Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/15/809400018.htm

    

    РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

    

См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)


Технологическая карта N 9

    
УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО
ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПО МЕТОДУ ЗАКЛИНКИ

    
    
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


    1.1. Технологическая карта разработана на устройство двухслойного щебеночного  основания методом заклинки толщиной 30 см и шириной 9 м с применением распределителя  дорожно-строительных материалов ДС-54, оборудованного рабочим органом щебнеукладчика. При отсутствии распределителя распределение щебня можно производить автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок.
    
    Для устройства нижнего слоя основания толщиной 17 см применяют щебень фракции 70-120 мм, для верхнего слоя толщиной 13 см - щебень фракции 40-70 мм, для расклинивания - щебеночную смесь фракции 5-20 мм.
    
    Щебень должен удовлетворять требованиям действующей нормативной документации.
    
    1.2. Конструкция основания принята в соответствии с альбомом "Типовые строительные конструкции, изделия и узлы серии 3.503-71/88 "Дорожные одежды для автомобильных дорог общего пользования". Выпуск 0, "Материалы для проектирования".
    
    1.3. При устройстве двухслойного основания в состав работ входят:
    
    - распределение щебня для нижнего слоя основания;
    
    - уплотнение нижнего слоя основания;
    
    - распределение щебня для верхнего слоя основания;
    
    - уплотнение верхнего слоя основания;
    
    - распределение мелкого щебня (клинца) для расклинивания верхнего слоя основания;
    
    - уплотнение верхнего слоя основания по расклинивающей фракции.
    
    1.4. Работы по устройству щебеночного основания выполняют при положительных температурах. Уплотнение щебня не рекомендуется производить в случае продолжительных осадков или переувлажнения слоя щебня и верхней части земляного полотна.
    
    1.5. Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям работы с учетом наличия дорожно-строительных машин и механизмов, уточнения объемов работ и калькуляции затрат труда.
    
    

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

    
    2.1. Перед устройством двухслойного щебеночного основания методом заклинки необходимо:
    
    - обеспечить готовность земляного полотна в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, а также руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог;
    
    - подготовить временные подъездные пути для подачи материалов к месту производства работ;
    
    - выполнить разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания и поперечных уклонов;
    
    - обеспечить водоотвод;
    
    - устроить обочины для создания боковых упоров при уплотнении каменного материала.
    
    2.2. Щебень доставляют на объект автомобилями-самосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение (в карте принято значение 1,3).
    
    Работы по устройству двухслойного щебеночного основания (рис.1) по методу заклинки ведутся на пяти захватках длиной 150 м каждая (рис.2).
    
    


Рис.1. Схема поперечного профиля двухслойного щебеночного основания



Рис.2. Технологический план потока по устройству двухслойного
щебеночного основания автомобильных дорог по методу заклинки

    
    
    2.3. В разработанной технологической последовательности производства работ (табл.1) на первой захватке выполняются следующие операции:
    
    - доставка щебня фракции 70-120 мм для устройства нижнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ-55118;
    
    - распределение щебня нижнего слоя основания самоходным распределителем ДС-54.
    
    

Таблица 1

    

Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов

    






Коли-
чество работ


Потребность в машино-
сменах

Затраты труда и заработная плата на захватку длиной
200 м

N про-
цес-
сов

N за-
хва-
ток

Источ-
ник обосно-
вания норм выра-
ботки (ЕНиРы и рас-
четы)

Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ

Еди-
ни-
ца из-
ме-
ре-
ния

на за-
хват-
ку =
150 м

на
1 км

Произ-
води-
тель-
ность в смену

на за-
хват-
ку =
150 м

на
1 км

на еди-
ницу изме-
рения

на пол-
ный объем работ

на еди-
ницу изме-
рения

на пол-
ный объем работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

I

Расчет

Транспортировка щебня фр.70-120 мм автомобилем-
самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км:

(9,26+9,6)/2·0,17х
х1,3·150·1,03=322

м

322

2147

60,8

5,3

35,31

0,132

42-50*

2-45

788-90

2

I

Расчет

Укладка щебня фр.70-120 мм самоходным распределителем нижнего слоя основания толщиной 17 см:

(9,26+9,6)/2·0,17х
х1,3·150=322

м

322

2147

608

0,53

3,53

0,0132

4,25

0-28,3

91-13

3

II

Расчет

Увлажнение нижнего слоя         щебеночного основания из  расчета 15 л на 1 м поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км:

