Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/18/902046475.htm


Утверждены
Министерством юстиции
Российской Федерации
от 3 марта 2003 года N 08/8961-ЕС

    
    
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и осуществлению Министерством юстиции Российской Федерации
и его территориальными органами контроля за деятельностью общественных объединений

    
    

1. Общие положения

    
    1.1 Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе федеральных законов "Об общественных объединениях",. "О политических партиях", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других федеральных законов, регламентирующих вопросы контроля за деятельностью общественных объединений, а также их ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации.
_________________
     Собрание законодательства Российской Федерации. 22.05.95, N 21, ст.1930.
    
     Собрание законодательства Российской Федерации. 16.07.2001, N 29, ст.2950.
    
     Собрание законодательства Российской Федерации. 07.01.2002, N 1 (1), ст.2.
    
    
    1.2. Контроль за деятельностью общественных объединений призван обеспечить соблюдение ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также положений, целей и задач, предусмотренных их уставами.
    
    1.3. Организация контроля и контроль за деятельностью общественных объединений осуществляются от Минюста России должностными лицами Департамента по делам общественных и религиозных объединений (далее - Департамент), от территориальных органов Минюста России - должностными лицами этих территориальных органов в соответствии с их должностными обязанностями или специальными полномочиями, возложенными на них приказами руководителей территориальных органов Минюста России.
    
    

2. Организация контроля за деятельностью общественных объединений

    
    2.1. Организация контроля за деятельностью общественных объединений строится на принципах законности, непрерывности и невмешательства в деятельность общественных объединений.
    
    2.2. Организация контроля за деятельностью общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации возлагается на руководителя Департамента, а также его заместителей в соответствии с распределением обязанностей. Организация контроля за деятельностью общественных объединений в территориальных органах Минюста России возлагается на руководителей территориальных органов, а также их заместителей в соответствии с распределением обязанностей.
    
    В целях реализации пп.1) п.5, пп.9) п.6. Положения о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу начальники федеральных управлений и их заместители в соответствии с распределением обязанностей вправе принимать участие в планировании проверок, а также в осуществлении проверок результатов контроля за деятельностью общественных объединений.
    
    2.3. Организация контроля включает:
    
    - планирование (текущее и перспективное) работы органов Минюста России по контролю за деятельностью общественных объединений;
    
    - координацию и взаимодействие деятельности органов Минюста России с правоохранительными органами, другими государственными органами и органами местного самоуправления;
    
    - изучение и обобщение собственной практики осуществления контроля за деятельностью общественных объединений;
    
    - анализ и обобщение информации о деятельности общественных объединений, содержащейся в средствах массовой информации, заявлениях граждан, должностных и иных лиц;
    
    - повышение квалификации лиц, уполномоченных осуществлять контроль.
    
    

3. Подготовка к осуществлению контроля за деятельностью общественных объединений

    
    3.1. Контроль за деятельностью общественных объединений может осуществляться:
    
    на основе планов работы Минюста России и его территориальных органов;
    
    в связи с заявлениями граждан, должностных лиц;
    
    по публикациям и сообщениям в средствах массовой информации, содержащим сведения о деятельности общественных объединений;
    
    по результатам представления ежегодных сведений о деятельности общественных объединений;
    
    в ходе проведения общественным объединением публичных и внутриуставных мероприятий (собраний, конференций, митингов, шествий, манифестаций и др.).
    
    3.2. О предстоящем контроле сообщается в постоянно действующий руководящий орган общественного объединения и оформляется письменное предписание с указанием должностного лица, уполномоченного осуществлять контроль.
    
    Предписание предъявляется руководителям общественного объединения.
    
    3.3. До начала контроля уполномоченному лицу необходимо:
    
    - ознакомиться с материалами регистрационного дела (уставом, другими учредительными, а также иными документами) общественного объединения;
    
    - решить вопрос о необходимости привлечения к участию в контроле представителей (специалистов) правоохранительных, финансовых, налоговых и др. государственных органов.
    
