Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/17/901873435.htm


 Вопрос:

    

АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

ПИСЬМО

от 9 января 2002 года N 4/07, А-01/2-10


О главе 25 Налогового кодекса РФ


    Главой 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 06.08.2001 N 110-ФЗ) предусмотрен перевод предприятий и организаций с 2002 года на метод начисления при определении налогооблагаемой прибыли, что не представляется на данном этапе своевременным и оправдывающим себя шагом.
    
    В Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и Ассоциацию российских банков поступают многочисленные обращения с просьбой пересмотреть это решение. Предприятия и организации не готовы к поспешному переходу на уплату налогов по методу начислений.
    
    Связано это с тем, что в экономике все еще сохраняется большой объем взаимных неплатежей предприятий и организаций, которые оцениваются в 1,7 трлн.руб. При переходе на метод уплаты налогов, исходя из начисленных доходов (прибыли), предприятия и организации будут вынуждены уплачивать налог с несуществующей прибыли. В результате будет изъята значительная часть оборотных средств, усугубится тяжелое финансовое положение предприятий, половина из которых находится в состоянии банкротства.
    
    В крайне трудное положение попадут банки, которые не могут получить от многих заемщиков своевременного возврата кредитов. Кроме того, по долгосрочным ссудам реальное получение прибыли также будет в будущих периодах, а налоги подлежат немедленной уплате.
    
    Установленный Центральным банком РФ порядок бухгалтерского учета в банках построен в настоящее время исключительно на кассовом методе. Соответственно по кассовому методу строится и вся бухгалтерская отчетность банков. Кроме того, с 2002 года не устанавливается обязательность применения метода начисления по прочим налогам. Таким образом, складывается ситуация, при которой в банках со следующего года доходы (и расходы), учитываемые при исчислении налогооблагаемой прибыли, не будут иметь ничего общего с доходами (и расходами), отражаемыми в бухгалтерском учете и учитываемыми при исчислении прочих налогов.
    
    Фактически это означает ведение "двойного учета" в полном объеме по всей деятельности каждого банка. А в условиях огромного количества и широкого ассортимента совершаемых банками операций это очень трудоемко и требует внедрения дополнительного программного обеспечения. Кроме того, в российских условиях в отличие от международной практики доходы для исчисления налогов учитываются все, а расходы, даже те, которые уже произведены, не признаются таковыми в целях налогообложения. Эти обстоятельства в сочетании с необходимостью уплачивать налог с неполученных доходов в итоге приведут к необоснованным убыткам банков и негативно отразятся на дальнейшем развитии рынка банковских услуг в целом. Банки вынуждены будут отказаться от ряда предлагаемых сегодня услуг ввиду их нерациональности с точки зрения уплаты налогов.
    
    Следует также отметить, что в нашей стране в сложившихся хозяйственных условиях в случае окончательного возобладания метода начислений все налоговые обязательства предприятий по платежам в бюджет будут устанавливаться в отрыве от продолжительности и завершения хозяйственного оборота средств производителей. Однако на ряде предприятий имеется большая специфика в работе, существует разница между временем отгрузки и оплаты значительной части продукции, деньги за которую могут поступать через один, два и три месяца.
    
    Для расчетов с бюджетом добросовестно работающие предприятия будут фактически вынуждены расходовать свои инвестиционные ресурсы, брать кредиты банков или распродавать имущество. Повсеместное введение учета реализованной продукции по факту ее отгрузки может ухудшить инвестиционный климат и увеличить масштабы недоимки бюджету, если метод начислений не будет применяться хотя бы избирательно.
    
    Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) и Ассоциация российских банков просят Правительство обратиться в Государственную Думу с предложением отложить всеобщий переход на метод уплаты налогов с начисленных доходов. Необходимо внести поправку к главе 25 "Налог на прибыль организаций", предусмотрев, в частности, право выбора налогоплательщиком кассового метода (с фактически полученной прибыли) либо метода уплаты налогов с начисленных доходов. Всеобщий переход предприятий и организаций на метод уплаты налогов с начисленных доходов (прибыли) можно начать с 2004 года, то есть с началом внедрения в экономику Международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
    
    Эту норму можно было бы предусмотреть в рассматриваемом в настоящее время в Государственной Думе проекте Федерального закона N 153025-3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
    
    

Президент РСПП
А.И.Вольский

Президент АРБ
С.Е.Егоров

    
    
    

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 февраля 2002 года N 04-02-03/14


[О переходе организаций с 1 января 2002 года на метод признания доходов и расходов
по начислению при определении налоговой базы по налогу на прибыль]


    Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N КА-П13-00831 совместное обращение президентов Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) и Ассоциации российских банков о приостановлении до 2004 года действия нормы главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), касающейся перехода организаций с 1 января 2002 года на метод признания доходов и расходов по начислению при определении налоговой базы по налогу на прибыль, по существу вопроса сообщает следующее.
    
    При рассмотрении указанного вопроса следует иметь в виду, что налоговая реформа, осуществляемая в Российской Федерации, направлена на создание такой экономической системы, которая будет конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, позволит обеспечить стабильное экономическое развитие организаций.
    
    Действовавшее до принятия главы 25 Кодекса налоговое законодательство по налогу на прибыль предусматривало огромное количество льгот, в том числе имело место наличие множества индивидуальных льгот. Такое положение способствовало уклонению от налогообложения отдельных налогоплательщиков.
    
    Неполнота и противоречивость действовавшей налоговой системы предоставляли налогоплательщикам возможности для нивелирования налоговой нагрузки путем применения в целях налогообложения метода признания выручки по оплате, в то время как расходы принимались по отгрузке. Кроме того, налоговая база в значительной степени зависела от применяемого порядка отражения операций в бухгалтерском учете. Так, кредитные организации учитывали начисленные проценты по кредитным договорам на дату оплаты, в то время как остальные налогоплательщики относили на затраты рассчитанные на конец квартала (года) проценты, исходя из условий договора, независимо от срока уплаты таких процентов и принятого в учетной политике метода признания выручки.
    
    Несоответствие даты признания расхода у одних налогоплательщиков и дохода у организаций-контрагентов приводило к тому, что в результате сокращались доходы бюджета, затруднялось выполнение государством своих обязательств перед гражданами, уменьшались возможности экономического роста. Создавалась ситуация, при которой капиталы направлялись не туда, где российская промышленность способна развиваться в соответствии с динамикой потребительского спроса, а туда, где можно явно или тайно не платить налоги.
    
    Действовавшая до принятия главы 25 Кодекса налоговая система по налогу на прибыль способствовала массовому уклонению от налогов, уходу экономики "в тень", уменьшению инвестиционной активности, в конечном счете - падению конкурентоспособности российского бизнеса.
    
    В представленном обращении содержится предложение о возможности отложить до 2004 года обязательный переход на метод начисления при определении доходов и расходов, который предусмотрен главой 25 Кодекса. С этой целью авторами обращения предлагается предоставить налогоплательщику право выбора порядка признания доходов и расходов: по кассовому методу или методу начисления.
    
    В этой связи необходимо отметить, что положения главы 25 Кодекса уже действуют с 1 января 2002 года.
    
    В соответствии с указанной главой применение налогоплательщиками, в том числе банками, метода начисления при определении момента признания доходов и расходов, учитываемых при налогообложении, является обязательным.
    
    Применять кассовый метод при определении доходов и расходов имеют право только организации, отвечающие условиям, определенным в ст.273 Кодекса.
    
    Согласно методу начисления доходы в целях ст.271 Кодекса признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
    
    Аналогично порядку, предусмотренному для доходов, расходы, принимаемые при методе начисления для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Указанный порядок определения доходов и расходов относится и к банкам. Использование метода начисления банками соответствует международной практике.
    
    В основе главы 25 Кодекса заложены важные концептуальные подходы Правительства Российской Федерации при проведении налоговой реформы, направленные, в частности, на снижение налогового бремени для законопослушных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения налогоплательщиков, создание прозрачной налоговой системы, обеспечение ее стабильности.
    
    Кроме того, нормами главы 25 Кодекса (в отличие от ранее действующего законодательства) установлен более гибкий механизм амортизации имущества для целей налогообложения, предусматривающий предоставление налогоплательщикам права применения ускоренной амортизации и снижение сроков полезной эксплуатации имущества, который должен стать дополнительным стимулом для осуществления крупномасштабных инвестиций, а также позволит организациям минимизировать влияние инфляции на инвестиционные процессы.
    
