Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93000009.htm

СТАНДАРТ ОТРАСЛИ



СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.
СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО.
НАЗЕМНАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА
Общие технические требования


    Дата введения 2002-01-01
ОСТ 54-3-273.81-2001



УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента поддержания
летной годности гражданских воздушных судов
и технического развития ГА
____________ В.В. Горлов
23.11.2001 г.

    
    
ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ.
СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ И ПОСТАНОВКИ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВО.
НАЗЕМНАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

    

Заместитель руководителя
Департамента поддержания
летной годности ГВС и ТР ГА
____________ А.А. Емцов
23.11.2001 г.

Заместитель руководителя
Департамента поддержания
летной годности ГВС и ТР ГА
____________ В.И. Самохин
22.11.2001 г.


Генеральный директор ГосНИИ ГА
____________ В.А. Горячев
19.11.2001 г.

    
    

    Предисловие

    
    1. РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом гражданской авиации, ГПИиНИИ ГА «Аэропроект» и Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.
    2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от _______ № _____.
    
    3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
    
    Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.
    
    

    1. Область применения
    
    Настоящий стандарт устанавливает требования к наземной авиационной технике (НАТ), поставляемой и эксплуатируемой в организациях гражданской авиации Российской Федерации.
    Требования соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, государственным стандартам, а также международным и европейским правилам и процедурам в области гражданской авиации.
    Требования настоящего стандарта применяются при разработке, изготовлении, сертификации, эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и списании наземной авиационной техники.
    Действие настоящего стандарта распространяется на:
    - предприятия, осуществляющие разработку и производство HAT (как российские, так и иностранные, независимо от форм собственности) и пожелавшие поставить технику в авиапредприятия России;
    - авиапредприятия любых форм собственности и подчиненности, лицензированные функции которых предусматривают эксплуатацию НАТ, а также другие предприятия, выполняющие соответствующие работы по договорам с авиапредприятиями;
    - органы государственного управления России и ССГА, осуществляющие контроль деятельности, сертификацию и лицензирование вновь строящихся и действующих авиапредприятий, а также сертификацию типов НАТ.
    

    2. Нормативные ссылки
    
    В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
    ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия.
    ГОСТ 2.124-85 ЕСКД. Порядок применения покупных изделий.
    ГОСТ 9.014-78 Временная противокоррозионная защита изделий, Общие требования.
    ГОСТ 12.1.005-76 ССБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования.
    ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия (исполнения для различных климатических районов). Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
    ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
    ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения.
    ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство.
    ОСТ 54-3-2622.75-2000 ССБТ. Организационное обеспечение охраны труда в авиационных организациях гражданской авиации. Общие требования и порядок.
    МС ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
    МС ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования.
    Руководство ИСО/МЭК 2 Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности.
    ИАТА АНМ 905-997 Руководство по обслуживанию в аэропорту.
    

    3. Определения
    
    3.1. Основные термины и определения, применяемые в настоящем стандарте, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Воздушном кодексе РФ, МС ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, Руководстве ИСО/МЭК 2 «Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности», а также общепринятой авиационной терминологии, используемой в гражданской авиации.
    3.2. Определения, приведенные в указанных документах, используются вместе с нижеследующими:
    - Наземная авиационная техника (НАТ) - специальные средства, машины, агрегаты и установки, предназначенные для выполнения технологических процессов обслуживания воздушных судов, пассажиров, обработки багажа и грузов, эксплуатационного содержания аэропорта. Перечень НАТ приведен в Приложении 1 (обязательное).
    - Требование к НАТ - установленное обязательное свойство, которым должна обладать техника, допускаемая к эксплуатации в авиапредприятиях.
    Требование может быть сформулировано в виде количественных или качественных характеристик, свойств техники, воздействующих факторов, условий и режимов ее работы, а также организационно-технических мероприятий и правил, выполняемых при ее разработке, производстве и эксплуатации.
    - Совместимость НАТ - пригодность техники к совместному использованию с воздушными судами и другими объектами и оборудованием аэропорта.
    

