РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)
Технологическая карта N 9
УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО
ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПО МЕТОДУ ЗАКЛИНКИ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта разработана на устройство двухслойного щебеночного основания методом заклинки толщиной 30 см и шириной 9 м с применением распределителя дорожно-строительных материалов ДС-54, оборудованного рабочим органом щебнеукладчика. При отсутствии распределителя распределение щебня можно производить автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок.
Для устройства нижнего слоя основания толщиной 17 см применяют щебень фракции 70-120 мм, для верхнего слоя толщиной 13 см - щебень фракции 40-70 мм, для расклинивания - щебеночную смесь фракции 5-20 мм.
Щебень должен удовлетворять требованиям действующей нормативной документации.
1.2. Конструкция основания принята в соответствии с альбомом "Типовые строительные конструкции, изделия и узлы серии 3.503-71/88 "Дорожные одежды для автомобильных дорог общего пользования". Выпуск 0, "Материалы для проектирования".
1.3. При устройстве двухслойного основания в состав работ входят:
- распределение щебня для нижнего слоя основания;
- уплотнение нижнего слоя основания;
- распределение щебня для верхнего слоя основания;
- уплотнение верхнего слоя основания;
- распределение мелкого щебня (клинца) для расклинивания верхнего слоя основания;
- уплотнение верхнего слоя основания по расклинивающей фракции.
1.4. Работы по устройству щебеночного основания выполняют при положительных температурах. Уплотнение щебня не рекомендуется производить в случае продолжительных осадков или переувлажнения слоя щебня и верхней части земляного полотна.
1.5. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы с учетом наличия дорожно-строительных машин и механизмов, уточнения объемов работ и калькуляции затрат труда.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. Перед устройством двухслойного щебеночного основания методом заклинки необходимо:
- обеспечить готовность земляного полотна в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, а также руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог;
- подготовить временные подъездные пути для подачи материалов к месту производства работ;
- выполнить разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания и поперечных уклонов;
- обеспечить водоотвод;
- устроить обочины для создания боковых упоров при уплотнении каменного материала.
2.2. Щебень доставляют на объект автомобилями-самосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение (в карте принято значение 1,3).
Работы по устройству двухслойного щебеночного основания (рис.1) по методу заклинки ведутся на пяти захватках длиной 150 м каждая (рис.2).
Рис.1. Схема поперечного профиля двухслойного щебеночного основания
Рис.2. Технологический план потока по устройству двухслойного
щебеночного основания автомобильных дорог по методу заклинки
2.3. В разработанной технологической последовательности производства работ (табл.1) на первой захватке выполняются следующие операции:
- доставка щебня фракции 70-120 мм для устройства нижнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ-55118;
- распределение щебня нижнего слоя основания самоходным распределителем ДС-54.
