Вопрос:
ЗАО, находящееся в г.Санкт-Петербурге, выполняет строительно-монтажные работы по договорам подряда.
На 2006 год заключен договор подряда на строительство объекта, расположенного в другом субъекте РФ. Продолжительность строительства объекта по договору - 11 месяцев, т.е. более 30 дней. Строительная площадка принадлежит заказчику.
Для выполнения строительных и монтажных работ будут направлены работники разных специальностей (бетонщики, монтажники, наладчики, арматурщики и др.).
В соответствии со структурой и графиком выполнения строительно-монтажных работ (СМР) рабочие отдельных профессий будут работать на объекте в течение года. Для проживания рабочих наша организация заключила договор с гостиницей, оплата проживания работников будет производиться перечислением денежных средств на расчетный счет гостиницы.
Работа вне места нахождения организации предусмотрена в трудовых договорах работников.
Проезд к месту работы также будет оплачен по перечислению с расчетного счета по договору с железной дорогой.
В связи с изложенным выше просим разъяснить следующее:
- правомерно ли оформить направление работников на выполнение СМР в качестве служебной командировки (письма: Минфина РФ от 23.05.2005 N 03-05-02-04/55, ФНС РФ от 13.04.2005 N ГВ-6-05/295@),
- как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты по проживанию и проезду,
- необходима ли постановка на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения по месту выполнения СМР.
Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 27 марта 2006 года N 03-03-04/1/281
[О вопросах налогообложения]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо и сообщает следующее.
1. В соответствии с положением пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей налогообложения прибыли организаций следует использовать определение служебной командировки, закрепленное в статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Таким образом, признание направления работников для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы служебной командировкой, в том числе и для целей Кодекса, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, полномочия по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет Федеральная служба по труду и занятости.
Учитывая изложенное, по вопросу о правомерности признания служебной командировкой направления работников для выполнения строительно-монтажных работ в другом субъекте Российской Федерации продолжительностью свыше 11 месяцев, следует обратиться в Федеральную службу по труду и занятости.
2. Статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, согласно которым налогоплательщик вправе относить собственные затраты к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций. Расходами признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При этом в соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
3. Пунктом 1 статьи 83 Кодекса предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Кодекса обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Под рабочим местом в соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации следует понимать место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Учитывая изложенное, налогоплательщик должен встать на учет по месту проведения строительных работ (нахождения обособленного подразделения) только в том случае, если деятельность по строительству объекта приводит к образованию на строительной площадке стационарных рабочих мест.
Поскольку в рассматриваемой ситуации предполагается, что работники организации будут работать на объекте строительства в течение года, по нашему мнению, такая деятельность приведет к образованию стационарных рабочих мест и обособленного подразделения налогоплательщика.
Заместитель директора
Департамента
А.И.Иванеев
Текст документа сверен по:
рассылка