    4. Общая часть
    
    4.1. Уровень технического и коммерческого обслуживания воздушных судов, эксплуатационного содержания аэродромов непосредственно влияет на безопасность и регулярность полетов. Технологические процессы функционирования аэропорта основываются на применении наземной авиационной техники, которая отличается сложностью конструкции, спецификой работы, требует от лиц, связанных с ее изготовлением и эксплуатацией, высоких профессиональных навыков и знаний специальных правил и требований.
    4.2. Требования к НАТ установлены настоящим стандартом в целях:
    - создания условий для эффективной и безопасной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
    - обеспечения безопасности техники для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества авиапассажиров, работников авиапредприятий;
    - создания единой нормативной базы для разработки, производства и эксплуатации НАТ в соответствии с российскими и международными стандартами и рекомендациями;
    - защиты российских авиапредприятий от недобросовестных изготовителей (поставщиков) НАТ, возможности грамотного выбора техники и правильной ее эксплуатации.
    4.3. Требования настоящего стандарта следует рассматривать в сочетании с техническими требованиями к конкретному типу НАТ, учитывающими его функциональные особенности.
    4.4. Показатели и характеристики настоящего стандарта соответствуют требованиям государственных стандартов к продукции производственно-технического назначения, нормативным документам гражданской авиации России, а также международным техническим требованиям ИСО и ИАТА к оборудованию для наземного обслуживания в аэропорту (АНМ 905-997).
    4.5. Основные требования предъявлены ко всему жизненному циклу техники и сгруппированы по следующим направлениям:
    - требования к технической документации;
    - требования к применяемым материалам и покупным изделиям;
    - требования к безопасности;
    - требования устойчивости к внешним воздействиям;
    - требования к маневренности и надежности;
    - конструктивные требования;
    - требования эргономики;
    - требования к цветографическим схемам окраски и маркировке;
    - требования к изготовлению и испытанию;
    - требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.
    

    5. Требования к технической документации
    
    5.1. Требования к технической документации предназначены для решения следующих задач:
    - установить состав технической и эксплуатационной документации, достаточной для идентификации НАТ, изучения изделия и правил его эксплуатации;
    - ввести специальные характеристики, параметры технического устройства НАТ, гарантирующие заданный уровень ее безопасности и надежности;
    - определить критерии пригодности техники к применению и ее совместимости.
    5.2. Порядок разработки и постановки НАТ на производство должен соответствовать ГОСТ Р 15.201-2000.
    5.3. Разработка конструкторской, технологической, а при необходимости программной документации на НАТ должна проводиться по правилам, установленным соответственно стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы программной документации (ЕСПД).
    В зависимости от типа НАТ должно быть обеспечено выполнение правил устройства электроустановок; грузоподъемных кранов и машин; сосудов, работающих под давлением; требований пожарной безопасности и промышленной санитарии.
    5.4. В общем случае номенклатура обязательных технических документов, разрабатываемых производителем НАТ, должна включать:
    - чертеж общего вида;
    - ведомость спецификаций;
    - ведомость покупных изделий;
    - сборочные чертежи, схемы (электромонтажа, гидромонтажа, пневмомонтажа и др.);
    - технические условия по ГОСТ 2.114-95 (стандарт, техническое задание, иной нормативно-технический документ, содержащий требования, совокупность всех показателей, норм, правил и положений к технике, ее изготовлению, контролю, приемке, поставке и безопасной эксплуатации);
    - программу и методику испытаний;
    - эксплуатационные документы, предназначенные для использования при эксплуатации, обслуживании и ремонте техники в процессе эксплуатации;
    - ремонтные документы, содержащие данные для проведения ремонтных работ на специализированных предприятиях (для ремонтопригодной техники);
    - гарантийные обязательства, содержащие условия и порядок гарантийного и сервисного обслуживания техники, срок службы.
    5.5. Техническая документация НАТ должна утверждаться разработчиком и отражать заявленные возможности и характеристики техники, правила и условия ее эксплуатации и обслуживания, в том числе техники безопасности, охраны труда, пожарной, санитарной и экологической безопасности.
    5.6. Техническая документация должна быть выполнена на русском языке в метрической системе измерений.
    5.7. Модификации, доработки, изменения, касающиеся запасных частей, должны доводиться до сведения пользователя в виде бюллетеней, информации о запасных частях или изменений, вносимых в эксплуатационные документы.
    5.8. Перечень технической документации, прилагаемой к технике при поставке, устанавливается в договоре на поставку продукции. При этом обязательным условием заключения договора поставки между поставщиком и авиапредприятием является наличие сертификата соответствия конкретной техники, выданного в Системе сертификации в гражданской авиации.
    

