ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2006 года N 7
Об участии профсоюза в реализации основных направлений модернизации российского образования и первоочередных задачах профсоюза
Заслушав и обсудив информацию заместителя Председателя профсоюза Т.В.Куприяновой о наиболее важных аспектах участия профсоюза, его территориальных организаций в реализации основных направлений модернизации российского образования, а также выступление председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке Н.И.Булаева, Президиум ЦК профсоюза отмечает.
В условиях принятия мер по ускорению модернизации российского образования на всех уровнях власти профсоюз сосредоточил свое внимание и усилия на решении задачи обеспечения условий повышения качества и результативности деятельности коллективов образовательных учреждений на основе активного участия в реализации приоритетного национального проекта "Образование", в выработке предложений по его совершенствованию и развитию, в разработке нормативной правовой базы, направленной на совершенствование организации заработной платы работников образования и увеличение их доходов, а также на обосновании и отстаивании права работников образовательных учреждений влиять на выбор организационно-экономических механизмов реформирования сферы образования.
О реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО)
Активное участие профсоюза, его территориальных организаций в реализации основных направлений ПНПО во многом содействовало обеспечению равного права городских и сельских учителей на дополнительное вознаграждение за классное руководство путем учета различий в наполняемости классов в городах и сельской местности; принятию постановления Правительства РФ от 10.06.2006 N 366, предусматривающего расширение перечня типов и видов образовательных учреждений, в которых педагогическим работникам предоставляется право на дополнительное вознаграждение за классное руководство в рамках ПНПО. В результате это вознаграждение распространено с 1 января 2006 года еще не менее чем на 59 тыс. работников, в том числе на учителей вечерних, коррекционных школ, кадетских корпусов, образовательных центров и др.
Принятие решения о дополнительной государственной поддержке вузов, реализующих инновационные образовательные программы (вместо первоначально предполагавшегося порядка поддержки 10 инновационных вузов), явилось результатом конструктивного сотрудничества профсоюза с Российским союзом ректоров, другими представителями научно-педагогического сообщества, с Министерством образования и науки Российской Федерации в поиске наиболее объективных механизмов и критериев определения вузов-победителей в конкурсном отборе.
Президиум ЦК профсоюза отмечает первые итоги реализации этого направления ПНПО. Расширено количество вузов - участников конкурса (заявки подали 200 вузов), коллективы всех вузов - участников конкурса включились в процесс переосмысления своей деятельности в целях обеспечения перспективного инновационного развития вуза. Во многих вузах профсоюзные организации активно включились в общую работу по модернизации профессионального образования, по внедрению инновационных технологий, по подготовке к конкурсному отбору вузов, реализующих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО (Уральский ГТУ, Ижевский ГУ, Таганрогский ГТУ, МИСиС и многие другие).
Проведенный в режиме оценки инновационных проектов конкурс обеспечил включение в процедуры отбора региональные органы власти, объединения вузов, что позволило ввести в критерии отбора актуальное направление - инновационное развитие системы профессиональной подготовки кадров каждого региона.
Учитывая важное значение деятельности Самарского государственного аэрокосмического университета для экономики региона, занявшего третье место среди 17 вузов России, победивших в конкурсном отборе вузов в рамках ПНПО, администрация области выделила вузу в порядке софинансирования дополнительно к установленному размеру государственной поддержки из федерального бюджета еще 100 млн.рублей.
Профсоюз активно включился в реализацию направления ПНПО, предусматривающего выделение грантов талантливой молодежи. Всероссийский конкурс "Студенческий лидер" внесен в общероссийский перечень конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии в номинации "Социально значимая и общественная деятельность". Студенческий координационный совет профсоюза проводит аналогичную работу по обеспечению включения этого конкурса в перечень региональных и межрегиональных мероприятий.
Одновременно с этим во многих регионах удалось сохранить региональные программы поддержки студенческой молодежи, в том числе в Нижегородской, Ростовской, Челябинской, Свердловской, Кемеровской, Ульяновской, Томской, Кировской областях, Пермском крае, республиках Башкортостан, Татарстан, Карелия, Дагестан, Ханты-Мансийском автономном округе.
В принятых в Ленинградской, Орловской областях, г.Калининграде комплексных программах поддержки молодежи поэтапно реализуются и проблемы студенчества. Благодаря активной и результативной деятельности студенческие профсоюзные организации признаны на федеральном уровне в качестве действенной формы студенческого самоуправления в вузах.
