Пояснительная записка
Модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
За 15-летний период существования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты. Более чем в 40 вузах страны открыта новая специальность "Безопасность жизнедеятельности", квалификация - учитель безопасности жизнедеятельности. Подготовлены научные и педагогические кадры, в том числе доктора наук и кандидаты наук. Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 1 по 11 класс как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде.
Вместе с тем единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету "Основы безопасности жизнедеятельности", к определению его роли и месту в период модернизации образования в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях на должном уровне не осуществляется. Причинами данного положения дел являются:
- отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;
- низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;
- фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие четкого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
- отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения обязательного минимума образовательного стандарта по ОБЖ и свидетельствующих об их способностях обеспечить личную безопасность в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, постоянном совершенствовании своих знаний и умений в этой области.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи органам управления образованием субъектов Российской Федерации, методистам, преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ в планировании и организации учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности с учетом системного подхода к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности. Они выполняют три основные функции:
- информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОБЖ;
- организационно-планирующую, которая предусматривает введение дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана, структурирование учебного материала по ступеням обучения общего образования, определение его количественных и качественных характеристик;
- методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации обучающихся.
1. Общие положения
1.1. Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
1.2. Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов "Об образовании", "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения", "Об экологической безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О радиационной безопасности населения", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О гражданской обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащего", "Об альтернативной гражданской службе", основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.
1.3. Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Общими задачами выступают:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
1.4. Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общего образования изложены в обязательных минимумах содержания общего образования и федеральном компоненте государственного образовательного стандарта.
1.5. Основные цели и задачи органов управления образованием субъектов Российской Федерации в преобразовании и дальнейшем развитии ОБЖ на всех ступенях общего образования должны определяться исходя из государственной и общественной потребности в организации целенаправленного, непрерывного обучения в области безопасности жизнедеятельности, условий обеспечения региональной и индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования.
1.6. В современных условиях неснижающейся динамики угроз и опасностей для человека от собственной жизнедеятельности в бытовой, социальной, природной и техногенной сферах организация образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом повышения требований к содержанию учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и его освоения обучающимися, что может быть достигнуто непрерывностью обучения на всех ступенях общего образования и выделением дополнительных часов на преподавание ОБЖ за счет времени вариативной части базисного учебного плана (регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения).
1.7. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения следует рассматривать как дополнение и расширение федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по ОБЖ для всех ступеней общего образования.
2. Определение содержания общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной
части базисного учебного плана
2.1. Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования за счет времени вариативной части базисного учебного плана должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся по освоению материала с учетом региональных и местных особенностей, а также особенностей уровней безопасности:
а) первый уровень (1-4 классы) - безопасность школьника;
б) второй уровень (5-9 классы) - безопасность личности;
в) третий уровень (10-11 классы) - безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
2.2. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования предусматривает изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности в интегрированном учебном предмете "Окружающий мир". При этом на изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности в курсе "Зеленый дом" автора А.А.Плешакова отведено более 25 часов, в курсе "Природа и люди" автора З.А.Клепиной - более 20 часов, в курсе "Окружающий мир" автора Н.Ф.Виноградовой - более 25 часов, в курсе "Мир и человек" автора А.А.Вахрушевой - более 15 часов.
Формирование у младших школьников системных знаний о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приемах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи со стороны взрослых (в том числе по телефону), об обеспечении безопасности собственных действий и предотвращения опасных ситуаций и конфликтов дома, в школе, на улице, в общественных местах, на водоемах, при пожаре, а также умений и навыков оказания простейшей медицинской помощи рекомендуется осуществлять за счет времени компонента образовательного учреждения из расчета не менее 0,5 часа в неделю (17 часов в год).
С этой целью целесообразно использовать авторскую программу по курсу ОБЖ для 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора А.Т.Смирнова и др. (изд-во "Просвещение"), учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" автора В.В.Полякова (изд-во "Дрофа"), альбомы-задачники "Жизнь без опасности" автора Л.П.Анастасовой и др. (изд-во "Вентана-Граф"), рабочие тетради "Безопасное поведение" автора А.В.Гостюшина (изд-во "Открытый мир"), дополнительные пособия из серии "Азбука безопасности" автора А.Иванова (изд-во "АСТ-Пресс").