    6. Требования к применяемым материалам и покупным изделиям
    
    6.1. В конструкции НАТ должны использоваться стандартные серийно выпускаемые материалы и покупные изделия, опыт применения и/или испытания которых показали их пригодность и надежность для использования в авиационной технике.
    6.2. Материалы и покупные изделия, предназначенные для работы в агрессивных средах (авиаГСМ, противообледенительных и гидравлических жидкостях, газах и т.д.) должны обеспечивать сопротивляемость воздействию без отслоений, образования примесей и т.д.
    6.3. Порядок применения покупных изделий в НАТ должен соответствовать ГОСТ 2.124-85.
    6.4. При использовании в составе НАТ в качестве шасси стандартного автомобиля (тягача, трактора и т.д.) должны выполняться следующие требования:
    6.4.1. Технические характеристики шасси должны удовлетворять условиям эксплуатации НАТ по мощности, маневренности, габаритам; обеспечивать безопасное движение и остановку вблизи воздушного судна.
    6.4.2. Шасси должно иметь сертификат одобрения типа транспортного средства или другой аналогичный документ.
    6.4.3. Должен быть получен протокол разрешения применения шасси (при необходимости его доработки).
    6.5. Для самоходной НАТ надлежит применять стандартные агрегаты, узлы, органы управления, используемые в автомобилях.
    6.6. Материалы и покупные изделия, применяемые при производстве НАТ, должны подвергаться входному контролю.
    

    7. Требования к безопасности
    
    7.1. В конструкцию наземной авиационной техники должны быть заложены основные компоненты безопасности, которые учитывают отрицательные факторы, действующие на перроне, например: плотность движения транспортных средств, воздействие погодных условий, работа в ночное время, шум от воздушного судна, затрудненная связь и т.д.
    7.2. Общие требования безопасности должны быть реализованы в элементах и системах НАТ:
    7.2.1. Площадки для работы персонала и проходы должны иметь поверхность, обеспечивающую хорошее сцепление, а также поручни или защитные ограждения (при работе на высоте более 2-х метров высота ограждения должна быть не менее 1-го метра).
    7.2.2. Лестницы, ступени, пандусы и т.п. должны изготавливаться из нескользких материалов и выдерживать нагрузку из расчета на вес каждого человека в 114 кг.
    7.2.3. Управление оборудованием и рабочие зоны должны обеспечиваться достаточным освещением (освещенность не менее +-и люкс).
    7.2.4. Двери должны быть снабжены фиксаторами, удерживающими их в открытом и/или закрытом состоянии при ударе или напоре ветра.
    7.2.5. Все детали весом более 36 кг или более 15 кг, когда к ней возможен доступ только одного человека, должны быть оборудованы подъемными или погрузочно-разгрузочными приспособлениями.
    7.2.6. Шестерни, цепи, ремни, вентиляторы и т.п. либо другие опасные детали, не закрытые конструкциями или крышками, должны быть защищены.
    7.2.7. Линии подачи горючего должны располагаться не менее, чем в 5-и см от системы выхлопа и электрических цепей.
    7.2.8. Топливные баки должны располагаться и монтироваться таким образом, чтобы перелив или течь из бака, трубопроводов или фитингов не попадали на двигатель, выхлоп, электрическую систему и другие источники воспламенения.
    7.2.9. Топливные баки по своему расположению должны быть максимально защищены от повреждения при столкновении.
    7.2.10. Спецмашины, предназначенные для работы в зоне обслуживания ВС, должны быть укомплектованы упорными колодками.
    7.2.11. Все машины и механизмы, работающие на ВПП, РД, МС и перроне, должны быть обеспечены буксировочными тросами. Колонна машин и механизмов, работающих на ВПП и РД, должна быть обеспечена одним или двумя жесткими буксирами типа «штанга» для удаления машин и механизмов, вышедших из строя, за пределы критической зоны.
    Буксировочные устройства на спецмашинах (крюки или буксировочные вилки со шкворнем на переднем бампере машины и тяговые крюки на форкопе) должны быть заводского изготовления и соответствовать требованиям нормативно-технической документации.
    Конструкция буксировочных рычагов должна предусматривать сведение к минимуму точек защемления во время сцепки.
    7.2.12. Должна иметься кнопка (кнопки) аварийного отключения двигателя (типа красного гриба). Они должны монтироваться в удобных местах, чтобы позволить незамедлительное отключение в аварийной ситуации.
    7.2.13. Подъемные механизмы должны обеспечиваться защитным устройством для того, чтобы избежать любого неконтролируемого движения в случае выхода системы из строя.
    7.2.14. На подъемных устройствах должны постоянно находиться замки безопасности или стойки, позволяющие производить обслуживание под платформами.
    7.2.15. Необходимо иметь рычаги управления аутригером в аварийной ситуации.
    7.2.16. Оборудование должно быть обеспечено предупредительными звуковыми сигналами, подаваемыми при подаче задним ходом и опускании платформ.
    7.2.17. Любая часть транспортного средства, приближающаяся к воздушному судну и которая может его коснуться, должна быть снабжена соответствующими амортизаторами.
    7.2.18. Система тормозов должна обеспечивать остановку оборудования, как в порожнем, так и в полностью загруженном состоянии.
    7.2.19. Должен иметься стояночный тормоз, способный удерживать оборудование при полной загрузке на уклоне в 5 градусов.
    7.2.20. На самом оборудовании или рядом с рабочей зоной должен иметься огнетушитель соответствующего типа и мощности, а также медицинская аптечка.
    7.2.21. У самоходных транспортных средств двигатель не должен заводиться, если переключатель не находится в нейтральном или стояночном положении.
    7.2.22. У самоходного оборудования с ручным дросселем не должны включаться передняя и задняя передача, если ручной дроссель не находится в нейтральном положении.
    7.2.23. Объемная доля окиси углерода в отработавших газах не более 1,5 % (при min частоте вращения коленчатого вала).
    7.2.24. Дымность отработавших газов не более 40 % (для режима свободного ускорения).
    7.2.25. Допустимый уровень шума в кабине на расстоянии 4,6 м от периметра оборудования и на высоте 1,5 м над уровнем земли не должен превышать 85 Дба.
    7.2.26. Двигатели должны иметь системы пуска и предпускового подогрева. Должны быть предусмотрены средства для облегчения пуска холодного двигателя при низких температурах. Время пуска двигателей при использовании подогревателя не должно быть более 25-30 мин.
    7.2.27. Технические средства, вырабатывающие и потребляющие электроэнергию, должны соответствовать требованиям «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей».
    7.2.28. Должны быть дополнительные звуковые сигналы для движения (аварийной остановки) в условиях плохой видимости.
    7.2.29. Должно быть приспособление для опломбирования кабин, крышек люков, горловин и т.д. в целях предотвращения несанкционированного доступа.
    7.2.30. Конструктивное исполнение устройств и агрегатов должно обеспечивать удобство работ по очистке их от грязи, пыли и снега, а также мойки и специальной обработки.
    7.2.31. Технические средства не должны допускать поступление в окружающую среду выбросов веществ, загрязняющих атмосферу, воду и почву, в количестве, превышающем концентрацию, установленную нормативно-технической документацией. Концентрация вредных примесей в местах работы обслуживающего персонала не должна превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.005-7 6.
    7.3. Общие требования безопасности НАТ, изложенные в настоящем стандарте, должны применяться в сочетании со специальными требованиями к безопасности отдельных типов наземной техники.
    

