Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/14/901945274.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(ГОСАТОМНАДЗОР РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 24 апреля  2003 года N 41  

     
     

Об утверждении и введении в действие Типовой программы инспекции
безопасности объектов ядерного топливного цикла
 

    
    
Приказываю:
    
    1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2003 года прилагаемую Типовую программу инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (РД-05-02-2003).
    
    2. Признать утратившей силу Типовую программу комплексной проверки обеспечения ядерной и радиационной безопасности предприятий топливного цикла (РД-05-02-93), утвержденную заместителем Председателя Госатомнадзора России 27 декабря 1993 года.
    
    

Начальник
Госатомнадзора России
Ю.Г.Вишневский



Утверждена
Приказом начальника
Госатомнадзора России
от 24 апреля 2003 года N 41


     Введено в действие
с 1 июня 2003 года



ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла
РД-05-02-2003


Перечень сокращений

    

ГНЦ РФ-ФЭИ

Государственный научный центр Российской Федерации - Физико-энергетический институт им. А.И.Лейпунского;

ДБЭЧС

Департамент безопасности, экологии и чрезвычайных ситуаций;

ИТР

инженерно-технические работники;

ОЯБ

Отдел ядерной безопасности;

ОЯТЦ

объект ядерного топливного цикла;

РАО

радиоактивные отходы;

САС

система аварийной сигнализации;

СЦР

сомоподдерживающаяся цепная реакция.



I. Общие положения

    
    1. Типовая программа инспекции безопасности объектов ядерного топливного цикла (далее - Типовая программа) разработана на основании требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и в соответствии с характером и объемом вопросов, подлежащих инспектированию согласно Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
    
    2. Типовая программа устанавливает основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ и определяет для каждого из этих направлений типовой перечень вопросов инспектирования.
    
    3. Типовая программа является основой для составления рабочих программ комплексных и целевых инспекций безопасности ОЯТЦ (указания по составлению рабочей программы комплексной и целевой инспекций безопасности конкретного ОЯТЦ приведены в приложении к Типовой программе).
    
    Типовая программа при необходимости может использоваться для составления рабочих программ оперативных инспекций ОЯТЦ. Решение о необходимости составления программы оперативной инспекции принимает руководитель структурного подразделения территориального органа Госатомнадзора России, принявшего решение о проведении оперативной инспекции.
    
    4. В Типовой программе под проверкой организационно-распорядительного документа (приказа, положения, инструкции и т.д.) понимается установление факта его наличия и определение соответствия изложенных в нем требований положениям законодательных актов, нормативных и руководящих документов, являющихся основой для разработки данного документа.
    
    

II. Основные направления инспекций безопасности ОЯТЦ

    
    5. Инспекции безопасности ОЯТЦ проводятся, как правило, по следующим направлениям:
    
    а) организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
    
    б) техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ;
    
    в) организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
    
    г) техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ;
    
    д) обеспечение технической безопасности ОЯТЦ;
    
    е) обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива;
    
    ж) обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами;
    
    з) организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно- и радиационно-опасным работам;
    
    и) обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО;
    
    к) обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО.
    
    6. Направления инспекции безопасности конкретного ОЯТЦ определяются должностным лицом Госатомнадзора России, принявшим решение о проведении инспекции.
    
    

III. Типовые перечни вопросов инспектирования по основным направлениям инспекции безопасности ОЯТЦ

    
    7. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
    
    7.1. Наличие у ОЯТЦ нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов соответствующего органа государственного управления использованием атомной энергии, определяющих требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ при осуществлении ОЯТЦ деятельности в области использования атомной энергии.
    
    7.2. Наличие у ОЯТЦ лицензии Госатомнадзора России на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, и выполнение условий действия лицензии в части, касающейся обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ и отчетности о ее состоянии.
    
    7.3. Наличие лицензий Госатомнадзора России у организаций, привлекаемых эксплуатирующей организацией для выполнения работ и оказания услуг, влияющих на обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ, деятельность которых подлежит лицензированию согласно Положению о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.
    
    7.4 Наличие документального подтверждения финансового обеспечения гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием в результате деятельности ОЯТЦ, установленного статьей 56 Федерального закона "Об использовании атомной энергии".
    
