ГОСПЛАН СССР
ГОССТРОЙ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 1985 года N 95/60
Указания о порядке разработки и утверждения
технико-экономических обоснований строительства
по крупным и сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим объектам)
I. Общие положения
1. Настоящие Указания разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 апреля 1984 г. N 387 "Об улучшении планирования, организации и управления капитальным строительством", которым установлено, что в целях улучшения качества проектирования и повышения обоснованности строительства министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик должны обеспечивать начиная с 1985 года исходя из схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности, схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам разработку технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства по крупным и сложным предприятиям и сооружениям (а при необходимости по другим объектам), определяемым Госпланом СССР и Госстроем СССР при составлении проектов планов. В Указаниях учтены также положения постановления Совета Министров СССР от 28 января 1985 г. N 96 "О дальнейшем совершенствовании проектно-сметного дела и повышении роли экспертизы и авторского надзора в строительстве".
Указаниями определяются состав, порядок разработки и утверждения ТЭО строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения крупных и сложных предприятий и сооружений и других объектов. Определение предприятий, по которым должны разрабатываться ТЭО, производится в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР и Госстроем СССР.
2. ТЭО является предплановым и предпроектным документом, дополняющим и развивающим решения, предусмотренные в утвержденной схеме, в частности: обоснования намечаемого строительства предприятия, его мощности, номенклатуры и качества продукции, кооперации производства, обеспечения сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом, электро- и теплоэнергией, водой и трудовыми ресурсами, а также выбора наиболее эффективных технических, экономических и организационных решений по эксплуатации и строительству, включая выбор конкретной площадки для строительства и определение расчетной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей предприятия.
До разработки ТЭО на расширение действующих и строительство новых предприятий должно быть установлено, что аналогичные мощности действующих предприятий данной отрасли с учетом их реконструкции и технического перевооружения используются полностью (это должно быть подтверждено в ТЭО со ссылкой на соответствующий документ).
Создание дополнительных производственных мощностей должно обеспечиваться, как правило, без увеличения численности работающих в целом по отрасли за счет роста производительности труда и высвобождения работающих на действующем производстве.
3. ТЭО должно включать материалы по предприятию, имеющиеся в схеме, содержать обоснования эффективности принимаемых основных технических решений, а также данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование. Предусматриваемые в ТЭО технический уровень и основные технико-экономические показатели предприятия и выпускаемой им продукции после осуществления его строительства должны соответствовать или быть выше показателей лучших отечественных и зарубежных предприятий.
4. При разработке ТЭО необходимо:
учитывать перспективы развития науки и техники в соответствии с комплексной программой научно-технического прогресса и предусматривать применение при строительстве и эксплуатации предприятия новейших достижений науки и техники и передового отечественного и зарубежного опыта;
обеспечивать высокую эффективность использования капитальных вложений и минимальные объемы строительно-монтажных работ на основе вариантной проработки ТЭО. Экономическая эффективность капитальных вложений должна подтверждаться соответствующими расчетами, а также сравнением технического уровня и важнейших технико-экономических показателей предприятия с аналогичными лучшими отечественными и зарубежными построенными или запроектированными предприятиями, в том числе по качеству намечаемой к выпуску продукции с учетом ее конкурентоспособности и возможности сбыта на мировом рынке;
предусматривать строительство предприятий, как правило, очередями с определением основных технико-экономических показателей на полное развитие и по очередям. Невозможность (нецелесообразность) выделения указанных очередей должна быть обоснована;
учитывать решения, принятые в схемах и проектах районной планировки, в схемах генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) и проектах планировки и застройки городов и других населенных пунктов;
обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов;
предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды;
учитывать требования обеспечения сейсмостойкости, устойчивости, взрыво- и пожаробезопасности предприятий;
исходить из того, что расчетная стоимость строительства, согласованная с подрядной организацией, предусмотренная в утвержденном ТЭО, является лимитом на весь период проектирования и строительства и учитывается при составлении планов капитального строительства.
5. В тех случаях, когда в результате разработки ТЭО существенно изменяются основные показатели по предприятию, определенные в утвержденной схеме, в ТЭО должны быть проанализированы последствия, обусловленные этими изменениями, и приведены обоснования более высокой эффективности решений, принимаемых в ТЭО.