    8. Требования устойчивости к внешним воздействиям
    
    8.1. НАТ должна конструироваться и изготавливаться из материалов и покупных изделий, позволяющих эксплуатировать ее в умеренном и холодном климате согласно ГОСТ 15150-69.
    8.2. Обозначение вида климатического исполнения - предельные значения климатических факторов, допустимые отклонения сроков службы и (или) других параметров изделий, а также дополнительные требования по обслуживанию изделий, связанные с ее эксплуатацией в осенне-зимний и весенне-летний периоды, должны содержаться в технической документации, в том числе эксплуатационной.
    8.3. Следует предусмотреть возможность адаптации НАТ к изменениям температуры среды в пределах от минус 50°С до плюс 50°С и влажности до 100 % (по желанию заказчика) .
    8.4. НАТ должна сохранять работоспособность на открытых площадках аэродромов в дневное и ночное время в условиях:
    A) атмосферное давление от 525 до 800 мм.рт.ст.;
    Б) температура среды от минус 50°С до плюс 50°С;
    B) относительная влажность воздуха 98 % при температуре окружающего воздуха +35°С;
    Г) плотность потока солнечного излучения 11600 вт/м;
    Д) интенсивность выпадающих осадков не менее 5 мм/мин.
    8.5. Узлы, агрегаты и механизмы НАТ, нормальная работа которых нарушается при попадании в них пыли, песка, атмосферных осадков, инея и росы, влиянии солнечной радиации и биологическом воздействии, должны иметь соответствующие предохранительные устройства (кожухи, чехлы, уплотнения и т.д.).
    8.6. Противокоррозионная защита НАТ должна быть рассчитана на предохранение ее при эксплуатации и хранении, а также быть стойкой к рабочим жидкостям и газам. Требования к противокоррозионной защите НАТ должны соответствовать ГОСТ 9.014-78.
    8.7. НАТ должна сохранять устойчивость и работоспособность при скорости ветра у поверхности земли не менее 20 м/сек, а для средств подъема и площадок обслуживания - не менее 10 м/сек.
    8.7.1. Должна обеспечиваться блокировка, не позволяющая корпусу или передней платформе оборудования подниматься на высоту свыше 2,5 м при не выдвинутых аутригерах.
    8.7.2. Должна обеспечиваться блокировка, не дающая возможности управлять транспортным средством в условиях, когда аутригеры находятся в выдвинутом или не полностью убранном положении.
    8.7.3. Аутригеры не должны складываться в случае выхода системы из строя.
    

