Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/14/1200005119.htm


ГОСТ 9144-79

Группа Б19



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

    
    
ТОПЛИВО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

    
Метод определения термической стабильности
в статических условиях

Motor fuel. Method for determination of thermic
stability in static conditions

    
    
ОКСТУ 0209

Дата введения 1980-01-01

    
    
    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 марта 1979 г. N 1094
    
    Проверен в 1984 г. постановлением Госстандарта от 24.04.84 N 1413 срок действия продлен до 01.01.88*
__________
    * Ограничение срока действия снято по протоколу 1-2 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации. (ИУС N 2 1993 год). - Примечание
         
    ВЗАМЕН ГОСТ 9144-59
    
    ПЕРЕИЗДАНИЕ (сентябрь 1985 г.) с Изменением N 1, утвержденным в апреле 1984 г. (ИУС 8-84).
    
    
    Настоящий стандарт устанавливает метод определения термической стабильности топлива для двигателей в статических условиях.
    
    Сущность метода заключается в определении массы осадка, образующегося при окислении топлива в приборе ЛСАРТ при 150 °С в течение 4 ч.
    
    

1. АППАРАТУРА, МАТЕРИАЛЫ И РЕАКТИВЫ

    
    
    Прибор ЛСАРТ в комплекте с металлическими бомбочками и стеклянными стаканами.
    
    Цилиндр 1-50 по ГОСТ 1770-74.
    
    Стаканчики для взвешивания СВ 19/9 или 24/10, или СН 45/13 по ГОСТ 25336-82.
    
    Воронки типа В по ГОСТ 25336-82.
    
    Стаканы или колбы по ГОСТ 25336-82.
    
    Эксикатор по ГОСТ 25336-82.
    
    Шкаф сушильный или термостат любого типа с температурой 105±5°С.
    
    Весы аналитические, любого типа с погрешностью взвешивания не более 0,2 мг.
    
    Штатив лабораторный.
    
    Баня водяная, любого типа.
    
    Спирт этиловый ректификованный технический по ГОСТ 18300-72.
    
    Бензол по ГОСТ 5955-75 или ГОСТ 9572-77 или толуол по ГОСТ 5789-78.
    
    Смесь этилового спирта и бензола (или толуола) 1:1.
    
    Эфир петролейный.
    
    Бензин авиационный марки Б-70 по ГОСТ 1012-72 или любой бензин прямой перегонки.
    
    Хромовая смесь.
    
    Шлифовальный микропорошок с зернистостью М14 или М10 по ГОСТ 3647-80 или аналогичный микропорошок с той же зернистостью.
    
    Паста ГОИ или другой аналогичный абразивный материал.
    
    Вода дистиллированная по ГОСТ 6709-72.
    
    Пластинки из меди марки М0 или M1 по ГОСТ 859-78, размером 30х8х2 мм, с предельными отклонениями по длине и ширине ±1 мм, по толщине ±0,5 мм.
    
    Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026-76.
    
    Фильтры бумажные обеззоленные, марки "белая лента" диаметром (9±2) см.
    
    Войлок или фетр.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    

    

2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ

    
    
    2.1. Обеззоленные бумажные фильтры помещают в стаканчики для взвешивания с открытой крышкой и сушат не менее 1 ч в сушильном шкафу при 105±5°С. Затем каждый стаканчик закрывают крышкой, охлаждают в эксикаторе в течение 1 ч и взвешивают с погрешностью не более 0,2 мг. Высушивают и взвешивают стаканчики до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,4 мг. Повторные высушивания фильтра производят в течение 30 мин.
    
    2.2. Стеклянные стаканчики прибора ЛСАРТ моют хромовой смесью, а затем водопроводной и дистиллированной водой и сушат в сушильном шкафу. Если хромовая смесь не отмывает отложений, образовавшихся при предыдущих испытаниях, то стаканчики промывают спирто-бензольной или спирто-толуольной смесью, водой, затем снова хромовой смесью и водой.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    2.3. Медные пластинки шлифуют до блеска шлифовальным порошком или пастой ГОИ на войлоке или фетре, промывают бензином, этиловым спиртом и высушивают на листках фильтровальной бумаги.
    
    2.4. 110-120 см испытуемого топлива фильтруют через бумажный фильтр и наливают в два стаканчика прибора ЛСАРТ по 50 см в каждый. В эти же стаканчики помещают по медной пластинке, подготовленной по п. 2.3. Стаканчики с топливом и пластинкой помещают в бомбочки, последние герметично закрывают.
    
    2.5. Герметичность закрытых бомбочек проверяют, погружая их в баню с водой при 95-98°С. При появлении пузырьков на поверхности воды бомбочки достают из воды и подвинчивают зажимное устройство. При интенсивном выделении пузырьков воздуха из бомбочек их достают из воды, полностью открывают на 5-10 мин, закрывают и вновь проверяют на герметичность.
    
    

3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ

    
    
    3.1. Проверенные на герметичность бомбочки вставляют в гнезда прибора ЛСАРТ после достижения в нем температуры 150°С. За начало испытания принимают момент, когда температура в приборе с погруженными в него бомбочками вновь достигнет 150°С.
    
    3.2. Бомбочки выдерживают в приборе 4 ч, затем вынимают из гнезд, охлаждают на воздухе до комнатной температуры не более 18 ч, вскрывают и вынимают стаканчики. Допускается для охлаждения бомбочек применять вентилятор.
    
    3.3. Охлажденное (до комнатной температуры) топливо из каждого стаканчика фильтруют в колбу или стакан через доведенный до постоянной массы обеззоленный бумажный фильтр, помещенный в стеклянную воронку, укрепленную в штативе. На фильтр осадок переносят количественно. Каждый стаканчик ополаскивают петролейным эфиром, который сливают на фильтр. При отсутствии осадка в одном из стаканчиков испытание повторяют.
    
    (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    3.4. После промывки каждый фильтр с осадком переносят в стаканчик для взвешивания, в котором сушился чистый фильтр, сушат с открытой крышкой не менее 1 ч в сушильном шкафу при 105±5°С, затом стаканчик закрывают крышкой, охлаждают в эксикаторе в течение 1 ч и взвешивают с погрешностью не более 0,2 м г.
    
    Высушивают и взвешивают стаканчик до получения расхождения между двумя последовательными взвешиваниями не более 0,4 мг. Повторные высушивания фильтра проводят в течение 30 мин.
    

    

4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

    
    
    1.1. Термическую стабильность топлива (X) выраженную в миллиграмах осадка на 100 мл топлива, вычисляют по формуле


,

    
    где - масса стаканчика для взвешивания с фильтром после фильтрования испытуемого топлива, мг;
    
    - масса стаканчика для взвешивания с чистым фильтром, мг.
    
    4.2. Термическую стабильность топлива вычисляют как среднее арифметическое результатов двух параллельных определений с точностью до 0,1 мг. Результат округляют до целых единиц.
    
    Наличие осадка менее 2 мг на 100 см топлива условно принимают за его отсутствие.
    
    4.3. Сходимость
    
    Два результата определения, полученные одним исполнителем на одном и том же приборе и пробе продукта, считают достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождения между ними не превышают 2 мг/100 см.
    
    4.2, 4.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
    
    4.4. Воспроизводимость
    
    Два результата испытания, полученные в разных лабораториях на одной и той же пробе продукта, считают достоверными (с 95%-ной доверительной вероятностью), если расхождения между ними не превышают 6 мг/100 см.
    
    (Введен дополнительно, Изм. N 1).
    
    
    
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1985