Допустимость принятия на баланс учредителя права требования (дебиторской задолженности), возникшей в результате внесения ликвидируемым акционерным обществом аванса другому юридическому лицу по договору долевого строительства
Вопрос:
Допустимо ли принятие на баланс учредителя (города Санкт-Петербурга) права требования (дебиторской задолженности), возникшей в результате внесения ликвидируемым акционерным обществом (100% учредитель - город Санкт-Петербург) аванса другому юридическому лицу по договору долевого строительства?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 61 ГК РФ: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам". А в силу статьи 419 ГК РФ: "Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.)". Следовательно, при собирании и последующем распределении имущества ликвидируемого АО не должны учитываться права требования по обязательствам ликвидируемого юридического лица. Именно поэтому на права требования не распространяется положение пункта 7 статьи 63 ГК РФ о том, что "оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица". Однако единственным исключением является дебиторская задолженность с наступившим на момент ликвидации сроком исполнения.
В силу части 2 пункта 1 статьи 63 ГК РФ: "Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица". Однако ГК РФ не содержит нормы о том, что ликвидационная комиссия вправе в одностороннем порядке заявлять отказ от всех существующих обязательств. Такая норма содержится в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002, однако в силу исключительного (из общего порядка ликвидации) характера (пункт 4 статьи 61 и статья 65 ГК РФ) самой процедуры банкротства нет оснований для применения положений указанного Закона по аналогии.
Следовательно, ликвидационная комиссия не вправе взыскивать дебиторскую задолженность, по которой не наступил на момент начала ликвидации.
Однако срок возврата уплаченного аванса может считаться наступившим также в случаях, если:
- законодательством допускается одностороннее расторжение договора, по которому передан аванс, и это требование было заявлено;
- сторонами заключено соглашение о расторжении договора (статья 450 ГК РФ).
В указанных случаях обязанность по возврату суммы аванса возникает из кондикционного обязательства (из неосновательного обогащения). В силу статьи 1102 ГК РФ и пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2000 года N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" если основание для получения имущества (в том числе - денежных средств) отсутствовало или отпало впоследствии, неосновательно обогатившееся лицо обязано возвратить сумму неосновательного обогащения.
Применительно к договорам долевого участия в строительстве ситуация несколько проще. Такие договоры арбитражная практика рассматривает, как правило, в качестве договоров простого товарищества (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.06.2002 N А56-4372/02). По указанному договору любой из товарищей вправе в любой момент отказаться от дальнейшего участия в договоре, но только в бессрочном договоре простого товарищества, подав соответствующее заявление об отказе не позднее чем за 3 месяца до предполагаемого выхода из участников договора (статья 1051 ГК РФ). Помимо этого, любой товарищ вправе в одностороннем порядке требовать расторжения договора между собой и остальными участниками (статья 1052 ГК РФ), но при условии компенсации остальным товарищам реального ущерба. При таком выходе из договора участник вправе потребовать выдела своей доли в добровольном (пункт 2 статьи 252 ГК РФ) или судебном порядке (пункт 3 статьи 252 ГК РФ). В этом случае на стороне остальных товарищей возникнет неосновательное обогащение на сумму уплаченного аванса.
Вывод: в состав ликвидационной массы АО могут быть включены денежные средства (но не дебиторская задолженность), составляющие сумму аванса, внесенного по договору долевого участия, но при наличии одного из указанных ниже условий:
1) договором предусмотрено односторонне расторжение договора, и ликвидационная комиссия заявила такое требование;
2) предметом иска в арбитражный суд является расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ликвидацией АО) - статья 451 ГК РФ и взыскание суммы неосновательного обогащения в размере внесенного аванса;
3) товарищу, ведущему общие дела, заявлено требование о расторжении договора между собой и остальными участниками и выделе доли АО. Отказ в выделе доли обжалуется в арбитражный суд.
Во всех иных случаях взыскание уплаченного аванса будет противоречить пункту 1 статьи 61 и статье 419 ГК РФ.
И.Н.Ильюшихин, генеральный директор
ЗАО "Юридический центр "Северо-Западный регион",
тел.: 324-66-75, тел./факс: 176-78-64
18 марта 2003 года N Ю3333