    9. Требования к маневренности и надежности
    
    9.1. Технические возможности самоходной НАТ в общем случае должны обеспечивать выполнение регламентирующих положений схем их расстановки на аэродроме, а также схем подъезда, отъезда и маневрирования при обслуживании воздушных судов.
    9.2. Самоходная НАТ должна обеспечивать скорость передвижения, установленную на аэродромах:
    - в зоне обслуживания воздушных судов - до 5 км/ч;
    - на перроне и местах стоянок - до 20 км/ч;
    - в остальных зонах аэродрома - до 40 км/ч;
    - при буксировке - до 30 км/ч.
    9.3. Самоходные средства на специальных шасси не должны терять проходимости:
    а) на грунтах с пределом прочности не менее 300 кПа (3 кгс/см);
    б) по снеговому покрову до 15 см с плотностью снега не менее 0,3 г/см;
    в) по снеговому покрову более 15 см с плотностью снега более 0,6 г/см.
    9.4. Несамоходные средства на специальных шасси при буксировке за автомобилем (тягачом-буксировщиком) при аэродромных перемещениях должны быть снабжены легкосъемными элементами для обеспечения возможности их группового транспортирования.
    9.5. Специальное (навесное) оборудование подвижных средств не должно накладывать ограничений на их ходовые качества.
    9.6. На самоходной НАТ должен быть предусмотрен рулевой привод с усилителем.
    9.7. НАТ не должна терять проходимость, и маневренность на снегу и льду, а ведущие колеса должны иметь достаточный зазор, допускающий установку и применение цепей.
    9.8. Клиренс полностью нагруженной НАТ должен быть минимальным и в общем случае не менее 245 мм.
    9.9. Клиренс полностью нагруженной НАТ должен допускать поперечное пересечение двух поверхностей, расположенных под углом 5°.
    9.10. Конструкция НАТ должна обеспечивать удобный и безопасный подъезд к воздушному судну на расстояние, обеспечивающее нормальную работу техники по прямому назначению. Следует учесть установленные расстояния остановки НАТ при подъезде НАТ к воздушному судну:
    а) для технического обслуживания - не менее 0,5-3,0 м от крайних точек воздушного судна;
    б) для заправки авиаГСМ, жидкостями и газами - не менее 5 м от крайних точек воздушного судна;
    в) для погрузочно-разгрузочных работ - не менее 0,3 м от люка воздушного судна.
    9.11. Конструкция НАТ, предполагающей по своему функциональному назначению стыковку с воздушным судном (пассажирские трапы, доставщики бортпитания и т.д.), должна обеспечивать:
    а) подъезд на самой малой скорости, без рывков, до мягкого соприкосновения амортизирующих устройств НАТ с облицовкой фюзеляжа воздушного судна;
    б) управление подъездом и стыковкой одним оператором (водителем) с удобного места;
    в) постоянное автоматическое совмещение высоты платформы с порогом люка воздушного судна.
    9.12. Емкость топливного бака НАТ должна быть достаточной для обеспечения непрерывной работы в течение не менее восьми часов.
    9.13. Установленная наработка на «отказ» должна быть не менее 500 час.
    9.14. Если предусмотрена возможность транспортировки НАТ на ВС, должно быть обеспечено сохранение (восстановление) параметров техники в условиях атмосферного давления не более 170 мм.рт.ст. и температуре минус 60°С.
    9.15. Должна быть обеспечена герметичность систем (топливной, гидравлической, пневматической) при создании пиковых давлений, превышающих в 1,5 раза рабочее.
    9.16. Применяемые тросы в механизмах НАТ должны иметь коэффициент запаса по разрывному усилию, равный не менее 6.
    

    10. Конструктивные требования
    
    10.1. Конструкция НАТ должна обеспечить соответствие параметров и безопасность сопряжения с обслуживаемыми воздушными судами. Характеристики техники должны учитывать:
    - значение верхних и нижних точек обслуживания ВС по типам;
    - типоразмеры и технические характеристики применяемых наконечников, стыковочных фишек и других соединений с ВС;
    - габаритные и весовые характеристики загружаемых (заправляемых) грузов и жидкостей в ВС;
    - возможность удобного и безопасного размещения техники в зоне обслуживания;
    - исключение возможности неправильного подключения техники, а также больших усилий при фиксации заданных положений;
    - обеспечение характеристик подаваемых на борт жидкостей и газов в требуемых эксплуатационных пределах по давлению, температуре, тонкости фильтрации;
    - обеспечение требуемых параметров подаваемой электроэнергии и помехозащищенности.
    10.2. Механический КПД приводных или неприводных конвейерных поверхностей, используемых для перемещения средств пакетирования грузов, при максимально допустимой нагрузке должен составлять:
    - более 98 % для однонаправленных поверхностей (роликовые настилы);
    - более 96 % для многонаправленных поверхностей (поворотные настилы, шаровые опоры).
    10.2. Уровень вибрации должен быть минимальным во избежание неблагоприятного воздействия на технику или оператора.
    10.3. НАТ должна быть оборудована стоками, отводными канавками и т.д. для удаления грязи.
    10.4. Электропроводка должна быть объединена в виде кабеля или жгута и проложена (закреплена) таким образом, чтобы обеспечить максимальную защиту от истирания, дорожной грязи, смазки, масла, топлива и повышенной нагрузки.
    10.5. Электрические кнопки, переключатели и т.п. должны быть защищены от воздействия влаги.
    10.6. Электрические схемы должны предусматривать систему блокировки для перехода на ручной режим работы в случае отказов.
    10.7. Электрические и электронные устройства управления должны быть защищены от случайного срабатывания под воздействием электромагнитных помех.
    10.8. Гидравлические и пневматические системы должны быть оснащены предохранительными клапанами на каждый элемент систем для защиты от давления, превышающего номинальное рабочее давление.
    10.9. Выпускные устройства предохранительных клапанов пневматической системы должны располагаться таким образом, чтобы не представлять опасности для персонала.
    10.10. Гидравлические краны должны быть снабжены отводной системой для перехода на ручной режим работы в случае отказов.
    10.11. Гидравлические шланги, работающие под давлением свыше 50 бар или при температуре свыше 50°С должны иметь защитную оболочку.
    10.12. Давление в системе следует поддерживать на возможно более низком уровне, исходя их практической и экономической целесообразности.
    10.13. Следует исключить прохождение шлангов или трубопроводов над или рядом с источниками тепла. Если это невозможно, между трубопроводом и источником тепла следует предусмотреть теплозащитный экран во избежание возможного пожара в случае обрыва трубопровода.
    10.14. Должна быть предусмотрена возможность транспортировки НАТ автомобильным, железнодорожным, водным и/или воздушным транспортом. При этом:
    - может возникнуть необходимость в демонтаже деталей, узлов для обеспечения размеров в соответствии с требованиями норм и правил, регулирующих такое транспортирование;
    - для облегчения погрузки и выгрузки, уменьшения риска повреждения должны быть предусмотрены соответствующие подъемные устройства;
    - при использовании вильчатых захватов должны выполняться требования стандартов;
    - при использовании строп узлы их крепления должны иметь достаточную прочность и четкую маркировку.
    

