно сообщать в отдельном разделе докладной записки, направляемой в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по итогам года.
Контроль за исполнением настоящего указания возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Бирюкова Ю.С.
Указание направить всем прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним транспортным, военным и специализированным прокурорам.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
В.В.Устинов
Текст документа сверен по:
/Генеральная прокуратура
Российской Федерации, Сборник основных
организационно-распорядительных
документов Генеральной прокуратуры
Российской Федерации", Том 1, -
Издательский дом "Автограф",
Тула, 2004 год