2.3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 8 классе по 1 часу в неделю и определяет самостоятельные образовательные линии (обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.
Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою жизнедеятельность с позиций собственной безопасности в среде обитания возможно за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формирования содержания тематических направлений.
С учетом этого в основной школе дополнительное время на изучение основ безопасности жизнедеятельности рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 5, 6, 7, 9 классах. При этом более детальному изучению подлежат следующие тематические направления:
- безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту);
- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
- безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде);
- безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);
- безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);
- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека).
В приложении N 1 даны рекомендации по примерному содержанию образовательных направлений учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для основного общего образования, преподавание которых целесообразно предусмотреть за счет времени вариативной части базисного учебного плана.
2.4. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования устанавливает изучение учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в 10 классе по 1 часу в неделю на базовом уровне с целью получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовку обучающихся, граждан мужского пола, не прошедших военную службу, по основам военной службы. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования определяет самостоятельные образовательные направления (сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности, государственная система обеспечения безопасности населения, основы обороны государства и воинская обязанность), которые дают обобщенное представление об обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.
Формирование у обучающихся системных знаний, умений и навыков позволит им создать цельное представление о безопасности жизнедеятельности, необходимой для благополучного развития личности, общества и государства за счет вариативного подхода к образованию по ОБЖ, адаптированного к специфике образовательной деятельности и формированию содержания образовательных направлений.
С учетом этого дополнительное время на преподавание основ безопасности жизнедеятельности в старшей школе рекомендуется отводить за счет времени регионального (национально-регионального) компонента из расчета не менее 1 часа в неделю (34 часа в год) в 11 классе на базовом уровне. При этом более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления:
- основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека);
- безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков);
- безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера;
- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;
- основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан;
- правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения;
- вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные силы России в структуре государственных институтов);
- военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России);
- военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина);
- государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации (символика Вооруженных сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации).
В приложении N 2 даны рекомендации по примерному содержанию образовательных направлений учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" для среднего (полного) общего образования, преподавание которых целесообразно предусмотреть за счет времени вариативной части базисного учебного плана.
3. Планирование и организация образовательного процесса
по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени
вариативной части базисного учебного плана
3.1. Главная цель организации образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности за счет времени вариативной части базисного учебного плана - дать возможность участникам образовательного процесса расширить познавательные возможности и навыки в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья за счет различных наиболее приемлемых и эффективных форм занятий исходя из региональных и местных особенностей, их степени потенциальной опасности, климатогеографических условий, состояния материальной базы и квалификации педагогов, а также контингента обучающихся в конкретном населенном пункте и образовательном учреждении.
3.2. Достижение высоких результатов в подготовке обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых по всем годам обучения.
Правильное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения; рациональное распределение времени на темы учебного материала; логичную организацию формирования навыков и умений; продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.
3.3. При планировании учебного процесса анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы: законодательные акты Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации; законодательные акты органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; сайты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; правила поведения в экстремальных и опасных ситуациях, данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системе "Рамблер"); рекомендации и методические разработки учебных заведений.
3.4. При разработке комплексных календарных планов в них необходимо учитывать мероприятия по основным направлениям деятельности общеобразовательных учреждений и организации учебного процесса по ОБЖ:
- учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций, индивидуальные консультации, факультативные занятия по отдельным образовательным линиям ОБЖ, групповые предэкзаменационные консультации, учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися юношами 10 классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 9 классов, итоговая аттестация по ОБЖ учащихся 11 классов и т.д.);
- методическая работа (методические семинары с учителями начальных классов, с классными руководителями 5-9 классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по ОБЖ; индивидуальные консультации для преподавателей ОБЖ; открытые уроки и проведение мастер-класса с учителями ОБЖ по отдельным темам учебного предмета, индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства и др.);
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения "Школа безопасности", проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и др.);
- работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования и инвентаря и т.п.).