Президиум ЦК профсоюза отмечает, что удалось повысить активность работы многих профсоюзных организаций вузов, в том числе по выработке предложений к региональным программам социальной защиты работников и студентов благодаря активной работе профсоюза по проблемам модернизации профессионального образования, вхождения России в интеграционные процессы в сфере образования и, в частности, в Болонский процесс, по интенсификации процессов обучения председателей профсоюзных организаций работников и студентов вузов в рамках учебно-методического центра профсоюза, региональных семинаров, по развитию взаимодействия Студенческого координационного совета (СКС) и Координационного совета председателей в вузах (КСП) с Рособразованием на регулярной основе, а также в результате планомерного проведения конференций по указанным проблемам (октябрь 2005 года - в г.Екатеринбурге; март 2006 года - общепрофсоюзная международная конференция в г.Москве, подготовка к предстоящей в ноябре т.г. совместной конференции ЦК профсоюза и Московской городской организации профсоюза в г.Москве).
Президиум ЦК профсоюза отмечает профессиональное и успешное участие представителей территориальных организаций профсоюза всех уровней в работе советов, утвержденных государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, экспертных комиссий, рабочих групп по реализации ПНПО, созданных при органах управления образованием, что позволило, по мнению социальных партнеров, в большинстве случаев обеспечить гласный и прозрачный характер конкурсного отбора лучших учителей и школ, совершенствование критериев оценки и процедуры их отбора, повысить уровень доверия к объективности принятых решений и избежать ухудшения морально-психологического климата в коллективах учреждений.
Участие в реализации ПНПО позволило территориальным организациям профсоюза привлечь дополнительное внимание власти к проблемам образования, школы, кадровой ситуации в образовательных учреждениях, укреплению их материально-технической базы, а также инициировать предложения по принятию дополнительных мер на региональном и муниципальном уровнях по поддержке лучших учителей, общеобразовательных учреждений и найти понимание во властных структурах.
По информации, поступившей из 57 субъектов РФ, во многом по инициативе территориальных организаций профсоюза всех уровней практически в каждом втором регионе приняты дополнительные решения по поддержке лучших учителей и школ за счет средств региональных и муниципальных бюджетов (г.Москва, г.Санкт-Петербург, Астраханская, Брянская, Белгородская, Владимирская, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Курганская, Кировская, Костромская, Липецкая, Московская, Оренбургская, Омская, Пензенская, Псковская, Самарская, Свердловская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Краснодарский край, республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия, Чувашия и др.).
В итоге количество школ и учителей, получивших гранты, возросло в среднем по сравнению с федеральными квотами соответственно на 40 и 30% (приложение).
В ряде регионов приняты решения о дополнительном поощрении школ, признанных лучшими в рамках федеральной квоты.
Так, в Самарской области по итогам конкурса "Лучшие школы" на поощрение отобранных 60 учреждений из областного бюджета выделено дополнительно 40 млн.рублей (среди 199 победителей конкурсного отбора лучших учителей области 63 человека являются председателями и членами профкомов образовательных учреждений). В Белгородской области 33 школы, признанные лучшими в рамках федеральной квоты, получили дополнительные средства для поощрения педагогических коллективов от 32 тыс. до 130 тыс.рублей. В Пензенской области в 2006 году дополнительно к федеральному финансированию из областного бюджета выделено 36 млн.рублей для приобретения современного оборудования лучшим школам. В Ульяновской области для каждой из 29 лучших школ губернатором области выделены сертификаты на приобретение современной школьной мебели.
Также в рамках ПНПО были приняты решения о поддержке лучших школ и лучших учителей регионов дополнительно к федеральной квоте в форме грантов, премий за счет региональных и местных бюджетов.
Так, в Московской области дополнительно к федеральной квоте 66 школ получили гранты по 500 тыс.рублей, в Республике Карелия 13 школ - премии по 500 тыс.рублей, во Владимирской области - 17 школ по 896 тыс.рублей, в Ивановской области - 10 школ по 950 тыс.рублей, в Кемеровской области - 10 школ по 1 млн.рублей и др. В Брянской области дополнительно к федеральной квоте для 40 лучших учителей выделены региональные гранты по 25 тыс.рублей, в г.Москве - для 189 лучших учителей по 100 тыс.рублей, в Астраханской и Кемеровской областях - для 100 учителей по 50 тыс.рублей, в республиках Карелия и Бурятия - для 20 учителей по 50 тыс.рублей в каждой и др.
В целом ряде регионов установлены различные формы поощрения лучших школ и лучших учителей, выявленных как в рамках ПНПО, так и в связи с применением других процедур оценки их деятельности.
В Республике Татарстан для 300 учителей, подготовивших победителей предметных олимпиад и конкурсов, предусмотрено вознаграждение по 25 тыс.рублей. Такое же вознаграждение получат 12 лауреатов республиканского конкурса "Учитель года", а победители конкурса, занявшие первое, второе и третье места, получат соответственно 100, 50 и 30 тыс.рублей. Для лучших учителей Краснодарского края, чьи дети показали высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах, а также при сдаче ЕГЭ, учреждены гранты в размере от 20 до 30 тыс.рублей. Более 200 учителей поощрены бесплатными санаторно-курортными путевками. В муниципальных образованиях края главы администраций приняли решения о поощрении 600 лучших учителей муниципальных образовательных учреждений премиями от 10 тыс.рублей и более.
Софинансирование из краевого бюджета направлений ПНПО, связанных с переоснащением учебно-лабораторной базы, информатизацией и школьными автобусами, составило 133,78 млн.рублей. На эти средства приобретены 901 учебный кабинет географии, истории и математики, 67 школьных автобусов, 791 образовательное учреждение получит современную компьютерную технику для широкополосного подключения к сети Интернет.
В Республике Карелия в связи с повышенным вниманием к проблемам физического развития и сохранения здоровья подрастающего поколения установлено ежемесячное вознаграждение к заработной плате в размере 500 рублей учителям физкультуры образовательных учреждений, тренерам-преподавателям и спортсменам-инструкторам детско-юношеских спортивных школ.
В Пензенской области для сельских образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, из бюджета области выделяются средства на приобретение спортивного и учебного оборудования в объеме около 30 млн.рублей ежегодно. В Новгородской области в 2006 году общеобразовательным учреждениям, получившим по итогам государственной аккредитации высшую или первую категорию, увеличен фонд оплаты труда на 7 млн.рублей.
В некоторых регионах приняты решения по дополнительной поддержке лучших педагогических работников и учреждений других уровней образования за счет средств региональных и муниципальных бюджетов. Так, в Челябинской области предусмотрены региональные гранты для 100 лучших дошкольных учреждений (по 100 тыс.рублей) и 20 учреждений дополнительного образования (по 150 тыс.рублей).
В Орловской области учреждены 20 ежегодных премий по 30 тыс.рублей для педагогических работников общеобразовательных школ-интернатов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, а также 10 ежегодных премий по 200 тыс.рублей для перечисленных учреждений, в том числе для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
В Республике Карелия учреждено дополнительное ежемесячное вознаграждение в размере 1 тыс.рублей мастерам производственного обучения учреждений НПО и др.
Президиум ЦК профсоюза выражает серьезную озабоченность в связи с тем, что, судя по поступившей информации из территориальных организаций профсоюза, в более чем половине регионов затягивается принятие решений о выплате вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам учреждений, включенных в расширенный перечень их типов и видов в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.06.2006 N 366, начиная с 1 января 2006 года.
Одновременно Президиум ЦК профсоюза отмечает, что перечень типов и видов образовательных учреждений, в которых педагогические работники за счет регионального бюджета с 1 января 2006 года получают дополнительное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, был расширен в Ярославской области и Республике Башкортостан еще до принятия решения на федеральном уровне.
Так, по инициативе областной организации профсоюза администрацией Ярославской области в соответствии с постановлением администрации области от 17.02.2006 расширен по сравнению с федеральным перечень типов и видов образовательных учреждений, в которых педагогические работники за счет регионального бюджета с 1 января 2006 года получают дополнительное вознаграждение за выполнение функции классного руководителя (начальные школы - детские сады, специальные (коррекционные) начальные школы - детские сады, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы, специальные общеобразовательные школы открытого типа, вечерние (сменные) общеобразовательные школы, центры образования и открытые (сменные) общеобразовательные школы очной формы обучения, учреждения начального и среднего профессионального образования). На эти цели из бюджета области было выделено 13,2 млн.рублей.
Президиум ЦК профсоюза отмечает необходимость добиваться, начиная с 2007 года, реализации предложений профсоюза по развитию приоритетного национального проекта "Образование", направленных в адрес первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, Председателя Государственной думы Б.В.Грызлова, по проблемам повышения качества и результативности деятельности работников дошкольных образовательных учреждений, уровня их социальной поддержки и развития творческого потенциала, а также повышения квалификации и переподготовки преподавателей, мастеров производственного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, повышения их социального статуса.
Наряду с этим Президиум ЦК профсоюза поддерживает усилия территориальных организаций профсоюза, направленные на реализацию высказанных ими в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений по развитию приоритетного национального проекта "Образование" в части увеличения ассигнований из региональных и местных бюджетов на реализацию и развитие национального проекта, установления дополнительных грантов для поощрения работников и учреждений дошкольного, дополнительного, начального и среднего профессионального образования, установления грантов для молодых специалистов, для руководителей образовательных учреждений и др.
О проекте федерального закона
"О федеральном бюджете на 2007 год"
Президиум ЦК профсоюза отмечает, что общий объем затрат по разделу "Образование" проекта федерального бюджета на 2007 год запланирован в объеме 278,5 млрд. рублей, что на 38,1% больше, чем в 2006 году (для сравнения: прирост расходов на образование в 2006 году по отношению к 2005 году составил 25,6%).