0,015·9,26·150=21
(322·1,6·0,03=15,0)

м

15

100

68,0

0,22

1,47

0,079

1,19

1-47

22-05

4

II

Расчет

Подкатка нижнего слоя щебеночного основания самоходным гладковальцовым катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу:

9,26·150=1390

м

1390

9267

2800

0,49

3,31

0,00286

3,97

0-05,6

77-84

5

II

Расчет

Уплотнение нижнего слоя основания комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 15 проходов по одному следу:

9,26·150=1395

м

1390

9267

1780

0,78

5,21

0,0045

6,26

0-09,7

134-83

6

III

Расчет

Транспортировка щебня фр.40-70 мм самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км:

(9+9,26)/2·0,13·1,3х
х150·1,03=238

м

238

1587

60,8

3,91

26,10

0,132

31,42

2-45

583-10

7

III

Расчет

Укладка щебня фр.40-70 мм самоходным распределителем верхнего слоя основания толщиной 13 см:

(9+9,26)/2·0,13·1,3х
х150·1,03=238

м

238

1587

608

0,39

2,61

0,0132

3,14

0-28,3

67-35

8

IV

Расчет

Увлажнение верхне-
го слоя щебеночного основания из рас-
чета 15 л на      1 м поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км:

0,015·9,0·150=20
(238·1,6·0,03=11)

м

11

73

68,0

0,16

1,07

0,079

0,87

1-47

16-17

9

IV

Расчет

Подкатка верхнего слоя щебеночного основания самоходным гладковальцовым катком ДУ-96 за 6 проходов по одному следу:

9·150=1350

м

1350

9000

2800

0,48

3,21

0,00286

3,86

0-05,6

75-60

10

IV

Расчет

Уплотнение верхнего слоя основания комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 15 проходов по одному следу:

9·150=1350

м

1350

9000

1780

0,76

5,05

0,0045

6,08

0-09,7

130-95

11

IV

Расчет

Транспортировка клинца фр.5-20 мм самосвалом КамАЗ-55118 на расстояние 10 км:

25·1350/1000=34

м

34

227

60,8

0,56

3,73

0,132

4,49

2-45

83-30

12

V

Расчет

Россыпь клинца (щебень фр.5-20 мм) толщиной 2,5       см автогрейдером ДЗ-122 за 4 прохода по одному следу:

9·150=1350

м

1350

9000

8330

0,16

1,08

0,001

1,35

0-02,1

28-35

13

V

Расчет

Разметание клинца автомобильной щеткой поливомоечной машины МД-433-03 (площадь - 1350 м)

м

1350

9000

15000

0,09

0,6

0,00053

0,72

0-01

13-50

14

V

Расчет

Увлажнение клинца поливомоечной машиной МД-433-03 при дальности возки 3 км:

0,010·1350=13,514
(150·9·0,025·1,6·0,03=
=1,6)

м

2,0

13,3

68,0

0,03

0,2

0,079

0,16

1-47

2-94

15

V

Расчет

Укатка клинца комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за 5 проходов по одному следу

м

1350

9000

3300

0,41

2,73

0,0024

3,24

0-05,2

70-20




ИТОГО:





14,27

95,21


113,5


2186-21

__________________
    * Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     
    

    
Таблица 2

Состав отряда

    

Машины

Профессия
и разряд рабочего

Потребность в машино-сменах

Потребность в машинах

Коэффи-
циент загрузки

Коли-
чество рабочих





на захватку

на 1000 м







Самосвал
КамАЗ-55118

Машинист
IV разряда

9,77

65,14

10

0,98

10

Самоходный щебнераспределитель

Машинист
VI разряда

0,92

6,14

1

0,92

1

Поливомоечная машина МД-433-03

Машинист
IV разряда

0,5

3,34

1

0,83

1

Самоходный гладковальцовый каток ДУ-96

Водитель
V разряда

0,97

6,52

1

0,97

1

Комбинированный вибрационный каток ДУ-58А

Машинист
VI разряда

1,95

12,99

2

0,98

2

Автогрейдер
ДЗ-122

Машинист
VI разряда

0,16

1,08

1

0,16

1


ИТОГО:

14,27

95,21

16


16

    
    
    При общей толщине двухслойного щебеночного основания 30 см нижний слой целесообразно устраивать толщиной 17 см для возможности использования щебня фракции 70-120 мм.
    
    Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-55118 и распределяют самоходным распределителем ДС-54.
    
