МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 февраля 2008 года N 32
Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды
В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст.3432),
приказываю:
Утвердить:
Классификацию природной пожарной опасности лесов согласно приложению 1;
Классификацию пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 2;
Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению 3.
Министр
Ю.П.Трутнев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 марта 2008 года,
регистрационный N 11302
Приложение 1
к приказу МПР России
от 6 февраля 2008 года N 32
КЛАССИФИКАЦИЯ*
природной пожарной опасности лесов
________________
* Документ временно приводится без приложения. - Примечание изготовителя базы данных.
Приложение 2
к приказу МПР России
от 6 февраля 2008 года N 32
КЛАССИФИКАЦИЯ
пожарной опасности в лесах по условиям погоды
Класс пожарной опасности в лесах |
Величина комплексного показателя |
Степень пожарной опасности |
I |
0...300 |
Отсутствует |
II |
301...1000 |
Малая |
III |
1001...4000 |
Средняя |
IV |
4001... 10000 |
Высокая |
V |
Более 10000 |
Чрезвычайная |
Примечания:
Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяет степень вероятности (возможности) возникновения и распространения лесных пожаров на соответствующей территории в зависимости от метеорологических условий, влияющих на пожарную опасность лесов. Для целей классификации (оценки) применяется комплексный показатель, характеризующий метеорологические (погодные) условия.
В зависимости от величины комплексного показателя устанавливается класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды.
Комплексный показатель определяется ежедневно по состоянию на 12-14 часов.
Формула расчета класса природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды определяется как сумма произведения температуры воздуха (t°) на разность температур воздуха и точки росы (|) за n дней без дождя (считая день выпадения более 3 мм осадков первым (1) днем бездождевого периода:
Приложение 3
к приказу МПР России
от 6 февраля 2008 года N 32
ТРЕБОВАНИЯ
к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого
назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов
и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды
1. В целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия:
а) противопожарное обустройство лесов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
2. Противопожарное обустройство лесов включает:
разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны;
распределение лесов по классам их природной пожарной опасности;
строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения;
устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
прокладку просек, противопожарных разрывов;
устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды;
другие меры.
3. Меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в:
устройстве противопожарных минерализованных полос, мест отдыха и курения в лесу, стоянок автотранспорта, мест для разведения костров и тому подобных элементов благоустройства территории лесов;
приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря;
организации системы связи и оповещения;
строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций;
снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков;
проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания горючих материалов;
создании резерва горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах;
выполнении других мероприятий.
4. Мониторинг пожарной опасности в лесах включает:
наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах;
организацию системы обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием наземных, авиационных или космических средств в зависимости от зоны охраны и целевого назначения лесов;
своевременное оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
иное.
5. Разработка планов тушения лесных пожаров заключается в установлении:
мер по подготовке противопожарных систем и средств к пожароопасному сезону;
мероприятий по предупреждению лесных пожаров и противопожарному обустройству лесов;
порядка привлечения населения, противопожарной техники и транспорта к тушению лесных пожаров, обеспечения противопожарных формирований средствами передвижения, питанием, медицинской помощью;
состава лесопожарных формирований из числа лиц, привлекаемых на тушение лесных пожаров, и мер по обеспечению их готовности к немедленному выезду на тушение пожаров;
объема и мер по созданию необходимого на пожароопасный сезон резерва горюче-смазочных материалов;
мероприятий по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров.
6. Тушение лесных пожаров включает:
обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня;
доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно;
обеспечение радио или телефонной связи между всеми группами участников тушения пожара;
организацию питания, первой медицинской помощи и отдыха лиц, работающих на тушении пожара;
локализацию очага пожара;
окарауливание локализованного очага пожара и ликвидацию пожара.
7. К иным мерам пожарной безопасности в лесах относятся:
организация противопожарной пропаганды;
регулирование посещаемости лесов населением в зависимости от их класса природной пожарной опасности и пожарной опасности по условиям погоды с созданием системы контрольно-пропускных пунктов;
организация государственного контроля и надзора за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
организация пунктов приема донесений в зонах авиационной охраны лесов;
организация наземного и авиационного патрулирования лесов в целях своевременного обнаружения лесных пожаров, включая установление маршрутов, кратности и времени патрулирования в зависимости от целевого назначения, природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесу по условиям погоды;
создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров;
подготовка руководителей тушения лесных пожаров;
обучение работников пожарных формирований тушению лесных пожаров, проведение тактических учений и тренировок;
оборудование помещений для временного проживания лиц, участвующих в тушении лесных пожаров;
другие.
8. В защитных и эксплуатационных лесах осуществляются все перечисленные в пунктах 1-7 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения лесов на арендованных лесных участках.
9. В резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств.
10. При I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится в местах огнеопасных работ в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах;
авиационное патрулирование и дежурство на пожарных наблюдательных пунктах не ведутся.
11. При II классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к I и II классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах массового отдыха людей в лесах;
авиационное патрулирование, проводится через 1-2 дня, а при наличии пожаров - ежедневно в порядке разовых полетов;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования.
12. При III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится на лесных участках, отнесенных к первым трем классам природной пожарной опасности лесов, а также в местах проведения работ и в местах, наиболее посещаемых населением;
авиационное патрулирование проводится 1-2 раза в течение дня;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов осуществляется во время проведения наземного и авиационного патрулирования;
наземные и авиационные пожарные команды, если они не заняты на тушении пожаров, в полном составе находятся на местах дежурства;
по местным радиотрансляционным сетям и с помощью звукоусилительных установок на самолетах и вертолетах авиационной охраны лесов, особенно в дни отдыха, передаются напоминания о необходимости осторожного обращения с огнем в лесу;
может ограничиваться разведение костров и посещение отдельных участков лесов.
13. При IV классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование проводится с 8 до 21 часа;
авиационное патрулирование проводится не менее двух раз в день;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;
силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;
организуется предупреждение населения о высокой пожарной опасности в лесах;
организуется ежедневное дежурство ответственных лиц с 9 до 24 часов;
у дорог при въезде в лес устанавливаются щиты, предупреждающие об опасности пожаров в лесах;
ограничивается посещение отдельных наиболее пожароопасных участков леса (первого - третьего классов природной пожарной опасности лесов), запрещается разведение костров в лесах.
14. При V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды:
наземное патрулирование лесов проводится в течение всего светлого времени суток, а в наиболее пожароопасных местах - круглосуточно;
авиационное патрулирование проводится не менее 3 раз в день;
дежурство на пожарных наблюдательных пунктах и на пунктах приема донесений о пожарах от экипажей патрульных самолетов и вертолетов ведется с 9 до 21 часа;
силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров;
противопожарная пропаганда должна быть максимально усилена, передачи напоминаний об осторожном обращении с огнем в лесу по местным ретрансляционным сетям проводятся через каждые 2-3 часа;
максимально ограничивается въезд в леса средств транспорта, а также посещение леса населением, закрываются имеющиеся на дорогах в лес шлагбаумы, устанавливаются щиты, предупреждающие о чрезвычайной пожарной опасности, выставляются посты на контрольно-пропускных пунктах.
15. Привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.