РАЗДЕЛ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
См. Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды (Общая часть)
Технологическая карта N 18
УСТРОЙСТВО ДВОЙНОЙ ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ КАТИОННЫХ БИТУМНЫХ ЭМУЛЬСИЙ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительном объекте.
Технологическая карта составлена на устройство двойной поверхностной обработки с использованием катионных битумных эмульсий при раздельном распределении вяжущего и щебня.
Следует учитывать, что более высокое качество поверхностной обработки достигается при синхронном распределении материалов машинами типа "Би-мажор". Однако их ограниченное распространение в дорожно-строительных организациях делает весьма актуальным традиционный способ устройства двойной поверхностной обработки.
Поверхностная обработка - наиболее распространенный способ повышения шероховатости дорожных покрытий. Она позволяет также восстанавливать слой износа и, тем самым, продлевать срок службы дорожного покрытия.
При двойной поверхностной обработке розлив вяжущего выполняют в два приема с распределением щебня и его уплотнением после каждого розлива.
Этот способ поверхностной обработки применяют при высокой интенсивности движения на дорогах, а также на цементобетонных покрытиях.
Вяжущее обеспечивает гидроизоляцию покрытия, приклеивание каменного материала к покрытию и соединение щебенок в единый слой.
При устройстве поверхностной обработки с использованием битумных эмульсий следует применять преимущественно катионные эмульсии ЭБК-1, ЭБК-2. Эмульсии должны выдерживать испытание на сцепление пленки вяжущего с щебнем по ГОСТ 18659-81* "Эмульсии битумные дорожные".
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52128-2003, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими.
Щебень следует применять из трудношлифуемых горных пород с преимущественно кубовидной формой зерен, отвечающих требованиям, приведенным в табл.1. Щебень должен быть чистым, не содержащим пыли и глины.
Таблица 1
Горные породы |
Петрографические особенности исходной горной породы |
Марки по ГОСТ 8267-93 |
Примечание | |
|
|
по износу |
по прочности |
|
Изверженные |
Кристаллические без следов выветривания |
И-I |
1200 |
На дорогах всех категорий |
Изверженные |
Породы с кристаллической |
И-II |
1000 |
На дорогах II-IV категорий |
Метаморфические |
Породы с кристаллической структурой без следов выветривания |
И-I |
1200 |
На дорогах всех категорий |
Осадочные |
Породы с явно выраженной зернокристаллической структурой |
И-II |
1000 |
На дорогах III, IV категорий |
Для первой россыпи применяют щебень фракций 15-20 или 20-25 мм, для второй соответственно - фракций 5-10 или 10-15 мм.
Основным требованием при выполнении поверхностной обработки является точное дозирование материалов, в соответствии с нормами расхода, установленными СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" (табл.15).
Работы по устройству поверхностной обработки на битумных эмульсиях допускается выполнять при температуре воздуха не ниже 5 °С.
При температуре воздуха ниже 20 °С следует применять эмульсии с концентрацией битума 55-60% и температурой 40-50 °С.
При температуре воздуха выше 20 °С подогревать эмульсию не следует, а концентрация битума может быть снижена на 50%.
В технологической карте принят механизированный способ выполнения работ с применением автогудронатора СД-203 и распределителя щебня WS 4100 Vario. Вместимость цистерны автогудронатора - 10000 л, бункера щебнераспределителя - 5 т.
Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к конкретным условиям производства работ.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. До начала работ по устройству поверхностной обработки должно быть полностью завершено строительство дорожного покрытия и принято представителями технического надзора органа управления.
При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо предварительно выполнить заделку трещин, выбоин, исправление кромок и устранение других повреждений.
2.2. Работы по устройству двойной поверхностной обработки ведутся в разработанной технологической последовательности процессов производства работ, представленной в табл.2.