6. В случае необходимости разработки ТЭО по предприятиям, строительство которых не предусмотрено в схемах, должны рассматриваться все основные варианты их строительства исходя из решений по развитию и размещению соответствующего производства, принятых в схемах. При этом необходимо руководствоваться общими принципами размещения производительных сил, установленными ограничениями по строительству предприятий в отдельных городах.
Выбор пунктов строительства таких предприятий должен производиться на основе оценок важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на их размещение (экономического, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, водного, строительного, транспортного, экологического и других).
7. При наличии возможности и целесообразности ТЭО следует разрабатывать на конкурсной основе.
8. В случае необходимости министерства и ведомства могут утверждать по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР дополнительные указания и эталоны по разработке ТЭО, учитывающие специфические особенности строительства и эксплуатации предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства и промышленности.
II. Состав и содержание технико-экономических
обоснований
9. ТЭО должно состоять из следующих разделов (применительно к обоснованию строительства нового предприятия):
а) исходные данные и положения:
выписка из перечня крупных и сложных предприятий и сооружений (а также других объектов), по которым должны разрабатываться ТЭО, определяемого Госпланом СССР и Госстроем СССР;
ссылки на постановления, решения и другие документы, являющиеся основанием для разработки ТЭО;
данные о техническом состоянии реконструируемого или расширяемого предприятия, анализ и оценка его деятельности, основные технико-экономические показатели работы за последние 3 года, предшествовавших году разработки ТЭО;
б) мощность (объем производства продукции), номенклатура продукции, специализация и кооперация предприятия:
мощность предприятия, уточненная исходя из потребности в продукции всех предприятий данной отрасли и других отраслей с учетом экономного и рационального ее использования, а также полного использования имеющихся и создаваемых мощностей по производству аналогичной продукции. Мощность и номенклатура продукции для ее производства по ассимиляции;
основные технические данные и экономические показатели продукции в сравнении с данными и показателями аналогичных видов продукции передовых отечественных и зарубежных предприятий;
обоснование конкурентоспособности продукции на мировом рынке и ее влияние на сокращение импорта и экономию валюты;
определение специализации и кооперации предприятия;
обоснование возможности и целесообразности получения и использования в народном хозяйстве попутной продукции при комплексной переработке сырья и утилизации отходов производства;
в) обеспечение предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами:
данные о наличии сырьевой базы, разведанных и утвержденных запасах сырья и перспективе их роста;
потребность в сырье, требования к качеству и способам его подготовки;
потребность в материалах и полуфабрикатах, источники их получения;
обоснование источников обеспечения предприятия электрической и тепловой энергией и топливом с учетом топливно-энергетического баланса района размещения предприятия;
обоснование обеспечения предприятия водой (с учетом других потребителей, пользующихся выбранным источником водоснабжения);
расчет общей численности работающих (в том числе промышленно-производственного персонала) исходя из того, что производительность труда на намечаемом строительством предприятии к моменту его ввода в действие должна быть не ниже достигнутой на передовых аналогичных предприятиях отрасли с учетом необходимого ее роста за соответствующий период и достижения высшего мирового уровня;
предложения по организации подготовки рабочих кадров на действующих предприятиях и в учебных заведениях;
г) основные технологические решения, состав предприятия, организация производства и управления:
обоснование рекомендуемой технологии производства (технологической схемы) на основе сравнения возможных технологических процессов и схем и оценка оптимальности выбранной технологии;
обоснование выбора основного технологического оборудования. В случае целесообразности использования импортного оборудования обоснование его выбора производится в установленном порядке;
важнейшие требования к основному технологическому оборудованию;
требования к уровню механизации и автоматизации предприятия и основные технические решения;
обоснование производственно-технологической структуры и состава предприятия, мощности его основных производств и цехов;
состав обслуживающего и энергетического хозяйства;
структура управления предприятием и обоснование применения АСУП;
д) выбор района, пункта, площадки (трассы) для строительства и их характеристика:
обоснование выбора района и пункта строительства (в случае, если район (пункт) строительства в схеме не определен);
обоснование выбора площадки (трассы) для строительства;
е) основные строительные решения, организация строительства:
принципиальные объемно-планировочные и конструктивные решения и их основные параметры по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям, площади корпусов, зданий и сооружений предприятия;
инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне;
предложения по строительству предприятия очередями для ускорения ввода в действие производственных мощностей и основных фондов или обоснование невозможности (нецелесообразности) выделения очередей строительства;
ситуационный план с указанием размещения площадок промышленного и жилищно-гражданского строительства, внеплощадочных сооружений (водозабор, очистные сооружения, трассы линий электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, подъездных железных и автомобильных дорог);
схема генерального плана предприятия, предусматривающая размещение на промышленной площадке наиболее крупных зданий и сооружений, зон объектов подсобного и обслуживающего назначения, объектов энергетического хозяйства, транспортного хозяйства и связи, площади для возможного расширения предприятия;
основные требования к развитию транспорта общего пользования с учетом наиболее рационального использования отдельных его видов (железнодорожного, автомобильного, водного и др.);
особенности организации и сроки осуществления строительства исходя из норм его продолжительности;
основные мероприятия по организации строительства;
объемы основных строительно-монтажных работ и потребность в важнейших строительных материалах и механизмах, трудоемкость строительства, определяемые по укрупненным нормативам и показателям;
возможность использования мощностей строительно-монтажных организаций, предприятий строительной индустрии и строительных материалов, расположенных в районе строительства предприятия, а также предложения по их наращиванию или созданию таких мощностей;
ж) охрана окружающей среды:
характеристика и объем сточных вод и вредных выбросов;
мероприятия по спецводопользованию;
мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов и по рекультивации нарушенного земельного участка и использованию плодородного слоя почвы;
размеры санитарно-защитной зоны;
предложения по использованию отходов производства для повышения экономической эффективности работы предприятия;
влияние на окружающую среду в данном районе действующих, строящихся и намечаемых к строительству предприятий;
экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды, определяемые по Временной типовой методике, одобренной постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиума Академии наук СССР от 21 октября 1983 г. N 254/284/134;
з) расчетная стоимость строительства:
в разделе излагаются вопросы и приводятся данные по определению в ТЭО расчетной стоимости строительства;
и) экономика строительства и производства, основные технико-экономические показатели:
экономическая эффективность капитальных вложений;
удельные капитальные вложения, в том числе на строительно-монтажные работы;
расчетная себестоимость основных видов продукции;
удельные расходы сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов;
уровень производительности труда;
сравнение с показателями действующих передовых отечественных и зарубежных предприятий, а также с перспективными показателями проектируемых предприятий соответствующей отрасли (подотрасли) промышленности (народного хозяйства);
к) выводы и предложения:
оценка экономической эффективности строительства предприятия;
соответствие принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям;
данные для составления задания на проектирование предприятия в соответствии с общими требованиями к содержанию такого задания, предусмотренными положениями о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений, утверждаемыми Госстроем СССР;
перечень научно-исследовательских, конструкторских,
экспериментальных и изыскательских работ, которые необходимо
выполнить для проектирования и строительства предприятия,
изготовления оборудования;
л) приложения:
схема ситуационного плана;
схема генерального плана;
габаритные схемы по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям;
сводный расчет стоимости строительства;
сводка затрат (в соответствующих случаях).
III. Порядок разработки и утверждения
технико-экономических обоснований
10. Разработка ТЭО осуществляется по заданиям предприятия (организации)-заказчика, как правило, силами головных проектных организаций с привлечением проектных организаций министерств-подрядчиков, территориальных проектных организаций, организации, разработавшей схему, и при необходимости научно-исследовательских институтов и специализированных проектно-изыскательских организаций. В случае, если намечается применение вновь создаваемого технологического оборудования, в разработке ТЭО должна принимать участие организация - разработчик этого оборудования.
11. Предприятие (организация)-заказчик после включения работы по составлению ТЭО в план проектно-изыскательских работ выдает проектной организации - генеральному проектировщику (разработчику ТЭО) задание на разработку ТЭО, утвержденное министерством, ведомством СССР или Советом Министров союзной республики.
