Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/902030725.htm


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 января 2004 года N 31


Об утверждении и реализации программы Минобразования России
на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"

    
    
    В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"
    
приказываю:
    
    1. Утвердить прилагаемую программу Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее Программа).
    
    2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И.Грибанову):
    
    2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2009 годы.
    
    2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году:
    
    отраслевые Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов;
    
    отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
    
    2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
    
    3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н.Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
    
    4. Руководителям подведомственных образовательных учреждений обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
    
    5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.
    
    6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А.Балыхина.
    
    

Министр
В.М.Филиппов

    

    
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минобразования России
от 12 января 2004 года N 31

    
    
ПРОГРАММА
Минобразования России на 2004-2007 годы
"Безопасность образовательного учреждения"



Паспорт программы

    
    Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).
    
    Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:
    
    Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 годы "Безопасность образовательного учреждения", протокольное решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 N 5.
    
    Разработчики Программы:
    
    - Минобразование России во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России;
    
    - Головная организация по разработке Программы - Орловский государственный технический университет.
    
    Цели и задачи Программы:
    
    Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
    
    Задача, решаемая в рамках Программы:
    
    - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
    
    Сроки реализации Программы:
    
    Начало - I квартал 2004 года.
    
    Окончание - IV квартал 2007 года.
    
    Структура Программы
    
    Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I-й блок - инвестиционно-производственный, II-й блок - научно-инновационный.
    
    Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".
    
    Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:
    
    Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;
    
    Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;
    
    Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.
    
    Ответственные за исполнение Программы:
    
    Минобразование России, МЧС России, Госстрой России, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные учреждения и профсоюзные органы.
    
    Источники финансирования Программы.
    
    Бюджет Минобразования России за счет средств:
    
    а) ФПРО;
    
    б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
    
    в). НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании";
    
    Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.
    
    Ожидаемые конечные результаты
    
    Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально-экономического эффекта.
    
    

I. Состояние проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-ориентированными методами

    
    Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
    
    К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
    
    Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
    
    Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
    
    Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
    
    К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:
    
    Гражданский кодекс Российской Федерации в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
    
    Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
    
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
    
    Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности;
    
    Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
    
    Федеральный закон "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
    
    Федеральный закон "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности;
    
    Федеральный закон "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
    
    Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
    
    Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
    
    Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
    
    Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
    
    Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
    
    Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
    
    Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
    
    Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
    
    - слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
    
    - отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
    
    - неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
    
    - эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
    
    - невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
    
    - отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
    
    Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
    
    Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирован 1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб составил более 70 млн.рублей. В апреле 2003 года произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутии) и школе-интернате для глухонемых детей в г.Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибло 54 учащихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
    
    Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г.Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
    
    За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) - 30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).
    
    По инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования признано аварийными 2518 объектов, из которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).
    
    Следует отметить недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных учреждений.
    
    Действующие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.
    
    СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных заведений", "Проектирование профессионально-технических, средних специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.
    
    Все это свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие существующие нормативы.
    
    В системе образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных заведений, учащихся и студентов по безопасности, не организована подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
    
    Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
    
    

II. Основные цели и задачи Программы

    
    Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
    
    В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
    
    - оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
    
    - создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
    
    - обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
    
    - анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
    
    - разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих государственных нормативных документов;
    
    - активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
    
    - создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;
    
    - организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;
    
    - разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
    
    При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
    
    - оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
    
    - определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
    
    - оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди учащихся, студентов, производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций;
    
    - пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.
    
    

III. Сроки и этапы реализации Программы

    
    Программа рассчитана на период 2004-2007 годы и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.
    
    

IV. Структура Программы

    
    Программа состоит из двух блоков:
    
    I-й блок - инвестиционно-производственный,
    
    II-й блок - научно-инновационный.
    
    Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности", который связан с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов:
    
    - оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
    
    - создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений;
    
    - организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизации с целью оценки пожарной и конструктивной безопасности;
    
    - определение комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;
    
    - апробация оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание.
    
    Научно-инновационный блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
    
    Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.
    
    Это направление предусматривает научно-обоснованную переработку и подготовку отраслевых нормативно-правовых и методических документов в связи с выходом новых законодательных и иных нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.
    
    В частности предусматривается:
    
    - инвентаризация существующих нормативных документов и правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение их до сведения руководителей образовательных учреждений;
    
    - разработка отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической и инженерной безопасности зданий и сооружений;
    
    - анализ существующих и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;
    
    - разработка рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений, оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность.
    
    Направление 2 - Учебно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения:
    
    - создание методики и оптимизация схем эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения;
    
    - разработка программ по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего документа единого образца;
    
    - подготовка комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и переподготовки специалистов по пожарной безопасности;
    
    - разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных условий;
    
    - проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений.
    
    Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения:
    
    - разработка единой методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;
    
    - разработка (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;
    
    - разработка рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения (УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
    
    - разработка и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений;
    
    - разработка методов и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и заданных сроков работоспособности в условиях пожара;
    
    - разработка методики расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и с круглосуточным пребыванием учащихся;
    
    - разработка научно-обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных учреждений различного назначения.
    
    

V. Нормативное сопровождение Программы

    
    Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 годы "Безопасность образовательного учреждения".
    
    Решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 (протокол N 5).
    
    Решение Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.
    
    Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N 19.
    
    Соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России.
    
    Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Программы Минобразования России на 2004 год "Безопасность образовательного учреждения".
    
    Издание приказов Минобразования России в развитие настоящей Программы об утверждении:
    
    а) совета Программы;
    
    б) состава рабочей группы Программы;
    
    в) перечня Региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и методических рекомендаций о деятельности Центра.
    
    Решения (постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении и финансировании региональных программ "Безопасность образовательного учреждения".
    
    VI. Ресурсное обеспечение Программы
    
    Программа по обеспечению безопасности образовательных учреждений является инвестиционной с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней.
    
    Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.
    
    Из бюджета Минобразования России за счет средств:
    


- ФПРО

- 300 млн.руб.


- сметного назначения на приобретение оборудования и капремонт федерального бюджета

- 2889 млн.руб.


- расходов по НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании"

- 18 млн.руб.


Из внебюджетных средств вузов

- 30 млн.руб.

    
    Финансирование Программы в 2004 году предусматривается за счет бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн.руб.
    
    В целом финансирование Программы в 2004 году составит 3,477 млрд.рублей.
    
    Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 году предполагаются следующие:
    
    - из бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн.рублей;
    
    - за счет средств софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления - 600 млн.рублей.
    
    Приобретение оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений, их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
    
    Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:
    
    - "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";
    
    - "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.
    

Распределение финансирования по Программе

    

Наименование блоков

Объемы финансирования, млн.руб.

(разделов)

Всего

В том числе



2004

2005

2006

2007

I-й блок - Инвестиционно-производственный


3459

1000



II-й блок - Научно-инновационный


18




Итого:


3,477

1000



    
    
VII. Механизм реализации программы

    
    Распределение госбюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом софинансирования и принятых региональных программ субъектов Российской Федерации.
    
    Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета и региональных бюджетов будет осуществляться на конкурсной основе.
    
    Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных учреждений, будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.
    
    Приоритетностью реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов.
    
    На региональные центры безопасности образовательных учреждений в 2004 года возлагаются следующие задачи:
    
    - проведение обучения и повышения квалификации по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
    
    - организация подготовки, переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;
    
    - проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения, сертификации на безопасность образовательных учреждений региона;
    
    - ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
    
    - подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников системы Минобразования России;
    
    - изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений;
    
    - организация и проведение смотров-конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе;
    
    - оказание практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным) органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности;
    
    - создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно-программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности.
    
    

VIII. Управление реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения

    
    8.1. Организация управления
    
    Заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и региональными органами исполнительной власти.
    
    Минобразование России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения".
    
    Для реализации Программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Минобразованием России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями МЧС России и Госстроя России.
    
    Управление Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации через Совет и Рабочую группу Программы.
    
    Совет Программы формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других основных исполнителей Программы.
    
    Состав Совета Программы утверждается приказом Минобразования России.
    
    Совет Программы возглавляет председатель - Министр образования Российской Федерации или его первый заместитель.
    
    Совет Программы:
    
    - определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
    
    - принимает решения по управлению Программой;
    
    - не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
    
    - проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
    
    Подготовка заседаний Совета проводится рабочей группой Программы.
    
    Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
    
    Рабочая группа Программы возглавляется заместителем Министра и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы.
    
    Рабочая группа Программы:
    
    - в своей работе руководствуется решениями Совета Программы;
    
    - осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
    
    - разрабатывает совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей) Программы в рамках Соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы;
    
    - обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений Совета Программы.
    
    Министерство образования Российской Федерации проводит следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
    
    - разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами (перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школ-интернатов общего типа и детских домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти Российской Федерации;
    
    - заключает договора с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном порядке за поставку соответствующего оборудования;
    
    - разрабатывает нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений, школ-интернатов общего типа и детских домов:
    
    - разрабатывает отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной безопасности;
    
    - создает региональные центры безопасности образовательного учреждения;
    
    - организует обучение, повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров по пожарной безопасности.
    
    Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
    
    - разрабатывают и утверждают региональную программу "Безопасность образовательного учреждения";
    
    - выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы "Безопасность образовательного учреждения";
    
    - принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения школ-интернатов общего типа и детских домов на условиях софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
    
    - участвуют в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за счет средств Минобразования России;
    
    - организуют обучение в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности;
    
    - проводят расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений региона;
    
    - организуют работу по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности;
    
    - обеспечивают проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного оборудования в соответствии с установленными нормативами;
    
    - определяют организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;
    
    - финансируют и организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий, оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.
    
    Организации-исполнители определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:
    
    - выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств Программы, на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся у них лицензии;
    
    - целевое расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;
    
    - своевременно направляют в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетные материалы;
    
    - участвуют в рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы, предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы.
    
    

IX. Мероприятия по реализации программы Минобразования
России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного
учреждения"

    
    Программа реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений всех типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
    
    Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
    
    Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
    

    

1. Организационное обеспечение реализации Программы

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн. руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения работ

Исполнитель



2004

2005

2006

2007




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Заключение рамочных соглашений о сотрудничестве по выполнению мероприятий Программы Минобразования России с МЧС России и Госстроем России

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России, МЧС России, Госстрой России

2.

Заключение двухсторонних соглашений между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по выполнению мероприятий Программы

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

3.

Создание и оснащение региональных центров по обеспечению безопасности на базе образовательных учреждений (15 региональных центров в 2004 году).

30

20

10

10

Внебюд-
жетные средства вузов

2004-2007 годы

Минобразование России

4.

Проведение организационных мероприятий по определению региональных центров и формированию головных организаций и научно-технических советов по разделам Программы

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России

5.

Разработка, принятие и финансирование региональных целевых программ по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

-

-

-

-

Регио-
нальные бюджеты

IV кв. 2003 года

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

6.

Организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизации, оценке пожарной, электрической и конструкционной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России, региональные органы управления образованием, региональные органы Госстроя России

7.

Определение на конкурсной основе организаций и предприятий по поставке оборудования и средств обеспечения безопасности, их монтажу, наладке и сервисному обслуживанию

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России

8.

Проведение заседаний коллегий Минобразования России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации о состоянии безопасности образовательных учреждений (по отдельному плану)

-

-

-

-


Ежегодно

Минобразование России, органы управления образованием субъектов РФ

9.

Проведение региональных совещаний по федеральным округам по обеспечению безопасности образовательных учреждений (по отдельному плану)

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России

10.

Корректировка региональных и муниципальных эвакуационных схем, систем технического резерва и транспортного обеспечения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах образовательных учреждений с учетом их специфики и текущего состояния коммуникационных систем

-

-

-

-


2004-2007 годы

Органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

    

    

2. Оснащение современным противопожарным оборудованием,
средствами защиты и пожаротушения образовательных учреждений

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения работ

Исполнитель



2004

2005

2006

2007




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Организация работы по осуществлению поставок оборудования и средств защиты в соответствии с установленными противопожарными нормативами, их монтажа и наладки:






2004-2007 годы

Минобразование России, региональные органы исполнительной власти


а) в специальных коррекционных образовательных учреждениях;

70

-

-

-

Бюджет Минобразования России, ФПРО




б) в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школы-интернаты общего типа, детские дома);

230




230

-

-

-

Бюджет Минобразования России, ФПРО
    
     Региональные бюджеты

2004 год

Минобразование России, региональные органы исполнительной власти


в) в образовательных учреждениях, подведомственных Минобразования) России:

0,923

-

-

-

Федеральный бюджет Минобразования России*


Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов РФ, образовательные учреждения

_______________

    * 40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт, выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям, должны быть направлены на выполнение мероприятий программы.




школы-интернаты
    

129,51

-

-

-



 


учреждения дополнительного образования детей и молодежи
    

0,383

-

-

-





детские дома
    

969,929   

-

-

-





образовательные учреждения:
    









начального профессионального образования

285,461

-

-

-





среднего профессионального образования

1279,465

-

-

-





высшего профессионального образования

4,772

-

-

-





дополнительного профессионального образования

218,824

-

-

-





прочие


-

-

-





г) в школах-интернатах, сельских, поселковых, городских школах и дошкольных учреждениях органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования

-



-

400



600

-



-

-



-

Бюджет Минобразования России

Бюджеты органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления

2005 год

Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов РФ, образовательные учреждения

         

    

3. Обучение, повышение квалификации, подготовка
и переподготовка кадров по пожарной безопасности

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения

Исполнитель



2004

2005

2006

2007


работ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Разработка примерного положения о центре по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений

-

-

-

-


I кв. 2004 года

Минобразование России

2.

Организация системы подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования

-

-

-

-


2004-2007 годы

Минобразование России

3.

Организация противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений через средства массовой информации

-

-

-

-



Минобразование России, МЧС России, региональные органы исполнительной власти

4.