Таблица 2
Технологическая последовательность процессов с расчетом объемов работ и потребных ресурсов
|
|
|
|
|
|
|
|
Затраты труда и заработная плата на захватку длиной | |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Норма времени, чел.-ч |
Заработная плата, | ||
N про- |
N за- |
Источ- ник обосно- |
Описание рабочих процессов в порядке их технологической последовательности с расчетом объемов работ |
Еди- |
Коли- |
Произ- |
Потреб- |
на еди- |
на полный объем работ |
на еди- |
на полный объем работ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
|
Расчет |
Очистка покрытия от пыли и грязи поливомоечной машиной МД-433-03 за 2 прохода по одному следу |
км |
1 |
2 |
0,5 |
4 |
4 |
74-24 |
74-24 |
2 |
|
Расчет |
Поливка покрытия водой поливомоечной машиной МД-433-03 из расчета 0,5 л/м |
т |
4,5 |
100 |
0,045 |
0,08 |
0,36 |
1-48 |
6-66 |
3 |
|
Расчет |
Подвозка быстрораспадающейся битумной эмульсии автогудронатором СД-203 и первый розлив вяжущего в количестве 30% от нормы, т.е. 0,8 л/м (при концентр. битума в эмульсии 50%) |
т |
7,2 |
33,3 |
0,22 |
0,48 |
3,46 |
9-31 |
67-03 |
4 |
|
Расчет |
Подвозка щебня фр.15-20 мм автосамосвалами КамАЗ-55111 с выгрузкой в бункер щебнераспределителя WS 4100 Vario при дальности транспортировки 10 км |
м |
126 |
74,7 |
1,69 |
0,11 |
13,86 |
1-99 |
250-74 |
5 |
|
Расчет |
Первая россыпь щебня щебнераспределителем WS 4100 Vario из расчета 70% от нормы, т.е. 1,4 м на 100 м |
м |
9000 |
31100 |
0,29 |
0,0003 |
2,7 |
0-006 |
54-00 |
6 |
|
Расчет |
Уплотнение слоя тяжелым катком на пневматических шинах ДУ-100 за 3 прохода по 1 следу |
м |
9000 |
12120 |
0,74 |
0,0007 |
6,3 |
0-01 |
90-00 |
7 |
|
Расчет |
Подвозка быстрораспадающейся эмульсии автогудронатором СД-203 и второй розлив вяжущего из расчета 70% от нормы, т.е. |
т |
19,8 |
41,1 |
0,48 |
0,38 |
7,52 |
7-39 |
146-32 |
8 |
|
Расчет |
Подвозка щебня фр.5-10 мм автосамосвалами КамАЗ-55111 с выгрузкой в бункер щебнераспределителя WS 4100 Vario при дальности транспортировки 10 км |
м |
54 |
74,7 |
0,72 |
0,11 |
5,94 |
1-99 |
107-46 |
9 |
|
Расчет |
Вторая россыпь щебня щебнераспределителем WS 4100 Vario из расчета 30% от нормы, т.е. 0,6 м на 100 м |
м |
9000 |
34600 |
0,26 |
0,0002 |
1,8 |
0-005 |
45-00 |
10 |
|
Расчет |
Уплотнение слоя тяжелым катком на пневматических шинах ДУ-100 за 3 прохода по 1 следу |
м |
9000 |
12120 |
0,74 |
0,0007 |
6,3 |
0-01 |
90-00 |
11 |
|
Расчет |
Уход за слоем износа и регулировка движения по ширине проезжей части в течение первых 2-3 суток при ограничении скорости автомобилей до 40 км/ч |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
52,24 |
|
931-45 |
2.3. Скорость потока (длина сменной захватки) 1000 м/смену определена из условия наиболее полного использования автогудронатора СД-203 в течение смены (рис.1).
Рис.1. Технологический план потока по устройству двойной поверхностной обработки
с использованием быстрораспадающихся катионных битумных эмульсий
2.4. Работы по устройству двойной поверхностной обработки с применением битумной эмульсии следует производить по чистой увлажненной водой (из расчета 0,5 л/м) поверхности.
Покрытие очищают от пыли и грязи за два прохода по одному следу поливомоечной машины МД-433-03. В первую очередь производят очистку самого покрытия, затем за один проход по каждой обочине пыль и мусор удаляют на откосы.
2.5. Розлив эмульсии и распределение щебня производят за два раза в такой последовательности:
- розлив эмульсии в количестве 30% нормы;
- россыпь 70% нормы щебня;
- розлив остального количества эмульсии (70% нормы);
- распределение оставшихся от нормы 30% щебня;
- укатка слоя двойной поверхностной обработки.
2.5.1. В зависимости от ширины покрытия, а также технических характеристик автогудронатора и распределителя щебня определяют число и ширину устраиваемых полос.
В данном конкретном случае при ширине проезжей части 7,5 м с учетом двух краевых полос по 0,75 м при общей ширине покрытия 9 м целесообразно устраивать 3 полосы по 3 м, что соответствует ширине распределения материала щебнераспределителем WS 4100 Vario.
2.5.2. Розлив битумной эмульсии выполняют автогудронатором ДС-142Б.
Расход вяжущего на 1 м обрабатываемой поверхности должен соответствовать нормам, установленным СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".
Нормативный расход битумной эмульсии обеспечивает заполнение остаточным вяжущим межщебеночного пространства на высоту, обеспечивающую надежное сцепление с покрытием и исключающую выпотевание битума в период высоких летних температур.
2.5.3. При составлении почасовых графиков следует учитывать, что, в силу различной производительности автогудронатора и щебнераспределителя, часто имеет место недопустимо длительный интервал между операциями по распределению вяжущего и щебня.
В данном конкретном случае (рис.1) на захватке длиной 1000 м время работы щебнераспределителя составляет 2,32 ч, автогудронатора СД-203 - 1,76 ч. Интервал между этими операциями в конце захватки составит 0,56 ч, что недопустимо, поскольку за такой промежуток времени процесс распада битумной эмульсии может завершиться полностью или частично.
Во избежание этого необходимо предусматривать остановки автогудронатора через каждые 200 м на 0,11 ч (~7 мин), которые целесообразно совмещать с вынужденными остановками для загрузки щебнераспределителя.
2.5.4. Автогудронатор устанавливают в рабочее положение в 2-3 м от границы обрабатываемого участка. Такой задел необходим, так как при наборе скорости автогудронатора, равно как и при торможении, нарушается норма распределения вяжущего.
Для обеспечения качества устраиваемого слоя этот участок подхода к границе производства работ, так же как и аналогичный, перед остановкой автогудронатора следует закрыть защитным слоем: толем, плотной бумагой.
Начальную и конечную границу участка розлива намечают сигнальными флажками, устанавливаемыми на обочине.
В конце участка розлива при прохождении первого (предупредительного) флажка готовятся к перекрытию кранов, а у второго флажка на конечной границе быстро их перекрывают и останавливают автогудронатор.
После окончания розлива защитные материалы убирают.
На участках с продольным уклоном во избежание растекания вяжущего розлив производят при движении автогудронатора на подъем.
Закончив розлив на одной полосе, автогудронатор возвращают к началу захватки и разливают вяжущее на второй, следя за тем, чтобы на стыке полос не было излишков битумной эмульсии или пропусков. Для этого по оси каждой из устраиваемых полос обозначают ориентиры для водителя.
Норма розлива контролируется автоматической системой распределения вяжущего.
2.5.5. Щебень доставляют на участок работ автомобилями-самосвалами КамАЗ-55111.
Автомобиль-самосвал задним ходом въезжает на разгрузочный мостик и, выгрузив щебень в приемный бункер щебнераспределителя, отъезжает.
Щебень по конвейеру попадает в передний распределительный бункер и с помощью шнека равномерно распределяется по всей ширине бункера и через щель равномерно рассыпается по разлитому вяжущему, при этом колеса распределителя проходят по рассыпанному щебню. По окончании россыпи щебня на одной полосе участка распределитель возвращают к началу и распределяют щебень на второй полосе.
Норма россыпи щебня устанавливается в соответствии со СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и составляет (табл.3):
Таблица 3
Нормы расхода материалов при устройстве двойной поверхностной обработки
Фракции щебня, мм |
Расход щебня, м/100 м |
Расход эмульсии, л/м, при концентрации битума, % | |
|
|
60 |
50 |
15-20 |
Первая россыпь 1,1-1,3 |
1,5-1,8 |
1,8-2,2 |
5-10 |
Вторая россыпь 0,7-1,0 |
1,3-1,5 |
1,5-1,8 |
Примечание. При устройстве поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий следует использовать щебень, не обработанный предварительно органическими вяжущими, при использовании анионных эмульсий - преимущественно черненый щебень.