Таблица 1
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
|
|
|
|
|
Коли- |
|
Потребность в машино- |
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной | |||||
N про- |
N за- |
Источ- |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ |
Еди- |
на за- |
на |
Произ- |
на за- |
на |
на еди- |
на пол- |
на еди- |
на пол- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
I |
Расчет |
Транспортировка щебня фр.70-120 мм автомобилем- (9,26+9,6)/2·0,17х |
м |
322 |
2147 |
60,8 |
5,3 |
35,31 |
0,132 |
42-50* |
2-45 |
788-90 |
2 |
I |
Расчет |
Укладка щебня фр.70-120 мм самоходным распределителем нижнего слоя основания толщиной 17 см: (9,26+9,6)/2·0,17х |
м |
322 |
2147 |
608 |
0,53 |
3,53 |
0,0132 |
4,25 |
0-28,3 |
91-13 |
3 |
II |
Расчет |
Увлажнение нижнего слоя щебеночного основания из расчета 15 л на 1 м поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км: 0,015·9,26·150=21 |
м |
15 |
100 |
68,0 |
0,22 |
1,47 |
0,079 |
1,19 |
1-47 |
22-05 |
4 |
II |
Расчет |
Подкатка нижнего слоя щебеночного основания самоходным гладковальцовым катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу: 9,26·150=1390 |
м |
1390 |
9267 |
2800 |
0,49 |
3,31 |
0,00286 |
3,97 |
0-05,6 |
77-84 |
5 |
II |
Расчет |
Уплотнение нижнего слоя основания комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 15 проходов по одному следу: 9,26·150=1395 |
м |
1390 |
9267 |
1780 |
0,78 |
5,21 |
0,0045 |
6,26 |
0-09,7 |
134-83 |
6 |
III |
Расчет |
Транспортировка щебня фр.40-70 мм самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км: (9+9,26)/2·0,13·1,3х |
м |
238 |
1587 |
60,8 |
3,91 |
26,10 |
0,132 |
31,42 |
2-45 |
583-10 |
7 |
III |
Расчет |
Укладка щебня фр.40-70 мм самоходным распределителем верхнего слоя основания толщиной 13 см: (9+9,26)/2·0,13·1,3х |
м |
238 |
1587 |
608 |
0,39 |
2,61 |
0,0132 |
3,14 |
0-28,3 |
67-35 |
8 |
IV |
Расчет |
Увлажнение верхне- 0,015·9,0·150=20 |
м |
11 |
73 |
68,0 |
0,16 |
1,07 |
0,079 |
0,87 |
1-47 |
16-17 |
9 |
IV |
Расчет |
Подкатка верхнего слоя щебеночного основания самоходным гладковальцовым катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу: 9·150=1350 |
м |
1350 |
9000 |
2800 |
0,48 |
3,21 |
0,00286 |
3,86 |
0-05,6 |
75-60 |
10 |
IV |
Расчет |
Уплотнение верхнего слоя основания комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 15 проходов по одному следу: 9·150=1350 |
м |
1350 |
9000 |
1780 |
0,76 |
5,05 |
0,0045 |
6,08 |
0-09,7 |
130-95 |
11 |
IV |
Расчет |
Транспортировка клинца фр.5-20 мм самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км: 25·1350/1000=34 |
м |
34 |
227 |
60,8 |
0,56 |
3,73 |
0,132 |
4,49 |
2-45 |
83-30 |
12 |
V |
Расчет |
Россыпь клинца (щебень фр.5-20 мм) толщиной 2,5 см автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу: 9·150=1350 |
м |
1350 |
9000 |
8330 |
0,16 |
1,08 |
0,001 |
1,35 |
0-02,1 |
28-35 |
13 |
V |
Расчет |
Разметание клинца автомобильной щеткой поливомоечной машины МД-433-03 (площадь - 1350 м) |
м |
1350 |
9000 |
15000 |
0,09 |
0,6 |
0,00053 |
0,72 |
0-01 |
13-50 |
14 |
V |
Расчет |
Увлажнение клинца поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км: 0,010·1350=13,514 |
м |
2,0 |
13,3 |
68,0 |
0,03 |
0,2 |
0,079 |
0,16 |
1-47 |
2-94 |
15 |
V |
Расчет |
Укатка клинца комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 5 проходов по одному следу |
м |
1350 |
9000 |
3300 |
0,41 |
2,73 |
0,0024 |
3,24 |
0-05,2 |
70-20 |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
14,27 |
95,21 |
|
113,5 |
|
2186-21 |
__________________
* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
Состав отряда
Машины |
Профессия |
Потребность в машино-сменах |
Потребность в машинах |
Коэффи- |
Коли- | |
|
|
на захватку |
на 1000 м |
|
|
|
Самосвал |
Машинист |
9,77 |
65,14 |
10 |
0,98 |
10 |
Самоходный щебнераспределитель |
Машинист |
0,92 |
6,14 |
1 |
0,92 |
1 |
Поливомоечная машина МД-433-03 |
Машинист |
0,5 |
3,34 |
1 |
0,83 |
1 |
Самоходный гладковальцовый каток ДУ-96 |
Водитель |
0,97 |
6,52 |
1 |
0,97 |
1 |
Комбинированный вибрационный каток ДУ-58А |
Машинист |
1,95 |
12,99 |
2 |
0,98 |
2 |
Автогрейдер |
Машинист |
0,16 |
1,08 |
1 |
0,16 |
1 |
|
ИТОГО: |
14,27 |
95,21 |
16 |
|
16 |
При общей толщине двухслойного щебеночного основания 30 см нижний слой целесообразно устраивать толщиной 17 см для возможности использования щебня фракции 70-120 мм.
Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-55118 и распределяют самоходным распределителем ДС-54.
Распределитель, оборудованный навесным рабочим органом, обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя и предварительное уплотнение щебня виброплитой. Перед началом работ распределитель устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Отвал распределителя устанавливают с учетом толщины укладываемого слоя и коэффициента запаса на уплотнение 1,3.
При неподвижном положении распределителя автосамосвал заезжает на специальные трапы и выгружает щебень в приемный бункер. После разгрузки и съезда с трапов автосамосвала начинают распределение материала полосами шириной 3 м.
По мере движения распределителя щебень поступает к отвалу, который распределяет его равномерно по всей ширине укладываемой полосы с обеспечением заданной толщины слоя. Начальное уплотнение щебня обеспечивается виброплитами. Для ограничения распределения материала и создания кромки покрытия служат ограждающие щиты и грунт присыпных обочин.
После распределения щебня, при необходимости, исправляют края уложенного слоя, тщательно выравнивают граблями сопряжение распределенных полос. Проверяют поперечный профиль основания и ровность его поверхности.
Как исключение (при отсутствии распределителя), распределение щебня можно производить автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок. При этом сначала щебень разравнивают, а затем основание профилируют до заданных проектных значений.
2.4. На второй захватке выполняются работы по уплотнению нижнего слоя основания. Подкатку основания осуществляют легкими гладковальцовыми катками ДУ-96 массой 7 т за 6 проходов по одному следу, начиная от обочины к оси дороги с перекрытием следа на 1/3 ширины вальца.
Укатку щебня производят тяжелыми комбинированными виброкатками ДУ-58А за 15 проходов катка по одному следу (точное количество проходов по одному следу определяют пробной укаткой).
Начинают укатку также от краев основания, смещаясь к оси дороги, перекрывая предыдущий след на 1/3 его ширины. После двух-трех проходов катка устраняют места просадок и образовавшихся дефектов.
В начале укатки, когда создается необходимая жесткость щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка должна быть 1,5-2 км/ч, в конце уплотнения она может быть повышена до максимальной скорости (6,5 км/ч), при которой повышается производительность и не происходит перегрузка мотора.
В сухую жаркую погоду после двух-трех проходов тяжелого катка, для обеспечения лучшей уплотняемости щебня, основание поливают водой с помощью поливомоечной машины МД-433-03 из расчета 15-25 л воды на 1 м поверхности. Необходимо избежать переувлажнения щебня и грунта земляного полотна. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку следует приостанавливать.
Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, при которой должна образоваться волна перед катком массой 10-13 т и след после прохода этого катка, при этом щебенка, брошенная на поверхность слоя, раздавливается (при недостаточном уплотнении она вдавливается катком в слой).
2.5. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
- доставка щебня фракции 40-70 мм для устройства верхнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ-55118;
- распределение щебня верхнего слоя основания самоходным распределителем.
Для устройства верхнего слоя основания толщиной 13 см применяют щебень фракции 40-70 мм. Технология его укладки аналогична изложенной в п.2.3.
2.6. На четвертой захватке выполняются работы по уплотнению верхнего слоя основания.