    Уведомление о привлечении представителей правоохранительных, финансовых, налоговых и др. государственных органов направляется в порядке п.2 Указа Президента Российской Федерации от 02.05.96 N 642 "О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации" в соответствующий государственный орган с обоснованием такой необходимости, определением конкретных задач для привлекаемых участников и указанием предварительных сроков проведения контроля.
    
    

4. Осуществление контроля за деятельностью общественных объединений

    
    4.1. После выполнения требований п.3.3 настоящих методических рекомендаций уполномоченные лица приступают к осуществлению контроля (проверки) за деятельностью общественного объединения.
    
    4.2. Руководителям общественного объединения предлагается подготовить необходимые материалы об уставной деятельности объединения. При необходимости руководители общественного объединения отвечают на все возникающие вопросы, относящиеся к деятельности данного объединения.
    
    4.3. В ходе проверки изучению подлежат решения руководящих органов общественного объединения, а также различные распорядительные и иные документы, содержащие сведения:
    
    - о конкретных направлениях деятельности общественного объединения и проводимых мероприятиях по выполнению уставных целей, их соответствии положениям устава и законодательству;
    
    - об организационной структуре общественного объединения, о системе управления;
    
    - о наличии структурных подразделений в субъектах Российской Федерации, порядке их деятельности;
    
    - о символике общественного объединения (флаги, эмблемы, вымпелы и др.), ее соответствии требованиям закона;
    
    - об условиях, порядке приобретения и утраты членства, а также порядке учета членов (в общественных объединениях, предусматривающих членство);
    
    - об участии в союзах (ассоциациях) общественных объединений;
    
    - о предпринимательской деятельности, ее направленности, соответствии уставным целям и законодательству, о соблюдении порядка создания предпринимательских структур или участии в их создании;
    
    - о соблюдении установленных требований в отношении лицензируемой деятельности.
    
    Кроме того, проверяющие должны ознакомиться:
    
    - с материалами об учреждении некоммерческих организаций данным общественным объединением, в том числе средств массовой информации;
    
    - с материалами статистической и финансовой отчетности, справками и актами проверок контрольно-ревизионными, финансовыми, налоговыми и другими органами надзора и контроля, предусмотренными федеральным законодательством об общественных объединениях.
    
    4.4. Следует иметь в виду, что при осуществлении контроля за деятельностью политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений знакомиться с их документами, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии, можно не чаще одного раза в год (подпункт "а" пункта 1 статьи 38 Федерального закона "О политических партиях").
    
    4.5. В ходе контроля должностные лица, осуществляющие его, могут посетить проводимые общественным объединением мероприятия, в том числе съезды, конференции, собрания и заседания руководящих органов.
    
    4.6. По результатам контроля за деятельностью общественного объединения, а также об участии в проводимых общественным объединением мероприятиях составляется заключение, утверждаемое руководителем Департамента или территориального органа Минюста России. Участвующие в контроле представители-специалисты государственных органов представляют о результатах контроля отдельную справку или в общем итоговом заключении оформляется соответствующий раздел.
    
    Заключение должно содержать вывод о соответствии или несоответствии деятельности общественного объединения законодательству, уставным целям и задачам на момент его составления. Первый экземпляр заключения хранится в регистрационном деле. В случае выявления в деятельности общественного объединения нарушений законодательства, уставных целей и задач копия заключения направляется в адрес постоянно действующего руководящего органа общественного объединения наряду с извещением о принятии предусмотренных законодательством мер реагирования в отношении этого объединения.
    
    

5. Реагирование органов Минюста России на нарушения, допущенные общественными объединениями

    
    5.1. В случае нарушения общественными объединениями, в том числе политическими партиями, законодательства Российской Федерации, положений, целей и задач, предусмотренных их уставами, Минюст России и его территориальные органы вправе применить к ним соответствующие меры, установленные Федеральными законами "Об общественных объединениях", "О политических партиях" и "О противодействии экстремистской деятельности".
    
