УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем Министра
здравоохранения РФ
12 ноября 1999 года
и заместителем Министра
образования РФ
15 ноября 1999 года
ТРЕБОВАНИЯ И НОРМАТИВЫ,
применяемые при лицензировании образовательных учреждений высшего профессионального образования по программам высшего профессионального образования группы 040000 "Здравоохранение"
В целях повышения уровня защиты интересов граждан, общества и государства в сфере высшего медицинского образования, обеспечения качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров с высшим профессиональным образованием, руководствуясь ст.28 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ и ст.24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ, утверждаем следующие минимальные требования и нормативы для применения при лицензионной экспертизе условий осуществления образовательной деятельности, предлагаемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования для реализации программ высшего профессионального образования группы 040000 "Здравоохранение":
1. Требования.
1.1. Неуклонное соблюдение образовательным учреждением высшего профессионального образования и его филиалами (далее - вуз) законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических, противопожарных норм и правил. Образовательный процесс согласно Закону РСФСР от 19.04.91 N 1034-1 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" может быть организован только при наличии заключения органов или учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии помещений, используемых для организации образовательного процесса, действующим санитарным нормам и правилам. Соответствующие заключения санитарно-эпидемиологической службы и органов Государственного противопожарного надзора необходимы и для реализации права вуза на пользование учебно-вспомогательными помещениями.
1.2. Соответствие лицензируемых образовательных программ требованиям государственных образовательных стандартов.
1.3. Наличие права собственности, оперативного управления, аренды или самостоятельного распоряжения учебно-материальной базой (в том числе указанной в приложении 1), фондами и зданиями библиотек, помещениями социально-бытовой сферы и т.п. на весь срок подготовки кадров.
Договоры аренды площадей, используемых вузом, подлежат обязательной государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Договоры аренды, заключенные после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 22-ФЗ*, должны быть зарегистрированы в учреждениях юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения этих помещений. Если указанное учреждение юстиции на территории регистрационного округа еще не создано, то образовательное учреждение регистрирует договоры в органах Госкомимущества или Администрации субъекта Российской Федерации.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Номер Федерального закона следует читать: "N 122-ФЗ". - Примечание .
Клинические базы образовательных учреждений медицинского и фармацевтического профиля должны определяться приказами Минздрава Российской Федерации или администрациями субъектов Российской Федерации.
В вузе должны быть предусмотрены помещения с соответствующими условиями для медицинского обслуживания обучающихся и для их питания.
Учредитель (учредители) вуза должен обеспечить за счет своих средств периодические медицинские обследования педагогических работников и обучающихся, при этом для работников и обучающихся они являются бесплатными, а также другие социально-бытовые услуги, предусмотренные действующим законодательством.
Наличие договоров между вузом и предприятиями, учреждениями или организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения или организации обязаны предоставлять места для обучения и прохождения практики студентов вуза (перечень указан в приложении 2).
1.4. Руководитель вуза, реализующего программы высшего профессионального образования группы 040000 "Здравоохранение" должен иметь ученую степень, ученое звание и опыт административной деятельности в системе высшего профессионального образования, а для медицинских образовательных учреждений - опыт административной деятельности в системе медицинского высшего профессионального образования не менее 3 лет.
1.5. Доля преподавателей с учеными степенями докторов наук и учеными званиями профессоров, привлекаемых к образовательному процессу, должна быть не менее 10%, в том числе не менее трех штатных* преподавателей, докторов медицинских и (или) фармацевтических наук, профессоров по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин в совокупности.
________________
* Под штатным преподавателем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых лицензируемое образовательное учреждение является основным местом работы при выполнении полной учебной нагрузки.
Должности, на которые привлекаются доктора наук, профессора, могут замещаться штатными совместителями*.
________________
* Под штатным совместителем понимаются лица из числа профессорско-преподавательского состава, для которых лицензируемое учреждение не является основным местом работы, но в котором они выполняют часть учебной нагрузки (не менее 0,25 ставки), прошедшие конкурсный отбор и утвержденные в должности приказом руководителя вуза на основе заключенного контракта сроком не менее 3 лет.
В отдельных случаях по ходатайству администрации субъекта Российской Федерации, учитывая среднестатистические показатели для территории, указанное в настоящем пункте количество докторов медицинских (фармацевтических) наук, профессоров в штатном расписании вуза, расположенного на территории данного субъекта Российской Федерации, может быть изменено приказом Минобразования России и Минздрава России на срок не более 5 лет до момента подготовки преподавательских кадров необходимой квалификации.