Россыпь щебня по заданной норме достигается регулированием скорости вращения шнеков, барабана, выдающего материал, и скорости передвижения распределителя на первом пробном участке россыпи за 1-2 попытки.
Вслед за распределением щебня исправляют дефектные места.
В местах, где образовались излишние скопления вяжущего (жирные пятна), скребком срезают слой щебня с эмульсией, из леек распределяют вяжущее, засыпают это место новым щебнем и распределяют его слоем в одну щебенку.
2.5.6. Прикатку щебня наиболее целесообразно выполнять катком на пневматических шинах за 4-5 проходов по одному следу с нагрузкой на колесо не менее 1,5 т и давлением в шинах 0,7-0,8 МПа. Для одноразмерного щебня достаточно двух проходов по одному следу.
Задача укатки - уложить и прижать щебень к вяжущему.
Лучшая шероховатость слоя обеспечивается прикаткой пневматическим катком, исключающим дробление или вдавливание щебня в основу.
Для предотвращения прилипания смеси в процессе укатки вальцы катков смачивают водой, смесью воды и керосина (1:1) или 1-процентным водным раствором соапстока.
2.5.7. При устройстве поверхностной обработки в рамках ремонта автомобильной дороги необходимо обеспечить бесперебойное движение транспорта.
В этом случае дорожные работы следует производить сначала на I полосе ремонтируемого участка, пропуская транспорт по II и III полосам, затем поочередно закрывают II и III полосы, организовывая движение по двум свободным (рис.2).
Рис.2. Схема размещения технических средств организации движения в местах производства дорожных работ:
I-III - очередность устройства поверхностной обработки; 1 - сигнальные фонари или световозвращающие
элементы; 2 - ограждающие барьеры; 3 - направляющие конусы; 4 - разметка проезжей части; 5 - кромка
краевой укрепительной полосы; 6 - зона дорожных работ; - длина отгона зоны дорожных работ
2.5.8. Движение при наличии объезда закрывают на сутки, при его отсутствии - на 8 ч.
В течение первых 2-3 сут эксплуатации необходимо ограничивать скорость движения автомобилей до 40 км/ч и регулировать его по ширине проезжей части.
Уход за поверхностной обработкой состоит в наметании сброшенных щебенок, исправлении сухих мест и углублений, в добавке вяжущего, а в местах избытка вяжущего - в добавке мелкого "белого" щебня.
2.6. Технологическая последовательность процессов по устройству двойной поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий с расчетом объемов работ и потребных ресурсов приведена в табл.2, 4.
Таблица 4
Состав отряда
Машины |
Профессия и разряд рабочего |
Потребность в машино-сменах на захватку =250 м |
Потребность в машинах |
Коэффициент загрузки |
Количество рабочих |
Поливомоечная машина МД-433-03 |
Машинист |
0,545 |
1 |
0,545 |
1 |
Автогудронатор |
Машинист |
0,7 |
1 |
0,7 |
2 |
Автосамосвал КамАЗ-55118 |
Водитель |
2,41 |
3 |
0,8 |
3 |
Щебнерас- |
Машинист |
0,55 |
1 |
0,55 |
1 |
Каток на пневматических шинах ДУ-100 |
Машинист |
1,48 |
2 |
0,74 |
2 |
|
Итого |
|
8 |
|
8 |
2.7. Технологический план потока по устройству двойной поверхностной обработки при наличии объезда или на участке нового строительства приведен на рис.1.
2.8. Технология операционного контроля качества работ при устройстве одиночной поверхностной обработки приведена в табл.5.
