Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/901856610.htm


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 21 ноября 2002 года N 4066

    
Об утверждении Примерного положения о формировании
фонда библиотеки среднего специального
учебного заведения


    
    В целях улучшения качества формирования фонда библиотек средних специальных учебных заведений, повышения эффективности их использования, совершенствования библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей
    
приказываю:
    
    1. Утвердить Примерное положение о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения (приложение).
    
    2. Директорам средних специальных учебных заведений руководствоваться прилагаемым Примерным положением о формировании фонда библиотеки среднего специального учебного заведения в практической работе.
    
    3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
    
    

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

    

    
Приложение
к приказу Минобразования России
от 21.11.2002 N 4066

    
    
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о формировании фонда библиотеки среднего
специального учебного заведения


1. Общие положения

    
    1.1. Настоящее Примерное положение определяет содержание работы библиотеки по комплектованию и организации ее фонда с целью оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении (далее - ссуз) изданиями, другими документами и информацией о них.
    
    1.2. Фонд библиотеки создается как единый библиотечный фонд ссуза.
    
    1.3. Единый фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами, картотекой книгообеспеченности образовательного процесса и информационными запросами читателей.
    
    1.4. При формировании фонда библиотека ссуза координирует свою деятельность с другими библиотеками региона.
    
    

2. Структура и состав фонда

    
    2.1. Единый фонд библиотеки состоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной, научной, художественной литературы и др.), неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов, микроформ.
    
    2.2. Степень устареваемости основных учебных изданий устанавливается по циклам дисциплин в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, утвержденными заместителем министра образования Российской Федерации от 15.10.99:
    
    - общегуманитарные, социально-экономические и специальные - последние 5 лет;
    
    - общепрофессиональные, естественно-научные и математические - последние 10 лет.
    
    2.3. Примерная структура фонда:
    
    Основной фонд - часть единого фонда, включающая наиболее полное собрание отечественных и зарубежных изданий и неопубликованных документов на традиционных и электронных носителях по профилю ссуза.
    
    Подсобный фонд - часть единого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается при читальных залах и абонементах. Подсобный фонд может быть специализированным, состоящим из документов, отобранных из основного фонда по какому-либо из признаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобному фонду может быть организован открытый доступ.
    
    Учебный фонд - специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо от их вида и экземплярности, предназначенные для обеспечения образовательного процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами ссуза и нормами книгообеспеченности.
    
    

3. Общие принципы и порядок комплектования

    
    3.1. Порядок формирования учебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности образовательного процесса. Картотека содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых в ссузе; контингенте студентов и формах их обучения; изданиях, рекомендуемых к использованию в образовательном процессе по каждой дисциплине независимо от вида документа; коэффициенте книгообеспеченности и др. Картотека может быть организована в карточном или электронном варианте.
    
    3.2. Учебные издания и документы приобретаются по письменной заявке преподавателей ссуза с указанием названия дисциплины и количества студентов, изучающих ее. Библиотека имеет право корректировать экземплярность заказываемого издания, исходя из обеспеченности предмета и установленных нормативов. Предпочтение отдается учебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения.
    
    3.3. Учебные издания и документы приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося минимумом обязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемых образовательными программами. При этом объем фонда учебной литературы с грифом Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения, должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего учебного библиотечного фонда.
    

Фонд учебной литературы

Циклы дисциплин

Коэффициент

1

2

3

Фонд основной литературы

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5


Математические и общие естественно-научные дисциплины

0,5


Общепрофессиональные дисциплины

0,5


Специальные дисциплины

0,3

Фонд дополнительной литературы

По всем циклам дисциплин

0,1-0,2

    
    
    3.4. Научные издания и другие виды документов приобретаются из принципа удовлетворения читательских запросов в читальных залах.
    
    3.5. Издания и документы приобретаются на основе предварительного заказа, который составляется путем просмотра и отбора по библиографическим источникам информации.
    
    3.6. Источниками комплектования фонда являются библиотечные коллекторы, книготорговые и книгоиздательские организации, фирмы, частные лица, обменные фонды других библиотек, агентство "Роспечать" и др.
    
    3.7. Все издания и документы, приобретенные любыми подразделениями ссуза за бюджетные или внебюджетные средства, полученные в дар или по обмену, поступают в единый фонд библиотеки.
    
    

4. Исключение документов из фонда

    
    4.1. В целях повышения эффективности использования фонда систематически проводится анализ его использования.
    
    4.2. Библиотека совместно с председателями предметных комиссий ежегодно просматривает фонд с целью выделения малоиспользуемых документов для их списания из фонда.
    
    4.3. Ветхие, дефектные, дублетные, устаревшие по содержанию и утраченные издания и документы исключаются из фонда в порядке, установленном "Инструкцией об учете библиотечного фонда" Министерства культуры Российской Федерации от 02.12.98 N 590 и приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.08.2000 N 2488 "Об учете фонда библиотек образовательных учреждений".
    
    4.4. Проверка фонда библиотеки проводится систематически в сроки, установленные письмом Министерства финансов Российской Федерации "Об инвентаризации библиотечных фондов" от 04.11.98 N 16-00-16-198.
    




Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 1, 2003 год