    7.5. Наличие актов готовности к эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов ОЯТЦ (в том числе после проведения их реконструкций, модернизаций, модификаций, не предусмотренных регламентом и влияющих на ядерную и радиационную безопасность).
    
    7.6. Наличие и полнота перечня нормативных документов, требования которых в части ядерной и радиационной безопасности распространяются на ОЯТЦ. Фактическое наличие нормативных документов.
    
    7.7. Наличие и соблюдение требований документов, определяющих порядок ввода в действие, пересмотра и внесения изменений в документы предприятия.
    
    7.8. Наличие утвержденного в установленном порядке перечня ядерно-опасных участков с указанием их границ.
    

    7.9. Наличие заключений по ядерной безопасности, выданных отделом ядерной безопасности ОЯБ ГНЦ РФ - ФЭИ и выполнение их требований.
    
    7.10. Наличие, содержание и выполнение требований организационно-распорядительных документов, утвержденных руководством ОЯТЦ и разработанных в целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ в соответствии с уставом предприятия, требованиями федеральных норм и правил, отраслевых нормативных документов, стандартов предприятия. Наличие приказов о назначении должностных лиц, ' ответственных за организацию и обеспечение ядерной и радиационной безопасности ОЯТЦ.
    
    7.11. Наличие и выполнение мероприятий по устранению отступлений от требований нормативных документов по ядерной и радиационной безопасности или компенсирующих эти отступления.
    
    7.12. Организация исполнения работ по замечаниям, изложенным в актах-предписаниях и предписаниях Госатомнадзора России. Наличие и содержание планов мероприятий по устранению выявленных нарушений, а также выполнение этих планов.
    
    7.13. Наличие графиков и актов проверок ядерной безопасности службой ядерной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний.
    
    Наличие планов мероприятий по повышению уровня ядерной безопасности ОЯТЦ и ход их выполнения.
    
    7.14. Организация контроля соблюдения требований ядерной безопасности. Организация обеспечения и контроля параметров ядерной безопасности технологических процессов. Система контроля норм загрузки (концентрации), закладки, накопления ядерных материалов в оборудовании, наличие графиков контроля и журналов регистрации результатов контроля.
    
    7.15. Документация, подтверждающая наличие системы контроля геометрических форм и размеров оборудования, в котором перерабатываются и хранятся ядерные материалы.
    
    7.16. Организация системы контроля взаимного расположения оборудования, упаковок, наличия и эффективности нейтронпоглащающих свойств конструкционных материалов.
    
    7.17. Организация разработки, учета, обеспечения рабочих мест нормативной, организационно-распорядительной, проектной, конструкторской, эксплуатационной технологической документацией, порядок внесения изменений, порядок ознакомления персонала с документацией. Соблюдение требований к ведению оперативной и отчетной документации при эксплуатации ОЯТЦ.
    
    7.18. Организация эксплуатации ОЯТЦ в соответствии с технологическими регламентами, инструкциями по эксплуатации и другой эксплуатационной документацией.
    

    7.19. Порядок проведения мероприятий по внесению изменений в конструкцию, влияющих на безопасность систем (элементов) ОЯТЦ.
    
    7.20. Наличие и содержание должностных инструкций, положений о подразделениях, определяющих обязанности и права персонала и руководства ОЯТЦ.
    
    7.21. Наличие и соблюдение графиков замены опасного оборудования на безопасное или на оборудование с повышенным коэффициентом запаса.
    
    7.22. Организация и обеспечение проведения противоаварийных мероприятий, в том числе:
    
    - наличие в проектной документации ОЯТЦ перечня потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
    
    - наличие в документации ОЯТЦ критериев принятия решения при возникновении радиационной аварии;
    
    - наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ликвидации ее последствий, согласованных в установленном порядке;
    
    - наличие и содержание планов и графиков проведения противоаварийных тренировок;
    
    - наличие и содержание инструкций по проведению противоаварийных тренировок;
    
    - наличие и содержание инструкций, определяющих действия персонала при возникновении предаварийных ситуаций, аварий и при ликвидации последствий аварий;
    