    Главой 25 Кодекса предусмотрено резкое снижение ставок налога на прибыль с одновременной отменой большинства налоговых льгот и налоговых вычетов. Вместе с тем налогоплательщику предоставлено право уменьшать налоговую базу текущего налогового периода (в течение 10 лет либо в течение одного налогового периода) на всю сумму полученного им убытка в предыдущем налоговом периоде, но не более 30% налоговой базы (тогда как по ранее действующему законодательству налогоплательщик имел право на исключение из налогооблагаемой прибыли ежегодно только одной пятой части убытков предшествующих лет в течение пяти лет). Указанная норма соответствует мировой практике налогообложения прибыли, направлена на улучшение финансово-экономического состояния налогоплательщиков, создавая предпосылки для скорейшего восстановления платежеспособности организаций и условий для формирования оборотных средств и накопления существующего капитала, и является дополнительным стимулом для восстановления потерянного потенциала реального сектора российской экономики, обеспечения возможности осуществлять расширенное воспроизводство.
    
    В целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики и создания условий для активизации инвестиций Кодексом установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24% (для всех налогоплательщиков). При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации имеют право снижать (до 4 пунктов) для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
    
    Предусмотренный главой 25 перечень доходов и расходов является открытым: принимаются к вычету все документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, осуществленные налогоплательщиком в рамках предпринимательской деятельности, независимо от факта получения дохода от реализации либо внереализационных доходов. Метод начисления ориентирован на факт перехода права собственности по операциям, в основу которых заложен такой переход, и дата признания дохода при таком методе зависит от условий договоров (переход права собственности на дату отгрузки товара, принятия работ, оказания услуг либо на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). То есть налогоплательщик самостоятельно решает, когда он признает в целях налогообложения доход по операциям реализации.
    
    При этом, учитывая сложившееся в Российской Федерации состояние платежно-расчетной дисциплины между организациями (взаимные неплатежи, длительные сроки расчетов), обязательное применение метода начисления, установленного главой 25 Кодекса, предусматривает право налогоплательщиков формировать резервы по сомнительным долгам. Так, в соответствии со ст.266 Кодекса при нарушении условий договора и невыполнении покупателем своих обязательств по своевременной оплате товара (работ, услуг) налогоплательщик-продавец имеет право в порядке, установленном указанной статьей, снизить налоговую нагрузку путем отнесения на расходы через отчисления в резерв сомнительных долгов всю сумму неплатежа, т.е. порядок формирования резервов по сомнительным долгам позволяет включать в сумму резерва до 100% выявленной задолженности.
    
    Пунктом 3 ст.266 Кодекса установлено, что банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
    
    Следует принять во внимание, что кроме резерва по сомнительным долгам банки вправе в соответствии со ст.292 Кодекса создавать резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам, депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах) в порядке, предусмотренном указанной статьей.
    
    Порядок формирования сумм отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам и средствам, размещенным на корреспондентских счетах) устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". С целью установления особенностей формирования резервов в связи с изменениями налогового законодательства Банк России издал Указание от 28.01.2002 N 1103-У, согласно которому расширен перечень видов ссудной и приравненной к ней задолженности, отчисления в резервы по которой включаются в состав внереализационных расходов.
    
    Кроме того, следует отметить, что одной из причин значительного объема взаимных неплатежей являлась искусственная задержка платежей при применении кассового метода формирования доходов и расходов в связи с возможностью отсрочки уплаты налога на прибыль. Поэтому переход налогоплательщиков на метод начисления при исчислении налога на прибыль должен положительно повлиять на решение проблемы неплатежей.
    
    Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации не считают возможным согласиться с предложением Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) и Ассоциации российских банков отложить всеобщий переход на метод начисления для определения момента признания доходов и расходов до 2004 года.
    
    

Заместитель министра
М.А.Моторин

    
    

    
Текст документа сверен по:
"Налогообложение, учет и отчетность
в коммерческом банке",
N 6 (40), 2002 год