Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/17/902018556.htm

    

Порядок исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц



 Вопрос:

    
    Недавно приобрел дом и земельный участок в Подмосковье. Прошу разъяснить порядок исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц. В течение какого максимального срока я должен обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства за квитанциями для оплаты налогов?
      

    
 Ответ:

    
    В соответствии с налоговым законодательством у Вас нет обязанности обращаться в налоговые органы в связи с уплатой названных налогов.
    
    На основании положения ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. При этом налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Кроме того, в силу пп.4 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков:
    
    - о действующих налогах и сборах;
    
    - законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;
    
    - порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
    
    - правах и обязанностях налогоплательщиков;
    
    - полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
    
    - предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.
    
    Согласно ст.15 НК РФ такие платежи, как налог на имущество физических лиц и земельный налог, следует относить к местным налогам. Особенности установления и взимания данных налогов регулируются: Законом РФ от 27 декабря 2001 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц", а также главой 31 "Земельный налог" части второй НК РФ.
    
    Введение и взимание налога на имущество физических лиц осуществляется на основании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления. Налогообложению подлежит:
    

    во-первых, недвижимость, находящаяся на территории Российской Федерации. Это жилые дома, гаражи, квартиры, дачи и т.д.;
    
    во-вторых, транспортные средства, зарегистрированные в Российской Федерации. К ним относятся самолеты, вертолеты, катера, яхты, мотосани и т.п.
    
    В соответствии с законодательством о налогах и сборах исчислять налог на имущество обязаны налоговые органы. Они рассчитывают налог на основе сведений, полученных от организаций, ведущих учет недвижимости и транспортных средств. Получив налоговое уведомление, налогоплательщик самостоятельно уплачивает налог на имущество физических лиц в два срока - к 15 сентября и 15 ноября года, за который проводится оплата.
    
    Объектом обложения земельным налогом признаются участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен указанный налоговый платеж. Как указано в п.1 ст.394 НК РФ, соответствующие ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Эти ставки не могут превышать:
    
    - 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения;
    
    - 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
    
    В силу п.4 ст.391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется не самим налогоплательщиком, а налоговыми органами. Налоговым периодом по данному виду налогового платежа признается календарный год. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. В соответствии с п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по земельному налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Сумма авансового платежа по земельному налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, представляет собой произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в определенном размере. Во-первых, не превышающем одной второй налоговой ставки, предусмотренной ст.394 Кодекса, при установлении одного авансового платежа. Во-вторых, одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей (п.4 ст.396 НК РФ).
    
    Таким образом, обязанность исчисления и взимания налога на имущество физических лиц и земельного налога возложена действующим законодательством на налоговые органы, в том числе и в силу п.1 ст.32 НК РФ. Приказом МНС России от 27 июля 2004 года N АЭ-3-04/440 утверждена форма налогового уведомления.
    

    Вместе с тем основная трудность при уплате налогов на основании налогового уведомления заключается в том, что порядок их рассылки практически не регламентирован. Если в главе 10 НК РФ, касающейся порядка вручения требования об уплате налога и сбора, четко указано, каким образом должен быть подтвержден факт и дата получения требования, то в отношении налогового уведомления такие правила отсутствуют. В настоящее время все налоговые уведомления рассылаются налоговыми органами через почтовые отделения, при полном отсутствии контроля за сроками их доставки и получением. Поэтому налогоплательщики, не получив в установленные законом сроки налоговые уведомления, вынуждены обращаться за ними непосредственно в налоговую инспекцию. Одновременно им приходиться уплачивать соответствующие пени. Подобное положение не только противоречит интересам налогоплательщика, но и значительно затрудняет деятельность налоговых органов.
    
     Осознавая необходимость наведения порядка в рассылке уведомлений и осуществления контроля за их получением, налоговые органы в некоторых регионах пытаются найти различные способы решения данной проблемы. Часто налоговые инспекторы самостоятельно обходят жилые помещения и кладут извещения в почтовые ящики. Однако такой способ доставки тоже является ненадежным. Поэтому в Москве и Подмосковье планируют несколько нововведений. Во-первых, будет изменен цвет конвертов, в которых рассылаются уведомления. Это позволит работникам почты бережно относиться к данной корреспонденции. Во-вторых, отправка уведомлений через ФГУП "Почта России" возлагается на Центр обработки данных ФНС России.
    
     Важно указать, что при общении с налоговыми органами по вопросам, связанным с получением налогового уведомления, а также иным вопросам, касающимся различных категорий налогоплательщиков, и во избежание конфликтов налогоплательщикам необходимо строго придерживаться правил, предусмотренных:
    
    Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным приказом ФНС России от 9 сентября 2005 года N САЭ-3-01/444;
    
     Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков, утвержденным приказом ФНС России от 2 сентября 2005 года N САЭ-3-25/422@.

    
    

Н.В.Герасименко,
доцент кафедры
международного права
    юридического факультета
    Московского гуманитарного
университета, кандидат
юридических наук
 "Законодательство
 и экономика",
N 11, 2006 год

28 ноября 2006 года N Э7677