С целью повышения надбавок за ученые степени кандидата наук и доктора наук соответственно до 3 тыс. и 7 тыс.рублей для научно-педагогических работников федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и для научных работников научных учреждений в проекте федерального бюджета на 2007 год учтены соответствующие ассигнования.
С 1 сентября 2007 года запланировано увеличение размера стипендий в 1,5 раза для обучающихся и студентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования - до 315 рублей, для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования - до 900 рублей.
Объем расходов на обеспечение продолжения приоритетного национального проекта "Образование" в 2007 году определен в размере 48,9 млн.рублей с ростом по сравнению с 2006 годом на 66,9%, при этом предусматривается оказание финансовой помощи субъектам РФ посредством межбюджетных трансфертов.
При активном участии профсоюза во взаимодействии с различными группами педагогической общественности, ассоциациями и другими институтами гражданского общества средства приоритетного национального проекта "Образование" в проекте бюджета на 2007 год предусмотрены и для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.
Общий объем расходов на реализацию федеральных целевых программ в сфере образования в 2007 году составит 534,3 млрд.рублей, что в 1,42 раза больше, чем в 2006 году.
Вместе с тем Президиум ЦК профсоюза вновь заявляет, что предложенный Правительством РФ в проекте федерального бюджета на 2007 год размер индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы не обеспечивает в полной мере реализацию поручения Президента РФ В.В.Путина о повышении за три года их заработной платы не менее чем в 1,5 раза в реальном выражении, и считает необходимым активное участие коллективов образовательных учреждений в проведении акции, объявленной Советом Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, в форме массового направления телеграмм в адрес депутатов Государственной думы во время рассмотрения проекта федерального бюджета на 2007 год во втором чтении с требованием проголосовать за увеличение бюджетных расходов с целью проведения индексации с 1 сентября 2007 года не менее чем на 20%.
Президиум ЦК профсоюза вынужден констатировать, что высказанная представителями Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ позиция о необходимости увеличения размера индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы в целях выполнения поручения Президента РФ, а также о принятии дополнительных мер по расширению применения приоритетных национальных проектов в 2007 году в ходе встречи представителей ФНПР с Председателем Государственной думы Б.В.Грызловым 25 сентября т.г. до настоящего времени не нашла реальной поддержки в ходе рассмотрения проекта федерального бюджета на предстоящий год.
О мерах по совершенствованию организации заработной платы работников бюджетной сферы и предложениях Минобрнауки России по увеличению доходов учителей
Президиум ЦК профсоюза считает необходимым продолжить последовательную активную работу профсоюза совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации по совершенствованию организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений на основе разработки проекта положения о формировании систем оплаты труда работников этих учреждений с применением базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых по профессиональным квалификационным группам работников, а также по формированию профессиональных квалификационных групп работников с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Одновременно Президиум ЦК профсоюза выражает обеспокоенность в связи с затягиванием процесса подготовки и принятия Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год по причине отсутствия согласованных позиций социальных партнеров по вопросу о сроках и размерах индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы в предстоящем году, а также в связи с новыми предложениями депутатов Государственной думы по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ, способных существенно повлиять на содержание и уровень гарантий работников бюджетной сферы в области оплаты труда.
Президиум ЦК профсоюза отмечает активные действия Министерства образования и науки Российской Федерации по стимулированию участия субъектов РФ в намечаемом конкурсном отборе региональных комплексных проектов модернизации образования, включающих формирование новых систем оплаты труда, имеющих целью повышение качества образования и увеличение доходов учителей.
В связи с этим Президиум ЦК профсоюза считает необходимым активное участие территориальных организаций профсоюза в работе соответствующих групп (комиссий) по формированию и реализации этих проектов в субъектах РФ для достижения заявленных целей - повышения качества образования и увеличения доходов работников, выявления и содействия эффективному преодолению социальных и иных рисков при введении новых систем оплаты труда, а также обобщения и распространения позитивного практического опыта в решении поставленных задач.
О проекте федерального закона
"Об автономных учреждениях"
Президиум ЦК профсоюза отмечает, что принятие профсоюзом совместно с территориальными организациями при поддержке ФНПР ряда мер, направленных на предотвращение нарушения установленного порядка прохождения законопроекта и обеспечение учета мнения социальных партнеров при работе над текстом законопроекта, обеспечило его рассмотрение Государственной думой во втором чтении в плановом порядке 22 сентября 2006 года (вместо намеченного ранее рассмотрения в июле при завершении весенней сессии).
В ходе доработки после принятия в первом чтении (9 июня 2006 года) с учетом критических замечаний Общероссийского профсоюза образования, его организаций, педагогической общественности текст законопроекта при подготовке ко второму чтению претерпел значительные изменения, которые направлены в том числе на обеспечение публичности, учета интересов коллектива работников и контроля при принятии решений, касающихся изменения правового статуса учреждений образования.
Однако неоднократно высказываемые профсоюзом предложения об исключении из сферы действия этого закона образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии в области образования, не были учтены, так как противоречили концепции законопроекта, а также в связи с тем, что предлагается распространение действия закона не только на систему образования, но и на всю социальную сферу.
Учитывая, что дальнейшая конструктивная работа по законопроекту могла идти только в режиме доработки в рамках концепции текста законопроекта ко второму чтению, рабочей группой при ЦК профсоюза с участием представителей территориальных и первичных вузовских организаций профсоюза была подготовлена таблица поправок к тексту законопроекта.
13 и 14 сентября 2006 года состоялись переговоры и консультации представителей Общероссийского профсоюза образования (среди них - ряд председателей территориальных организаций профсоюза и первичных организаций вузов) с первым заместителем Председателя Государственной думы О.В.Морозовым, председателем Комитета по труду и социальной политике А.К.Исаевым и председателем Комитета по образованию и науке Н.И.Булаевым в условиях проведения акции профсоюза в форме направления многочисленных телеграмм и обращений в адрес депутатов Государственной думы от профсоюза, его территориальных организаций и коллективов образовательных учреждений, а также подготовки к проведению пикетов в г.Москве.
В результате проведенных переговоров и консультаций с руководителями Государственной думы удалось добиться частичного учета предложений профсоюза и включить в текст законопроекта важные положения, направленные на обеспечение реализации принципа добровольности и коллегиальности при изменении правового статуса государственного или муниципального учреждения.
Учитывая, что законопроект предусматривает возможность определения перечня государственных и муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению, и относит решение этих вопросов к компетенции Правительства РФ, а также высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ или местной администрации муниципальных образований, Президиум ЦК профсоюза обращает внимание территориальных организаций на необходимость принять активное участие в формировании региональной и местной нормативной правовой базы в связи с принятием этого Федерального закона.
Президиум ЦК профсоюза полагает целесообразным провести мониторинг содержания уставов образовательных учреждений на предмет закрепления в них коллегиальных форм управления учреждением и порядка участия представителей работников в деятельности предусмотренных уставом коллегиальных органов управления учреждением.
Президиум ЦК профсоюза вновь выражает обоснованную обеспокоенность тем, что принятие Федерального закона "Об автономных учреждениях" может привести к усилению коммерциализации и ограничению доступности бесплатного образования для населения.
Президиум ЦК профсоюза
постановляет.
1. По вопросу участия профсоюза в реализации приоритетного национального проекта "Образование":
1. Президиуму ЦК профсоюза:
- отметить активное и инициативное участие территориальных организаций профсоюза всех уровней и реализации ПНПО;
- выразить благодарность от имени профсоюза руководителям регионов и муниципалитетов, органов управления образованием субъектов РФ, в которых приняты дополнительные эффективные решения, основанные на реализации принципов социального партнерства, по поддержке лучших учителей, других педагогических работников, лучших образовательных учреждений в целях развития ПНПО (в соответствии с предложениями территориальных организаций профсоюза).
2. Президиуму ЦК профсоюза, территориальным организациям профсоюза:
- добиваться реализации в 2007 году предложений профсоюза по развитию за счет средств бюджетов всех уровней приоритетного национального проекта "Образование", направленных на повышение качества и результативности деятельности работников дошкольных образовательных учреждений, уровня их социальной поддержки и развития творческого потенциала, а также на повышение квалификации и переподготовки преподавателей, мастеров производственного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования, повышение их социального статуса.
3. Территориальным организациям профсоюза:
- добиваться закрепления в региональных и территориальных соглашениях принятых дополнительных решений за счет средств соответствующих бюджетов по поддержке лучших учителей и лучших общеобразовательных учреждений в рамках ПНПО, а также по распространению аналогичных решений на работников и образовательные учреждения дошкольного, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, молодых учителей;
- обеспечить контроль за реализацией постановления Правительства РФ от 10.06.2006 N 366 в части, касающейся выплаты в полном объеме дополнительного вознаграждения за классное руководство учителям вечерних, коррекционных школ, кадетских корпусов, образовательных центров и других образовательных учреждений, начиная с 1 января 2006 года;
- инициировать рассмотрение и внесение в региональные трехсторонние соглашения разделов, закрепляющих дополнительные социальные гарантии для работников и обучающихся образовательных учреждений профессионального образования;
- считать целесообразной разработку дополнительных мер социальной поддержки работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования;
- активизировать участие в работе территориальных советов ректоров, ассоциаций директоров учреждений начального и среднего профессионального образования по комплексу вопросов, связанных с условиями труда, созданием программ повышения квалификации работников и социальной поддержки работников и обучающихся образовательных учреждений;
- усилить работу по мотивации профсоюзного членства в учреждениях начального и среднего профессионального образования, переданных в ходе структурных изменений в ведение Рособразования и на региональный уровень;
- территориальным организациям Ростовской области и Красноярского края совместно с отделом профессионального образования ЦК профсоюза и президиумами КСП и СКС изучить вопрос и сформулировать предложения, связанные с возможными структурными изменениями в первичных профсоюзных организациях вновь образующихся национальных университетов.
4. Президиумам КСП и СКС профсоюза совместно с отделом профессионального образования и научных учреждений аппарата ЦК профсоюза:
- содействовать ускорению процесса доработки совместной с Рособразованием ведомственной программы "Социальная поддержка работников и обучающихся вузов";
- с целью совершенствования работы со студентами - членами профсоюза учреждений профессионального образования инициировать проведение в 2007 году совместной с Рособразованием научно-практической конференции "О социально-правовом статусе студентов вузов России";
- подготовить методические разработки по возможностям включения вузов в инновационные программы в 2007 году;
- подготовить методический сборник по вопросам участия вузовских профсоюзных организаций в процессах модернизации образования;
- провести обучение председателей территориальных организаций профсоюза по вопросам взаимодействия с профсоюзными организациями вузов.
5. Профсоюзным организациям учреждений профессионального образования активизировать работу по:
- созданию в учреждениях профессионального образования условий для формирования системы морального и материального стимулирования работников и студентов, участвующих в реализации инновационных программ;
- мониторингу кадрового потенциала в учреждениях профессионального образования;
- созданию благоприятных и безопасных условий труда и профессионального роста работников;
- формированию системы мотивации для привлечения к преподавательской и научной деятельности молодых профессиональных кадров;
- созданию системы повышения квалификации научно-педагогических работников на базе современных технологий, закрепляя в коллективных договорах обязанность ее финансирования в полном объеме из бюджетных и внебюджетных источников;
- созданию нормативной правовой базы, необходимой для деятельности учреждений.
II. По вопросу о проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год":
1. Президиуму ЦК профсоюза
- продолжить переговоры и консультации с Государственной думой, Правительством РФ по вопросам увеличения размера индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы в 2007 году для выполнения поручения Президента РФ о реальном повышении их заработной платы за 2005-2007 годы не менее чем в 1,5 раза, а также по принятию дополнительных мер государственной поддержки и финансированию учреждений и работников дошкольного образования в качестве нового направления ПНПО.
2. Президиуму ЦК профсоюза, территориальным организациям профсоюза
- принять меры по обеспечению своевременного и в полном объеме проведения индексации ставок и окладов работников образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, на 11% с 1 октября 2006 года.
III. По вопросу об участии профсоюза в совершенствовании организации заработной платы и повышении доходов работников образования:
1. Президиуму ЦК профсоюза:
- продолжить работу совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации по совершенствованию организации заработной платы работников федеральных государственных учреждений на основе разработки проекта положения о формировании систем оплаты труда работников этих учреждений с применением базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, устанавливаемых по профессиональным квалификационным группам работников, а также по формированию профессиональных квалификационных групп работников с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности;
- содействовать ускорению подготовки и принятия Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2007 год;
- активизировать работу по изучению региональных подходов к формированию систем оплаты труда учителей и других работников образования, региональных методик и практики нормативного финансирования образовательных учреждений с целью проведения анализа и обеспечения объективной оценки результатов практической реализации этих систем оплаты труда и финансирования, а также с целью выявления и содействия эффективному преодолению социальных и иных рисков, обобщения и распространения позитивного практического опыта.
2. Территориальным организациям профсоюза:
- принимать активное участие в работе соответствующих групп (комиссий) по формированию и реализации в субъектах РФ комплексных проектов модернизации образования, включающих совершенствование системы оплаты труда и повышение доходов учителей и других работников образовательных учреждений на основе изучения и использования позитивного практического опыта, накопленного в других регионах;
- при разработке и осуществлении мер, направленных на реализацию комплексного проекта модернизации образования, предложить органам управления образованием провести совместно объективную оценку финансовых ресурсов, необходимых для решения задачи создания эффективной системы оплаты труда учителей и других педагогических работников, стимулирующей повышение качества образования;
- добиваться увеличения фонда оплаты труда из региональных бюджетов в целях повышения как гарантированного уровня оплаты труда работников, так и размера стимулирующего фонда, способного обеспечить эффективные выплаты за качественные показатели работы, ее результативность, факторы интенсификации труда;
- принимать меры к недопущению необоснованного массового высвобождения работников образовательных учреждений;
- добиваться принятия социальных программ, направленных на переобучение и переподготовку педагогических работников в случае их высвобождения в трудоспособном возрасте, а также предусматривающих дополнительную материальную поддержку работников пенсионного возраста при проведении мероприятий, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений.
3. Рекомендовать территориальным организациям профсоюза в субъектах РФ, в которых работники переведены на отличные от ETC системы оплаты труда, в том числе в порядке эксперимента, проводить по возможности совместно с органами управления образованием мониторинг:
- факторов, способствующих повышению доходов работников, в том числе финансовых источников, направляемых на оплату труда; структуры заработной платы, включая наличие фиксированных гарантируемых выплат, не подлежащих изменению в течение учебного года, выплат за дополнительную работу, не входящую в круг должностных обязанностей, стимулирующих выплат за качественные результаты работы; факторов интенсификации труда, видов дополнительных затрат рабочего времени и других факторов, учитываемых при определении размеров оплаты труда;
- изменения качественного и количественного состава работающих в образовательных учреждениях; возможностей молодых учителей, обеспечивающих качественные показатели работы, на получение равной оплаты с учителями, имеющими большой стаж работы;
- соблюдения федерального законодательства в области оплаты труда работников образования.
IV. По вопросу о проекте федерального закона "Об автономных учреждениях":
1. Президиуму ЦК профсоюза:
- принять участие в формировании федеральной нормативной правовой базы с учетом принятия Федерального закона "Об автономных учреждениях";
- обеспечить координацию деятельности с Рособразованием, Российским союзом ректоров при применении указанного закона в сфере высшего профессионального образования;
- подготовить рекомендации территориальным организациям профсоюза и первичным организациям вузов по вопросам применения Федерального закона "Об автономных учреждениях" с учетом предложений постоянных комиссий ЦК профсоюза, КСП и СКС.
2. Территориальным организациям профсоюза:
- принять участие в формировании региональной и местной нормативной правовой базы, в том числе при определении на региональном и местном уровнях перечня типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, правовой статус которых не может быть изменен на автономное учреждение;
- совместно с профсоюзными организациями образовательных учреждений провести анализ уставов образовательных учреждений на предмет закрепления в них позиций, направленных на реализацию коллегиальных форм управления учреждениями, наличия высшего и иных коллегиальных органов управления учреждением, участия представителей работников в деятельности органов управления учреждением (совет учреждения, управляющий совет, ученый совет, наблюдательный совет и т.д.) и представить в ЦК профсоюза для обобщения и выработки рекомендаций материалы: по учреждениям профессионального образования - до 1 декабря 2006 года, по учреждениям других уровней образования - до 1 января 2007 года.
V. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей председателя профсоюза Т.В.Куприянову и В.Н.Дудина.
Председатель профсоюза
Г.И.Меркулова
Приложение
к постановлению
Президиума ЦК профсоюза
от 11 октября 2006 года N 7
Таблица*
________________
* В таблицу внесены данные на основании информации, поступившей из 51 территориальной организации профсоюза по предложенной ЦК профсоюза форме.
Субъект РФ |
Вознагражде- |
Вознаграждение за выполнение функций классного руководителя |
Дополнительные меры поддержки учителей и школ за счет региональных и местных бюджетов в рамках конкурсного отбора | |||||||
|
|
|
"Лучшие школы" |
"Лучшие учителя" | ||||||
|
Всего клас- |
Из них полу- |
Всего клас- |
Из них получа- |
Феде- |
Регио- |
Раз- |
Феде- |
Регио- |
Размер регио- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
| ||||||||||
Белго- |
9897 |
9897 |
160 |
160 |
33 |
33 |
32-130 |
