Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/14/1200039543.htm

  

     ГОСТ Р 22.1.12-2005

Группа Т58

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Безопасность в чрезвычайных ситуациях

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Общие требования

Safety in emergencies. Structured system for monitoring and control
of building / construction engineering equipment.
General requirements


ОКС 13.110

Дата введения 2005-09-15

    
    
Предисловие

    
    Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
    
    Сведения о стандарте
    
    1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)], компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС")
    
    2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
    
    3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст
    
    4 Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера"
    
    5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    
    Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
    
    

    1 Область применения

    
    Настоящий стандарт устанавливает:
    
    - категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);
    
    - основные требования к построению СМИС;
    
    - перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;
    
    - порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);
    
    - порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.
    
    Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.
    
    

    2 Нормативные ссылки

    
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    
    ГОСТ 3.1603-91 Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов
    
    ГОСТ 12.1.030-81 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление
    
    ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения
    
    ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
    
    ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем
    
    ГОСТ 14254 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
    
     ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения
    
    ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения
    
    ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения
    
    Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
    
    

    3 Термины, определения и сокращения

    
    В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
    
    3.1
    

    авария: Опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.
    
    Примечание - Крупная авария, как правило с человеческими жертвами, является катастрофой.
    
    
    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.3]

    
    3.2
    

    аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации; аварийно-спасательные работы в ЧС: Действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия, характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.5]

    
    3.3 аккредитация: Официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия [1].
    
    3.4 безопасность эксплуатации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [1].
    
    3.5 декларирование соответствия: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов [1].
    
    3.6 декларация о соответствии: Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов [1].
    
    3.7 дестабилизирующий фактор: Отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.
    
    3.8
    

    единая дежурно-диспетчерская служба города; ЕДДС: Орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС.
    
    [ГОСТ Р 22.7.01-99, раздел 3, первый абзац]

    
     3.9
    

    жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях; ЖОН ЧС: Совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
    
    [ГОСТ Р 22.3.05-96, статья 2.1.1]

    
    3.10
    

    защита населения в чрезвычайных ситуациях; защита населения в ЧС: Совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.7]

    
    3.11
    

    защитное сооружение: Инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.10]

    
    3.12 заявитель: Физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия [1].
    
    3.13 здание: Строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.).
    
    3.14
    

    зона вероятной чрезвычайной ситуации; зона ВЧС: Территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, пункт 2.1.18]

    
    3.15
    

    зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС: Территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.17]

    
    3.16
    

    источник техногенной чрезвычайной ситуации; источник техногенной ЧС: Опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.
    
    Примечание - К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.
    
    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.2]

    
    
     3.17 инженерные системы зданий и сооружений: Функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей.
    
    3.18 инженерный риск обрушения здания (сооружения): Величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год [2].
    
    3.19 инженерная безопасность здания (сооружения): Величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей [2].
    
    3.20
    

    ликвидация чрезвычайных ситуаций; ликвидация ЧС: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также* локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для* опасных факторов.
______________
    * Текст соответствует оригиналу. - Примечание .     
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.2]

 
    3.21
    

    неотложные работы в чрезвычайной ситуации; неотложные работы в ЧС: Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.4]

    
    3.22
    

    объект мониторинга: Природный, техногенный или природно-техногенный объект или его часть, в пределах которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа происходящих в ней процессов, выполняемых для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.
    
    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.5]

    
    3.23
    

    опасность в чрезвычайной ситуации; опасность в ЧС: Состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.10]

    
    3.24 оценка соответствия: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [1].
    
    3.25
    

    потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.24]

    
    3.26
    

    потенциально опасное вещество; опасное вещество: Вещество, которое вследствие своих физических, химических, биологических или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений.
    
    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.8]

    
     3.27
    

    предупреждение чрезвычайных ситуаций; предупреждение ЧС: Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.1]

    
    3.28
    

    прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС: Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.
    
    Примечание - Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.
    
    
    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2]

    
    3.29
    

    прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.
    
    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.2.5]

    
    3.30 промышленная безопасность опасных производственных объектов: Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [3].
    
    3.31
    

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; РСЧС: Система органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений и различных общественных объединений, а также специально уполномоченных организационных структур с имеющимися у них силами и средствами, предназначенными для предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - для их ликвидации, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.2.1]

    
    3.32
    

    риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС: Вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.11]

    
    3.33 система безопасности: Программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях.
    
    3.34 система жизнеобеспечения: Программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач бесперебойного (в пределах нормативных показателей) обеспечения функционирования оборудования (теплоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения и т.п.), потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.
    
    3.35 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС [4].
    
    3.36 сооружения: Строительная система, не имеющая наземного замкнутого объема, - мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены, гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов.
    
    3.37 степень повреждения здания (сооружения): Величина, характеризующая утрату первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и т.д.) в результате воздействия природно-техногенных факторов [2].
    
    3.38
    

    чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
    
    Примечание - Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (глобальные или национальные, региональные, местные и локальные или частные).
    
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.1]

    
    3.39
    

    эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.
    
    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.16]

    
    

    4 Основные положения

    
    4.1 Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.
    
    4.2 СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.
    
    В части, касающейся предупреждения ЧС, СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и [5].
    
    4.3 СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.
    
    4.4 Объектами контроля, а в ряде случаев управления, должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:
    
    - теплоснабжение;
    
    - вентиляция и кондиционирование;
    
    - водоснабжение и канализация;
    
    - электроснабжение;
    
    - газоснабжение;
    
    - инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;
    
    - лифтовое оборудование;
    
    - система оповещения;
    
    - системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;
    
    - системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).
    
    Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.
    