    11. Требования к эргономике
    
    11.1. Конструкция органов управления должна соответствовать принципам эргономики. Органы управления и сигнализации должны группироваться и располагаться с учетом удобства работы оператора на обычном рабочем месте или местах. При наличии более одного рабочего места, на каждом из них должны быть предусмотрены блокировочные устройства для выключения органов управления на всех других местах.
    11.2. Управление режимами работы НАТ должно быть логически простым, легкозапоминающимся и выполняться в минимальные сроки, не должно требовать постоянного внимания оператора для поддержания вновь установленного режима.
    11.3. В конструкции средств должны быть предусмотрены встроенные средства, обеспечивающие стабильный и непрерывный контроль качества выходных параметров.
    11.4. Срабатывание органов управления должно, по возможности, совпадать с направлением срабатывания управляемой функции. Следует, по возможности, пользоваться обычными органами управления автомобилем.
    11.5. С рабочего места оператора должен быть обеспечен достаточный обзор обслуживаемого объекта (воздушного судна), органов управления и контроля за работой НАТ.
    11.6. Органы управления должны быть снабжены надписями или символическими обозначениями, поясняющими их назначение и указывающими их рабочее положение. Пиктографические символы и сигналы регулировщика должны выполняться в соответствии с руководством ИАТА АНМ 915 и АНМ 917.
    11.7. Пульты управления должны иметь достаточное освещение для работы в темное время суток. Оператор должен также иметь возможность управления НАТ в надетых массивных рукавицах и сапогах арктического типа.
    11.8. Должна быть предусмотрена блокировка стартера для предупреждения его включения при работающем двигателе.
    11.9. При использовании в НАТ переносного пульта дистанционного управления необходимо соблюдать следующие требования:
    - система дистанционного управления должна состоять из автономного герметичного эмиттера и совместимой приемной системы;
    - следует использовать радио- или инфракрасные передающие сигналы;
    - дальность передачи сигнала между эмиттером и приемником должна быть не менее 80 м в любых внешних условиях;
    - следует предусмотреть возможность немедленного, но постепенного прекращения работы системы при возникновении неисправностей пульта или сигнальных помех;
    - система дистанционного управления должна быть защищена от воздействия электромагнитных помех.
    11.10. Рычаги, органы управления, функциональные узлы не должны требовать от оператора (водителя) значительных физических усилий и, в общем случае, соответствовать следующим характеристикам:
    11.10.1. Усилия на рычагах, рукоятках не более 15 кГс;
    11.10.2. Усилие на рукоятке привода стояночного тормоза не более 20 кГс;
    11.10.3. Усилие, прикладываемое к педали рабочего тормоза, не более 30 кГс;
    11.10.4. Рычаги, приводимые в действие ногой, должны быть размером не менее 5х8 см и покрыты нескользящим материалом;
    11.10.5. Наличие устройств механической укладки и подачи рукавов и кабелей диаметром более 50 мм, длиной более 15 м или требующих усилий более 15 кГс;
    11.10.6. Оборудование подъемных или погрузочно-разгрузочных приспособлений для часто снимаемых узлов, агрегатов, имеющих вес более 36 кГ (более 15 кГ, когда к ним возможен доступ лишь одного человека).
    

    12. Требования к цветографическим схемам окраски и маркировке
    
    12.1. Основной фон окраски наружных поверхностей НАТ устанавливает заказчик техники в договоре на поставку.
    12.2. НАТ должна быть маркирована отражающим материалом со всех сторон, включая буксировочный рычаг, аутригеры и любые выдвигающиеся части. НАТ должна быть заблаговременно видна для оператора любой приближающейся техники и под любым углом приближения для обеспечения безопасного торможения.
    12.3. Наносимая отражающим материалом маркировка должна соотноситься с габаритными размерами НАТ. Размеры отдельных маркировок должны быть не менее 100 квадратных сантиметров при расстоянии между маркировками не более 1,5 м. Маркировка должна наноситься на всех углах оборудования.
    12.4. Для маркировки рекомендуется использовать черно-желтые и красно-желтые отражающие материалы.
    12.5. Крышки горловины баков НАТ должны иметь следующую цветную окраску:
    - красного цвета для бензина;
    - зеленого цвета для дизельного топлива;
    - белого цвета для воды и охлаждающей жидкости;
    - желтого цвета для масла и смазочных материалов;
    - желтого цвета с синей полосой для гидравлической жидкости.
    12.6. На заднюю поверхность кузова НАТ (с выходом на боковые поверхности и на передние буфера) рекомендуется нанесение сигнальных полос типа «зебра» 200±5 или 140±5 мм, под углом 45°.
    12.7. На крышах НАТ, работающей вблизи и на трассах движения воздушных судов, рекомендуется нанесение треугольника красного цвета, вершина которого направлена по ходу движения НАТ.
    12.8. Открытые вращающиеся, складывающиеся, выдвигающиеся части, узлы НАТ должны быть окрашены в красный цвет.
    Аутригеры должны маркироваться черно-желтым отражающим материалом. Основания аутригеров должны быть окрашены в красный цвет. Наверху и в торце любых таких выдвижных устройств должен находиться красный сигнальный маяк.
    12.9. НАТ, работающая на ВПП и РД, должна быть оборудована габаритными и проблесковыми (мигающими) огнями, включаемыми во время работы независимо от времени суток, а также средствами внутриаэропортовой связи с руководителем полетов (диспетчером СДП). Проблесковые огни, установленные на спецмашинах, должны быть желтого цвета, обладать эффективной силой света не менее 40 и не более 400 кандел с частотой вспышек (75±15) в минуту. Огни должны устанавливаться на крыше кабины или в верхней части конструкции кузова по оси спецмашины так, чтобы был обеспечен круговой обзор огня и его не затеняли надстройки на машине. Опорная площадка проблескового огня должна быть расположена горизонтально.
    12.10. Автотранспортное средство должно быть оснащено предусмотренными конструкцией внешними световыми приборами.
    12.11. На грузовых автомобилях и автобусах с прицепами и полуприцепами должны быть установлены опознавательные знаки поезда:
    Спереди, над передней частью кузова - три фонаря оранжевого цвета с расстоянием между центрами отсчета 150-300 мм, сзади - световозвращатель красного цвета треугольной формы. Допускается установка изготовленных промышленностью противотуманных фар и фонарей, а также фонарей заднего хода и опознавательного знака автопоезда в виде равностороннего треугольника оранжевого цвета (сторона 250 мм) с устройством для внутреннего освещения.
    12.12. Самоходная НАТ, используемая как у воздушных судов, так и на дорогах общего пользования должна также отвечать правилам освещения и маркировки, применяемым в отношении дорожного оборудования.
    