Преподаватели специальных дисциплин с учеными степенями и учеными званиями должны иметь опыт преподавания соответствующих дисциплин не менее трех лет.
1.6. Доля штатных преподавателей по совокупности гуманитарного, социально-экономического и естественно-научного циклов дисциплин и по совокупности циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин должна быть не менее:
30% - при лицензировании впервые*;
________________
* Для вузов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности группы 040000 "Здравоохранение", данное требование вводится с момента утверждения настоящего приказа.
40% - на третий год действия лицензии;
50% - на пятый и более год действия лицензии.
К педагогической деятельности группы 040000 "Здравоохранение" не допускаются лица, которым педагогическая или медицинская деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
1.7. Вузы обязаны обеспечить обучающегося учебной литературой в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемыми для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации (п.2 приказа Минобразования России от 23.03.99 N 716), утвержденными заместителем Министра образования Российской Федерации от 15.10.99 (приложение 3).
Дополнительно собственная библиотека вуза должна располагать следующим минимумом обязательного материально-технического оснащения и необходимым фондом учебной литературы в расчете на приведенную к очной форме численность контингента обучающихся до 100 человек и на каждые последующие 100 человек приведенного контингента:
- учебная литература по каждой обязательной дисциплине государственного образовательного стандарта - 50 экз.;
подписка на медицинские и фармацевтические периодические издания по профилю подготовки - 2 комплекта.
1.8. Для вузов, впервые открывающих подготовку группы 040000 "Здравоохранение", при положительном заключении экспертной комиссии лицензия выдается сроком на 3 года.
Продление лицензии на срок не менее 5 лет проводится по итогам работы комиссии по проверке контрольных нормативов и предусмотренных лицензией условий в образовательном учреждении высшего профессионального образования в течение третьего года работы вуза.
2. Нормативы.
2.1. Обеспеченность обучающихся обязательной учебно-методической литературой в соответствии с Требованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемыми для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации.
2.2. Обеспеченность образовательного учреждения высшего профессионального образования общей площадью на одного обучающегося, приведенного к очной форме обучения, - 17,6 кв.м (в соответствии с Требованиями и контрольными нормативами лицензирования образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, утвержденными Госкомвузом Российской Федерации от 30.07.93 N 34, утвержденными заместителем Министра образования Российской Федерации).
2.3. Доля преподавателей с учеными степенями и званиями - 60%.
3. Настоящие требования и нормативы рекомендуется использовать в качестве минимальных в работе экспертных комиссий при лицензировании вузов по программам высшего профессионального образования группы 040000 "Здравоохранение".
Приложение 1
Материально-техническая база образовательного учреждения, предъявляемая при открытии образовательным учреждением подготовки по программам высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение"
1. Набор необходимых помещений и площадей в соответствии с санитарными нормами, по всем открываемым специальностям группы "Здравоохранение" (трупохранилище, секционный зал, виварий, анатомический музей, лекционный зал, столовая и др.);
2. Оборудование для обеспечения лекционного курса по специальностям (классная доска, наборы учебных фильмов и слайдов, аудиторная мебель и др.);
3. Оборудование для обеспечения практических (лабораторных) занятий по специальностям (учебно-демонстрационные тематические стенды, видеомагнитофоны, классная доска, учебные видеофильмы, слайды и др.);
4. Оборудование для компьютерных классов на 12-15 студентов (необходимая оргтехника, комплекты компьютерных программ и др.);
5. Специальное оборудование и наглядные пособия кафедр с учетом их специфики и в соответствии с имеющимся в образовательном учреждении табелем оснащенности (электрокардиограф, фонокардиограф, эхоэнцефалограф, кмиограф, осциллограф, механокардиограф и др.), а также по направлениям:
- лечебного профиля: образцы лекарственных средств, схемы по постановке лабораторных исследований, наборы для ректороманоскопии, наборы для интубации гортани и неотложной трахеотомии, системы капельного и струйного введения, системы для переливания крови, наборы для определения групп крови, учебные тренажеры для пункции перидурального пространства, спинномозгового канала, центральной вены, периферических вен, реанимации, катетеры для катетеризации мочевого пузыря, набор акушерских муляжей, гинекологические кресла, кардиотахограф, ультразвуковое оборудование, фантомы и тренажеры по оказанию скорой и неотложной помощи в условиях экстремальных ситуаций и др.;
- фармацевтического профиля: спектрометры, фотоэлектроколорифмометры, хроматографы, хромато-масс-спектрометры, масс-спектрофотометры и др.;
- стоматологического профиля: фантомы, стоматологические установки, набор необходимых расходных материалов и др.
