РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАКРОШЕРОХОВАТЫХ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
ИЗ ОТКРЫТЫХ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
УТВЕРЖДЕНЫ Управлением технического прогресса 30 октября 1991 г.
Настоящие рекомендации разработаны по результатам исследований и обобщения опыта применения открытых битумоминеральных смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88 для строительства макрошероховатых дорожных покрытий. Они составлены в дополнение к указанным ТУ и содержат более подробную информацию по технологии приготовления смесей и их применения; приведен универсальный метод проектирования составов, позволяющий исчерпывающе учитывать условия применения.
Рекомендации разработаны и составлены инж. Л.Г.Паниной.
Научный редактор и консультант - канд. техн. наук А.Я.Эрастов.
В работе принимали участие канд. техн. наук Т.Н.Калашникова, инженеры С.М.Акиншин и И.В.Балуева, техник Т.А.Василькова.
В проведении производственных работ, кроме указанных специалистов, были привлечены сотрудники Краснодаравтодора (С.И.Чалохьян, A.M.Обидин, П.И.Скороходов, С.П.Петрусенко) и УС-3 (Ю.А.Стопочев, В.М.Приходько).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящие рекомендации разработаны в дополнение к техническим условиям ТУ 218 РСФСР 601-88 "Смеси битумоминеральные открытые для устройства макрошероховатых слоев дорожных покрытий" и распространяются на горячий (теплый) способ устройства макрошероховатых слоев износа, тонкослойных и однослойных покрытий из этих смесей.
В рекомендациях даны определения, классификация и область применения горячих и теплых битумоминеральных открытых смесей, технология приготовления смесей и их уплотнения, способы устройства слоев с учетом имеющегося оборудования.
Следует обратить внимание, что при не точном соблюдении технологии будут получены недолговечные слои с закрытой поверхностью. Необходимо учесть все тонкости проектирования состава БМО смесей и рекомендуемую технологию устройства слоев, которые должны быть обязательно с макрошероховатыми поверхностями. Только при соблюдении этих рекомендаций можно получить из открытых смесей плотные и долговечные покрытия.
Следует иметь в виду, что правильное назначение и обеспечение начальных значений параметров шероховатости - залог стабильности сцепных качеств поверхности в течение 6 и более лет эксплуатации слоев. Необходимо учесть, что обеспечение этих параметров возможно только при использовании пневмокатков. Кроме того, на величину параметров шероховатости и на сцепление слоя с обрабатываемым покрытием влияет твердость последнего, о которой нужно помнить при выборе материала подгрунтовки и ее расхода.
Особое внимание следует обратить на связь между уплотняющей нагрузкой и составом смесей: надо подбирать составы под имеющиеся катки; назначать и уточнять количество проходов катков в зависимости от их типа и состава смеси. По возможности отдавать во всех случаях предпочтение пневмокаткам.
Начальник управления технического прогресса и важнейших проблем отрасли М.А.Покатаев
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ
Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на производство работ по устройству макрошероховатых дорожных покрытий на строящихся и эксплуатируемых асфальтобетонных (и других черных) и цементобетонных покрытиях из битумоминеральных открытых (БМО) смесей по ТУ 218 РСФСР 601-88* на автомобильных дорогах I-III категории в I-V дорожно-климатических зонах.
________________
Относятся все виды покрытий с использованием органических вяжущих.
* Здесь и далее ссылки на ТУ 218 PCФCP 601-88 "Смеси битумоминеральные открытые для устройства макрошероховатых слоев дорожных покрытий" - обозначены звездочкой.
При разработке использованы а.с. N 1534126 и N 907138.
1.2. Рассматриваемые макрошероховатые слои предназначены для обеспечения требуемых сцепных свойств дорожных покрытий и отличаются повышенным сроком службы, в том числе в условиях интенсивного и тяжелого движения.
1.3. Требуемые параметры шероховатости поверхности указанных слоев обеспечиваются путем применения БМО смесей специальных составов и реализации соответствующих технологических приемов при уплотнении слоя.
1.4. Исходные материалы для приготовления БМО смесей, а также показатели физико-механических свойств уплотненных смесей должны отвечать требованиям ТУ и настоящих рекомендаций.
Определения. Классификация
А. Битумоминеральные открытые смеси
1.5. Открытыми называют битумоминеральные смеси, которые содержат 50-80% по объему (55-85% по массе) щебня или других каркасных частиц и образуют материал с пористостью, сосредоточенной внутри каркаса и всегда превышающей общую пористость материала.
Требования к исходным материалам и уплотненным БМО смесям, методы оценки их свойств и слоев из них приведены в ТУ 218 РСФСР 601-88*.
1.6. Битумоминеральные открытые смеси следует подразделять* в зависимости от -
а) марок вязкого нефтяного битума по ГОСТ 22245-76* и температуры его нагрева при приготовлении смеси на:
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22245-90. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
горячие (Г) -
БНД 90/130 |
140-160 °С; | |
БНД 60/90 |
| |
БНД 40/60 |
|
теплые (Т) -
БНД 130/200 |
110-130 °С; | |
БНД 200/300 |
|
б) содержания щебня, % по массе, на:
БМО 75/85, |
| |
БМО 65/75, |
| |
БМО 55/65; |
|
в) максимального размера щебня, мм, на:
К - крупнозернистые до 25;
С - среднезернистые -"- 20;
М - мелкозернистые до 15 (10);
г) консистенции (с и ) в технологическом состоянии на:
пластичные - более 0,9;
сыпучие - более 0,7 до 0,9;
д) величины остаточной пористости материала из БМО смесей, % объема, на типы:
ВП - высокой плотности - 1,5-3,0;
СП - средней -"- - 3,0-5,0;
МП - малой плотности - 5,0-7,0.
_______________
Из величины остаточной пористости материала () исключается ее часть, определяемая водопоглощением по п.4.2.3*, как характеризующая открытые крупные поры, не влияющие на долговечность слоев.
Б. Макрошероховатые дорожные покрытия
1.7. Макрошероховатые дорожные покрытия - это покрытия с поверхностью, состоящей из выступов и впадин, средняя высота которых () превышает 0,5 мм.