    Распределитель, оборудованный навесным рабочим органом, обеспечивает необходимую ровность укладываемого слоя и предварительное уплотнение щебня виброплитой. Перед началом работ распределитель устанавливают так, чтобы заслонки бункера находились над местом начала укладки щебня. Отвал распределителя устанавливают с учетом толщины укладываемого слоя и коэффициента запаса на уплотнение 1,3.
    
    При неподвижном положении распределителя автосамосвал заезжает на специальные трапы и выгружает щебень в приемный бункер. После разгрузки и съезда с трапов автосамосвала начинают распределение материала полосами шириной 3 м.
    
    По мере движения распределителя щебень поступает к отвалу, который распределяет его равномерно по всей ширине укладываемой полосы с обеспечением заданной толщины слоя. Начальное уплотнение щебня обеспечивается виброплитами. Для ограничения распределения материала и создания кромки покрытия служат ограждающие щиты и грунт присыпных обочин.
    
    После распределения щебня, при необходимости, исправляют края уложенного слоя, тщательно выравнивают граблями сопряжение распределенных полос. Проверяют поперечный профиль основания и ровность его поверхности.
    
    Как исключение (при отсутствии распределителя), распределение щебня можно производить автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок. При этом сначала щебень разравнивают, а затем основание профилируют до заданных проектных значений.
    
    2.4. На второй захватке выполняются работы по уплотнению нижнего слоя основания. Подкатку основания осуществляют легкими гладковальцовыми катками ДУ-96 массой 7 т за 6 проходов по одному следу, начиная от обочины к оси дороги с перекрытием следа на 1/3 ширины вальца.
    
    Укатку щебня производят тяжелыми комбинированными виброкатками ДУ-58А за 15 проходов катка по одному следу (точное количество проходов по одному следу определяют пробной укаткой).
    

    Начинают укатку также от краев основания, смещаясь к оси дороги, перекрывая предыдущий след на 1/3 его ширины. После двух-трех проходов катка устраняют места просадок и образовавшихся дефектов.
    
    В начале укатки, когда создается необходимая жесткость щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка должна быть 1,5-2 км/ч, в конце уплотнения она может быть повышена до максимальной скорости (6,5 км/ч), при которой повышается производительность и не происходит перегрузка мотора.
    
    В сухую жаркую погоду после двух-трех проходов тяжелого катка, для обеспечения лучшей уплотняемости щебня, основание поливают водой с помощью поливомоечной машины МД-433-03 из расчета 15-25 л воды на 1 м поверхности. Необходимо избежать переувлажнения щебня и грунта земляного полотна. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку следует приостанавливать.
    
    Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, при которой должна образоваться волна перед катком массой 10-13 т и след после прохода этого катка, при этом щебенка, брошенная на поверхность слоя, раздавливается (при недостаточном уплотнении она вдавливается катком в слой).
    
    2.5. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
    
    - доставка щебня фракции 40-70 мм для устройства верхнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ-55118;
    
    - распределение щебня верхнего слоя основания самоходным распределителем.
    
    Для устройства верхнего слоя основания толщиной 13 см применяют щебень фракции 40-70 мм. Технология его укладки аналогична изложенной в п.2.3.
    
    2.6. На четвертой захватке выполняются работы по уплотнению верхнего слоя основания.
    
    Технология уплотнения верхнего слоя основания аналогична п.2.4 настоящей технологической карты.
    
    2.7. На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:
    
    - доставка щебня фракции 5-20 мм для расклинцовки верхнего слоя основания;
    
    - распределение щебня по всей ширине основания автогрейдером ДЗ-122;
    
    - разметание расклинивающей фракции щеткой, смонтированной на поливомоечной машине МД-433-03;
    

    - уплотнение расклинивающей фракции щебня комбинированным вибрационным катком ДУ-58А.
    
    На последнем этапе устройства основания производят его расклинцовку мелким щебнем фракции 5-20 мм. Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ-55118 и распределяют автогрейдером ДЗ-122 круговыми проходами по всей ширине основания, начиная от краев россыпи. Распределение щебеночной смеси фракции 5-20 мм производится из расчета 2,5 м на 100 м.
    
    После распределения щебеночную смесь разметают автомобильной щеткой, находящейся на поливомоечной машине, для заполнения пустот верхнего слоя.
    
    Расклиниваемый слой уплотняют тяжелым комбинированным вибрационным катком ДУ-58А за пять проходов по одному следу, предварительно произведя увлажнение слоя водой из расчета 10-12 л/м.
    
    Признаками окончания уплотнения служат отсутствие подвижности, прекращение образования волны перед катком массой 10-13 т и отсутствие следа, а щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться.
    
    2.8. Качество основания из щебня должно соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
    
    Производство работ по устройству щебеночного основания по способу заклинки следует вести в соответствии с картой операционного контроля качества (табл.3).
    
    

Таблица 3

Технология операционного контроля качества работ при устройстве
двухслойного щебеночного основания по методу заклинки

    

Основные операции, подлежащие контролю

Состав контроля

Метод и средства контроля

Режим и объем контроля

Лицо, осущест-
вляющее контроль

Предельные отклонения от норм контроли-
руемых параметров

Где регист-
рируются результаты контроля

1

2

3

4

5

6

7

Качество щебня

Влажность щебня

Лабораторный

В соответствии с ГОСТ 8269.0-97

Не реже одного раза в смену

Лаборант

Отклонение не более 10% от оптимальной влажности

Журнал лабораторных работ

Распре-
деление щебня

Ширина слоя, толщина слоя

Инструментальный

Измерительные линейка, рулетка, визирки

Не реже, чем через каждые 100 м

Мастер

Отклонения по ширине ±10 см, по толщине
±15 мм

Общий журнал работ

Уплотнение щебеночного основания

Плотность щебеночного основания

Визуальный

Контрольный проход катка массой 10-13 т

По всей длине контролируемого участка

Мастер

Отсутствие волн перед вальцом. Положенная под валец щебенка должна раздавли-
ваться. Метод лунки

Общий журнал работ

Отметки по оси основания

Отметки по оси основания

Инструментальный

Нивелир

Промеры не реже, чем через 100 м

Геодезист

Отклонения до ±50 мм от проектных значений высотных отметок

Журнал технического нивели-
рования

Поперечный профиль и ровность поверхности основания

Поперечные уклоны


Инструментальный

1. Нивелир, нивелирная рейка

Промеры не реже, чем через 100 м

Геодезист, мастер

Отклонения от проектных значений в пределах ±0,010

Журнал технического нивели-
рования


Ровность


2. Трехметровая рейка








3. Трехметровая рейка с клиновым промерником

Промеры
не реже, чем через 100 м
(на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки основания в пяти контрольных точках)

Геодезист, мастер

Просветы не должны превышать 10 мм

Или общий журнал работ

    
    
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

    
    К использованию допускаются машины в работоспособном состоянии.
    
    Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация машин, определяется эксплуатационной документацией.
    
    Использовать машины можно только в том случае, если температура окружающего воздуха соответствует указанной в эксплуатационной документации на машину.
    
    До начала работы необходимо определить рабочую зону машины, границы опасной зоны, средства связи машиниста с рабочими, обслуживающими машину, и машинистами других машин.
    
    При использовании машин должна быть обеспечена обзорность рабочей зоны с рабочего места машиниста.
    
    Рабочая зона машины в темное время суток должна быть освещена.
    
    При работе распределителя каменных материалов запрещается затягивать болты на включенных вибраторах; удалять ограждения и настилы и работать без них, выполнять ремонт и регулировку электроаппаратуры при работающем генераторе; держать включенным вибратор, если вибробрус не лежит на основании.
    
    Подъем и опускание передней плиты бункера распределителя материалов следует производить только механизмом подъема, находиться при этом внутри бункера запрещается. Сборку, разборку и ремонт отдельных деталей установки можно производить после поднятия и установки их на опорные козлы.
    
    Подавать автомобиль-самосвал с каменными материалами задним ходом для загрузки бункера укладчика или распределителя мелкого щебня разрешается только после подачи сигнала машинистом укладчика или мастером. Во время работы укладчика или распределителя рабочим запрещается находиться в бункере машины или кузове автомобиля-самосвала.
    
    При работе укладчика и распределителя на насыпях запрещается подъезжать более чем на 1 м к бровке насыпи. Запрещается очищать бункер во время работы.
    
    Запрещается во время работы машины регулировать толщину распределяемого или укладываемого слоя, а также регулировать виброплиты, поправлять или менять ремни вибраторов.
    
    При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
    
    1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве*.
_______________
    * На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002. - Примечание изготовителя базы данных.
    

    2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
    
    3. ТОИ Р-218-05-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автогрейдера.
    
    4. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
    
    5. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.

    6. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.