Приложение 2
Перечень лечебно-профилактических, медико-профилактических и фармацевтических учреждений, используемых в качестве базы для организации подготовки по программам высшего профессионального образования по специальностям группы "Здравоохранение"
N |
Специальность |
Профиль учреждения |
1 |
Все специальности |
Республиканские, краевые, областные, городские клинические больницы, профильные лечебно-диагностические центры, поликлиники с наличием профильных отделений, станции переливания крови, станции скорой неотложной помощи, клиники научно-исследовательских учреждений |
2 |
Педиатрия |
Детские республиканские краевые, областные, городские клинические больницы, профильные лечебно-диагностические центры и поликлиники с наличием детских профильных отделений, детские станции скорой неотложной помощи |
3 |
Медико- |
Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора республик, краев, областей, городов. |
4 |
Стоматология |
Стоматологические специализированные комплексы, клиники, поликлиники, научно-исследовательские учреждения |
5 |
Фармация |
Аптеки 1 и 2 категорий, аптеки крупных больниц. |
Приложение 3
Выписка из Требований к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемых для оценки соответствующих
учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации
(п.2 приказа Минобразования России от 23.03.99 N 716)
Образовательное учреждение (филиал) обязано обеспечить каждого обучающегося из всего контингента следующим минимумом обязательной учебной литературы* по всем дисциплинам реализуемых образовательных программ (табл.1).
________________
* На научную литературу норматив минимальной обеспеченности не устанавливается.
Объем фонда основной учебной литературы (с грифом Минобразования России и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации) должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего библиотечного фонда.
С учетом степени устареваемости литературы библиотечный фонд в обязательном порядке должен быть укомплектован изданиями основной учебной литературы по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля за последние 5 лет, по естественно-научным и математическим дисциплинам - за последние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам - за последние 10 лет, по специальным - за последние 5 лет.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете на каждые 100 обучающихся из всего контингента (табл.2).
В фонде периодики не должен сокращаться репертуар отраслевых изданий, соответствующий профилю реализуемых образовательных программ. Фонд периодических изданий в обязательном порядке должен комплектоваться массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями не менее чем по одному ежегодному комплекту подписки выбранных изданий.
Фонды основной и дополнительной литературы могут дополняться до требуемых показателей электронными учебниками.
Таблица 1
Фонд основной учебной литературы |
Циклы дисциплин |
Высшее образование |
|
Общегуманитарные и социально-экономические |
0,5 |
|
Естественно-научные |
0,5 |
|
Общепрофессиональные |
0,5 |
|
Специальные дисциплины |
0,3 |
Фонд дополнительной литературы |
По всем циклам дисциплин |
0,2-0,25 |
Таблица 2
Фонд дополнительной литературы* | |
________________ * Комплектование отраслевыми справочно-библиографическими и периодическими изданиями осуществляется по профилю образовательных учреждений. | |
Типы изданий |
Высшее образование |
1. Официальные издания: |
|
сборники законодательных актов, нормативно-правовых документов и кодексов Российской Федерации (отдельно изданные, продолжающиеся и периодические) |
по 1 экз. каждого названия |
2.Справочно-библиографическая литература: |
|
а) энциклопедии: |
|
универсальные; |
по 1 экз. каждого названия |
отраслевые; |
по 2 экз. каждого названия |
б) отраслевые справочники; |
по 2 экз. каждого названия |
в) отраслевые словари; |
по 2 экз. каждого названия |
г) библиографические пособия: |
|
- текущие универсальные (государственные библиографические указатели - издания Книжной палаты России); |
по 1 годовому комплекту |
- текущие отраслевые (издания ИНИОН, ВИНИТИ, Информкультуры ГРБ и др.); |
по 1 годовому комплекту |
- ретроспективные отраслевые |
по 1 экз. каждого названия |
Образовательные учреждения должны располагать не менее чем одной информационной базой данных по профилю реализуемых программ.
Настоящие требования рекомендуются к применению при проведении лицензионной экспертизы, аттестации и аккредитации.
Текст документа сверен по:
"Лицензирование, аттестация,
государственная аккредитация учреждений
профессионального образования РФ",
М.: Центр государственной аккредитации, 2003 год