Макрошероховатая поверхность дорожного покрытия представляет собой поверхностный каркасный слой из щебня смеси (или других каркасных частиц) толщиной, равной их максимальному размеру, пустоты в котором вровень с вершинами или частично закрыты заполняющим материалом, образуя соответственно дорожные покрытия с открытой или закрытой поверхностью.
________________
При 0,1 мм получают гладкие, при 0,10,5 мм - гладкие по макрошероховатости или микрошероховатые поверхности.
1.8. В зависимости от величины средней высоты выступов макрошероховатости () поверхности, мм, подразделяются на:
К - крупные - >6,0-9,0;
С - средние - >3,0-6,0;
М - мелкие - >0,5-3,0.
1.9. По характеру текстуры, определяемой величиной коэффициента шага шероховатости (), поверхности подразделяют соответственно на:
шероховатые (ШЕР) - 0,1-0,3;
шероховато-шипованные (ШШ) - 0,3-0,5.
________________
На слои с шипованно-шероховатыми и шипованными поверхностями настоящие рекомендации не распространяются.
1.10. С учетом макро- и микротекстуры классификация дорожных покрытий приведена в табл.1.2. В процессе эксплуатации, по мере истирания выступов, текстура поверхности переходит из крупношероховатой в средне- и мелкошероховатую, из шероховато-шипованной в шероховатую и т.д.
1.11. Макрошероховатые дорожные покрытия по толщине слоя и назначению подразделяются на:
а). Макрошероховатые слои износа из БМО смесей - это самостоятельные поверхностные слои (см. п.1.7), т.е. слои, равные по толщине максимальному размеру щебня смеси: 15 (10), 20 и 25 мм, предназначенные для обеспечения требуемых сцепных качеств поверхностей в течение 6 и более лет, а также плотности и водопроницаемости слоя на период срока службы его поверхности (см. на рисунке, 1а, 1б - слои с макрошероховатой и 1'а, 1'б - с шероховато-шипованной текстурой поверхности).
Типы макрошероховатых дорожных покрытий:
1 и 1' - макрошероховатый слой износа соответственно с макрошероховатой и шероховато-шипованной
поверхностью до (а) и после (б) эксплуатации; 2 - макрошероховатый тонкий слой до (а) после первого
срока эксплуатации и истирания выступов с новым тонким слоем (б), с новым третьим тонким
слоем (в); 3 - макрошероховатое тонкослойное покрытие до (а), после истирания выступов
с новым тонким слоем (б)
б). Макрошероховатые тонкие слои из БМО смесей - это самостоятельные поверхностные слои (см. п.1.7), аналогичные слоям износа, но обеспечивающие плотность, водонепроницаемость и прочностные свойства слоя на период срока службы дорожной одежды и входящие в ее расчет (см. 2а на рисунке).
в). Макрошероховатые тонкослойные покрытия из БМО смесей - это слои с поверхностным слоем, расположенным в верхней их части (см. п.1.7), и толщиной, превышающей толщину и максимальный размер щебня смеси, но не более, чем вдвое (см. 3а на рисунке). Эти слои аналогичны тонким слоям, но имеют другую структуру, более высокие прочностные и расчетные характеристики.
2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
2.1. Макрошероховатые слои износа из БМО смесей используют (см. 1а на рисунке) наряду с традиционной поверхностной обработкой, но они имеют преимущество в следующих случаях:
на крутых уклонах, участках дорог с грузонапряженным и скоростным движением;
в весенне-осенний период или в других условиях (в том числе на участках дорог с небольшой интенсивностью движения), когда поверхностная обработка не может сформироваться;
в условиях, когда, с точки зрения организации работ, а также технических и экономических факторов, само покрытие и шероховатый слой целесообразно устраивать с помощью одного и того же оборудования (это относится и к слоям усиления).
2.2. Макрошероховатые тонкие слои применяют (наряду с областями использования слоев износа) на участках, где необходимо гарантированно обеспечить приживаемость щебня в слое под действием движения повышенной интенсивности и грузонапряженности с целью получения поверхностей, сохраняющих сцепные качества не менее 6 лет, а также при необходимости стадийного усиления дорожной одежды одновременно с возобновлением сцепных качеств ее поверхности в течение всего срока службы (см. 2б и 2в на рисунке).
2.3. Макрошероховатые тонкослойные покрытия применяют как расчетный слой дорожной одежды преимущественно на участках дорог с высокой интенсивностью и грузонапряженностью движения, а также в качестве выравнивающих слоев или слоев усиления, когда одновременно необходимо обеспечить и высокие сцепные свойства поверхности покрытия.
2.4. Для получения более высоких значений расчетных характеристик слоев берут для их устройства горячие БМО смеси. Теплым смесям отдают предпочтение при производстве работ в осенний период при температуре воздуха ниже 15 °С и использовании мелкого щебня.
3. ТРЕБОВАНИЯ К БМО СМЕСЯМ И СЛОЯМ ИЗ НИХ
3.1. БМО смеси, предназначенные для устройства макрошероховатых слоев, должны отвечать требованиям п.1-3 табл.1; смеси, рекомендуемые для устройства тонокослойных покрытий и тонких слоев, кроме указанных - требованиям п.4 и 5 табл.1, причем для тонких слоев их принимают по минимальному значению.
Таблица 1
Требования к показателям физико-механических свойств уплотненных смесей
N п/п |
Свойства |
Показатель для смесей |
Методика определения свойств | ||
|
|
ВП |
СП |
МП |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Водонасыщение под вакуумом, , % объема, не более |
3 |
5 |
7 |
п.4.2.3 ТУ* |
2 |
Набухание после 15 сут выдерживания в воде после вакуума, , % объема, не более |
0,5 |
1,0 |
1,5 |
п.4.8 ГОСТ 12801-84 |
3 |
Коэффициент водоустойчивости при длительном водонасыщении по прочности на растяжение при расколе, , не менее |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
п.4.2.5 ТУ* |
4 |
Предел прочности при сжатии, МПа |
|
|
|
|
|
20 |
2,4(24)-2,0(20) |
2,2(22)-1,8(18) |
2,0(20)-1,8(18) |
ГОСТ 12801-84 |
|
50 |
0,9(9)-0,8(8) |
0,8(8)-0,7(7) |
- |
|
5 |
Коэффициент длительной водостойкости при водонасыщении по прочности при сжатии, , не менее |
0,85-0,80 |
0,75-0,60 |
0,70-0,60 |
п.4.10 ГОСТ |
6 |
Сцепление битума с минеральной частью смеси |
Выдерживает |
|
|
______________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ 12801-98. - Примечание изготовителя базы данных.
3.2. Требования к минимально допустимым значениям эксплуатационных свойств поверхностей макрошероховатых слоев, обеспечивающие (согласно ВСН 38-88) безопасный проезд транспорта в период эксплуатации слоев в зависимости от условий движения и дорожно-климатических зон, а также соответствующие им допустимые значения средней высоты выступов шероховатости , в том числе и рекомендуемые для БМО смесей с различным содержанием щебня, даны в табл.1.1.
3.3. Тип смеси по максимальному размеру щебня при устройстве слоев на асфальтобетонных и других аналогичных покрытиях выбирают в соответствии с табл.2. При устройстве слоев на цементобетонных покрытиях применяют БМО смеси с максимальным размером щебня не ниже 15 мм.
Таблица 2
Ориентировочные начальные значения параметров шероховатости
Марка щебня |
Рекомендуемые начальные значения параметров шероховатости и , обеспечивающие 6 лет службы макрошероховатой поверхности, и виды смесей (см. п.1.6б) для категорий дорог и дорожно-климатических зон, мм, не менее | |||||
|
III категория |
II категория |
I категория | |||
|
I, II |
III, V |
I, II |
III, V |
I, II |
III-V |
|
БМО 55/65 |
БМО 65/75 |
БМО 65/75 | |||
1200 |
|
|
|
|
|
|
1000<1200 |
|
|
|
|
|
|
800 (др 8)<1000 |
|
|
|
|
- |
|
Примечания: 1. Значения приведены в числителе, - в знаменателе.
2. Минимальные значения относятся к рекомендуемым видам смесей - в скобках, максимальные - без скобок.
3. В зависимости от коэффициента шага , определяемого экспериментально, начальные значения рассчитывают по формуле .
Ориентировочные требования к начальным значениям параметров шероховатости поверхности слоев в зависимости от типа БМО смесей, марки щебня, категории дороги и дорожно-климатической зоны приведены в табл.2.
3.4. Расчетные характеристики уплотненных БМО смесей принимают по ВСН 46-83* Минтрансстроя (см. табл.12 и 13 прил.3) не ниже, чем для плотного асфальтобетона I-II марок. Их можно определить экспериментально по указанным ВСН с учетом дополнений прил.4 настоящих рекомендаций.
________________
* На территории Российской Федерации действуют ОДН 218.046-01. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Расчетную толщину тонкого слоя и тонкослойного покрытия () вычисляют по формуле
,
где - толщина слоя от основания до вершин щебня на его поверхности.
При последовательном (-м) устройстве тонких слоев, по мере потери шероховатости дорожных покрытий, суммарную расчетную толщину () определяют по формуле
,
где - минимально допустимые значения по табл.1.1.
4. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БМО СМЕСЕЙ
4.1. Требования предъявляются в соответствии с п.1.5 ТУ* и учетом следующих изменений и дополнений.
4.2. Щебень отбирают по шлифуемости, определяемой по п.7.48 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М., Транспорт, 1978).
Рекомендуется в зависимости от условий движения применять щебень не ниже, чем с отличной и хорошей шлифуемостью - при опасных и затрудненных условиях движения, с удовлетворительной - при легких.
5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА
5.1. Проектирование состава БМО смесей выполняют в соответствии с п.6.1 ТУ*. Образцы из БМО смесей приготавливают и испытывают согласно п.4 ТУ*.
5.2. Кроме проектирования состава БМО смесей по ТУ (см.п.4.1*) рекомендуется вариант расчета и подбора состава БМО смесей для макрошероховатых дорожных покрытий, который учитывает реальные условия устройства слоя и включает следующие этапы:
5.2.1. Выбирают тип макрошероховатого слоя в соответствии с его назначением, свойствами, сроком службы (табл.3 и п.2.1 прил.2).
Таблица 3
Содержание щебня в БМО смеси
Показатель |
Условия движения | ||
|
легкие |
затрудненные |
опасные |
Содержание щебня, , % по массе, для дорог категорий |
|
|
|
I, II |
65-70 |
70-75 |
75-85 |
III |
55-65 |
65-70 |
70-75 |
Коэффициент расхода битума для обработки щебня () для дорог категорий |
|
|
|
I, II |
0,04-0,05 |
0,04-0,05 |
0,04-0,05 |
III |
0,03-0,04 |
0,03-0,04 |
0,03-0,04 |
Примечания: 1. Соотношение щебня размером 10(15)-20 мм или 10(15)-25 мм и размером 5-10(15) мм равное 2:1, применяют при устройстве слоев повышенной шероховатости (с макрошероховатой текстурой); 1:1 - повышенной износостойкости (с шероховато-шипованной текстурой).
2. - при содержании щебня более 65% вместо битума рекомендуется применять ABB с соотношением битума к порошку 1:1.
5.2.2. Устанавливают тип смеси по максимальному содержанию щебня исходя из категории дороги, условий движения и твердости обрабатываемого покрытия (п.2.2-2.3 прил.2).
5.2.3. Назначают по табл.2 начальные значения параметров шероховатости исходя из категории дороги, дорожно-климатической зоны и износостойкости щебня, а по таблице 1.3 - их минимально допустимые значения (п.2.4 и 2.7 прил.2).
5.2.4. Уточняют максимальный размер щебня смеси, тип гранулометрии щебня, содержание битума (п.2.4-2.6 прил.2).
5.2.5. Вычисляют расчетную толщину слоя (см. п.3.4) и устанавливают по табл.4 тип смеси по плотности (п.2.8 и 2.9 прил.2).
