Финансовая газета (региональный выпуск), N 27, 2001 год
Рубрика: Бухгалтеру о налогах
М.Рытова,
Управление МНС России по г. Москве
Уплата налога на добавленную стоимость
Что является облагаемой базой по НДС - вознаграждение экспедитора или весь оборот с возмещаемыми расходами по договорам на транспортно-экспедиционное обслуживание грузов?
Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Однако в абзаце 2 п. 1 ст. 801 ГК РФ говорится о возможности заключения экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции в зависимости от положений заключенного договора соответствующих норм о договоре поручения (глава 49 ГК РФ), комиссии (глава 51) и агентирования (глава 52).
Таким образом, договор транспортной экспедиции содержит элементы посреднической сделки, поскольку многие действия, совершаемые экспедитором, носят юридический характер.
В соответствии со ст. 156 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Поэтому у посреднических организаций, работающих по договору транспортной экспедиции, оборотом, облагаемым НДС, является сумма дохода, полученная в виде вознаграждения. Денежные средства, выплачиваемые заказчиком транспортно-экспедиторской организации в счет выполнения услуг, облагаются НДС только в части вознаграждения.
Между российской организацией и иностранным рекламным агентством, действующим по законодательству США, был заключен договор, в соответствии с которым российская организация обязалась выполнить по поручению иностранного рекламного агентства следующие работы: консультации по вопросам международного морского права; консультации по вопросам международного частного права; юридическую экспертизу договоров и контрактов; представление интересов иностранного партнера в разных судебных инстанциях; сбор и анализ информации о рекламных агентствах, изготовляющих и размещающих те или иные виды рекламы в области Интернета. Просим разъяснить, как применяется НДС в отношении таких услуг.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение данного подпункта применяется при выполнении работ (оказании услуг): консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных п.п. 1 - 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные данными подпунктами, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Таким образом, при оказании консультационных, юридических услуг и услуг по обработке информации российским юридическим лицом иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, местом оказания данных услуг не признается территория Российской Федерации при выполнении указанных условий.
Льготный срок уплаты налога и сдачи отчетности предусмотрен для налогоплательщиков, у которых выручка без НДС и налога с продаж не превышает 1 млн руб. в месяц или в целом за квартал? Наша организация заключает договор на оказание инжиниринговых услуг для иностранной фирмы. Предметом договора является выполнение проектно-конструкторских работ. При выполнении работ (услуг), причисленных в предмете заключаемого договора, нет объекта обложения НДС или эти работы все-таки надо рассматривать как экспортируемые работы (услуги), облагаемые по ставке 0%? В случае отнесения работ (услуг), причисленных в предмете заключаемого договора к экспортируемым, какими документами подтвердить факт экспорта, учитывая, что для оформления ГТД отсутствует само понятие "груз"? Уплачивается ли в данном случае НДС с аванса, полученного в счет выполнения работ, перечисленных в предмете заключаемого договора, с последующим его возмещением из бюджета? Каков порядок принятия к зачету НДС по оприходованным и оплаченным товарно-материальным ценностям (работам), связанным с выполнением работ, не облагаемых НДС или облагаемых по ставке 0%?
В соответствии с п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Таким образом, ст. 174 НК РФ предусмотрена уплата и сдача декларации по налогу на добавленную стоимость ежеквартально для налогоплательщиков, у которых в каждом из трех месяцев квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превышает 1 млн руб.
Перечень работ (услуг), налогообложение которых производится по ставке 0%, ограничен ст. 164 НК РФ. Проектно-конструкторские работы в этот перечень не входят, и, следовательно, к ним не может быть применена налоговая ставка 0%.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на ее территории.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется, в частности, при оказании инжиниринговых услуг. К таким услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, являются, как уже указывалось, контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами; документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
При выполнении перечисленных условий местом реализации проектно-конструкторских работ не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
По указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ (оказании услуг). Соответствующие суммы налога относятся на себестоимость работ (услуг), место фактического выполнения которых находится за пределами территорий государств - участников СНГ, и возмещению из бюджета не подлежат.
Суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг), местом реализации которых согласно ст. 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Наша фирма приобретает каучук, происходящий из Таиланда и находящийся в порту г. Одессы у российского продавца. Товар на момент перехода права собственности не растаможен. Мы продаем каучук украинскому покупателю в г. Киеве без растаможивания товара. Оплата производится на наш расчетный счет в рублях. Будем ли мы иметь возможность возместить НДС, если товар не пересекает таможенную границу Российской Федерации? Возможно ли отсутствие НДС при данных сделках?
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 147 НК РФ в целях главы 21 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар:
находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Таким образом, при приобретении товара на территории Украины и дальнейшей его реализации также на территории Украины объекта налогообложения не возникает, и соответственно организация, осуществляющая данные операции, не имеет права на налоговые вычеты. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
В 2000 г. театр заключил договор с предпринимателем о показе спектаклей на основной сцене. В обязанности театра согласно договору входит обеспечение дежурным персоналом технической и постановочной части, обслуживание вешалки в артистическом гардеробе, обеспечение работы зрительского и служебного буфетов. Облагаются ли эти услуги НДС?
В соответствии с п.п. "н" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (приказом МНС России от 6.03.01 г. N БГ-3-03/77 инструкция признана утратившей силу) от налога на добавленную стоимость освобождались услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ.
При проведении театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от налога на добавленную стоимость освобождалась плата за посещение этих мероприятий.
К учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, цирки, библиотеки (кроме библиотек, отнесенных к числу научных учреждений), музеи (кроме музеев, отнесенных к числу научных учреждений), выставки, клубные учреждения (дворцы и дома культуры, клубы стационарные и передвижные, дома кино, литератора, композитора и др., лектории системы общества "Знание", экскурсионные бюро, планетарии), народные университеты, парки культуры и отдыха, ботанические сады и зоопарки.
При оказании услуг такими учреждениями от налога на добавленную стоимость, в частности, освобождается стоимость входных билетов и абонементов на демонстрацию кинофильмов, видеопрограмм, на спектакли, концерты, цирковые представления, посещение музеев, выставок (включая передвижные), творческих вечеров, в парки культуры и отдыха (городские сады), на танцевальные площадки, аттракционы, театрализованные праздники, карнавалы, гулянья, на вечера, дискотеки и другие культурно-массовые мероприятия, проводимые парками культуры и отдыха (городскими садами), в зоопарки, планетарии, а также реализация театрально-зрелищными и культурно-просветительными учреждениями программ на спектакли и концерты, каталогов, буклетов и других предметов, пропагандирующих культуру и искусство.
Таким образом, услуги, оказанные театром предпринимателю по проведению показа спектакля, в частности обеспечение дежурным персоналом технической и постановочной части, гардеробщиками, контролерами, обеспечение работы буфетов и т.п., подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Предоставляется ли банку льгота по НДС с 1.01.01 г. в соответствии со ст. 149 НК РФ (п.п. 3 п. 3) при проведении следующей банковской операции? Клиенту банка предоставляется заем в драгоценных металлах в стандартных или мерных слитках, которые клиент забирает из хранилища. По окончании срока действия договора клиент покупает у этого же банка драгоценные металлы для погашения займа в слитках либо на счет, либо в физической форме и погашает приобретенным золотом свою задолженность по договору займа.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:
привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;
осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
выдача банковских гарантий, а также осуществление банками следующих операций:
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.
В целях организации межбанковского рынка драгоценных металлов в Российской Федерации и в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 2.12.90 г. N 394-1 (в ред. от 8.07.99 г.) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", п. 7 ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ с изм. по состоянию на 19.06.01 г.) с 1 ноября 1996 г. введено в действие положение "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами", утвержденное приказом Банка России от 1.11.96 г. N 50 (в ред. от 11.04.2000 г.). Согласно данному положению банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:
покупать и продавать драгоценные металлы как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);
привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;
размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах;
предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;
оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.
Сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с их поставкой в физической форме или с отражением по счетам.
Займы в драгоценных металлах предоставляются путем их поставки клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока.
Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме их физической поставки или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика.
В соответствии с п.п. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков).
Таким образом, предоставление банком займа в драгоценных металлах и реализация банком драгоценных металлов в слитках при условии, что эти слитки остаются в сертифицированных хранилищах банка, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.