В зависимости от нормативных сроков продолжительности проектирования и строительства предприятий разработка ТЭО начинается, как правило, за два-три года до начала строительства. Для предприятий с длительным сроком проектирования и строительства, требующих выполнения большого объема изыскательских работ для выбора площадки под их строительство, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет, а в исключительных случаях, когда намечается строительство гидравлических и атомных электростанций и особо крупных производственных комплексов и водохозяйственных систем, - за шесть-семь лет до начала их строительства. В случае, если с момента утверждения ТЭО до начала разработки проекта пройдет два-три года, в ТЭО должны быть внесены в случае необходимости соответствующие изменения с последующим согласованием и утверждением их в порядке, установленном для вновь разрабатываемых ТЭО. Отсутствие необходимости внесения изменений в ТЭО в таких случаях должно подтверждаться министерствами, ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик письмом, которое представляется в Госплан СССР и Госстрой СССР.
Стоимость разработки ТЭО определяется в порядке, устанавливаемом Госпланом СССР.
12. Разработка ТЭО осуществляется в пределах лимитов на проектно-изыскательские работы за счет средств капитальных вложений по соответствующей отрасли, а на строительство важнейших народнохозяйственных объектов - за счет бюджетных ассигнований. Если в результате разработки и экспертизы ТЭО будет признано нецелесообразным строительство предприятия, затраты, связанные с разработкой ТЭО, подлежат списанию в установленном порядке.
13. Район или пункт строительства предприятий (при отсутствии данных в схеме) определяются на первом этапе разработки ТЭО и согласовываются министерствами, ведомствами СССР или Советами Министров союзных республик с Госпланом СССР (министерства и ведомства СССР предварительно согласовывают это решение с соответствующим Советом Министров союзной республики).
При выборе района или пункта строительства предприятия выполняется технико-экономическое сравнение возможных вариантов районов (пунктов) размещения предприятия в соответствии с Методическими указаниями о составе, порядке разработки, согласования, утверждения и уточнения схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по экономическим районам и союзным республикам, утвержденными постановлением Госплана СССР от 31 декабря 1981 г. N 290.
14. Выбор площадки (трассы) для строительства производится в районе или пункте, определенном схемой или ТЭО (при отсутствии решения в схеме), с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны, общесоюзных и региональных схем развития соответствующих коммуникаций и сетей, железных и автомобильных дорог и газопроводов, энергосистем, сетей связи и на основе материалов комплексных инженерных изысканий, выполняемых для этих целей. При этом проводится всестороннее изучение условий строительства на всех возможных или рекомендуемых площадках (трассах).
По поручению заказчика проектная организация - генеральный проектировщик (разработчик ТЭО) направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором площадки (трассы) для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) строительства. Указанные материалы рассматриваются (с оформлением необходимого заключения) организациями и органами государственного надзора не более чем в месячный срок со дня их представления, а в случае разногласий передаются на совместное рассмотрение заинтересованным министерствам, ведомствам и соответствующим союзным или республиканским органам государственного надзора, которые должны в 2-недельный срок принять решение.
Решения, согласованные в указанном порядке, являются неизменными на весь период проектирования.
Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены в ТЭО до представления их в экспертные органы министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик, а также в Госплан СССР и Госстрой СССР.
15. Расчетная стоимость строительства в ТЭО определяется по предприятию в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости - по объектам базы строительной индустрии, городского наземного пассажирского транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства к ТЭО по каждому виду объектов и на каждую очередь строительства (если строительство предприятия намечается вести по очередям) составляются по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по очередям и видам объектов объединяются в сводный расчет стоимости строительства к ТЭО на полное развитие предприятия.
Объектные и локальные расчеты стоимости строительства составляются по формам, разработанным для объектных и локальных смет на основе укрупненных показателей стоимости строительства (УПСС), укрупненных сметных нормативов и стоимостных показателей прогрессивных проектов - аналогов.
В расчетах стоимости строительства к ТЭО отдельными строками предусматриваются определяемые в порядке, устанавливаемом Госстроем СССР и Госпланом СССР:
резерв средств на непредвиденные работы и затраты;
средства, учитывающие изменения ценообразующих факторов, происходящие в связи с научно-техническим и социальным прогрессом, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.