Таблица 4
Выбор типа смесей по плотности (см. п.1.6д)
Рекомендуемый тип БМО смеси зависит от | ||||
вида покрытия |
плотности | |||
|
наименование |
остаточная пористость, % |
тип и применение покрытия | |
|
|
|
II-IV |
I, V |
Асфальтобетонные и другие |
Плотные |
до 7 |
МП |
МП |
черные |
Пористые |
7-12 |
СП |
СП |
|
Высокопористые |
12-18 |
ВП |
ВП |
Цементобетонные и другие из смесей, обработанных цементом |
Пористые |
от 10 |
ВП |
ВП |
|
Плотные |
до 10 |
СП |
СП |
________________
В числителе даны типы БМО смесей для новых покрытий, в знаменателе - слоев, устраиваемых на эксплуатируемых дорогах.
С учетом районов с избыточным увлажнением.
Только крупно- и среднезернистые БМО смеси на эксплуатируемых прочных и ровных покрытиях, не имеющих повреждений, кроме шелушения.
5.2.6. По табл.5 определяют толщину слоя и расход смеси. В зависимости от имеющихся механизмов по распределению и уплотнению слоя и объема работ по табл.6 уточняют тип смеси по консистенции и устанавливают количество проходов катков при уплотнении (п.2.10 и 2.11 прил.2).
Таблица 5
Рекомендуемая толщина слоя, в зависимости от максимального размера щебня БМО смеси и ее расход
Тип смеси по крупности щебня (п.1.6.в) |
Максимальный размер щебня, мм |
Толщина слоя, см |
Расход смеси, кг/м | |
|
|
свежеуложенного |
уплотненного |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Крупнозернистая |
25 |
2,8-3,0 |
2,3-2,5 |
55-60 |
Среднезернистая |
20 |
2,3-2,5 |
1,8-2,0 |
45-50 |
Мелкозернистая |
15(10) |
1,8-2,0 |
1,4-1,5 |
33-35 |
Примечание. В числителе приведены данные для макрошероховатых слоев износа и тонких слоев. В знаменателе - для тонкослойных покрытий.
Таблица 6
Выбор консистенции смесей, ориентировочного количества проходов пневмокатков для ее уплотнения
Консистенция смеси по п.1.6 |
Укладка асфальто- |
Количество проходов, в зависимости от типов пневмокатков по массе | |||||
|
|
легк.+средн. |
легк.+ тяжел. |
средн.+ тяжел. |
легк. |
средн. |
тяжел. |
Сыпучая |
без |
14+12 |
14+10 |
12+8 |
- |
18 |
14 |
|
с |
12+10 |
12+8 |
8+7 |
- |
12 |
10 |
Пластичная |
без |
10+8 |
10+6 |
8+6 |
- |
12 |
10 |
|
с |
8+8 |
8+6 |
6+6 |
20 |
10 |
8 |
Примечания: 1. С уплотнением асфальтоукладчиком не более, чем на 25%;
2. При применении катков с комбинированными и обрезиненными вальцами количество проходов увеличивают на пятую часть;
3. При производстве работ при температуре +5-+15 °С количество проходов более легких из двух пар катков уменьшается вдвое, а более тяжелых - увеличивается на это же число проходов, при этой температуре одиночные легкие и средние катки применять не рекомендуется.
5.2.7. Пример расчета состава приведен в прил.2 (п.2.12-2.19).
6. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
А. Приготовление битумоминеральных открытых смесей
6.1. Горячие и теплые БМО смеси изготовляют по одностадийному способу, аналогично принятому для асфальтобетонных смесей по п.10.1-10.15 СНиП 3.06.03-85. Время приготовления БМО смесей с содержанием щебня более 65% по массе снижается на 10-15%.
6.2. БМО смеси готовят в смесительных установках с принудительным перемешиванием циклического и непрерывного действия (Д-508-2А; Д-597А; Д-617-2; Д-645 и другие). В установки при непрерывном перемешивании подают в нагретом состоянии щебень, песок, минеральный порошок и нефтяной битум, соотношение которых определяется составом, подобранным по разд.5.
6.3. Щебень следует рассортировать и складировать на площадках с твердым покрытием по размерам; песок дробленый (отсев от дробления щебня) и природный также складируется отдельно. К дозаторам предварительной дозировки указанные инертные материалы подают погрузчиком, откуда они по главному транспортеру поступают в сушильный барабан, где нагреваются до рабочей температуры.
6.4. Затем по горячему элеватору инертные материалы поступают в грохот смесительной установки и распределяются по крупности зерен (фракциям): обычно крупный и мелкий щебень отдельно; смесь дробленого и природного песка может быть вместе, но в отдельном отсеке бункера.
6.5. Минеральный порошок подают в отсек бункера смесительной установки холодным, обычно со складов-силосов.
Битум приготавливают по традиционной технологии и поставляют в соответствующий дозатор.
6.6. При изготовлении смеси с пульта управления поочередно (в расчете на 1 замес) подают через весы в смеситель щебень, песок, минеральный порошок, непрерывно перемешивая в течение 15 с, затем вводят отдозированное количество битума и продолжают перемешивать с минеральным материалом 20, 25, 30 с, соответственно для крупно-, средне- и мелкозернистых смесей. Готовую смесь выгружают в накопительный бункер или непосредственно в кузов автомобиля.
Б. Устройство макрошероховатого дорожного покрытия
6.7. Макрошероховатые слои укладывают при температуре не ниже +5 °С, причем зависимость их устройства от погодных условий очевидна, в связи с чем даются варианты рекомендаций по применению указанных слоев:
1 - при скорости ветра менее 5 м/с и температуре до +15 °С; | |
2 - -"- не более 10 м/с -"- свыше 15 °С. |
6.8. Перед устройством макрошероховатого слоя обрабатываемые покрытия очищают от пыли и грязи и при необходимости устраняются дефекты, повреждения в виде трещин, выбоин, выступов и др. Затем наносят подгрунтовку жидким или вязким битумом при ориентировочных нормах (с учетом ссылок), указанных в табл.7.
