Утверждено
Департаментом АТ
Минтранса России
16 января 1995 года
РУКОВОДСТВО
по временному прекращению движения автобусов,
троллейбусов и трамваев в неотложных случаях,
вызванных стихийными явлениями или изменениями
дорожно-климатических условий
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Руководство определяет условия и порядок временного прекращения движения автобусов на городских, междугородных и пригородных маршрутах, троллейбусов и трамваев и предназначено для транспортных пассажирских предприятий, предприятий горэлектротранспорта, автовокзалов и пассажирских автостанций, владельцев автобусов, независимо от форм собственности, учреждений, организаций, осуществляющих содержание дорог, организацию движения и инспекторскую деятельность на транспорте, связанных прямо или косвенно с организацией и обеспечением безопасной перевозки пассажиров.*
---------------
* Предприятия и организации, связанные с регулярной перевозкой пассажиров.
1.2. Временное прекращение движения автобусов, троллейбусов, трамваев производится лишь в исключительных случаях, связанных с явлениями стихийного характера или изменениями дорожно-климатических условий, авариями на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях, при которых движение сопряжено с реальной угрозой жизни и здоровью пассажиров. Возобновление движения производится лишь после восстановления безопасных для движения транспорта условий.
2. ЯВЛЕНИЯ СТИХИЙНОГО ХАРАКТЕРА ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ
ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО
ВРЕМЕННО ПРЕКРАТИТЬ ДВИЖЕНИЕ АВТОБУСОВ,
ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАМВАЕВ*
---------------
* Условия, опасные для движения транспорта.
2.1. Движение автобусов, троллейбусов, трамваев временно прекращается:
2.1.1. В туман, ливень, град, метель, снегопад, пыльную бурю, при пожарах, когда видимость из кабины водителя в светлое или темное время суток при дальнем свете фар составляет на междугородных и пригородных маршрутах менее 50 м, на городских менее 30 м. (Под видимостью из кабины водителя следует понимать максимальное расстояние четкого, без напряжения зрения водителя, распознания объектов на дороге, встречных и попутных транспортных средств, пешеходов и т.д.).
Примечание. Исключение составляют случаи, когда на отдельных участках маршрута (не превышающих 300 м) видимость ограничена до расстояния менее 50 м (например, в низинах, балках, долинах рек и т.п.). При этом водитель, как минимум, должен видеть кромку земляного полотна, выполнять меры предосторожности, указанные в п.4.2.2 и двигаться со скоростью не более 20 км/ч.
2.1.2. При гололеде, обледенелом дорожном покрытии. Исключение могут представлять маршруты, где движение при незначительном гололеде может быть разрешено, если протяженность зоны этого гололеда не превышает ста метров на городских маршрутах, один км на пригородных маршрутах и три км - на междугородных, а также при отсутствии уклонов дороги более 4%.
В указанном случае движение автобусов, троллейбусов, возобновляется только после обработки проезжей части противогололедными материалами.
2.1.3. При скорости ветра более 25 м/с.
2.1.4. В случае, если известно, что на дороге имеются снежные, песчаные заносы или другие препятствия, которые могут вызвать застревание автобуса, троллейбуса, трамвая.
2.1.5. На междугородных и пригородных маршрутах в мороз при температуре воздуха - 40 градусов и ниже.
Примечание. 1) Предприятия и организации, связанные с регулярными перевозками пассажиров могут отступить от требований данного пункта в случае, если перевозка людей осуществляется несколькими автобусами в группе, причем их загрузка позволяет при выходе из строя одного из автобусов пересадить его пассажиров в оставшиеся;
2) Техническое состояние автобусов, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Сибири, должно соответствовать пункту 107 "Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта".
2.1.6. По дороге, покрытой водой, снегом или в других случаях, когда водитель четко не видит ее границ.
2.1.7. В случае, если при проведении на дороге ремонтных работ, созданы условия, представляющие опасность для здоровья и жизни перевозимых пассажиров (основная или объездная дороги не соответствуют требованиям безопасности движения, места проведения ремонтных работ не обозначены и не оборудованы в соответствии с действующими инструкциями).
2.1.8. В случаях стихийных явлений, аварий на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях, пожарах, когда возникают условия, угрожающие безопасности перевозки пассажиров (возможность схода снежных лавин, селевых потоков, камнепадов, частичное разрушение участков дорог, инженерных сооружений вследствие оползней, ледохода, землетрясений, аварий, возможность поражения пассажиров электротоком) и др.