3.5. При планировании и организации занятий целесообразно разработать региональные программы по основам безопасности жизнедеятельности, определяющие региональный (национально-региональный) компонент для основного общего и среднего (полного) общего образования, учитывающие особенности региона. При этом авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Кроме того, рекомендуется использовать существующие примерные и авторские программы, которые конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета в основной и старшей школе за счет вариативной части базисного учебного плана.
3.6. При разработке тематических планов по изучению основ безопасности жизнедеятельности следует определять оптимальные пути реализации целей обучения по теме или разделу учебной программы, отражать последовательность тем и основных вопросов, разрабатывать методические рекомендации по организации учебного процесса, к каждой теме уточнять список учебной, методической и другой литературы, определять учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, устанавливать формы контроля за качеством подготовки обучаемых.
3.7. Для обеспечения эффективности образовательного процесса по ОБЖ необходимо использовать:
- все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);
- все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время);
- оптимальные средства и методы оценки качества образовательного процесса (для текущего управления процессом) и уровня подготовленности выпускников (для оценки результата знаний, умений и навыков).
4. Рекомендации по использованию действующих учебников
и учебно-методических комплектов по основам безопасности
жизнедеятельности
4.1. При организации изучения учебного предмета ОБЖ, выборе учебников и учебно-методических комплектов, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
- Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.05.98 N 1236);
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по ОБЖ (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 30.06.99 N 56);
- стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 05.03.2004);
- стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на базовом уровне (приказ Минобразования России от 05.03.2004);
- стандарт среднего (полного) общего образования по ОБЖ на профильном уровне (приказ Минобразования России от 05.03.2004);
- примерные программы по ОБЖ для основного общего образования;
- авторская программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в 5-9 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т.Смирнов, изд-во "Просвещение", 2001);
- авторская программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский, изд-во "Дрофа", 2005);
- примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
- примерная программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор А.Т.Смирнов, изд-во "Просвещение", 2001);
- авторская программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (авторы В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский, изд-во "Дрофа", 2005);
- примерные программы по ОБЖ среднего (полного) общего образования на профильном уровне;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по ОБЖ. Этот вопрос довольно подробно представлен в "Методических рекомендациях по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательных учреждениях" (авторы Н.А.Крючек, С.К.Миронов, Б.И.Мишин, изд-во "Дрофа", 2005).
4.2. Преподавание учебного предмета ОБЖ в основной школе с использованием действующих учебников представляет определенную трудность, так как обязательный минимум содержания по этому учебному предмету должен быть реализован в течение одного года, в 8 классе. В то же время действующие учебники обеспечивают реализацию содержания (примерно такого же объема, как обязательный минимум содержания) в течение 5 лет и обеспечивают преподавание ОБЖ как регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения.
4.3. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на ступени основного общего образования целесообразно использовать учебно-методический комплект по "Основам безопасности жизнедеятельности" для основного общего образования (авторы В.Н.Латчук, В.В.Марков, С.Н.Вангородский и др., изд-во "Дрофа"); учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, изд-во "Астрель"), учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" для 5-9 классов (автор И.К.Топоров, изд-во "Просвещение").
4.4. Для преподавания учебного предмета ОБЖ на базовом уровне в старшей школе рекомендуется использовать учебно-методический комплект по "Основам безопасности жизнедеятельности" для среднего (полного) общего образования (авторы В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский и др., изд-во "Дрофа"); учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 и 11 классов (авторы А.Т.Смирнов и др., изд-во "Просвещение"); учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 и 11 классов (под редакцией Ю.Л.Воробьева, изд-во "Астрель"); мультимедийное учебное пособие "Основы безопасности жизнедеятельности" для 10 класса (под редакцией С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, изд-во ООО "Мультимедиа технологии и дистанционное обучение").
4.5. В целом для преподавания учебного предмета ОБЖ рекомендуется использовать любое учебное пособие, включенное в Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательных учреждениях.
5. Особенности организации подготовки обучаемых
в области пожарной безопасности
5.1. Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости повышения роли органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности.
