ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2002 года Дело N А43-9188/01-11-250
[ФЗ "О налоге на добавленную стоимость" не предусматривает возможности возмещения за счет бюджета сумм налога, незаконно полученных поставщиком товаров]
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Базилевой Т.В., судей: Башевой Н.Ю., Бердникова О.Е. при участии представителей истца: Гараниной Л.Ю. (доверенность от 17.12.01 N 101/11-2001), Стоговой В.В. (доверенность от 17.12.01 N 102/11-2001), Толстяковой Л.А. (доверенность от 17.12.01 N 103/11-2001), Киселевой С.Л. (доверенность от 01.10.01 N 95/11-2001), ответчика: Самерхановой Е.А. (доверенность от 26.12.2000), Тимофеевой М.В. (доверенность от 30.11.01 N 2), Шавардиной Е.А. (доверенность от 30.11.01 N 2), Лебедева А.А. (доверенность от 18.12.01 N 4), рассмотрев в заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области на решение от 11.01.02 по делу N А43-9188/01-11-250 Арбитражного суда Нижегородской области (судьи: Бубнова О.В., Фирсова М.Б., Сандова Е.М.), установил:
открытое акционерное общество "Волга" г. Балахны (далее - ОАО "Волга") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании не действительным решения от 05.11.01 N 164, принятого Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области, о взыскании налогов, пеней и штрафов по ним, в том числе 23 605 022 рублей по налогу на прибыль, 2 450 835 рублей 04 копеек по налогу на добавленную стоимость и 157 914 рублей по налогу на имущество.
Решением от 11.01.02 исковые требования удовлетворены в сумме 26 055 857 рублей 04 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с выводами суда, Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области обжаловала принятое решение в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа со ссылкой на неправильное применение подпункта "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль", пункта 4.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" и статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". В связи с этим заявитель просил отменить судебный акт, отказать в удовлетворении иска полностью.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Волга" указало на законность обжалуемого решения и просило оставить его без изменения.
Представители сторон в судебном заседании подтвердили позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 25.03.02 на основании части 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Правильность применения Арбитражным судом Нижегородской области норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 и 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области проведена выездная налоговая проверка ОАО "Волга" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.99 по 31.03.01.
По результатам проверки составлен акт от 13.08.01 N 164 и принято решение от 05.11.01 N 164 о привлечении ОАО "Волга" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, в частности, в разделе "Налог на прибыль" решения указано, что в период с 1999 по 2000 годы ОАО "Волга" допустило завышение суммы льготы по затратам на капитальные вложения. По мнению налогового органа при расходовании на капитальные вложения заемных средств, полученных в долларах США, затраты предприятия должны исчисляться по курсу, действовавшему на день получения кредита.
В разделе "Косвенные налоги" решения указано, что ОАО "Волга" неправомерно возместило из бюджета налог на добавленную стоимость со стоимости леса, приобретенного у Кикнурского агроснаба и ООО "Волга-Плюс", поскольку эти предприятия переведены на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являются плательщиками налога на добавленную стоимость в силу статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Необоснованно уплаченный поставщику налог не подлежит возмещению из бюджета.
Не согласившись с приведенными выводами проверяющих, ОАО "Волга" обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", пунктом 4.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" и статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Кассационная инстанция считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене, исходя из следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
В пункте 4.1 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10.08.95 N 37, с учетом дополнений и изменений, указано, что при предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, направленных на капитальные вложения.
Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 N 50 и от 10.01.2000 N 2н устанавливают, что датой совершения операции по валютному счету организации является дата зачисления денежных средств или их списания с валютного счета организации. Пересчет стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции в иностранной валюте.
Приведенные выше нормы устанавливают право предприятия на льготу в пределах сумм, направленных на капитальные вложения. Это положение относится к случаям использования как собственных средств, так и заемных.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ОАО "Волга" в сумму заявленной льготы по налогу на прибыль включило затраты на капитальные вложения в пределах объема фактически произведенных расходов. Общая сумма затрат предприятия на указанные цели не оспорена налоговым органом.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности использования льготы по налогу на прибыль в пределах размера фактических затрат на капитальные вложения производственного характера соответствует законодательству, и решение в этой части отмене не подлежит.
Что касается освобождения ОАО "Волга" от ответственности по налогу на добавленную стоимость, то решение суда противоречит действующему законодательству и подлежит отмене.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Закону Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предприятия, переведенные на упрощенную систему налогообложения освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. В силу этого Кикнурский агроснаб и ООО "Волга-Плюс", которые как установлено судом первой инстанции, переведены на упрощенную систему налогообложения и по закону не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, не имели права на получение от ОАО "Волга" налога на добавленную стоимость.
Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не предусматривает возможности возмещения за счет бюджета сумм налога, незаконно полученных поставщиком товаров. Вопрос о возврате поставщиком сумм налога на добавленную стоимость может быть решен в судебном порядке по иску, вытекающему из гражданско-правовой сделки.
Исходя из этого, налоговый орган правомерно признал незаконным возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость и привлек ОАО "Волга" к налоговой ответственности.
В соответствии со статьей 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ОАО "Волга" пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 47 рублей по кассационной инстанции и 94 рублей по первой инстанции.
Руководствуясь статьями 95, 174, 175 (пунктами 1, 2) и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 11.01.02 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-9188/01-11-250 отменить в части признания недействительным решения от 05.11.01 N 164 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области о взыскании налога на добавленную стоимость, пеней и штрафов по нему в сумме 2 450 835 рублей 04 копеек.
В остальном решение оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине отнести на открытое акционерное общество "Волга" пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 47 рублей.
Исполнительный лист выдать Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Балахнинскому району Нижегородской области.
Исполнительный лист на взыскание 94 рублей государственной пошлины выдать Арбитражному суду Нижегородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Т.В.Базилева
Судьи
Н.Ю.Башева
О.Е.Бердников
Текст документа сверен по:
файл-рассылка