3. ПОРЯДОК ВРЕМЕННОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ
ДВИЖЕНИЯ АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАМВАЕВ
3.1. В случае возникновения на дорогах условий, опасных для движения транспорта право временного прекращения движения автобусов, троллейбусов, трамваев представляется диспетчерским службам и службам оперативного управления движения с немедленной информацией руководителей предприятий владельцев транспортных средств, автовокзалов, пассажирских автостанций, городских служб единого заказчика, подразделениям Госавтоинспекции, руководителям дорожных, коммунальных организаций и служб теплоэнергоснабжения и др. в соответствии с действующими законодательными и нормативно-правовыми актами.
3.2. Руководители предприятий-владельцев транспортных средств, учреждений, организаций, автовокзалов, пассажирских автостанций, городских служб единого заказчика после получения информации об условиях, опасных для движения транспорта принимают решение о сроках прекращения движения и немедленно информируют о принимаемых мерах по перевозке пассажиров региональные, местные органы управления транспортом, а при необходимости дорожные организации, подразделения Госавтоинспекции и другие предприятия и организации, связанные с регулярной перевозкой пассажиров.
3.3. О всех случаях задержки рейсов или их отмены предприятия и организации, связанные с регулярной перевозкой пассажиров, должны извещать все заинтересованные организации, предприятия, а также население через громкоговорящие устройства, информационные табло, вывешиваемые объявления, средства массовой информации и т.д.
3.4. Если на маршруте водитель в соответствии с Правилами дорожного движения принимает решение о прекращении движения самостоятельно, он сообщает об этом, при наличии возможности, диспетчерской службе или руководству предприятия, учреждения, организации и т.д.
3.5. Во всех случаях задержки рейсов городских маршрутов, а также маршрутов междугородного и пригородного сообщения более 1 часа, их отмены или изменения маршрута движения, вызванных условиями опасными для движения транспорта, диспетчерскими службами и службами управления пассажирскими перевозками делаются соответствующие записи в журналах, разнарядках или других диспетчерских формах учета регулярности движения, при этом указывается время отмены рейсов, причины их отмены или изменения маршрута, по чьему решению и на основании какой информации оно принято, кто поставлен в известность.
4. ПОСТУПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ УСЛОВИЯХ
ОПАСНЫХ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА НА ДОРОГАХ,
ПО КОТОРЫМ ПРОХОДЯТ МАРШРУТЫ И
ПРИНИМАЕМЫЕ МЕРЫ
4.1. Информация об условиях, опасных для движения транспорта на дороге поступает в диспетчерские службы и службы управления движения пассажирского транспорта по существующим средствам связи, от Гидрометслужбы, Госавтоинспекции, дорожно-эксплуатационных, коммунальных и других органов, согласно установленным договоренностям, а также от работников служб безопасности движения, линейного контроля, от водителей, осуществляющих движение по данному маршруту.
4.2. Вся информация об условиях, опасных для движения транспорта на дороге фиксируется диспетчерскими службами и службами управления пассажирского транспорта в диспетчерских журналах или других формах учета и анализа регулярности движения на маршрутах (см. п.3.5).
С водителями транспортных средств перед выездом на линию проводится инструктаж, в котором должно быть предусмотрено, что:
4.2.1. При возникновении условий, указанных в пунктах 2.1.1-2.1.8, водитель обязан остановить транспортное средство в безопасном месте (съезде, площадке отдыха, обочине и т.д.), использовав при необходимости помощь граждан, других транспортных средств, до появления возможности дальнейшего движения (расчистка и обработка проезжей части необходимыми средствами, улучшение погодных условий и др.).
При остановке водитель обязан принять все меры по безопасности пассажиров, предотвращению наезда других транспортных средств.
4.2.2. В случаях, когда водитель в сложной дорожно-климатической обстановке принимает решение о продолжении движения по маршруту, он должен обеспечить безопасность движения всеми имеющимися в его распоряжении средствами (световая и звуковая сигнализация, выбор соответствующей скорости движения, сопровождение другими транспортными средствами и т.д.).
В этих случаях водитель должен двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасную доставку пассажиров, независимо от норм времени на пробег, предусмотренных маршрутным расписанием.
Текст документа сверен по:
"Сборник нормативно-правовых
материалов по обеспечению
безопасности дорожного движения".
Челяб., 1996 год