111 |
- |
- |
Брянс- |
9178 |
9178 |
427 |
- |
29 |
30 |
100 |
97 |
40 |
25 |
Влади- |
7200 |
7200 |
600 |
|
25 |
17 |
896 |
84 |
37 |
45 |
Иванов- |
4954 |
4954 |
124 |
79 |
19 |
10 |
950 |
62 |
- |
- |
Калуж- |
6069 |
6069 |
467 |
- |
18 |
- |
- |
62 |
- |
- |
Кост- |
4145 |
4145 |
297 |
297 |
15 |
15 |
100 |
49 |
- |
- |
Курская обл. |
9678 |
9678 |
302 |
302 |
27 |
- |
- |
89 |
- |
- |
Липец- |
7920 |
7920 |
49 |
49 |
28 |
- |
- |
85 |
30 |
10 |
Москов- |
28022 |
28 022 |
30 122 |
30 122 |
107 |
66 |
500 |
359 |
- |
60 |
Рязан- |
7600 |
7600 |
290 |
- |
23 |
- |
- |
75 |
- |
- |
Тамбов- |
7521 |
7521 |
369 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Твер- |
8658 |
8658 |
738 |
- |
26 |
- |
- |
88 |
- |
- |
Туль- |
8311 |
8311 |
613 |
- |
25 |
5 |
500 |
85 |
5 |
50 |
Ярос- |
6295 |
6295 |
6295 |
6295 |
22 |
10 |
300 |
74 |
30 |
20 |
| ||||||||||
Р-ка Карелия |
3893 |
3893 |
319 |
- |
14 |
6 |
500 |
47 |
13 |
50 |
Воло- |
7420 |
7420 |
938 |
- |
25 |
- |
- |
86 |
- |
- |
Ленин- |
6500 |
6500 |
893 |
- |
28 |
- |
- |
94 |
- |
- |
г.Санкт-Петер- |
14 488 |
14 488 |
1905 |
- |
58 |
- |
- |
192 |
100 |
20 |
Мурман- |
4000 |
4000 |
640 |
- |
15 |
- |
- |
51 |
- |
- |
Новго- |
3616 |
3616 |
366 |
- |
12 |
- |
- |
41 |
- |
- |
Псков- |
4527 |
4527 |
510 |
- |
13 |
7 |
300 |
46 |
13 |
30 |
| ||||||||||
Р-ка |
24777 |
24777 |
- |
- |
104 |
- |
1 |
346 |
- |
- |
Кабар- |
5795 |
5795 |
386 |
386 |
25 |
16 |
100 |
86 |
- |
- |
Р-ка Калмы- |
2657 |
2657 |
94 |
94 |
11 |
15 |
100 |
34 |
20 |
10 |
Р-ка |
4326 |
4326 |
215 |
- |
19 |
- |
1000 |
61 |
- |
- |
Красно- |
25 709 |
25 709 |
2020 |
- |
122 |
185 |
- |
406 |
609 |
|
Ставро- |
13 438 |
13 438 |
573 |
13 |
67 |
- |
- |
223 |
- |
- |
Астра- |
5748 |
5748 |
593 |
593 |
23 |
- |
- |
78 |
100 |
50 |
Ростов- |
20831 |
20831 |
969 |
- |
89 |
- |
- |
296 |
- |
- |
| ||||||||||
Р-ка Марий Эл |
4400 |
4400 |
371 |
- |
18 |
53 |
5-100 |
59 |
149 |
1-25 |
Р-ка Мордо- |
6326 |
6326 |
320 |
320 |
19 |
5 |
150 |
65 |
25 |
20 |
Р-ка Татар- |
27060 |
27060 |
1152 |
1152 |
87 |
- |
- |
289 |
- |
- |
Чуваш- |
7707 |
7707 |
191 |
191 |
33 |
20 |
200 |
112 |
30 |
10 |
Киров- |
8200 |
8200 |
671 |
- |
28 |
10 |
100 |
94 |
50 |
20 |
Нижего- |
18014 |
18014 |
- |
- |
60 |
|
100 |
200 |
|
20 |
Орен- |
15294 |
15294 |
184 |
- |
57 |
18 |
200 |
192 |
60 |
25 |
Пензен- |
8146 |
8146 |
402 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Перм- |
15294 |
15294 |
1421 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Самар- |
14635 |
14635 |
797 |
797 |
60 |
- |
- |
199 |
- |
|
Сара- |
14588 |
14588 |
802 |
- |
53 |
- |
- |
177 |
- |
|
Улья- |
7805 |
7805 |
404 |
- |
29 |
- |
- |
94 |
- |
- |
| ||||||||||
Курган- |
7116 |
7116 |
346 |
- |
24 |
13 |
350 |
80 |
- |
- |
Сверд- |
21144 |
21144 |
2315 |
- |
72 |
10 |
- |
241 |
- |
- |
Челя- |
17589 |
17589 |
1714 |
- |
66 |
50 |
500 |
218 |
200 |
50 |
| ||||||||||
Р-ка Бурятия |
7013 |
7013 |
- |
- |
29 |
5 |
40 |
97 |
20 |
50 |
Р-ка Хакасия |
3057 |
3057 |
3603 |
3296 |
14 |
21 |
60-120 |
44 |
15 |
10 |
Иркут- |
14470 |
14470 |
861 |
- |
53 |
99 |
- |
176 |
307 |
- |
Кеме- |
15300 |
15300 |
1665 |
500 |
51 |
10 |
1000 |
171 |
100 |
50 |
Омская обл. |
12802 |
12802 |
257 |
257 |
48 |
48 |
312,5 |
161 |
161 |
- |
| ||||||||||
Р-ка Саха (Якутия) |
9842 |
9840 |
546 |
- |
34 |
30 |
100 |
114 |
- |
- |
Примор- |
10023 |
10023 |
613 |
- |
41 |
- |
- |
137 |
- |
- |
Хаба- |
7413 |
7413 |
808 |
808 |
28 |
- |
- |
92 |
- |
- |
Итого |
539428 |
539428 |
70717 |
45711 (65%) |
1926 |
807 |
- |
6419 |
2114 |
- |
Текст документа сверен по:
Официальные документы в образовании,
Информационный бюллетень, N 33,
ноябрь, 2006 год