Технология уплотнения верхнего слоя основания аналогична п.2.4 настоящей технологической карты.
2.7. На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:
- доставка щебня фракции 5-20 мм для расклинцовки верхнего слоя основания;
- распределение щебня по всей ширине основания автогрейдером ДЗ-122;
- разметание расклинивающей фракции щеткой, смонтированной на поливомоечной машине МД-433-03;
- уплотнение расклинивающей фракции щебня комбинированным вибрационным катком ДУ-58А.
На последнем этапе устройства основания производят его расклинцовку мелким щебнем фракции 5-20 мм. Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-55118 и распределяют автогрейдером ДЗ-122 круговыми проходами по всей ширине основания, начиная от краев россыпи. Распределение щебеночной смеси фракции 5-20 мм производится из расчета 2,5 м на 100 м.
После распределения щебеночную смесь разметают автомобильной щеткой, находящейся на поливомоечной машине, для заполнения пустот верхнего слоя.
Расклиниваемый слой уплотняют тяжелым комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за пять проходов по одному следу, предварительно произведя увлажнение слоя водой из расчета 10-12 л/м.
Признаками окончания уплотнения служат отсутствие подвижности, прекращение образования волны перед катком массой 10-13 т и отсутствие следа, а щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться.
2.8. Качество основания из щебня должно соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
Производство работ по устройству щебеночного основания по способу заклинки следует вести в соответствии с картой операционного контроля качества (табл.3).
Технология операционного контроля качества работ при устройстве
двухслойного щебеночного основания по методу заклинки
Основные операции, подлежащие контролю |
Состав контроля |
Метод и средства контроля |
Режим и объем контроля |
Лицо, осущест- |
Предельные отклонения от норм контроли- |
Где регист- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Качество щебня |
Влажность щебня |
Лабораторный |
Не реже одного раза в смену |
Лаборант |
Отклонение не более 10% от оптимальной влажности |
Журнал лабораторных работ |
Распре- |
Ширина слоя, толщина слоя |
Инструментальный |
Не реже, чем через каждые 100 м |
Мастер |
Отклонения по ширине ±10 см, по толщине |
Общий журнал работ |
Уплотнение щебеночного основания |
Плотность щебеночного основания |
Визуальный |
По всей длине контролируемого участка |
Мастер |
Отсутствие волн перед вальцом. Положенная под валец щебенка должна раздавли- |
Общий журнал работ |
Отметки по оси основания |
Отметки по оси основания |
Инструментальный |
Промеры не реже, чем через 100 м |
Геодезист |
Отклонения до ±50 мм от проектных значений высотных отметок |
Журнал технического нивели- |
Поперечный профиль и ровность поверхности основания |
Поперечные уклоны |
Инструментальный |
Промеры не реже, чем через 100 м |
Геодезист, мастер |
Отклонения от проектных значений в пределах ±0,010 |
Журнал технического нивели- |
|
Ровность |
2. Трехметровая рейка |
|
|
|
|
|
|
3. Трехметровая рейка с клиновым промерником |
Промеры |
Геодезист, мастер |
Просветы не должны превышать 10 мм |
Или общий журнал работ |
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.
При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста.
Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
При работе распределителя каменных материалов запрещается затягивать болты на включенных вибраторах; удалять ограждения и настилы и работать без них, выполнять ремонт и регулировку электроаппаратуры при работающем генераторе; держать включенным вибратор, если вибробрус не лежит на основании.
Подъем и опускание передней плиты бункера распределителя материалов следует производить только механизмом подъема, находиться при этом внутри бункера запрещается. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей установки можно производить после поднятия и установки их на опорные козлы.
Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или мастером. Во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машины или кузове автомобиля-самосвала.
При работе укладчика и распределителя на насыпях запрещается подъезжать более чем на 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы.
Запрещается во время работы машины регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты, поправлять или менять ремни вибраторов.
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера.
4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
6. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.