Разработка комплекта учебных пособий и методических материалов для обучения сотрудников и обучающихся противопожарной безопасности

1,2

-

-

-

Бюджет Минобра-
зования России, НТП "Феде-
рально-регио-
нальная политика в науке и образовании"

2004 год

Организация-исполнитель на конкурсной основе

5.

Разработка научно-методических материалов по организации тренинга сотрудников и обучающихся при возникновении пожара в учебных заведениях

0,3

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

6.

Разработка учебных пособий и методических материалов по подготовке и переподготовке кадров по пожарной безопасности

1,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

    
    

4. Нормативное правовое и методическое обеспечение
противопожарной безопасности

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения

Исполнитель



2004

2005

2006

2007


работ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Разработка Правил пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов (образовательных учреждений профессионального образования; специальных коррекционных образовательных учреждений; образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников; общеобразовательных учреждений) с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании"

1,6

-

-

-

Бюджет Минобра-
зования России, НТП "Федерально-
региональная политика в науке и образовании"

2004 год

Минобразование России, организация-исполнитель на конкурсной основе

2.

Разработка общего технического регламента, устанавливающего обязательные требования к эксплуатации образовательных учреждений в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

3.

Разработка системы мониторинга обеспеченности состояния противопожарной защиты образовательных учреждений на базе геоинформационных технологий и создание единой информационной среды

1,1

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

4.

Разработка и согласование нормативных, правовых документов и методического обеспечения по охране труда, пожарной безопасности и обеспечению безопасности учебного процесса в образовательных учреждениях, в том числе:

а) Разработка и введение с 2004 года отраслевой отчетности о состоянии пожарной безопасности в образовательных учреждениях;

б) Разработка положения о региональном центре безопасности жизнедеятельности;

в) Разработка положения о центре по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений;

г) Разработка правового и экономического механизма стимулирования исполнителей Программы и участников работ по обеспечению пожарной безопасности.

0,95












    
    
0,25

    
    
    
    
    
    0,20
    
    
    
    
    0,25
    
    
    
    
    
    
    
      0,25

-




    
    
    
    
    
    
    



-





    

-



    
    
-
    
    
    
    
    
    
    
    
-     

-




    
    
    
    
    
    
    



-





    

-


    
    

-
    
    
    
    
    
    
    
    
-     

-




    
    
    
    
    
    
    



-





    

-


    
    

-
    
    
    
    
    
    
    
    
-     

//-//

2004 года

//-//

5.

Разработка правил и методов оперативной деятельности сотрудников на основе моделирования процесса развития пожара в здании образовательного учреждения

0,4

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

6.

Разработка методики и рекомендаций по эвакуации людей из образовательных учреждений различных типов и видов при чрезвычайных ситуациях, вызванных пожаром

0,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

7.

Разработка методических рекомендаций по пожарной профилактике и типовых наглядных средств (плакатов) для образовательных учреждений

0,85

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

    

    

5. Научное обеспечение безопасности образовательных учреждений

    

N п/п

Мероприятия

Финансовые затраты, млн.руб.

Источник финанси-
рования

Сроки прове-
дения

Исполнитель



2004

2005

2006

2007


работ


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Создание комплексной системы безопасности тепло-, электро-, газоснабжения объектов образования на основе компьюте-
ризированных программно-аппаратных комплексов

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

2.

Определение и апробирование принципиально новых устройств автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций

0,35

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

3.

Разработка методики расчета допустимых электрических нагрузок на действующие и проектируемые электросети с учетом требований пожарной безопасности

0,5

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

4.

Разработка устройств автоматического контроля параметров электросетей, сигнализаций и принудительного отключения при возникновении пожарной ситуации

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

5.

Разработка методики проведения тепловизорного экспресс-обследования электросетей и распределительного оборудования образовательных учреждений

0,7

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

6.

Разработка типового учебного стенда-имитатора "Охранно-пожарная сигнализация"

0,75

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

7.

Исследование и разработка эффективных огнезащитных покрытий и методов их нанесения на деревянные и металлические поверхности строительных конструкций образовательного учреждения

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

8.

Разработка методики расчета параметров и средств системы автоматического пожаротушения оснащения замкнутых помещений в образовательных учреждениях

0,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

9.

Разработка типовых комплектов малогабаритного автоматизированного противопожарного оборудования для отдаленных сельских школ

0,8

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

10.

Разработка нормативов и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных кор-рекционных образовательных учреждений

1,2

-

-

-

//-//

2004 год

//-//

11.

Создание новых модифицированных сорбентов - специализированных агентов фильтрующие противогазов, адаптированных для безопасного использования в образовательных учреждениях по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

0,7




//-//

2004 год

//-//

12.

Разработка системы персонального (пейджингового) оповещения людей (в том числе слабослышащих и глухих) о чрезвычайных ситуациях в здании образовательного учреждения.

0,6

-

-

-

//-//

2004 год

//-//