Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/901898448.htm


Министерство образования Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 23 марта 2004 года N 14-51-70/13


Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения

    
    Во исполнение приказа от 01.03.2004 N 936 "О реализации решения коллегии Минобразования России от 10.02.2004 N 2/2 "Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации" Минобразование России письмом от 23.03.2004 N 14-51-70/13 направило в органы управления образованием субъектов РФ Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения.
    
    

Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования
А.В.Баранников

    

    
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке общеобразовательного учреждения


I. Общие положения

    
    
    1. Настоящее Примерное положение является основой для создания положения о библиотеке конкретного общеобразовательного учреждения и распространяется на библиотеки следующих общеобразовательных учреждений:
    
    - начальная общеобразовательная школа, основная общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей, школа-сад, школа-интернат, вечерняя (сменная), кадетская, специальная (коррекционная) школа.
    
    2. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
    
    3. Деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения (далее - библиотека) отражается в уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
    
    4. Цели библиотеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
    
    5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения.
    
    6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
    
    7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения.
    
    8. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
    
    9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
    
    

II. Основные задачи

    
    10. Основными задачами библиотеки являются:
    
    а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
    
    б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
    
    в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
    
    г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
    
    

III. Основные функции

    
    11. Для реализации основных задач библиотека:
    
    а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
    
    - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
    
    - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
    
    - аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении (публикаций и работ педагогов общеобразовательного учреждения, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
    
    - осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
    
    б) создает информационную продукцию:
    
    - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
    
    - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательного учреждения;
    
    - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
    
    - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
    
    в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
    
    - предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
    
    - создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию, способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);
    
    - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
    
    - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
    
    - организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления;
    
    - содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (просмотр видеофильмов, CD-дисков, презентации развивающих компьютерных игр);
    
    - руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в коррекционных классах (при их наличии);
    
    г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
    
    - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей:
    
    - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
    
    - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;
    
    - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
    
    - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических изданий;
    
    - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
    
    - поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, веб-страниц и т.п.);
    
    - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами;
    
    д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
    
    - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
    
    - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
    
    - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.


    
IV. Организация деятельности библиотеки

    
    12. Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно, в том числе в малокомплектном учреждении и учреждении, расположенном в сельской местности. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.
    
    13. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы, фонд и специализированный зал работы с мультимедийными и сетевыми документами, видеостудию, мини-издательский комплекс, множительную технику и др.
    
    14. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
    
    15. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется уставом общеобразовательного учреждения.
    
    16. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и(или) абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
    
    17. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
    
    - гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
    
    - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
    
    - современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
    

    - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
    
    - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
    
    18. Общеобразовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
    
    19. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
    
    20. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
    
    -библиотечной работы;
    
    - одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;
    
    - не менее одного раза в месяц - методического дня.
    
    21. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
    
    

V. Управление. Штаты

    
    22. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов РФ и уставом общеобразовательного учреждения.
    
    23. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.
    
    24. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
    
    25. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
    
    26. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает специалист (методист) по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения квалификации, регионального информационного центра.
    
    27. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
    
    а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
    
    б) структуру и штатное расписание библиотеки, которые разрабатываются на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеке общеобразовательного учреждения с использованием Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках (постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 03.02.97 N 6);
    
    в) положение о платных услугах библиотеки;
    
    г) планово-отчетную документацию;
    
    д) технологическую документацию.
    
    28. Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставом.
    
    29. В целях обеспечения дифференцированной работы библиотеки могут вводиться должности: заведующий отделом (сектором), главный библиотекарь, главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
    
    30. На работу в библиотеку принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и(или) квалификации.
    
    31. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
    
    32. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
    
    

VI. Права и обязанности библиотеки

    
    33. Работники библиотеки имеют право:
    
    а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
    
    б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
    
    в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
    
    г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
    
    д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
    
    е) вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки, по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере);
    
    ж) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
    
    з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
    
    и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
    
    к) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
    
    34.Работники библиотек обязаны:
    
    а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
    
    б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
    
    в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
    
    г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
    
    д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
    
    е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
    
    ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
    
    з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
    
    и) повышать квалификацию.
    
    

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки

    
    35. Пользователи библиотеки имеют право:
    
    а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
    
    б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
    
    в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
    
    г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
    
    д) продлевать срок пользования документами;
    
    е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
    
    ж) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
    
    з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
    
    и) пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой, согласно уставу общеобразовательного учреждения и положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения;
    
    к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к руководителю общеобразовательного учреждения.
    
    36. Пользователи библиотеки обязаны:
    
    а) соблюдать правила пользования библиотекой;
    
    б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
    
    в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
    
    г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
    
    д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
    
    е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1-4-х классов);
    
    ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
    
    з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
    
    и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
    
    37. Порядок пользования библиотекой:
    
    а) запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;
    
    б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
    
    в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр:
    
    г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
    
    38. Порядок пользования абонементом:
    
    а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно:
    
    б) максимальные сроки пользования документами:
    
    - учебники, учебные пособия - учебный год;
    
    - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;
    
    - периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;
    
    в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
    
    39. Порядок пользования читальным залом:
    
    а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
    
    б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.
    
    40. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
    
    а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем учреждения, и в присутствии сотрудника библиотеки;
    
    б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
    
    в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;
    
    г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к работнику библиотеки; запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
    
    д) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.
    
    
    

Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 14, май 2004 года