Таблица 7
Ориентировочные нормы подгрунтовки
Вид покрытия |
Твердость табл.1.3 |
Норма в л/м для дорог категорий | ||
|
|
I |
II |
III |
Асфальтобетонные и другие черные покрытия |
2Т |
- (0,50-0,55) |
0,30-0,35 (0,45-0,50) |
0,25-0,30 (0,40-0,45) |
|
Т |
0,30-0,35 (0,50-0,55) |
0,25-0,35 (0,45-0,50) |
0,25-0,30 (0,40-0,45) |
|
ТМ |
0,25-0,30 (0,45-0,50) |
0,25-0,30 (0,40-0,45) |
0,20-0,25 (0,35-0,40) |
|
М |
0,25-0,30 (0,45-0,50) |
0,20-0,25 (0,40-0,45) |
0,20-0,25 (0,30-0,35) |
|
2М |
0,20-0,25 (0,40-0,45) |
0,20-0,25 (0,35-0,40) |
0,20-0,25 (0,30-0,35) |
Цементобетонные |
2Т |
0,35-0,40 (0,55-0,60) |
0,35-0,40 (0,50-0,55) |
0,30-0,35 (0,45-0,50) |
________________
Нормы: без скобок - для жидкого битума марок СТ 70/130 или МГО 70/130 по ГОСТ 11955-82; в скобках - для вязкого битума марок БНД 90/130 по ГОСТ 22245-76.
На цементобетонных покрытиях подгрунтовка двойная: без скобок - норма жидкого битума (с добавлением 15% дегтя Д-5 по ГОСТ 4641-80), наносят за 1-2 суток; в скобках - норма вязкого битума марок БНД 30/130 или БНД 130/200 по ГОСТ 22245-76 осуществляют перед устройством слоя.
6.9. При устройстве макрошероховатых слоев возможны два варианта:
1-й - устройство слоев износа или тонких слоев толщиной, на 2-5 мм превышающей максимальный размер щебня смеси;
2-й - устройство тонкослойного покрытия толщиной, превышающей на 3-5 мм, но не более чем два максимальных размера смеси.
Толщина свежеуложенного, уплотненного слоя и расход смеси на квадратный метр покрытия приведены в табл.8. Минимальные значения показателей относятся к распределению смеси с уплотнением, максимальные без уплотнения. Температура укладки принимается по ГОСТ 9128-84.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 9128-97. - Примечание изготовителя базы данных.
Таблица 8
Рекомендуемые начальные значения температуры укладки БМО смесей
Консистенция смесей |
Вариант погоды по п.6.8 |
Начальная температура горячей (теплой) смеси, для пневмокатков: | |||
|
|
легких |
средних |
тяжелых | |
Сыпучая |
I (до +15 °С) |
140-150 (120-130) |
130-140 (110-120) |
120-130 (110-120) | |
|
II (более +15 °С) |
130-140 (110-120) |
120-130 (100-110) |
110-120 (100-110) | |
Пластичная |
I (до +15 °С) |
130-140 (110-120) |
120-130 (110-120) |
110-120 (100-110) | |
|
II (более +15 °С) |
120-130 (100-110) |
110-120 (100-110) |
100-110 (100-110) | |
| |||||
|
для теплых: -"- - 50 °C, -"- - 40 °С; | ||||
2. Верхние пределы температуры - для слоев износа, тонких слоев; нижние - для тонкослойных покрытий. |
6.10. Устройство слоев выполняют асфальтоукладчиками, распределяя смесь без уплотнения или с уплотнением (соответственно с выключенными или включенными виброплитой и трамбующим брусом).
6.11. Укладка асфальтоукладчиком с уплотнением возможна только при использовании отечественного оборудования, уплотняющего смесь в процессе распределения не более чем на 25%, в отличие от широкозахватных импортных, которые переуплотняют смесь при укладке. Применение последних возможно при использовании смесей сыпучей консистенции с окончательным уплотнением слоя тяжелыми пневмокатками с гладкими шинами.
Следует учитывать, что крупно- и среднезернистые смеси можно укладывать асфальтоукладчиками: гусеничными - марок ДС-1, ДС-34, ДС-126а и др.; пневмоколесными - марок ДС-48, ДС-113 и др., так как минимальная толщина укладки слоя этими укладчиками 25-30 мм. При устройстве тонких слоев и слоев износа из мелкозернистых смесей следует использовать укладчики марок ДС-93, ДС-143, ДС-114 и др., минимальная толщина распределения слоя которыми составляет 10 или 20 мм.
6.12. При невозможности укладки слоя с уплотнением асфальтоукладчиком допускается доуплотнить слой за 3-5 прохода легкими гладковальцовыми катками. Этими же катками доуплотняют продольные и поперечные сопряжения. Температура доуплотнения горячих смесей 120-140 °С (при трех проходах), теплых - 110-120 °С (при пяти проходах катка).
6.13. Наиболее однородную поверхность удается получить при укладке слоев одновременно двумя укладчиками при непрерывном или цикличном поступлении смеси.
Главное преимущество в этом случае - возможность тщательного выполнения и существенного сокращения количества поперечных сопряжений.
6.14. Уложенную смесь уплотняют при температуре, приведенной в табл.8, только катками на пневматических шинах (марок ДУ-55, ДУ-39Б, ДУ-37В, ДУ-16Г, ДУ-29, ДУ-31А, ДУ-16Г), а также комбинированными катками марок ДУ-57, ДУ-57А и ДУ-58.
Целесообразно уплотнять слои гладковальцовыми катками с обрезиненными вальцами при условии, если они обеспечивают требуемые значения параметров шероховатости и не дробят щебень.
6.15. Количество проходов катков зависит от массы катка, их количества в звене (два катка, отличающихся по массе, или один), консистенции смеси, степени уплотнения ее при распределении и ориентировочно может быть принято по табл.6. Фактическое количество проходов катков устанавливается на месте производства работ при пробных раскладках смеси. Критерием окончания укатки служат параметры шероховатости, особенно , плотность и водонасыщение под вакуумом, которые должны соответствовать требованиям разд.3 для выбранного типа слоя и смеси.
6.16. Порядок уплотнения слоев следующий.
При двух катках, например среднем и тяжелом, сначала уплотняют средним катком, замеряя параметры шероховатости, особенно . Ее значение после уплотнения первым катком должно составлять не менее 0,8 от конечного. Затем уплотняют слой вторым катком, замеряют и отбирают вырубку, по которой определяют плотность и водонасыщение под вакуумом.
