Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/901758696.htm


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 октября 1997 года N 2000


Типовое положение об образовательном
учреждении для детей дошкольного и
младшего школьного возраста*

---------------

    * Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года N 1204.


I. Общие положения

    1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (далее именуется учреждение) является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования

    2. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

    3. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3 до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста.

    4. Настоящее Положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:

    начальной школы-детского сада;

    начальной школы-детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

    прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

    Для иных образовательных учреждений этого типа настоящее Типовое положение является примерным.

    5. На основе настоящего Типового положения учреждение разрабатывает свой устав.

    6. В своей деятельности учреждение руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением.

    7. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; нарушение конституционного права воспитанников и обучающихся на получение бесплатного дошкольного и начального общего образования в пределах государственного образовательного стандарта; реализацию не в полном объеме образовательных программ и их качество; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям воспитанников и обучающихся; жизнь и здоровье воспитанников и обучающихся, работников учреждения во время образовательного процесса.

    8. Учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    9. Учредителем (учредителями) государственного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Учредителем муниципального учреждения является орган местного самоуправления.

    10. Отношения между учредителем (учредителями) и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

    12. Учреждение является юридическим лицом, владеет на праве оперативного управления закрепленным за ним имуществом, имеет устав, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

    13. Аттестация и государственная аккредитация учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

    14. Учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

    Ликвидация учреждения может осуществляться по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

    Ликвидация сельского учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

    15. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, учреждение вправе устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


II. Организация деятельности учреждения

    16. Учреждение может размещаться как в одном, так и в нескольких отдельно стоящих зданиях.

    Помещения (групповые и классные комнаты, спальни, медицинские кабинеты, раздевалки, пищеблоки, санитарные узлы и другие необходимые помещения) должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивающим условия для разных видов двигательной, игровой и умственной активности воспитанников и обучающихся.

    17. Количество групп и классов в учреждении определяется учредителем (учредителями) и устанавливается в зависимости от санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса (исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования).

    Предельная наполняемость определяется в зависимости от возраста воспитанников и обучающихся:

    в группах от 3 до 6 лет - 20 воспитанников,

    в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников,

    при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

    в классах - 25 обучающихся.

    18. Количество и наполняемость групп и классов учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяется исходя из потребностей населения.

    19. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование групп и классов с меньшей наполняемостью.

    При проведении занятий по иностранному языку в 1-4 классах допускается деление класса на две группы при наполняемости 25 обучающихся в городских учреждениях, не менее 20 обучающихся - в сельских.

    20. При приеме в учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.

    21. Учреждение с учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с учредителем (учредителями) может открывать группы продленного дня, дошкольные группы компенсирующего вида, классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) группы и классы для воспитанников и обучающихся с отклонениями в развитии при наличии условий для коррекционной работы.

    Перевод (направление) воспитанников и обучающихся в специальные (коррекционные) группы и классы, а также группы и классы компенсирующею обучения осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

    22. Медицинское обслуживание воспитанников и обучающихся обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников и обучающихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.

    Учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.

    Штатные работники учреждения проходят периодическое бесплатное медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя (учредителей).

    23. Организация питания в учреждении возлагается органами местного самоуправления на администрацию учреждения и организации общественного питания.

    Режим и кратность питания воспитанников и обучающихся устанавливается в соответствии с длительностью их пребывания в учреждении и рекомендациями органов здравоохранения.


III. Организация образовательного процесса

    24. Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники.

    25. Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников, регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.

    Взаимные права, обязанности и ответственность учреждения и родителей (законных представителей) обучающихся, возникающие в процессе воспитания и обучения, могут закрепляться в заключенном между ними договоре в соответствии с уставом учреждения.

    26. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования обеспечивается по следующим направлениям: развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающегося:

    формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;

    развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности.

    27. На основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается: формирование и развитие воспитанников и обучающихся;

    обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;

    развитие познавательных и речевых способностей;

    формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;

    формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

    Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста виды деятельности воспитанников и обучающихся: игру, лепку, конструирование, рисование и др.

    28. Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов.

    Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.

    29. Режим работы дошкольных групп, длительность пребывания в них воспитанников, а также учебные нагрузки обучающихся определяются уставом учреждения и не должны превышать нормы предельно допустимых нагрузок, определенных на основе рекомендаций органов здравоохранения.

    30. Продолжительность каникул для обучающихся устанавливается в течение учебного года - не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первых классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

    31. Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам и обучающимся не допускаются.

    32. Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом учреждения.

    Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации при реализации программы начального общего образования регламентируется государственным образовательным стандартом.

    33. Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.

    34. Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, определенных законодательством Российской Федерации, а также в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом.

    35. Учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ.

    Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом учреждения.

    Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем (учредителями).


IV. Управление учреждением

    36. Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

    Формами самоуправления учреждения являются совет учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Порядок выборов органов самоуправления учреждения и их компетенция определяются уставом учреждения.

    37. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

    38. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в соответствии с его уставом и законодательством Российской Федерации.

    Директор муниципального учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления.

    39. Подбор директора и его заместителя по учебно-воспитательной работе с учетом специфики учреждения осуществляется исходя из того, что один из них должен быть специалистом в области общего образования, другой - в области дошкольного образования.

    40. Порядок комплектования работников учреждения регламентируется его уставом.

    На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

    Для обеспечения образовательного процесса и при наличии необходимых условий и средств в штате учреждения могут быть педагог-психолог и учитель-логопед.

    41. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления.

    42. Права, социальные гарантии и льготы работников учреждения определяются законодательством Российской Федерации, уставом учреждения, трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

    43. Работники учреждения имеют право:

    на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом.

    на защиту профессиональной чести и достоинства.

    44. Педагогические работники учреждения имеют право:

    свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;

    повышать квалификацию; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию;

    на сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии за выслугу лет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    на дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам общеобразовательных учреждений по месту нахождения учреждения.


V. Имущество и средства учреждения

    45. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за учреждением землю, здания, сооружения, имущество, оборудование.

    46. Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным учреждением в бессрочное бесплатное пользование.

    Объекты собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении.

    47. Учреждение несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним собственности.

    48. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за учреждением, допускается только в случаях и порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

    49. Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника и обучающегося в зависимости от вида учреждения.

    Для малокомплектных сельских учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества воспитанников и обучающихся.

    50. Привлечение учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя (учредителей).

    51. Учреждению принадлежит право самостоятельно распоряжаться денежными средствами, имуществом и иными объектами собственности, переданными ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, а также доходами от собственной деятельности учреждения и приобретенными на эти доходы объектами собственности.

    52. При ликвидации учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом учреждения.

    53. Источниками формирования имущества и финансовых средств учреждения являются:

    собственные средства учредителя (учредителей);

    бюджетные и внебюджетные средства;

    имущество, переданное учреждению собственником уполномоченным им органом);

    плата, взимаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом с родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся;

    добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;

    кредиты банков и других кредитных организаций;

    другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    54. Взимание платы с родителей (законных представителей) за содержание воспитанников учреждения производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер указанной платы определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения.

    55. Учреждение устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельности учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.


    

Текст документа сверен по:
"Сравочник руководителя
и учителя начальной школы",