    4.5 СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:
    
    - возникновения пожара;
    
    - нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;
    
    - нарушения в подаче электроэнергии;
    
    - нарушения в подаче газа;
    
    - отказа в работе лифтового оборудования;
    
    - несанкционированного проникновения в служебные помещения;
    
    - повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;
    
    - затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;
    
    - утечки газа;
    
    - отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
    
    - изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.
    
    4.6 СМИС должны обеспечивать:
    
    - прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;
    
    - непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;
    
    - формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;
    
    - формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;
    
    - автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;
    
    - автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;
    
    - автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;
    
    - документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.
    
    4.7 В состав СМИС должны входить следующие компоненты:
    
    - комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;
    
    - многофункциональная кабельная система;
    
    - сеть передачи информации;
    
    - автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;
    
    - административные ресурсы.
    
    В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.
    
    В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.
    
    В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).
    
    В многофункциональную кабельную систему включаются:
    
    - кабеленесущие конструкции;
    
    - электрические и слаботочные кабели;
    
    - коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).
    
    В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:
    
    - сеть сбора информации от локальных систем автоматики;
    
    - серверы ввода-вывода;
    
    - локальная и (или) глобальная вычислительные сети;
    
    - рабочие станции диспетчеров;
    
    - программный комплекс.
    
    К административным ресурсам относят:
    
    - организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;
    
    - эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;
    
    - документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.
    
    4.8 ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:
    
    - получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;
    
    - анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
    
    - обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;
    
    - оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
    
    - обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;
    
    - постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
    
    - представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
    
    - доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
    
    - обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.
    
    Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.
    
    4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в [6].
    
    К особо опасным объектам относят:
    
    - ядерно- и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
    
    - объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
    
    - гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
    
    - крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;
    
    - объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тонн тринитротолуола;
    
    - предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;
    
    - тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.
    
    К технически сложным объектам относят:
    
    - морские порты, аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;
    
    - крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.
    
    К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.
    
    4.10 Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:
    
    - проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;
    
    - планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.
    
    Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.
    
    4.11 Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    4.12 Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с методикой [4] и нормативного документа [6].
    
    

    5 Общие технические требования
    

    5.1 Требования к структуре и функционированию
    
    СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:
    
    - обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;
    
    - иметь модульную структуру и быть "открытой", обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;
    
    - допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления.
    
    В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.
    
    СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.
    
    СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.
    
    СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:
    
    уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;
    
    уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;
    
    уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);
    
    уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;
    
    уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).
    
    5.2 Требования к надежности
    
    Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонент. Гарантийный срок - 18 мес с момента ввода в эксплуатацию.
    
    Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.
    
    Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.
    
    Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
    
    5.3 Требования к безопасности
    
    Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.
    
    Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.
    
    Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 [7].
    
    Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.
    
    5.4 Эргономические требования
    
    Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.
    
    Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280х1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.
    
    5.5 Требования к защите информации
    
    Информационная защита СМИС - по нормативному документу.
    
    5.6 Требования к защите от влияния внешних воздействий
    
    Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.
    
    Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.
    
    5.7 Требования к стандартизации и унификации
    
    Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.
    
    5.8 Требования к совместимости
    
    В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.
    
    5.9 Требования охраны окружающей среды
    
    Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.
    
    Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.
    
    Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.
    
    

Приложение А
(справочное)

    
Порядок создания структурированных систем мониторинга и управления
инженерными системами потенциально опасных объектов, зданий и сооружений
и их информационного сопряжения с едиными дежурно-диспетчерскими
службами города

    
    А.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:
    
    - определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;
    
    - уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;
    
    - разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;
    
    - совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;
    
    - сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС со СМИС.
    
    А.2 Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:
    
    - организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;
    
    - технический этап, в продолжении которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.
    
    А.2.1 Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:
    
    - положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;
    
    - инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;
    
    - дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.
    
    А.3 В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.
    

    

Приложение Б
(обязательное)

Программа комплексных испытаний

    
    Б.1 Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.
    
    Б.2 Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.
    
    Б.2.1 Оценке и проверке подлежат:
    
    - соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;
    
    - соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;
    
    - соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;
    
    - наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.
    
    Б.2.2 Проверке подвергают:
    
    - комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);
    
    - многофункциональную кабельную систему;
    
    - сеть передачи информации;
    
    - систему сбора и обработки информации;
    
    - административную систему;
    
    - ЕДДС города в части взаимодействия со СМИС объекта.
    
    Б.2.3 Комиссия проводит:
    
    - проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС;
    
    - проверку качества и полноты эксплуатационной документации;
    
    - автономное испытание СМИС объекта;
    
    - автономное испытание каналов связи между СМИС объекта и ЕДДС города;
    
    - комплексное испытание СМИС объекта в составе ЕДДС города.
    
    Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.
         
    Б.2.4 Результаты комплексных испытаний
    
    Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием:
    
    - назначения каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания;
    
    - перечня лиц, проводивших испытания, с указанием зоны ответственности каждого лица;
    
    - состава технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания;
    
    - перечня методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов;
    
    - перечня протоколов автономных испытаний элементов системы;
    
    - перечня носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний;
    
    - обобщенных результатов испытаний;
    
    - выводов о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания.
    
    Б.3 По результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.
    
    

Библиография

    

[1] ФЗ

Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184 ФЗ

[2]

Методика оценки и сертификации инженерной безопасности зданий и сооружений, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от 25.02.03 N 1)

[3] ФЗ

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. 116-ФЗ

[4]

Методика оценки систем безопасности и жизнеобеспечения на потенциально опасных объектах, зданиях и сооружениях, аттестованная Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Протокол от 19.12.03 N 9)

[5] РД 50-34.698-90


Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов

[6] СП 11-107-98


Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства

[7] СНиП 12-03-2001

Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования




Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2005