    Кроме того, должностные лица органов Минюста России, осуществляющие контроль за деятельностью общественных объединений, в соответствии с п.4 ч.2 ст.28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19. 4, ч.1 ст.19. 5, ст.19. 6 и 19. 7 названного Кодекса.
    
    5.2. Основания, конкретные меры реагирования и порядок их применения к общественным объединениям, допустившим нарушения, предусмотрены статьями 29, 38, 42-44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
    
    5.3. В статье 38 названного Федерального закона закреплено право органов Минюста России выносить руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение в случае выявления нарушений ими законодательства Российской федерации или совершения действий, противоречащих их уставным целям.
    
    Письменное предупреждение как мера реагирования выносится для устранения тех нарушений общественным объединением, за которые указанным Федеральным законом не установлено иное реагирование.
    
    Если общественное объединение нарушило требования ч.1 и 2 ст.29 указанного Федерального закона, Минюст России и его территориальные органы вправе вынести ему письменное предупреждение. В случае нарушения общественным объединением требований ч.3 ст.29 упомянутого Федерального закона Минюст России и его территориальные органы вправе обратиться в суд с заявлением о признании данного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
    
    Факт прекращения деятельности общественного объединения подлежит доказыванию в суде. В адрес общественного объединения, допускающего нарушение требований ч.3 ст.29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и продолжающего свою деятельность (отчитывается перед налоговыми органами, пользуется счетом в банке, проводит заседания руководящего органа и др.), вносится представление, в котором указываются допущенные общественным объединением нарушения и устанавливается срок для их устранения.
    
    5.4. Представление как мера реагирования, вносимое в руководящий орган общественного объединения, предусмотрено статьей 42 Федерального закона "Об общественных объединениях".
    
    Основаниями для внесения представления являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
    
    Если в установленный в представлении срок указанные в нем нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до 6 месяцев.
    
    5.5. Деятельность общественного объединения возобновляется решением органа или должностного лица, приостановившими ее, при условии устранения нарушений общественным объединением (статья 43 названного Федерального закона).
    
    5.6. Если в установленный срок приостановления деятельности общественного объединения оно не устраняет нарушение, орган Минюста России подготавливает и направляет соответствующему прокурору материалы в отношении этого общественного объединения для внесения заявления в суд о его ликвидации.
    
    5.7. Меры реагирования в отношении политических партий, допускающих нарушения законодательства Российской Федерации или осуществляющих деятельность, противоречащую положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом, указаны в ст.38-42 Федерального закона "О политических партиях".
    
    5.8. В соответствии с п."в" ст.38 названного Федерального закона предупреждение политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению выносится органами Минюста России в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом, без указания срока устранения допущенных нарушений.
    
    5.9. После двух предупреждений, если они не были обжалованы в суд и не признаны судом не основанными на законе, органы Минюста России в порядке пункта 3 статьи 39 указанного Федерального закона вправе внести в соответствующий суд заявление о приостановлении деятельности политической партии или ее структурных подразделений.
    
    5.10. Предупреждение также выносится по пп.1 и 2 статьи 39 упомянутого Федерального закона в случае нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов с указанием допущенных нарушений и установлением срока их устранения, составляющего не менее 2-х месяцев для политической партии и 1-го месяца для ее структурных подразделений.
    
    5.11. При неустранении в установленный срок нарушения и необжаловании предупреждения в суд органы Минюста России вправе обратиться с заявлением в соответствующий суд о приостановлении деятельности политической партии или ее структурных подразделений на срок до 6 месяцев (пп.1 и 2 ст.39 Федерального закона "О политических Партиях").
    
    5.12. В случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, орган Минюста России, внесший в суд заявление о приостановление политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о их ликвидации (п.3 статьи 40 Федерального закона "О политических партиях").
    
    5.13. Политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение могут быть ликвидированы также по заявлениям органов Минюста России решением соответствующего суда по основаниям, указанным в статьях 41 и 42 названного Федерального закона.
    