5.2. Организация такой работы в органах управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона "О пожарной безопасности", законодательных актов и нормативных документов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, соответствовать решению коллегии Минобрнауки России от 22 марта 2005 года N 37 (п.7), рекомендовавшей:
- обеспечить преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности" в 1-11 классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков;
- в планах мероприятий по обеспечению безопасности объектов образования предусмотреть ежегодное проведение Дня пожарной безопасности в образовательных учреждениях в 1-й четверти учебного года.
5.3. Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем практика показывает, что отведенного федеральным базисным учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара.
Формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, "круглые столы", викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.
5.4. Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего образования, при этом целесообразно:
- с обучающимися 1-4 классов проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении;
- с обучающимися 5-9 классов изучать требования норм и правил пожарной безопасности и формировать навыки безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации;
- с обучающимися 10-11 классов, кроме занятий в области пожарной безопасности, предусмотренных программой ОБЖ, организовать факультативные занятия, примерная программа которых представлена в приложении N 3.
5.5. Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие.
5.6. Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:
- бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);
- образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);
- средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);
- статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;
- факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.
Приложение N 1
РЕКОМЕНДАЦИИ
по примерному содержанию образовательных направлений
учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"
для основного общего образования, преподавание которых
рекомендуется за счет времени вариативной части базисного
учебного плана
Приложение N 2
РЕКОМЕНДАЦИИ
по примерному содержанию образовательных направлений
учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности"
для среднего (полного) общего образования, преподавание
которых рекомендуется за счет времени вариативной части
базисного учебного плана
Тематические линии |
Рекомендуемое примерное содержание тематических линий |
1 |
2 |
| |
Основы здорового образа жизни |
Факторы, укрепляющие здоровье. Формирование навыков здорового образа жизни. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. Влияние окружающей среды на здоровье человека. |
|
Репродуктивное здоровье. Нравственность и здоровье. Правовые аспекты взаимоотношений полов. Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России. Семья, основные функции семьи и здоровье человека. Основы семейного права в Российской Федерации. |
|
Факторы, разрушающие здоровье человека. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека (табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания). Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Меры профилактики факторов, разрушающих здоровье |
Безопасность в социальной среде |
Безопасность при террористических актах. Современный терроризм, его характерные черты и особенности. Основные причины и факторы, влияющие на распространение терроризма в России. Законодательство Российской Федерации в области борьбы с терроризмом. |
|
Правила безопасного поведения: при обнаружении взрывоопасного (подозрительного) предмета; при угрозе взрыва; при взрыве; после взрыва. Правила безопасного поведения при стрельбе в населенном пункте. Правила безопасного поведения при захвате в заложники; во время операции спецслужб по освобождению заложников. |
|
Безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков. |
Безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера |
Понятие о ядерном оружии, его классификация и поражающие факторы. Способы защиты от ядерного оружия. Понятие о химическом оружии и отравляющем веществе. Способы защиты от химического оружия. Понятие о бактериологическом (биологическом) оружии, его поражающие факторы. Способы защиты от бактериологического (биологического) оружия. Понятие о современных обычных средствах поражения, их краткая характеристика и способы |
Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре |
Основы противопожарной защиты и безопасного поведения при пожарах в общественных зданиях и на объектах экономики. Организация обеспечения пожарной безопасности на объектах экономики |
| |
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
Прогнозирование и мониторинг чрезвычайных ситуаций. Оповещение и информирование населения об опасностях. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи. Их классификация, назначение и правила пользования. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения |
Основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История создания и организация РСЧС. Цели, задачи и структура РСЧС. Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. |
Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан |
МЧС России как система государственной защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поисково-спасательные службы и их предназначение. Пожарная охрана, ее основные задачи и функции по защите населения от пожаров. Милиция как государственная система в области защиты прав, свобод и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи как система в области защиты здоровья населения. Государственные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране здоровья и безопасности граждан |
Правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения |
Деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья, регламентируемых Конституцией Российской Федерации. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Краткое содержание законов Российской Федерации: "О безопасности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О безопасности дорожного движения", "О пожарной безопасности", "Об обороне", "О гражданской обороне" |
| |
Вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации |
Военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации. Современная военная доктрина Российской Федерации. Источники военной опасности. Политические принципы и основные направления обеспечения военной безопасности России. Задачи государства в области обеспечения военной безопасности. |
|
Военные реформы в истории Российского государства. |
|
Дни воинской славы в истории России. Понятие о героизме и мужестве, примеры из истории России. Истоки зарождения воинской славы русской армии. Дни воинской славы. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России |
Военно-правовая подготовка |
Правовые основы защиты государства и военной службы. |
|
Правовой статус военнослужащего. Определение статуса военнослужащего. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Права военнослужащих. Правовые основы социальной защищенности военнослужащих. Ответственность военнослужащих. |
Государственная и военная символика Вооруженных сил Российской Федерации |
Символика Вооруженных сил Российской Федерации. Боевое знамя воинской части - символ воинской чести, доблести и славы. Ордена и медали - почетные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги. Система государственных наград в Российской Федерации. |
Военно-профессиональная ориентация |
Организация военно-профессиональной ориентации и военно-профессионального отбора. Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и правила приема в них |
Основы военной службы (учебные сборы на базе воинской части) |
Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности военной службы. Организация суточного наряда, обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы, обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка. |
Примерная программа факультативных занятий
с обучающимися 9-10 классов общеобразовательных
учреждений
Примерная программа факультативных занятий с обучающимися 9-10 классов общеобразовательных учреждений "Пожарная безопасность" направлена на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основах пожарной безопасности, правилах пожарной безопасности в быту, способах предотвращения и безопасного поведения при возникновении пожаров;
- воспитание чувства ответственности за обеспечение противопожарной защиты в бытовой среде, личную безопасность и ценностного отношения к своему здоровью и жизни при возникновении пожаров;
- развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения при пожарах;
- овладение умениями определять причины возникновения пожара и правильно действовать в случае его возникновения, использовать подручные и первичные средства тушения пожара.
Примерный тематический план
N темы |
Наименование раздела и темы |
Кол-во часов |
Из них по классам | |
|
|
|
9 |
10 |
I. Основы противопожарной защиты и безопасного поведения при пожарах |
21 |
17 |
4 | |
1 |
Понятие о процессе горения и пожаре |
1 |
1 |
- |
2 |
Пожароопасные свойства веществ и материалов |
1 |
1 |
- |
3 |
Огнетушащие средства |
1 |
1 |
- |
4 |
Способы прекращения горения |
1 |
1 |
- |
5 |
Внутренний противопожарный водопровод |
2 |
2 |
- |
6 |
Первичные средства пожаротушения |
2 |
2 |
- |
7 |
Автоматические системы пожаротушения и сигнализации |
1 |
1 |
- |
8 |
Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Средства индивидуальной защиты органов дыхания |
2 |
2 |
- |
9 |
Действия и правила безопасного поведения при пожарах |
10 |
6 |
4 |
II. Организация обеспечения пожарной безопасности |
13 |
- |
13 | |
10 |
Организация деятельности Государственной противопожарной службы в Российской Федерации |
2 |
- |
2 |
11 |
Основы обеспечения противопожарной защиты в образовательных учреждениях и в быту |
2 |
- |
2 |
12 |
Противопожарный режим в образовательных учреждениях и в быту |
5 |
- |
5 |
13 |
Противопожарные требования к путям эвакуации |
2 |
- |
2 |
14 |
Пожарная безопасность при проведении массовых мероприятий в образовательных учреждениях |
2 |
- |
2 |
|
Всего часов: |
34 |
17 |
17 |
I. Основы противопожарной защиты и безопасного
поведения при пожарах
Тема 1. Понятие о процессе горения и пожаре
Общие сведения о горении. Условия процесса горения. Понятие о пожаре. Классификация и причины пожаров. Динамика развития пожара. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Поражающие факторы пожара и их характеристики.
Тема 2. Пожароопасные свойства веществ и материалов
Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Понятие о возгорании, самовозгорании, воспламенении и самовоспламенении веществ и материалов. Классификация строительных материалов по пожарной опасности. Огнестойкость строительных конструкций. Огнестойкость зданий и сооружений.