    - наличие утвержденных маршрутов эвакуации, пунктов сбора персонала, наличие в помещениях ОЯТЦ указателей маршрутов эвакуации;
    
    - оборудование пунктов сбора персонала приборами для контроля радиационной обстановки, оценки доз, полученных персоналом, уровней поверхностных загрязнений средств защиты, одежды и кожных покровов, проведение работ по санитарной обработке персонала и оказания первой помощи пострадавшим;
    
    - обеспеченность персонала средствами индивидуальной защиты, наличие аварийных запасов средств индивидуальной защиты, средств первой помощи пострадавшим при аварии, дозиметрических приборов;
    
    - наличие и состояние основных и дублирующих средств связи, а также средств оповещения об аварии, наличие и содержание схем оповещения;
    
    - обеспеченность ОЯТЦ техническими средствами ликвидации последствий аварий.
    

    7.23. Организация расследования и учета нарушений в работе ОЯТЦ. Наличие и содержание отчетов о расследовании нарушений в работе ОЯТЦ. Выполнение на ОЯТЦ мероприятий по результатам расследования нарушений.
    
    7.24. Наличие аттестованных в установленном порядке расчетных компьютерных программ, использованных для обоснования безопасности ОЯТЦ.
    
    8. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение ядерной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
    
    8.1. Наличие и содержание перечня систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, подлежащих периодическим проверкам и испытаниям. Наличие программ, методик, графиков этих проверок. Соблюдение установленной проектом периодичности проверок и испытаний.
    
    8.2. Соответствие размещения оборудования проекту.
    
    8.3. Соответствие состояния и характеристик систем (элементов), важных для безопасности ОЯТЦ, требованиям нормативных документов и установленным проектом ОЯТЦ характеристикам.
    
    8.4. Соответствие режимов эксплуатации ОЯТЦ требованиям проектной и нормативной документации. Соблюдение требований технологического регламента, инструкций по эксплуатации систем (элементов) ОЯТЦ, обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность. Порядок проверки закладки и накопления ядерных материалов в оборудовании.
    
    8.5. Состояние метрологического обеспечения измерительных средств, используемых для контроля параметров ядерной и радиационной безопасности. Организация поверки измерительной аппаратуры, контрольно-измерительных приборов. Наличие и выполнение графиков поверки.
    
    8.6. Обоснованность использования опасного оборудования и оборудования с повышенным коэффициентом запаса.
    
    8.7. Порядок ввода в эксплуатацию ядерно- и радиационно-опасных объектов, нового оборудования и аппаратов, используемых при проведении ядерно- и радиационно-опасных работ, организация контроля основных параметров оборудования.
    
    8.8. Наличие и соответствие САС возникновения СЦР требованиям нормативной документации, в том числе:
    
    - наличие обоснования установки или отказа от установки САС, согласованное с ОЯБ ГНЦ РФ - ФЭИ и Госатомнадзором России (в случае отказа от установки САС - наличие утвержденного ДБЭЧС Минатома России заключения ОЯБ ГНЦ РФ - ФЭИ);
    

    - наличие средств радиационного контроля для оценки уровней внешнего и внутреннего облучения персонала при возникновении СЦР при выполнении разовых работ с ядерными материалами на производственном участке ОЯТЦ, не оснащенном стационарной САС, наличие приборов радиационного контроля с автоматическими звуковыми сигнализирующими устройствами о превышении порога срабатывания и о немедленной эвакуации персонала;
    
    - соответствие характеристик блоков детектирования, устройств обработки сигнала, средств звуковой и световой сигнализации требованиям нормативной документации;
    
    - обоснование расположения блоков детектирования САС;
    
    - соответствие показателей надежности САС требованиям нормативной документации:
    
    количество ложных срабатываний САС (не более двух раз в год);
    
    возможность проверки работоспособности и настройки САС;
    
    наличие систем самодиагностирования с выдачей звуковых и/или световых сигналов о неработоспособности системы в постоянно обслуживаемое помещение;
    
    конструктивная защищенность встроенных устройств для регулировок рабочих параметров САС от несанкционированных действий персонала;
    
    состояние электросетей, питающих САС (промышленные электросети первой категории);
    
    - наличие документации:
    
    техническое задание на разработку средств САС и проекты САС для объектов с ядерными материалами, согласованные с ОЯБ ГНЦ РФ ФЭИ;
    
    схема расположения блоков детектирования САС с указанием ядерно-опасного оборудования и мест хранения ядерных материалов на ядерно-опасных объектах;
    
    схема маршрутов немедленной эвакуации с указанием пунктов сбора персонала;
    
    инструкция по действию персонала в случае срабатывания САС;
    
    план ликвидации аварий, связанных с возникновением СЦР;
    
    - наличие документально оформленных результатов проверки работоспособности САС.
    
    - наличие биологической защиты от излучения при СЦР в помещениях, где расположены пульты управления и контроля за технологическими и производственными процессами, а также службы радиационного контроля, которые не могут быть покинуты персоналом во время возникновения СЦР или размещение их за пределами ядерно-опасной зоны.
    
    8.9. Наличие средств пожаротушения.
    

    8.10. Организация и проведение ремонтных работ систем и оборудования, важных для безопасности. Наличие и содержание графиков проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов систем, оборудования, элементов ОЯТЦ. Соответствие фактически выполненных мероприятий графикам.
    
    8.11. Организация контроля установленного срока службы систем и оборудования, важных для безопасности:
    
    - организация установления остаточного ресурса систем и оборудования в процессе эксплуатации;
    
    - мероприятия по замене оборудования и других элементов, выработавших свой ресурс;
    
    - порядок продления срока эксплуатации систем, оборудования ОЯТЦ;
    
    - наличие методик определения остаточного ресурса.
    
    8.12. Наличие документов для регистрации и хранения информации об отказах систем (устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ. Состояние, содержание документов. Мероприятия по результатам анализа информации об отказах систем (устройств), оборудования, неправильных действиях персонала ОЯТЦ.
    
    8.13. Наличие и состояние средств сбора, обработки, регистрации и хранения информации об отказах влияющего на безопасность оборудования, нарушениях нормальной эксплуатации, предаварийных ситуациях и авариях.
    
    8.14. Наличие оборудования, аппаратуры подлежащих сертификации в Системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. Наличие сертификатов соответствия. Наличие актов инспекционного контроля оборудования, аппаратуры органом, выдавшим сертификат соответствия.
    
    9. В части, относящейся к направлению "Организационное обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
    
    9.1. Вопросы, изложенные в п.п.7.1 - 7.7, 7.10 - 7.12, 7.17 - 7.20, 7.22 - 7.24 настоящей Типовой программы.
    
    9.2. Наличие оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий и способов транспортирования радиоактивных веществ и ядерных материалов, устройств и установок с источниками излучения и радиоактивных отходов санитарным правилам. Наличие оформленных в установленном порядке санитарно-эпидемиологических заключений на право работы с источниками ионизирующего излучения. Соответствие проводимых на объектах ОЯТЦ работ условиям, установленным санитарно-эпидемиологическими заключениями.
    
    9.3. Наличие оформленного в установленном порядке документа, устанавливающего категорию потенциальной радиационной опасности ОЯТЦ.
    

    9.4. Наличие графиков и актов проверок радиационной безопасности службой радиационной безопасности ОЯТЦ, наличие и выполнение планов мероприятий по устранению замечаний.
    
    9.5. Наличие санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения. Соответствие санитарно-защитной зоны ее проекту. Соответствие организации и осуществления контроля радиационной обстановки в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения требованиям нормативных документов.
    
    9.6. Наличие оформленного в установленном порядке санитарно-гигиенического паспорта организации, в которую входит ОЯТЦ, и территории, на которой он расположен.
    
    9.7. Наличие оформленных в установленном порядке разрешений на сбросы и выбросы радиоактивных веществ. Соблюдение ОЯТЦ разрешенных выбросов и сбросов радиоактивных веществ.
    
    9.8. Соответствие организации радиационного контроля требованиям нормативных документов. Наличие разрешительных документов, устанавливающих контрольные и рабочие уровни основных дозовых пределов. Наличие разработанных и введенных в действие в установленном порядке методик контроля параметров радиационной безопасности. Наличие средств измерения параметров радиационной безопасности, их поверка и калибровка.
    
