Порядок предоставления организацией сведений о лицах,
застрахованных в органах государственного пенсионного страхования
Вопрос:
Наше предприятие не предоставило пенсионному фонду сведения о работниках. На основании акта проверки нашему предприятию пенсионном фондом был выписан штраф, предусмотренный Законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей в ПФР и с требованием перечисления суммы штрафа в течение 2 недель. Насколько законно это требование?
Ответ:
Порядок предоставления сведений о лицах, застрахованных в органах государственного пенсионного страхования, устанавливается Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.96 (в дальнейшем - Закон об учете). Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.5 Закона об учете), а общие правила предоставления сведений определяются ст.ст.8, 9, 11 Закона. При этом работодатели обязаны ежеквартально представлять в органы Пенсионного фонда РФ, где эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов, сведения, перечисленные в ст.11 Закона об учете, обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования.
Сроки предоставления сведений работодателем, установлены пунктом 3 ст.11 Закона об учете и пунктом 31 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 N 318. Сведения должны быть представлены в течение месяца, следующего за отчетным кварталом.
До введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовал "Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ", утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27.12.91 (с изменениями и дополнениями от 11.02.93, 05.05.97, 02.01.2000) и с 10 января 2000 года редакция Закона "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования" с изменениями, внесенными Федеральным законом N 38-ФЗ от 2 января 2000 года "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)", утратившими силу с 1 января 2001 года, на основании Федерального закона от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ.
Вышеуказанные нормы действительно предусматривали штрафы в размере 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в ПФР, за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, и других сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
Однако после принятия Закона Российской Федерации N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 09.07.99, ст.9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 7, которым к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, отнесены органы государственных внебюджетных фондов. Соответственно и взаимоотношения между Пенсионным фондом РФ и работодателями должны строится на основе законодательства о налогах и сборах.
Поэтому ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля установлена п.1 ст.126 НК Российской Федерации, из которой следует, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Кроме того, при наличии споров, следует отметить, что в соответствии со ст.5 части первой Налогового Кодекса в случаях, когда часть первая НК Российской Федерации устанавливает более мягкую ответственность за правонарушение, чем было установлено действовавшим ранее законодательством о налогах и сборах, то за соответствующее правонарушение применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса.
Эта позиция, к сожалению, не находит понимания у Пенсионного фонда РФ, органы которого периодически обращаются в арбитражный суд с исками о взыскании десятипроцентных штрафов. При этом судебная практика такова, что суд удовлетворяет требования Пенсионного фонда, одновременно снижая размер штрафов до 50 рублей за каждый непредоставленный документ.
В заключение следует заметить, что в соответствии со ст.115 НК Российской Федерации взыскание штрафов может производится только в судебном порядке, при этом срок для такого обращения устанавливается Налоговым кдексом РФ не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.
Лекомцев А.А.,
член Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов,
тел.: (812) 279-90-24; 112-89-75; 325-98-65;
E-mail: [email protected];
http://pravo.8k.com
2 апреля 2002 года N Ю1736