Тема 3. Огнетушащие средства
Характеристика современных огнетушащих средств. Вода и ее свойства. Пенные огнетушащие средства. Инертные разбавители. Хладоны (фреоны). Комбинированные составы. Порошковые огнетушащие средства. Аэрозольные огнетушащие составы.
Тема 4. Способы прекращения горения
Основные способы прекращения горения и механизм их действия. Охлаждение зоны горения. Разбавление реагирующих веществ. Химическое торможение реакции сгорания. Изоляция реагирующих веществ от зоны сгорания.
Тема 5. Внутренний противопожарный водопровод
Устройство внутреннего противопожарного водопровода. Устройство внутренних пожарных кранов. Тушение очага пожара от внутреннего пожарного крана.
Тема 6. Первичные средства пожаротушения
Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.
Тема 7. Автоматические системы пожаротушения и сигнализации
Установки автоматического пожаротушения. Установки газового пожаротушения. Установки порошкового пожаротушения. Установки аэрозольного пожаротушения. Автоматические системы пожарной сигнализации.
Тема 8. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение
Пожарные автомобили, их классификация и назначение. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные автомобили. Вспомогательные пожарные автомобили. Основное пожарно-техническое вооружение, используемое для тушения пожаров, и его характеристика. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
Тема 9. Действия и правила безопасного поведения при пожарах
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Правила безопасного поведения при возгорании электроприборов (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер). Правила безопасного поведения при пожаре в образовательном учреждении. Правила безопасного поведения при пожаре во время проведения массовых мероприятий в образовательных учреждениях. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Правила безопасного поведения при возгорании одежды на человеке.
II. Организация обеспечения пожарной безопасности
Тема 10. Организация деятельности Государственной противопожарной службы в Российской Федерации
Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. История развития пожарной охраны в России. Законодательство об организации пожарной охраны. Организация деятельности и структура государственной противопожарной службы. Организация государственного пожарного надзора и его административно-правовая деятельность.
Тема 11. Основы обеспечения противопожарной защиты в образовательных учреждениях и в быту
Законодательные акты органов государственной власти, нормативные правовые акты в области пожарной безопасности. Требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Права и обязанности предприятий, учреждений, организаций в области пожарной безопасности.
Общие понятия пожарной профилактики и их определения. Задачи пожарной профилактики. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности. Административная ответственность. Уголовная ответственность.
Организация деятельности добровольных противопожарных формирований. Законодательство о добровольной пожарной охране.
Тема 12. Противопожарный режим в образовательных учреждениях и в быту
Содержание территории. Режимные требования к содержанию территории. Содержание зданий, сооружений, помещений. Режимные требования к содержанию зданий и помещений в образовательных учреждениях и в быту.
Режимные мероприятия при эксплуатации систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Основные причины пожаров от электрического тока. Требования правил пожарной безопасности к электроустановкам.
Противопожарные мероприятия при проведении строительно-монтажных работ. Противопожарные мероприятия при проведении огневых работ. Противопожарный режим при хранении веществ и материалов.
Тема 13. Противопожарные требования к путям эвакуации
Понятие об эвакуации. Эвакуационные и аварийные выходы. Эвакуационные пути. Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам. Системы оповещения людей о пожаре. Режимные требования к путям эвакуации. Способы эвакуации из горящего здания. Разработка плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении.
Тема 14. Пожарная безопасность при проведении массовых мероприятий в образовательных учреждениях
Общие требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в образовательных учреждениях. Режимные требования к местам проведения массовых мероприятий.
Рекомендуемая литература
1. Федеральный закон Российской Федерации "О пожарной безопасности": Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. - М.: Полиграфлес, 1995.
2. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции)/сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2006. - 153 с.
3. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2004. - 144 с.
4. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учеб. пособие/сост. Коллектив специалистов Федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИПО, 2004.
5. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: метод, пособие. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 64 с.
6. Шарова О.Е. Основы пожаробезопасного поведения: учеб. пособие. - СПб.: Петро-РИФ, 1997.