ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2005 г. N Ф08-6607/2004
Дело N А01/2458-2004-6
[При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу налога на добавленную стоимость для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным Налоговым кодексом РФ для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а положениями Налогового кодекса, предусматривающими вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного на
таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от заявителя закрытого акционерного общества "Картонтара", от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея N 1, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея N 1 на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.10.04 по делу N А01/2458-2004-6, установил следующее.
ЗАО "Картонтара" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Адыгея N 1 (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 30.08.04 N 2156 (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 29.10.04 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу налога на добавленную стоимость для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса, предусматривающими вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось. В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на то, что налоговый период, в котором налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам для производства строительно-монтажных работ установлен пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) и наступает с момента начисления амортизации, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором данный объект введен в эксплуатацию и учета его на бухгалтерском счете 01 "Основные средства".
В отзыве на кассационную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представители сторон повторили соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2004 года, представленной обществом 31.05.04, выявлено неправомерное, по мнению налоговой инспекции, возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 21 961 312 рублей.
Решением от 30.08.04 N 2156 обществу доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 26 174 842 рубля, пеня в размере 214 817 рублей, штраф - 834 240 рублей, к взысканию определена сумма налога на добавленную стоимость 4 213 530 рублей.
Решение в части доначисления налога на добавленную стоимость мотивировано тем, что налоговый период, в котором налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам для производства строительно-монтажных работ установлен пунктом 5 статьи 172 Кодекса и наступает с момента начисления амортизации, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором данный объект введен в эксплуатацию.
В соответствии с указанным решением в адрес налогоплательщика выставлено требование от 30.08.04 об уплате налога, пени на общую сумму 4 428 347 рублей со сроком исполнения до 10.09.04.
Законность и обоснованность решения налоговой инспекции от 30.08.04 N 2156 явились предметом рассматриваемого спора. При рассмотрении дела суд обоснованно руководствовался следующим. В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров, приобретаемых для перепродажи. Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 Кодекса, в соответствии с которым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Следовательно, как при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу налога на добавленную стоимость, так и приобретении оборудования на внутреннем рынке для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным пунктом 5 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 172 Кодекса, предусматривающими вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Таким образом, основными факторами, определяющими право налогоплательщика на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, являются их производственное назначение, фактическое наличие, учет и оплата.
Обосновывая свои доводы, налоговая инспекция пояснила, что по договору купли-продажи N 31-07-39238/5 налогоплательщику поставлено подлежащее монтажу оборудование для реконструкции и модернизации массоподготовительного отделения. Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что в соответствии с пунктами 1, 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.01 N 26Н, указанное оборудование не относится к основным средствам.
Учет ввезенного оборудования на счете 07 "Оборудование к установке" свидетельствует о его правильном оприходовании (учете).
Следовательно, все условия, дающие налогоплательщику право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенному оборудованию, обществом соблюдены.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы нижестоящих судов о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства и правильно применил нормы материального права. У суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29.10.04 по делу N А01-2458-2004-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка