АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2003 года Дело N А13-2041/03-11
[Поскольку Некоммерческое партнерство создано в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", как объединение двух товариществ
собственником жилья, у налогового органа отсутствовали основания
для доначисления заявителю единого социального налога]
(Извлечение)
Арбитражный суд рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению некоммерческого партнерства "Союз собственников жилья Дом-Сервис" к Инспекции Министерства по налогам и сборам по г.Вологде о признании недействительным решения от 19.02.2003 N 17-12/6097/8, установил:
Некоммерческое партнерство "Союз собственников жилья Дом-Сервис" (далее - партнерство) обратилось с заявлением к Инспекции Министерства по налогам и сборам по г.Вологде о признании недействительным решения от 19.02.2003 N 17-12/6097/8.
Налоговая инспекция в отзыве на заявление и в судебном заседании отклонила заявленные требования, пологая, что партнерство нельзя отнести к жилищно-строительным кооперативам, которым согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ предоставлено право не уплачивать налог с выплат, производимых лицам, выполняющим для них работы.
Исследовав доказательства по делу, объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС по г.Вологде проведена камеральная налоговая проверка предоставленного некоммерческим партнерством "Союз собственников жилья Дом-Сервис" расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2001 года, по результатам которой принято решение от 19.02.2003 N 17-12/6097/8.
По мнению налоговой инспекции, заявитель неправомерно пользовался льготой, установленной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку некоммерческие партнерства не включены в перечень организаций, имеющих право на льготу по единому социальному налогу.
В связи с чем, по результатам проверки партнерству начислен единый социальный налог в сумме 166097,58 руб., пени в сумме 8624,5 руб. и применена ответственность по статье 122 НК РФ в виде штрафа в размере 17117,56 руб.
Согласно статье 240 НК РФ и пункту 7 статьи 243 НК РФ налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, по итогам которого не позднее 30 марта следующею года налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК РФ налогоплательщики обязаны по итогам каждого месяца производить исчисление авансовых платежей по названному налогу и предоставлять соответствующие расчеты не позднее 20-го числа следующего месяца.
Следовательно, указанные положения главы 24 НК РФ разграничивают налоговую декларацию по единому социальному налогу и ежемесячные расчеты авансовых платежей по этому налогу.
В силу статьи 122 НК РФ штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога.
Исходя из положений статьи 52 НК РФ, налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 55 Кодекса налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Как указано выше, налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год, при этом налог в течение налогового периода исчисляется и вносится в бюджет помесячно нарастающим итогом путем перечисления авансовых платежей, а в конце года производится перерасчет.
Таким образом, по итогам 9 месяцев 2002 года партнерством вносится авансовый платеж по налогу.
Поскольку в статье 122 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае неуплаты или неполной уплаты налога, налоговая инспекция неправомерно привлекла партнерство к ответственности в виде штрафа в размере 17117,56 руб. за неуплату авансовых платежей за 9 месяцев 2002 года.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, с садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Отказ налоговой инспекции в предоставлении заявителю указанной льготы основан на том, что партнерство не относится к организациям, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
Суд считает неправомерным данный вывод налоговой инспекции по следующим основаниям.
Освобождение перечисленных в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организаций от уплаты единого социального налога связано с выплатой сумм за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) и с выполнением работы физическими лицами для этих организаций.
Все перечисленные организации характеризуются как добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
В силу части 3 статьи 8 названного Закона домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также в целях осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимого имущества кондоминиума, распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению расходов на осуществление соответствующей деятельности, обеспечения соответствия состояния общего имущества кондоминиума санитарным и техническим требованиям могут образовать товарищество собственников жилья в соответствии с Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
Два или более товарищества могут создать объединение для совместного управления общим имуществом в кондоминиумах. Управление подобными объединениями осуществляется в рамках положений настоящего Федерального закона. Принятие решений таким объединением производится голосованием всех товариществ, входящих в объединение (статья 46 Федерального закона "О товариществах собственников жилья"). Товарищества могут передать подобному объединению, имеющему статус юридического лица, права по управлению общим имуществом или часть прав, которые оговорены в уставах товариществ.
Как видно из приведенных норм законодательства, цели жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и их объединений схожи, кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами.
Следовательно, перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в приведенной норме Кодекса суммы.
В данном случае, некоммерческое партнерство "Союз собственников жилья Дом-Сервис" создано в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96 N 72-ФЗ, как объединение двух товариществ собственником жилья (пункт 1.2 устава). Целью деятельности партнерства является координация совместных действий членов организации, направленных на более полное выражение и защиту их прав и законных интересов, на развитие услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, улучшение обслуживания и эксплуатации жилого фонда, удовлетворения иных материальных потребностей членов организации (пункт 2 устава). Для достижения уставных целей партнерство собирает целевые членские взносы.
