Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/17/901931399.htm


В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект

    
    

 Вопрос:

    
    В 2001 году по договору купли-продажи был приобретен "Комплекс нежилых строений" (в него входило 2 здания и несколько складов - согласно накладной тех. паспорта). Бухгалтер оприходовала на 01 счет несколько строений, которые входили в этот комплекс (но не все, которые были указаны в договоре), а стоимость этого комплекса она разделила между этими строениями, срок амортизации поставила у всех один.
    
    С 2001-2004 годов был проведен капитальный ремонт и реконструкция сооружений и складов (некоторые из них не числились на 01 счете, но входили в комплекс), в 2004 году был составлен новый тех. план.
    
    Нужно ли объединять все сооружения в один комплекс, какими документами это оформить? Если нет, то как быть с сооружениями, которые не числились на 01 счете? Какие критерии отнесения ремонтных работ к кап. ремонту или к реконструкции сооружений? Какие документы необходимы по оформлению рем. работ (реконструкции)? Увеличивается ли амортизация после рем. работ (реконструкции) и в каких ситуациях? Возмещение НДС?
    
    

 Ответ:

    
    1) На основании п.6 ПБУ 6/01 в ред. приказа МФ РФ от 18.05.2002 (утв. приказом МФ N 26н от 30.03.2001) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом признается объект со всеми составляющими либо комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
    
    В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
    
    Таким образом, учитывать здания и склады в составе одного комплекса нельзя исходя из того, что у этих объектов разные функции.
    
    На основании п.1 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ от 21.11.96 (в ред. федеральных законов N 123-ФЗ от 23.07.98, N 32-ФЗ от 28.03.2002, N 187-ФЗ от 31.12.2002, N 191-ФЗ от 31.12.2002, N 8-ФЗ от 10.01.2003, ТК РФ N 61-ФЗ от 28.05.2003, ФЗ N 86-ФЗ от 30.06.2003) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, действия бухгалтера, произведенные в 2001 году, не соответствуют законодательству. Для исправления сложившейся ситуации необходимо в текущем периоде составить бухгалтерскую справку, отсторнировать записи 2001 года по оприходованным объектам, оприходовать все объекты, которые были приобретены по рассматриваемой хозяйственной операции, составив акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый отдельный инвентарный объект по стоимости, указанной в договоре купли-продажи либо в первичном документе, по которому эти объекты были получены. При отсутствии таких данных можно воспользоваться услугами профессиональных оценщиков, но общая стоимость объектов не должна превышать сумму по договору купли-продажи.
    
    Однотипные объекты могут быть объединены в один акт. Каждый акт (накладная) должен быть утвержден руководителем предприятия. Документы датируются текущей датой, то есть датой их составления.
    
    На каждый оприходованный объект необходимо завести инвентарную карточку либо записать его в инвентарную книгу, присвоив инвентарный номер.
    
    Кроме того, необходимо отсторнировать сумму начисленной амортизации за весь период эксплуатации этих объектов в вашей организации.
    

    Каждый объект основных средств, принятый на учет, должен быть идентифицирован для начисления амортизации.
    
    В целях бухгалтерского учета (при линейном способе начисления амортизации в вашей организации) нормы амортизационных отчислений следует определить на основании установленных постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
    
    В 2001 году бухгалтерский учет в этой части не отличался от налогового, следовательно, суммы амортизации, начисленные для целей налогового и бухгалтерского учета, должны быть идентичны.
    
    С 2002 года амортизацию в целях налогового учета следует начислять на основании положений Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ N 1 от 01.01.2002.
    
    Для целей бухгалтерского учета амортизация продолжает начисляться по тем нормам, которые были установлены на дату ввода в эксплуатацию основных средств, до тех пор, пока основное средство не будет полностью самортизировано либо передано (реализовано).
    
    На основании вышеизложенного необходимо произвести в бухгалтерской справке начисление амортизации по каждому объекту основных средств.
    
    Необходимо также произвести перерасчет налога на имущество за 2001-2004 годы. В том случае, если перерасчет приведет к доначислению налога, до сдачи измененных налоговых деклараций обязательно следует уплатить в бюджет доначисленные суммы налога и пеней, в противном случае сдача измененных деклараций приведет к штрафным санкциям в размере 20% от доначисленной суммы налога.
    
    То же касается и измененных деклараций по налогу на прибыль.
    
    Обращаем ваше внимание, что измененные декларации следует сдать за все налоговые периоды, в которых были допущены нарушения, которые привели к доначислению налогов. При этом пени следует начислять исходя из сумм задолженности, возникающей по налоговому периоду, а не по каждому отчетному периоду. В частности, по налогу на имущество и по налогу на прибыль налоговый период - год, то есть пени должны начисляться исходя из возникновения задолженности по году, а не по каждому кварталу или месяцу.
    
    2) В соответствии с п.2 ст.257 Налогового кодекса РФ в целях исчисления налога на прибыль к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществленное по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
    

    Капитальный ремонт не изменяет первоначальных качеств основного средства.
    
    В соответствии с п.27 ПБУ 6/01 затраты на реконструкцию после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость объекта основных средств, если в результате улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. При увеличении первоначальной стоимости увеличивается и амортизация по объекту с даты ее начисления после ввода объекта в эксплуатацию после окончания реконструкции.
    
    Капитальный ремонт не приводит к увеличению стоимости основных средств и сумм амортизационных отчислений.
    
    3) При осуществлении реконструкции налог на добавленную стоимость, предъявленный подрядчиками, учет затрат, связанных с реконструкцией основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений (п.73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н (ред. от 28.03.2000), действующих в части, не противоречащей ПБУ 6/01). Произведенные подрядным способом капитальные вложения учитываются по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
    
    Суммы НДС, предъявленные подрядными организациями и уплаченные им при проведении реконструкции объекта ОС (учтенные на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"), подлежат вычетам на основании п.6 ст.171 НК РФ. Вычеты сумм налога, указанных в п.6 ст.171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства (п.5 ст.172 НК РФ).
    
    Таким образом, любые суммы НДС, связанные с реконструкцией объекта ОС, относящиеся к расходам, включаемым в состав капитальных вложений, в данном случае подлежат вычету только после принятия объекта строительства (реконструкции) на баланс в составе ОС организации.
    
    4) Что же касается документов на проведение капитального ремонта и реконструкции, то их перечень довольно широк. В информационной базе АФ "Наше дело" имеется 79 видов документов, предназначенных для оформления работ по реконструкции и 55 - по капитальному ремонту. Вместе с тем можем сообщить, что для того и другого вида работ необходимы следующие документы:
    

    1. договор на проведение работ либо распоряжение руководителя при проведении работ хозспособом;
    
    2. смета на проведение работ (проект - по реконструкции);
    
    3. первичные документы на приобретение материальных ценностей, использованных при проведении работ;
    
    4. акты выполненных работ (кроме того, справка о стоимости работ при проведении реконструкции);
    
    5. другие документы в соответствии с характером работ.
    
    

Позднякова Т.В.,
зам. ген. директора
аудиторской фирмы "Наше Дело"

19 апреля 2005 года N А3816