Таблица 5
Технология операционного контроля качества работ при устройстве двойной
поверхностной обработки с применением катионных битумных эмульсий
Основные операции, подлежащие контролю |
Состав контроля |
Метод и средства контроля |
Режим и объем контроля |
Лицо, осущест- |
Предельные отклонения от норм контро- |
Где регист- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Качество материала |
Сцепление пленки вяжущего с щебнем |
Лабораторный |
Не реже 1 раза в смену |
Лаборант |
По |
Журнал лабора- |
|
Однородность и чистота щебня |
Визуальный |
Постоянно |
Мастер |
|
Общий журнал работ |
Розлив вяжущего |
Температура битумной эмульсии в автогудронаторе |
Инструментальный |
В каждом автогудронаторе |
Мастер |
Для БНД 60/90; 90/130 - 130-160 °С; |
Общий журнал работ |
|
Равномерность распределения битумной эмульсии |
Инструментальный |
Не реже 1 раза в смену |
Мастер |
При первой россыпи 1,8-2,2 л/м; |
Общий журнал работ |
Россыпь щебня |
Однородность щебня |
Визуальный |
Постоянно |
Мастер |
±5 мм |
Общий журнал работ |
|
Равномерность распределения щебня |
Визуальный |
Постоянно |
Прораб |
|
Общий журнал работ |
Уход за поверх- |
Ограничение скорости |
Визуальный |
Постоянно |
Мастер, прораб |
До 40 км/ч |
Общий журнал работ |
|
Регулирование движения по ширине |
Визуальный |
Постоянно |
Мастер, прораб |
- |
Общий журнал работ |
|
Определение коэффициента сцепления |
Инструментальный |
В конце смены на готовом участке |
Мастер, лаборант |
- для легких условий движения 0,45; |
Общий журнал работ |
|
Определение глубины впадин шероховатости |
Инструментальный |
В конце смены на готовом участке |
Мастер, лаборант |
- для легких условий движения 0,35; |
Общий журнал работ |
3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА
3.1. К работам по устройству покрытий с шероховатой поверхностью допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
3.2. Лица, допускаемые к эксплуатации дорожных машин и оборудования, используемых при устройстве поверхностной обработки, должны иметь удостоверение на право работы на них.
3.3. Все работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, предусмотренными действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими виду и условиям работ, а также применяемым материалам.
3.4. Место устройства покрытий с шероховатой поверхностью должно быть ограждено в соответствии с требованиями ВСН 37-84.
3.5. При работе машин по устройству покрытий необходимо соблюдать требования, изложенные в СНиП III-4-80*.
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 12.3.048-2002, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.6. При проведении работ необходимо принять меры по обеспечению безопасности движения. С этой целью на участках проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, ограждения и направляющие устройства, а в необходимых случаях устраивают объезд. Ограждение места работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек, вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней. Установку технических средств организации движения производят в соответствии с ВСН 37-84.
Схемы организации движения и ограждения мест работ независимо от того, являются они типовыми или индивидуальными, а также сроки проведения работ утверждаются руководителем дорожной организации и согласовываются с органами ГИБДД.
При составлении схем организации движения в местах проведения дорожных работ необходимо обеспечить выполнение следующих требований:
- предупредить заранее водителей транспортных средств и пешеходов об опасности, вызванной дорожными работами, и показать характер этой опасности;
- четко обозначить направление объезда имеющихся на проезжей части препятствий, а при устройстве объезда ремонтируемого участка - его маршрут;
- создать безопасный режим движения транспортных средств и пешеходов на подходах и на участках проведения дорожных работ.
При работах, имеющих подвижный и краткосрочный характер, временные знаки можно размещать на переносных ограждающих барьерах, щитах, а также на автомобилях и самоходных дорожных машинах, участвующих в работе. В темное время суток дорожные машины и оборудование должны находиться за пределами земляного полотна. В случае невозможности выполнения этого требования, дорожные машины должны быть ограждены с обеих сторон барьерами с сигнальными фонарями желтого цвета, зажигаемыми с наступлением темноты, с установкой барьеров на расстоянии 10-15 м от машины.
Выполнение требований по организации движения и техники безопасности в местах производства дорожных работ возлагается на инженерно-технический персонал, который непосредственно руководит производством работ (руководителя организации, главного инженера, начальника участка, прораба, мастера).
При производстве работ по устройству земляного полотна бульдозером руководствуются следующей технической литературой:
1. СНиП III-4-80. Техника безопасности в строительстве.
2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
3. ТОИ Р-218-07-93. Типовая инструкция по охране труда для машиниста катка.
4. ТОИ Р-218-26-94. Типовая инструкция по охране труда для машиниста автополивомоечной машины.
5. Спельман Е.П. Техника безопасности при эксплуатации строительных машин и средств малой механизации. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.: ил.