При уплотнении одним катком, например средним, обычно применяют смесь пластичной консистенции, а порядок уплотнения проводят аналогично указанному ранее, используя только средний каток.
Пневматики катков в процессе уплотнения следует смачивать водой.
6.17. Особенностью макрошероховатых дорожных покрытий, которая присуща многим покрытиям на основе органических вяжущих, является способность их к регенерированию под действием движения транспорта в летний период (с мая по сентябрь включительно). Если битум слоев существенно не постарел за время эксплуатации, то при их разуплотнении в осенний и зимний периоды (при большом числе переходов температуры воздуха через 0 °С) слои доуплотняются, что улучшает значение водонасыщения под вакуумом и длительного.
Целесообразно доуплотнять такие участки (с температурой их +40-50 °С, составляющей обычно к середине солнечного дня) пневмокатками, восстанавливая их свойства и продлевая срок службы слоев. При этом большая часть крупных пор слоев переводится под действием пневмокатков в пустоты макрошероховатости на их поверхности.
6.18. При возможном уплотнении слоев через прослойку песка гладковальцовыми катками расход песка () составляет 5-10 кг/м. Его минимальное значение для 1 м составляет 20 (где принимают в см; при 3 мм = 0,3 см; 20·0,3=6 кг/м).
Указанный вариант укладки следует выполнять при распределении слоя асфальтоукладчиком с уплотнением, которое особенно эффективно при применении на последней стадии тяжелых пневмокатков. Число проходов принимают по табл.6.
7. ТЕКУЩИЙ И ТЕХНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
7.1. Контроль при проведении производственных работ по устройству слоев из горячих и теплых смесей должен выполняться в соответствии с положениями, рекомендуемыми пп.6.9.-6.1 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М., Транспорт, 1978) с учетом следующих дополнений.
7.2. При контроле смесей и устройстве слоев из горячих смесей следует руководствоваться ТУ*. Текущий контроль при уплотнении дан в п.6.15 и 6.16.
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При проведении работ по горячему способу приготовления смесей и устройству слоев, следует руководствоваться п.8 Руководства по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий (М., Транспорт, 1978).
Приложение 1
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫБОРА ТИПА И ПАРАМЕТРОВ СЛОЯ
Таблица 1.1
Требования к минимально допустимым значениям коэффициента сцепления и определяющих его параметров
Минимально допустимые значения свойств |
Условия движения транспорта |
Методы испытаний | ||
|
легкие |
затрудненные |
опасные |
|
Коэффициент сцепления () |
0,28 |
0,30 |
0,32 |
|
Средняя глубина впадин шероховатости (), мм, для дорожно-климатической зоны: |
|
|
|
|
I, V |
0,30 |
0,35 |
0,40 |
Прил.4 ТУ |
II-IV |
0,35 |
0,40 |
0,45 |
|
Средняя высота выступов шероховатости (), мм, для дорожно-климатической зоны: |
|
|
|
|
I, V |
0,80 |
0,90 |
1,00 |
Прил.4 ТУ |
II, IV |
0,90 |
1,00 |
1,20 |
|
Примечания:
1. Таблица дана в соответствии с ВСН 38-88 "Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью"
2. Ориентировочно составит для смесей:
БМО 55/65 - 0,8-0,9;
БМО 65/75 - 0,9-1,0;
БМО 75/85 - 1,0-1,2.
При применении смесей в I, V дорожно-климатических зонах - минимальные значения пределов ; в II, IV зонах - максимальные.
Таблица 1.2
Классификация дорожных покрытий по макро- и микротекстуре поверхностей
Тип текстуры поверхности дорожных покрытий по: | ||||
Характеру текстуры (см. п.1.9) |
Крупности (см п.1.8) | |||
макро (0,5 мм) |
микро |
макротекстура |
| |
|
|
К - крупная |
С - средняя (3-6 мм) |
М - мелкая (0,5-3,0) |
Шероховатые (ШЕР) |
шероховатые |
крупношероховатая (КШЕР) |
среднешероховатая (СШЕР) |
мелкошероховатая (МШЕР) |
|
шероховато- |
крупная макро- |
средняя макрошероховатая (Сшер) |
мелкая макрошероховатая (Мшер) |
Шероховато- |
шероховатые |
крупная шероховато- |
средняя шероховато- |
мелкая шероховато- |
|
шероховато- |
крупная, макрошероховато- |
средняя макрошероховато- |
мелкая макрошероховато- |
Примечание: 1. Начальную шероховато-шипованную макротекстуру поверхности получают при применении смеси БМО 55/65 и БМО 65/75, с использованием в последнем случае щебня размером 25 мм;
2. Для получения микрошероховатой поверхности заполняющего материала следует применять в БМО смеси только дробленый песок; шероховато-шипованной - его смесь с природным в соотношении 2:1 или 1:1.
Таблица 1.3
Выбор размера щебня в БМО смеси, в зависимости от типа покрытия по сопротивлению и вдавливанию щебня
_______________
Степень сопротивляемости покрытия вдавливанию щебня определяют по ТУ* (см. табл.6.2 и прил.1)
Показатель |
Глубина погружения конуса, мм |
Тип покрытия по сопротивлению-вдавливанию щебня |
Рекомендуемый тип смеси по крупности щебня (см. п.1.5б или 1.4 ТУ*) | |
|
|
наименование |
обозначение |
|
Сопротивление покрытия вдавливанию щебня по глубине погружения конуса при температуре воздуха 20±2 °С и 10 ударах груза, мм |
>15 |
очень мягкое |
2М |
крупнозернистая |
|
10-15 |
мягкое |
М |
крупно- или среднезернистая |
|
5-10 |
твердо-мягкое |
ТМ |
среднезернистая |
|
<5 |
твердое |
Т |
средне- или мелкозернистая |
|
0 |
очень твердое |
2Т |
мелкозернистая |
Приложение 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА ОТКРЫТЫХ БИТУМОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ
2.1. Проектирование состава выполняют в соответствии с разд.5 настоящего документа.
Тип макрошероховатого дорожного покрытая по п.2.1-2.3 выбирают при условии его преимущества перед другими слоями в соответствии с назначением, свойствами и сроком его службы.
