ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2002 года Дело N А33-3190/02-С3а-Ф02-1976/2002-С1
[Арбитражный суд обоснованно отказал в иске о признании незаконным решения налогового органа о взыскании пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, так как материалами дела и нормами законодательства подтверждается совершение исцтом правонарушения]
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе: председательствующего Першутова А.Г., судей: Гуменюк Т.А., Шошина П.В., при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Электрокомплекс" Байковой Л.В. (доверенность от 02.01.2002), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Электрокомплекс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 апреля 2002 года по делу N А33-3190/02-С3а (суд первой инстанции: Порватов В.Ф., Крицкая И.П., Гурский А.Ф.), установил:
Открытое акционерное общество "Электрокомплекс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Красноярскому краю (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 2716 от 23.11.2001 в части начисления пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 1 858 862 рублей.
Решением суда от 22 апреля 2002 года в иске отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение - иск удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации", не является законно установленным.
Кроме того, платежи, поступающие в дорожные фонды, являются не налогом, а авансовыми платежами, а взыскание пени за неуплату авансовых платежей в соответствии со статьей 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление N 82546 от 04.07.02), своих представителей в суд кассационной инстанции не направила.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Арбитражный суд Красноярского края установил, что налоговая инспекция приняла решение от 23.11.2001 о взыскании с общества налогов и пени, в том числе по налогу на пользователей автомобильных дорог, за счет денежных средств организации.
Отказывая в иске о признании недействительным указанного решения, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 "О дорожных фондах в Российской Федерации" порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации определялся Верховным Советом Российской Федерации, порядок образования и использования территориальных дорожных фондов определялся Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов автономной области, автономного округа, края, области.
Конституция Российской Федерации (1978 года) определяла, что Верховный Совет Российской Федерации обеспечивает единство законодательного регулирования на всей территории Российской Федерации; осуществляет в пределах компетенции Российской Федерации законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений (статья 109).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92 утвержден Порядок образования и использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, которым установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц (пункт 10).
Поскольку налог на пользователей автомобильных дорог является федеральным налогом, то срок его уплаты, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации (если он не определен субъектом Федерации по территориальному дорожному фонду), по мнению суда, применим и для уплаты этого налога в территориальный дорожный фонд.
Действие Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 2235-1 от 23.01.92 было приостановлено лишь на 2001 год Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2001 год".
Порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда Красноярского края был утвержден Постановлением Президиума Краевого Совета от 18.01.91 N 216 "О временном порядке образования и использования средств территориального дорожного фонда края", а затем решением Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов N 51-м от 25.02.93. Указанными актами субъекта Федерации срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд был предусмотрен также ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.
Поэтому довод истца о незаконности установления срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог является неубедительным и противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в ряде судебных актов, в том числе и в Определении от 10 апреля 2002 года N 83-О по жалобам коммерческого акционерного банка "Банк Сосьете Женераль Восток", граждан Э. Баражуана и В.В. Живого.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что за неуплату авансовых платежей не предусмотрено взыскание пеней, не основан на законе.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" пени, предусмотренные статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В соответствии с пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы от 15.05.95 N 30, пунктом 38 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.
Уплата налога производится ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета о реализации продукции (работ, услуг) и продаже товаров за истекший месяц до 15 числа следующего месяца.
Таким образом, налогоплательщик, как и предусмотрено статьями 52-55 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляет сумму налога на пользователей автомобильных дорог по итогам каждого отчетного периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный отчетный период. Поэтому взыскание пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог не противоречит налоговому законодательству.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 162, 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 апреля 2002 года по делу N А33-3190/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.Першутов
Судьи:
Т.А.Гуменюк
П.В.Шошин
Текст документа сверен по:
файл-рассылка