Из представленных заявителем выписок по счетам 86.1, 26, 70 следует, что единственным источником поступления средств за 9 месяцев 2002 года были членские взносы собственников жилья. Расходы, связанные с оплатой труда лицам, выполнявшим работы для партнерства, произведены только за счет поступивших членские взносов, что не оспорено налоговой инспекцией.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления заявителю единого социального налога в сумме 166097,58 руб. и начисления пени.
Кроме того, налоговая инспекция не представила доказательства надлежащего извещения заявителя о результатах камеральной проверки расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев 2001 года, также партнерство не было извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Таким образом, заявитель был лишен возможности представить объяснения или возражения по факту налогового правонарушения и присутствовать при рассмотрении материалов проверки, чем нарушены права налогоплательщика, предусмотренные подпунктом 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
В связи с чем, оспариваемое решение налоговой инспекции следует признать недействительным.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 АПК РФ, суд решил:
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня принятия решение Инспекции Министерства по налогам и сборам по г.Вологде от 19.02.2003 N 17-12/6097/8, как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение суда в части признания недействительным решения налоговой инспекции подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Вологодской области в месячный срок со дня принятия.
Судья
...
Текст документа сверен по:
рассылка
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2003 года Дело N А13-2041/03-11
[Суд признал недействительным решение ИМНС о доначислении заявителю единого социального налога, так как некоммерческое партнерство правомерно применяло льготу, предусмотренную подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе: ..., при участии: ..., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.04.2003 по делу N А13-2041/03-11 (судья ...), установил:
Некоммерческое партнерство "Союз собственников жилья "Дом-Сервис" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) о признании недействительными решения от 19.02.2003 N 17-12/6097/8.
Решением суда от 16.04.2003 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку расчета истца по авансовым платежам по единому социальному налогу за девять месяцев 2002 года, которой установлено неправомерное применение заявителем льготы по данному налогу, предусмотренной подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ, в результате чего занижена налоговая база на сумму выплат, произведенных за оказанные работы (услуги) за счет членских взносов и не уплачено 166097,58 руб. налога за девять месяцев 2002 года.
Решением от 19.02.2003 N 17-12/6097/8 заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 17117,56 руб. штрафа за неуплату налога. Этим же решением заявителю предложено уплатить сумму доначисленного налога и пеней.
Полагая, что заявитель имеет право на льготу по единому социальному налогу, он обжаловал решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд указал, что вывод налогового органа об отсутствии оснований для применения льготы необоснован.
По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца с учетом следующих нормативных положений.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
Для предоставления этой льготы необходимо, чтобы выплаты производились за счет членских взносов членов кооперативов (товариществ), а право на льготу имеют и кооперативы, и товарищества. Определяющим условием для предоставления права на льготное налогообложение является деятельность, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений - садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов.
Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Действующим законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций.
Согласно нормам Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и Федерального закона "О товариществах собственников жилья" товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
Домовладельцы в целях согласования порядка реализации своих прав на владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также в целях осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимого имущества кондоминиума, распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению расходов на осуществление соответствующей деятельности, обеспечения соответствия состояния общего имущества кондоминиума санитарным и техническим требованиям могут образовать товарищество собственников жилья.
Из устава заявителя, зарегистрированного 06.03.2000 Регистрационной палатой администрации города Вологды, следует, что он является добровольным объединением домовладельцев, жилищных товариществ, жилищно-эксплуатационных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов, некоммерческих организаций и других юридических лиц, неразрывно связанных с обслуживанием жилья. Его учредителями являются два товарищества собственников жилья. Целью деятельности организации является координация совместных действий членов в организации, направленных на более полное выражение и защиту их прав и законных интересов, на развитие услуг в области жилищно-коммунального хозяйства, улучшение обслуживания и эксплуатации жилого фонда и т.д.
Таким образом, заявитель и жилищно-строительные кооперативы отвечают единым целям и имеют общие признаки.
Судом установлено, что заявитель за девять месяцев 2002 года производил выплаты за работы по обслуживанию и содержанию жилья только за счет членских взносов домовладельцев.
При указанных обстоятельствах у налоговой инспекции не было оснований для начисления единого социального налога и привлечения заявителя к ответственности за его неуплату.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.04.2003 по делу N А13-2041/03-11 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи:
...
Текст документа сверен по:
рассылка