2.2. Исходя из категории дороги и условий движения устанавливают содержание щебня в смеси, - по табл.3, а ее тип - по п.1.6б.
2.3. Тип БМО смеси по максимальному размеру щебня определяют по табл.3, исходя из твердости обрабатываемого покрытия.
2.4. Начальную величину и принимают по табл.2, исходя из категории дороги, дорожно-климатической зоны и свойств щебня (марки). По условию - уточняют размер щебня смеси, установленной по табл.3.1.
2.5. В соответствии с п.1.9, 1.10 и таблицей 1.2 для установленного по п.5.2.2 типа БМО смеси и максимальному размеру щебня в ней, уточненному по п.5.2.4, определяют тип шероховатости поверхности слоя.
2.6. Для типа поверхности в соответствии с п.5.2.5 по прим. к табл.6 устанавливают тип гранулометрии щебня и .
2.7. Исходя из категории дороги, условий движения и дорожно-климатической зоны по таблице 1.1 принимают минимально допустимые значения параметров шероховатости и .
2.8. Вычисляют по формулам п.3.4 расчетную величину слоя .
2.9. По табл.4 устанавливают тип смеси по плотности, исходя из вида обрабатываемого покрытия, его плотности, срока службы слоя и дорожно-климатической зоны.
2.10. Толщину уплотненного и свежеуложенного слоя и расход смеси для его устройства определяют по табл.5, в зависимости от типа смеси по крупности щебня в соответствии с п.3.3.
2.11. Тип смеси по консистенции и количество проходов катков по одному следу устанавливают по табл.6, в зависимости от имеющихся катков и асфальтоукладчика, а также от объема работ.
2.12. По полученным при проектировании сведениям выполняют расчет состава БМО смесей.
В зависимости от типа смеси по плотности и консистенции по табл.2.1 назначают содержание и коэффициент концентрации в нем битума ().
2.13. Вычисляют содержание в смеси заполняющей щебень части ():
, см
2.14. Вычисляют содержание и его компонентов (битума - , минерального порошка ), а также песка в заполняющей части смеси, по формулам:
;
; ;
2.15. Определяют содержание битума или (при 1) для обработки щебня по формулам:
;
;
.
2.16. Устанавливают расчетный состав БМО смеси, , ,
;
.
2.17. Пересчитывают состав смеси так, чтобы сумма минеральных компонентов составила 100%, а битум - сверх этих 100%, как это принято для битумоминеральных смесей.
2.18. По рассчитанному составу приготавливают смесь и формуют из нее образцы при величине нагрузки и прослойки из деформируемого материала в соответствии с примечанием к табл.10. На образцах определяют параметры макрошероховатости по п.4* и их соответствие табл.2, а также физические и физико-механические свойства и их соответствие табл.1; при необходимости экспериментально вычисляют расчетные характеристики слоев по п.3.4* и прил.4. Добиваются соответствия свойств требованиям указанных таблиц.
Пример расчета состава приведен в прил.3.
2.19. В производственных условиях работу начинают с приготовления пробных замесов, определения свойств на образцах и корректировки составов, следующим этапом является пробное устройство слоя, при котором контролируют толщину слоя и параметры макрошероховатости.
Приложение 3
3.1. ПРИМЕР ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОСТАВА
Исходные данные:
1. Слой предназначен для обеспечения сцепных качеств поверхности в процессе всего срока службы дорожной одежды (18 лет) с ее усилением за счет устраиваемого слоя;
2. II-я категория дороги;
3. Затрудненные условия движения;
4. II-я дорожно-климатическая зона;
5. Щебень марки "1000" - хорошая шлифуемость; битум БНД 90/130;
6. Обрабатываемое покрытие твердостью ;
7. Обрабатываемое покрытие пористое, эксплуатируется 2 года;
8. Наличие отечественного асфальтоукладчика, температура воздуха при укладке больше +15 °С;
9. Наличие среднего и тяжелого пневмокатков;
10. Участок дороги протяжением 8 км, т.е. малый объем работ.
Выбор типа макрошероховатого слоя.
По условию 1 исходных данных в соответствии с п.2.1. Прил.2 и 2.2. назначают устройство трех макрошероховатых тонких слоев через каждые 6 лет.
3.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОСТАВА БМО СМЕСИ
1. По исходным данным 2 и 3 в соответствии с п.2.2. и табл.3 содержание щебня в смеси 70-75%, 0,04-0,05, ее тип по п.1.6б - БМО 65/75.
2. Исходя из условия 6 исходных данных для твердого покрытия по п.2.3. Прил.2 и табл.1.3 можно использовать мелко- и среднезернистые смеси;
3. Для II-й категории дороги и II-й дорожно-климатической зоны начальные значения и (см. табл.2) для щебня марки "1000" составляют соответственно 5 и 2,2 мм.
4. По условию п.2.4. Прил.2 , т.е.
при 15 мм 5 мм;
при 20 мм 7 мм.
Поскольку при 15 мм, табличные значения находятся на пределе допустимого, принимаем щебень размером 20 мм и среднезернистую смесь.
5. Для среднезернистой смеси БМО 65/75 тип шероховатости поверхности слоя (см. табл.1.2) будет среднешероховатой (СШЕР).
6. Для СШЕР поверхности по п.2.6. Прил.2 и табл.3 тип гранулометрии щебня составляет 2:1, т.е. 2 части щебня размером 10 (15) - 20 мм и 1 часть размером 5-10 (15) мм. По примечанию 2 к табл.1.2 - тип гранулометрии заполняющей части смеси имеет соотношение дробленого и природного песка - 2:1.
7. В соответствии с п.2.7. Прил.2 и табл.1 по исходным данным 2-4 1 мм, 0,4.
8. Согласно п.2.8. Прил.2 расчетная величина слоя вычисляется по формуле п.3.4
мм;
После 6 лет эксплуатации
мм;
После устройства второго слоя его толщина составит: 16+20=36 мм; расчетная толщина мм.
После устройства третьего слоя его толщина составит 36+20=56 мм, расчетная толщина мм.