    5.14. Меры реагирования в отношении общественных объединений, осуществляющих экстремистскую деятельность, предусмотрены статьями 7, 9-10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
    
    Общественному объединению в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из его региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, органом Минюста России в соответствии с ч.1 ст.7 названного Федерального закона выносится письменное предупреждение о недопустимости такой деятельности. Если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении устанавливается срок для устранения этих нарушений, составляющий не менее 2 месяцев со дня вынесения предупреждения.
    
    Если предупреждение не обжаловано в суд или не признано судом незаконным либо в установленный в предупреждении срок общественным объединением или его региональным либо другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, или если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, общественное объединение в установленном указанным Федеральным законом порядке подлежит ликвидации, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, - запрету (ч.4 ст.7).
    
    5.15. В случае, предусмотренном ч.4 ст.7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", либо в случае осуществления общественным объединением или его региональным либо другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических или юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, это общественное объединение на основании заявления органа Минюста России может быть ликвидировано по решению суда, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, - запрещена по решению суда также на основании заявления органа Минюста России.
    
    В случае ликвидации общественного объединения подлежат ликвидации его региональные и другие структурные подразделения (ст.9 упомянутого Федерального закона).
    
    5.16. В соответствии со ст.10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" орган Минюста России с момента его обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности по основаниям, предусмотренным статьей 9 указанного Федерального закона, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения до рассмотрения судом заявления.
    
    Если суд не удовлетворит заявление о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности, общественное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.
    
    Приостановление деятельности политической партии осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О политических партиях" (ч.5 ст.10 Федерального закона "Об экстремистской деятельности").
    
    5.17. Необходимо иметь в виду, что в случае, если руководитель или член руководящего органа общественного объединения делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующее общественное объединение обязано в течение 5 дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующее общественное объединение такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в его деятельности признаков экстремизма (ч.3 ст.15 названного Федерального закона).
    
    5.18. За совершение определенных административных правонарушений общественные объединения и их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    К таким правонарушениям названный Кодекс относит:
    
    - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей (ч.1 ст.19.4);
    
    - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ч.1 ст.19.5);
    
    - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст.19.6);
    
    - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст.19.7).
    
    5.19. О совершении административного правонарушения в соответствии со ст.28.2 указанного Кодекса составляется протокол об административном правонарушении.
    
    5.20. Перечень должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, указан в приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 28 июня 2002 года N 182.
    
    5.21. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
    
    В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч.ч.1 и 2 ст.28.5 Кодекса).
    
    5.22. Протокол об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (ч.1 ст.28.8 Кодекса).
    
    5.23. Установленные Федеральными законами "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "О противодействии экстремистской деятельности" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры реагирования, направлены на предупреждение, пресечение и устранение нарушений общественными объединениями законодательства Российской Федерации, а также положений, целей и задач, предусмотренных их уставами.
    
    5.24. Решение о применении конкретной меры реагирования должно приниматься с учетом характера самого нарушения, обстоятельств его совершения, а также имущественного и финансового положения юридического лица - общественного объединения.
    
    5.25. К общественным объединениям, осуществляющим экстремистскую деятельность, применяются меры реагирования, предусмотренные только Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".
    
    5.26. За совершение иных противоправных действий к общественным объединениям могут применяться меры реагирования, предусмотренные как Федеральным законом "Об общественных объединениях", так и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    
    Если за допущенное нарушение руководящему органу общественного объединения на основании Федерального закона "Об общественных объединениях" вынесено письменное предупреждение и общественное объединение не устраняет это нарушение, являющееся к тому же административным правонарушением, то к такому общественному объединению может быть применена (как очередная) мера реагирования, предусмотренная названным Кодексом.
    
    5.27. К политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям за допущенные нарушения, если они не являются административными правонарушениями и нет оснований для применения норм Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", применяются меры реагирования, предусмотренные Федеральным законом "О политических партиях".