Льгота по налогу на прибыль при осуществлении финансирования капитальных
вложений производственного назначения
Вопрос:
Может ли организация, применяя льготу по налогу на прибыль при осуществлении финансирования капитальных вложений производственного назначения, руководствоваться ст.5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"?
Ответ:
При исчислении налога на прибыль согласно п.п."а" п.1 ст.6 Закона N 2116-1 (с учетом изменений и дополнений) облагаемая прибыль при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, а также проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. При этом согласно п.7 ст.6 Закона N 2116-1 данная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета налоговых льгот, более чем на 50%. В положениях ст.5 Закона Российской Федерации от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при применении указанной льготы 50%-ного ограничения не предусмотрено.
Пунктом 15 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливается, что до введения соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применить принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Следовательно, до 1 января 2002 года при осуществлении финансирования капитальных вложений производственного назначения предприятие было вправе руководствоваться ст.5 Закона N 4520-1.
Если налоговыми органами при проведении камеральных и выездных налоговых проверок организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются факты применения ст.5 этого Закона, уточненные расчеты по налогу от фактической прибыли не производятся, штрафные санкции и пени не предъявляются. Если указанными организациями при определении облагаемой налогом прибыли эта норма не учитывалась, возврат организациям излишне уплаченной суммы налога на прибыль производится только при наличии соответствующего решения арбитражного суда.
Т.Орешкина,
советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета"
N 15(539), апрель 2002 года
25 апреля 2002 года N Э1661