9. В соответствии с п.2.9. Прил.2 для пористого обрабатываемого покрытия со сроком службы слоя 18 лет во II-й дорожно-климатической зоне в соответствии с табл.7 следует применить смесь высокой плотности (ВП).
10. Согласно п.2.10. Прил.2 толщина свежеуложенного слоя из среднезернистой БМО смеси составит 2,3-2,5 см; расход смеси 45-50 кг на квадратный метр покрытия.
Таблица 3.1
Ориентировочные данные для расчета составов БМО смесей сыпучей и пластичной консистенции
Показатель |
Консистенция БМО смеси |
Значения показателей, в зависимости от плотности по п.1.6д: | ||
|
|
ВП |
СП |
МП |
Коэффициент концент. битума в , |
сыпучая |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
|
пластичная |
3,0 |
2,5 |
2,0 |
Содержание , % по массе |
сыпучая |
20-23 |
18-20 |
15-18 |
|
пластичная |
26-30 |
22-26 |
18-22 |
Примечания: 1. Образцы из смесей сыпучей консистенции уплотняют при нагрузке 40 МПа; пластичной - 20 МПа;
2. Уплотнение выполняют через прослойку из деформируемого материала (резину, песок и т.д.) толщиной в уплотненном состоянии не менее по табл.2.
11. В соответствии с п.2.11 прил.2 распределять смесь отечественным асфальтоукладчиком можно с уплотнением: имеющиеся средний и тяжелый пневмокатки позволяют по табл.1 применять смесь сыпучей и пластичной консистенции. Поскольку объем работ небольшой, то целесообразно применять смесь сыпучей консистенции, что позволит экономить битум и порошок (см. табл.7). Для смеси сыпучей консистенции количество проходов средних катков - 10, тяжелых - 7.
При выборе слоя и проектировании состава установлено: следует устроить последовательно три макрошероховатых тонких слоя из среднезернистой смеси БМО 65/75 ВП; сыпучей консистенции: щебень марки "1000" - шлифуемость хорошая.
Гранулометрия щебня 2:1; соотношение дробленого и природного песка - 2:1.
Толщина слоя свежеуложенного 2,3-2,5 см, уплотненного 2,0 см, распределение - асфальтоукладчиком с уплотнением: 10 проходов среднего и 7 - тяжелого пневмокатка. Толщина слоя расчетная 1,5 см.
Начальные значения 5,0 мм, 2,2 мм; 1,0 мм, 0,4 мм.
3.3. РАСЧЕТ СОСТАВА БМО СМЕСИ
1. По п.2.1.3 прил.2:
%, 23%,
%.
2. По п.2.1.4 прил.2 и табл.7 для смеси ВП сыпучей консистенции: 2023% (22%); 1,5.
Содержание и , и в 30% составит:
;
%;
%;
%.
; ;
%.
3. По п.2.1.5 прил.2:
%; ;
%;
.
4. По п.2.1.6 прил.2 - содержание, %:
Щебень 10(15)-20 - 47
Щебень 5-10(15) - 23
Песок дробленый (отсев до 5 мм) - 15
Песок природный - 8
,
.
5. По п.2.1.7 прил.2 получаем, %:
Щебень крупный - 47
Щебень мелкий - 23
Песок дробленый - 15
Песок природный - 9
Минеральный порошок - 6
_______________________
100
Битум - 5%.
6. При испытании образцов имеем: 5,7 мм; 2,3 м; 2,1 см; 1,6 мм; 2,2%; 0,3%; 0,95; 2,0 МПа; 0,8 МПа; 0,80; сцепление с битумом - выдерживает.
ВЫВОД: состав может быть использован для пробных замесов.
Приложение 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОДУЛЯ УПРУГОСТИ
__________________
Дополнение к приложению 8 ВСН 46-83, разработанное и составленное канд. техн. наук Т.Н.Калашниковой.
4.1. Приготовление образцов из БМО смесей по ВСН 46-83 с учетом следующих дополнений.
4.1.1. Для определения модуля упругости уплотненной открытой битумоминеральной смеси изготовляют образцы-балочки размером 4х4х16 см, а для определения модуля упругости тонкого макрошероховатого слоя - образцы-балочки высотой () 2,5 см.
4.1.2. Изготовление образцов осуществляют следующим образом: устанавливают навеску смеси (подбором и расчетом), при которой достигается требуемая высота образца; на нижний вкладыш формы укладывают резиновую прокладку (по размерам вкладыша); взвешенную смесь при рабочей температуре помещают в форму частями, штыкуя; вставив верхний металлический вкладыш, осуществляют уплотнение нагрузкой 40 МПа/см; образец выжимают и на образовавшуюся макрошероховатую поверхность наносят тонким слоем горячую растворную часть (из той же смеси) вровень с вершинами выступов и через металлический вкладыш уплотняют смесь, чтобы получить образец с гладкой поверхностью.
__________________
Дополнение к приложению 8 ВСН 46-83, разработанное и составленное канд. техн. наук Т.Н.Калашниковой.
4.1.3. Перед испытанием образцы выдерживают в течение 2 ч при заданной температуре, которую поддерживают и в процессе испытаний.
4.2. Определение модуля упругости. Порядок подготовки маятникового прибора к испытанию и само испытание проводят по методике ВСН 46-83 с учетом нижеприведенных дополнений.
4.2.1. Образцы-балочки в отличие от ВСН 46-83 укладывают на две опоры так, чтобы нагружение приходилось на полученную гладкую поверхность.
4.2.2. Фактическое значение модуля упругости определяют в результате повторного испытания 3-5 образцов.
4.3. Расчет модуля упругости.
3.1*. Фактическое значение модуля упругости вычисляют по формуле
,
где - вертикальная нагрузка; - расчетный пролет балочки (14 см); - упругий прогиб балочки; - момент инерции сечения балочки (, - ширина образца, ); - расстояние от опоры до края штампа (4,5 см).
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
4.3.2. В зависимости от высоты использованных образцов, т.е. 2,5 или 4,0 см пересчитывают соответственно фактическое значение модуля при требуемой высоте по формулам
;
.
4.3.3. Расчетное значение модуля упругости уплотненного слоя из открытой битумоминеральной смеси определяют по результатам испытания образцов, а рассчитывают по приближенной формуле
.