    9.9. Порядок контроля при вывозе оборудования и материалов с территории объектов в части обеспечения радиационной безопасности.
    
    9.10. Порядок обращения с радиоактивными отходами (РАО), в том числе:
    
    - порядок сбора и подготовки РАО для хранения и захоронения;
    
    - наличие журналов учета, паспортов на партии РАО, актов комиссий по инвентаризации РАО;
    
    - наличие на предприятии установок по переработке РАО; соответствие условий переработки РАО требованиям нормативной документации;
    
    - порядок транспортирования РАО (санитарно-эпидемиологическое заключение на транспортные средства, транспортные упаковки, контейнеры, цистерны и емкости для перевозки РАО;
    
    - согласованность с органами ГИБДД маршрутов транспортирования РАО по дорогам общего пользования;
    
    - организация и осуществление радиационного контроля за безопасностью при транспортировании РАО;
    

    - порядок хранения (захоронения) РАО; фактическое состояние (характеристика) РАО, направляемых на захоронение; соответствие пунктов хранения (захоронения) РАО проектной документации, коэффициент заполнения, наличие актов приемки в эксплуатацию, санитарно-эпидемиологических заключений;
    
    - планируемые и проведенные мероприятия по уменьшению объемов РАО.
    
    9.11. Наличие приказов о назначении ответственных за учет и хранение радиоактивных веществ, за сбор, временное хранение и передачу РАО, о назначении комиссий по инвентаризации радиоактивных веществ и РАО.
    
    10. В части, относящейся к направлению "Техническое обеспечение радиационной безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
    
    10.1. Вопросы, изложенные в п.п.8.1 - 8.5, 8.7, 8.9 - 8.14 настоящей Типовой программы.
    
    10.2. Соответствие планировки и оборудования помещений классу работ с использованием источников ионизирующего излучения.
    
    10.3. Соответствие систем вентиляции, газоочистки и канализации требованиям нормативных документов, в том числе:
    
    - обеспечение ОЯТЦ раздельными системами вентиляции для помещений, где ведутся работы с открытыми источниками ионизирующего излучения и помещений, в которых проектом ОЯТЦ такие работы не предусмотрены;
    
    - обеспечение расчетных значений разрежения в боксах и скорости движения воздуха в рабочих проемах вытяжных шкафов, оборудование камер и боксов приборами контроля степени разрежения;
    
    - наличие резервных вентиляционных агрегатов для помещений, в которых проводятся работы I класса и работы с эманирующими и летучими радиоактивными веществами;
    
    - наличие системы очистки воздуха перед выбросом в атмосферу, графики замены фильтров, обоснование сроков замены;
    
    - наличие системы спецканализации, ее обеспечение средствами контроля количества и активности сточных вод.
    
    10.4. Соответствие оборудования санпропускников требованиям нормативных документов.
    
    11. В части, относящейся к направлению "Обеспечение технической безопасности ОЯТЦ", проверке подлежат:
    
    11.1. Регистрация в органах Госатомнадзора России паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, грузоподъемных кранов, используемых при проведении ядерно- и радиационно-опасных работ (далее - оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны).
    

    11.2. Организация проведения работ с использованием оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов. Наличие и содержание организационно-распорядительных документов, устанавливающих порядок проведения работ, выдачи наряда - допуска и инструктажа работников (персонала).
    
    11.3. Наличие сертификатов соответствия оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, подлежащих обязательной сертификации. Наличие и содержание актов инспекционного контроля оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов органом, выдавшим сертификат соответствия.
    
    11.4. Соответствие условий применения оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов условиям, определенным соответствующими разрешениями и (или) сертификатами.
    
    11.5. Организация технического обслуживания и ремонта оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов. Наличие и содержание инструкции по техническому обслуживанию. Соблюдение установленной периодичности работ по техническому обслуживанию.
    
    11.6. Состояние и организация технического освидетельствования оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, соблюдение установленных сроков частичного и полного освидетельствования.
    
    11.7. Наличие и содержание эксплуатационной документации, включая инструкции по эксплуатации, формуляры, паспорта, разрешения на работу оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов.
    
    11.8. Сроки службы, остаточный ресурс оборудования, работающего под давлением, и грузоподъемных кранов, их составных элементов. Порядок продления срока службы.
    
    11.9. Наличие и содержание документации по обучению и проверке знаний персонала, обслуживающего оборудование, работающее под давлением, и грузоподъемные краны.
    
    11.10. Выполнение условий действия лицензии, в части, касающейся обеспечения технической безопасности ОЯТЦ и отчетности о ее состоянии.
    
    12. В части, относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при транспортировании ядерных материалов, изделий на их основе, отработавшего ядерного топлива", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с Приложением 2 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла - РД-05-19-99.
    
    13. В части, относящейся к направлению "Обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с Приложением 5 к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла - РД-05-19-99.
    

    14. В части, относящейся к направлению "Организация и осуществление подготовки и допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно- и радиационно-опасным работам", проверке подлежат:
    
    14.1. Порядок оформления допуска работников (персонала) ОЯТЦ к ядерно- и радиационно-опасным работам.
    
    14.2. Наличие и содержание утвержденных в установленном порядке программ и графиков подготовки (в том числе наличие в программах подготовки раздела о формировании у персонала культуры безопасности), стажировки, сдачи экзаменов персонала и руководства ОЯТЦ, участвующих в организации и проведении ядерно- и радиационно-опасных работ.
    
    14.3. Соблюдение сроков сдачи экзаменов. Наличие, содержание протоколов проверки знаний.
    
    14.4. Наличие у работников разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, полученных в установленном порядке, выполнение условий действия разрешений.
    
    14.5. Наличие приказов о назначении комиссий по проверке знаний у работников.
    
    14.6. Периодичность проведения инструктажа рабочих и ИТР, соответствие проведения внепланового инструктажа установленным требованиям, оформление результатов инструктажа в установленном на предприятии порядке.
    
    14.7. Штатная и фактическая численность персонала ОЯТЦ.
    
    14.8. Периодичность проведения противоаварийных тренировок, полнота охвата персонала ОЯТЦ в их участии.
    
    15. В части, относящейся к направлению "Обеспечение учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с руководящим документом Госатомнадзора России "Типовая программа целевой инспекции систем учета и контроля ядерных материалов - РД-08-16-98".
    
    16. В части, относящейся к направлению "Обеспечение физической защиты ядерных материалов, радиоактивных веществ, РАО, ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ РАО", типовой перечень вопросов определяется в соответствии с Типовой программой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (РД-08-20-2000) и с учетом Методических указаний по осуществлению надзора за обеспечением физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (РД-08-21-2000).
    
    

Приложение

    

Указания по составлению рабочей программы комплексной
и целевой инспекций безопасности ОЯТЦ

    
    
    1. В соответствии с Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) рабочая программа является одним из основных документов по планированию проведения комплексных и целевых инспекций и подлежит составлению в обязательном порядке.
    
    2. Структура рабочей программы должна соответствовать требованиям к структуре указанного документа, изложенным в РД-03-43-98.
    
    3. В рабочей программе предусматриваются те направления инспектирования, которые определены должностным лицом Госатомнадзора России, принявшим решение о проведении инспекции.
    
    4. Рабочая программа составляется на основе изложенных в Типовой программе перечней вопросов, подлежащих проверке по каждому из предусмотренных в ней направлений инспектирования.
    
    Указанные перечни дополняются вопросами, необходимость проверки которых вытекает из анализа информации о фактическом состоянии ядерной и радиационной безопасности конкретного ОЯТЦ. При этом, исходя из особенностей деятельности конкретного ОЯТЦ, в рабочую программу должны включаться вопросы, предусмотренные соответствующими приложениями к Инструкции по осуществлению надзора за ядерной и радиационной безопасностью объектов ядерного топливного цикла (РД-05-19-99).
    
    5. Рабочую программу составляет и подписывает ответственный за проведение инспекции, а утверждает должностное лицо, определенное в РД-05-19-99.
    
    6. Проверки и иные мероприятия, предусматриваемые в рабочей программе, а также методы и способы их выполнения не должны приводить к снижению безопасности ОЯТЦ в процессе проведения инспекции.




Текст документа сверен по:
рассылка