Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/17/901881954.htm


Использование бюджетных средств при заключении
договора на информационное обслуживание


 Вопрос:                               


    Институт по договору на информационное обслуживание (установка информационной системы и последующее сопровождение) приобрел с бюджетного счета бухгалтерскую справочную систему . В платежке написано: "за бухгалтерскую справочную систему", оплата прошла 18 марта 2002 года. Расходы прошли по статье 240120 "Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений" (согласно приказу МФ РФ от25 мая 1999 года N 38н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", приложение N 13). До принятия приказа МФ РФ от 27.02.2002 N 12н по этой статье можно было приобретать "средства вычислительной техники, включая приобретение (независимо от стоимости) программного обеспечения и компьютерные справочные системы".

    Принятый приказ N 12н изменил трактовку этой статьи, исключив возможность приобретения программного обеспечения и справочных систем. Но приказ этот (N 12н) опубликован был только в апреле 2002 года, хотя вступил в действие с момента принятия. На момент оплаты никто не знал о его существовании и оплата прошла по статье 240120 ("оборудование"). Теперь стоимость программы считается для нас нецелевым использованием бюджетных средств, хотя вины нашей здесь нет.

    Как можно доказать в этой ситуации, что ты прав?
    

г.Томск


    

 Ответ:                      

                            
    Приказ Минфина РФ от 25 мая 1999 года N 38н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", о котором вы пишете, утратил силу с 1 января 2003 года.
    
    Приложение N 13 к данному приказу содержало Порядок распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

    Для обеспечения проведения в 2002 году единой бюджетной политики был утвержден приказ Минфина России от 28.12.2001 N 118н "О продлении срока действия приказа Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 года N 38н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" и внесении в него изменений и дополнений", изложенный в новой редакции в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве России, начиная с 1 января 2002 года.
    
    Как известно, введение главы 25 Налогового кодекса РФ, изменение Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01) и другие документы заставили внести новые трактовки в прежние понятия и определения.

    Приказ N 38н содержит экономическую классификацию расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которая является группировкой финансовых операций, как за счет средств бюджетов, так и внебюджетных источников, по их экономическому содержанию.
        
    По своему экономическому содержанию расходы бюджетов и расходы за счет внебюджетных источников классифицируются как текущие и капитальные расходы, а также расходы, связанные с предоставлением (погашением) бюджетных кредитов (бюджетных ссуд).

    Заметим, что бюджетная классификация применяется также для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
    
    Поэтому вы всегда можете отнести произведенные расходы за счет доходов от предпринимательской деятельности вашего института.
 
    В подгруппе расходов "Капитальные вложения в основные фонды" (код 240000) учитываются расходы на строительство объектов производственного назначения, непроизводственного назначения, жилищного строительства, а также на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, а также капитальные расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, предусмотренные в расходах на содержание учреждений и организаций.
    
    На подстатью 240120 "Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений" относятся расходы на приобретение в установленном порядке предметов стоимостью на дату приобретения свыше 50-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за единицу и предметов, служащих более года, предусматриваемые в смете доходов и расходов на содержание учреждений:
    

    учебного оборудования для кабинетов и лабораторий, медицинского и другого оборудования, ветеринарного оборудования и инструментов, аппаратуры, приборов, машин, станков и другого специального оборудования для учебных и научных целей;
    
    физкультурного оборудования;
    
    экспонатов для музеев и выставок;
    
    транспортных средств, противопожарного оборудования;
    
    музыкальных инструментов;
    
    средств вычислительной и специальной техники;
    
    копировально-множительной техники;
    
    средств связи и телекоммуникаций;
    
    сигнальных устройств, служебного оружия в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;
    
    моделей памятников, бюстов, мемориальных досок;
    
    многолетних насаждений непроизводственного назначения;
    
    сценическо-постановочного оборудования;
    
    наглядных пособий и экспонатов для образовательных и научных учреждений;
    
    других основных средств.

    Как видно из приведенного перечня, он не является закрытым, включая в себя расходы с формулировкой "других основных средств".

    Но, на наш взгляд, отнесение на подстатью 240120 "средств вычислительной техники, включая приобретение (независимо от стоимости) программного обеспечения и компьютерных справочных систем" в виде системы противоречит самой сути подстатьи, обозначенной как "Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования".
    
    Обратите внимание, что в подгруппе расходов 260200 "Приобретение нематериальных активов" учитываются расходы по оплате прав, возникающих:
    
    из авторских и иных договоров на создание научных разработок, а также на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав и др.;
    
    из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;
    
    из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;
    
    из прав на "ноу-хау".
    
    Расходы на приобретение исключительных прав на программное обеспечение и баз данных для ЭВМ.

    В статье специалистов Минфина РФ Н.Н.Жоромской и Н.Ю.Диковой "О совершенствовании бюджетной классификации Российской Федерации" (см. "Налоговый вестник", N 7, июль 2002 года) по поводу изменения классификации указанных вами расходов было сказано следующее:
    
    "В целях установления единообразного порядка отражения расходов на приобретение программного обеспечения и компьютерных справочных систем вышеуказанные расходы следует осуществлять по предметной статье 260200 "Приобретение нематериальных активов" экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в связи с чем из абзаца седьмого предметной подстатьи 240120 "Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных и муниципальных учреждений" исключены слова "включая приобретение (независимо от стоимости) программного обеспечения и компьютерных справочных систем".

    Таким образом, по нашему мнению, у вас не было нецелевого использования бюджетных средств при заключении договора на информационное обслуживание (установка информационной системы и последующее сопровождение), а была использована иная классификация произведенных расходов.
    
    

              М.Н.Чуприна,
генеральный директор
    ООО "РосЭксперт-Аудит"
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90
       

11 декабря 2003 года N А2588