В случае необходимости уточнение порядка определения расчетной стоимости строительства в ТЭО производится Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.
16. Принимаемые в ТЭО решения по строительству предприятий согласовываются заказчиком (с привлечением проектной организации генерального проектировщика) с заинтересованными организациями в части производственной и хозяйственной кооперации, размещения предприятия в составе промузла, транспортных связей, обеспечения рабочими кадрами, сырьем и топливом, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи, состава и способов очистки вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а также применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства.
В случае наличия разногласий они рассматриваются соответствующими министерствами и ведомствами, а по разногласиям между министерствами и ведомствами - окончательное решение принимают Госплан СССР и Госстрой СССР.
17. Расчетная стоимость строительства к ТЭО согласовывается заказчиком с генеральной подрядной строительной организацией.
18. ТЭО, разработанные в соответствии с нормами, правилами, инструкциями и указаниями (что должно быть удостоверено генеральным проектировщиком - разработчиком ТЭО соответствующей записью в ТЭО), дополнительному согласованию с органами государственного надзора и заинтересованными организациями не подлежат.
19. ТЭО оформляются в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими необходимые материалы в соответствии с настоящими Указаниями.
20. Разработанные ТЭО рассматриваются:
по особо крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госплане СССР (Государственной экспертной комиссией и соответствующими отделами с участием Главгосэкспертизы Госстроя СССР) по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключений их органов экспертизы;
по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - в Госстрое СССР (Главгосэкспертизой) и Госплане СССР (соответствующими отделами) по вопросам, входящим в компетенцию этих комитетов, по представлению министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик при наличии заключения их органов экспертизы;
по другим объектам при расчетной стоимости строительства:
4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик (с проведением экспертизы);
менее 4 млн.рублей - в порядке, устанавливаемом министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
Порядок отнесения предприятий и сооружений к особо крупным и сложным, а также к крупным и сложным устанавливается Госпланом СССР и Госстроем СССР.
21. Решения об утверждении ТЭО принимаются:
по особо крупным и сложным и по крупным и сложным предприятиям и сооружениям - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР и Госстроем СССР;
по другим объектам при расчетной стоимости строительства:
4 млн.рублей и выше - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик;
менее 4 млн.рублей - министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.
22. В документе об утверждении ТЭО указываются основные данные и технико-экономические показатели согласно приложению, а также требования, которые должны быть включены в задание на проектирование, включая стадийность проектирования.
23. Организации, осуществляющие разработку, экспертизу и утверждение ТЭО, должны обеспечивать их высокое качество, достоверность и прогрессивность технико-экономических показателей предприятий, не допускать неоправданного увеличения объема ТЭО и излишней их детализации.
Приложение
к Указаниям о порядке разработки
и утверждения ТЭО по крупным и
сложным предприятиям и сооружениям
(а при необходимости и по другим
объектам)
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЭО
1. Наименование и местонахождение предприятия (район, пункт).
2. Вид строительства (новое, расширение, реконструкция, техническое перевооружение), очередь.
3. Мощность по выпуску продукции:
в стоимостном выражении, млн.рублей;
в натуральном выражении (в соответствующих единицах измерения).
4. Общая численность работающих, человек.
5. Производительность труда в год, тыс.рублей.
6. Расчетная стоимость строительства, млн.рублей, в том числе строительно-монтажные работы, млн.рублей.
7. Намечаемый срок строительства, лет.
8. Срок окупаемости капитальных вложений, лет.
9. Годовая потребность предприятия:
сырье и материалы (в соответствующих единицах измерения);
электроэнергия, млн.кВт-ч.;
теплоэнергия со стороны, млн.Г/кал;
уголь, тыс.т;
газ, тыс.куб.м;
нефтепродукты, тыс.т;
вода, тыс.куб.м;
транспорт внешний:
по прибытии, тыс.т;
по отправке, тыс.т.
Текст документа сверен по:
Законодательство о капитальном строительстве.
М., Юридическая литература,
1987 год, ч.2.