    13. Требования к изготовлению и испытанию
    
    13.1. Производственные требования к НАТ предназначены для решения следующих задач:
    - обеспечить защиту авиапредприятий от недобросовестности изготовителя техники;
    - создать условия, гарантирующие качество изготовления и стабильность заявленных характеристик поставляемой техники;
    - исключить возможность поступления в авиапредприятия техники, не подвергавшейся контролю и испытаниям в процессе производства;
    - подтвердить соответствие заявленных и фактических характеристик техники.
    - установить ответственность изготовителя за качество и сервисное обслуживание поставляемой техники.
    13.2. Организация-изготовитель НАТ должна обладать производственными условиями, которые обеспечивают стабильность заявленных характеристик производимой техники, гарантировать качество ее изготовления и испытания.
    Модель производства НАТ должна соответствовать стандартам серии ИСО 9001-2000.
    13.3. Организация-изготовитель НАТ должна иметь документированную систему управления качеством, в которой отражаются:
    - модель системы качества;
    - ответственность руководства;
    - менеджмент ресурсов;
    - процессы жизненного цикла продукции:
    а) планирование;
    б) проектирование и (или) разработка;
    в) закупки;
    г) операции по производству;
    д) управление измерительными и контрольными приборами;
    - измерение, анализ и улучшение:
    а) измерение удовлетворенности, потребителей, внутренние проверки, измерение и мониторинг процессов, измерение и контролирование продукции;
    б) управление несоответствиями;
    в) анализ данных;
    г) планирование постоянного улучшения, корректирующие и предупреждающие действия.
    13.4. Организация-изготовитель НАТ должна обеспечить контроль качества в процессе производства и проведение испытаний продукции.
    В общем случае должны выполняться следующие процедуры:
    - разработка методик и инструкций контроля качества на этапах производства и проведения испытаний;
    - управление аттестованным испытательным подразделением;
    - контроль и испытания в процессе производства;
    - контроль готовой продукции и испытания (приемочные и периодические), подтверждающие технические характеристики изделия;
    - ведение протоколов контроля и испытаний каждого изделия;
    - управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием, метрологическое обеспечение;
    - управление несоответствующей продукцией, изоляция брака;
    - корректирующие и предупреждающие действия;
    - управление регистрацией данных о качестве, внутренние проверки качества.
    13.5. Организация-изготовитель НАТ должна документально подтверждать проведение в полном объеме приемочных испытаний каждого образца выпускаемой техники, гарантийные обязательства и ответственность за выпуск несоответствующей продукции по ГОСТ 16504-81, ГОСТ 22352-77, Руководству ИСО/МЭК 2.
    

    14. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту
    
    14.1. Эксплуатационные требования к НАТ предназначены для решения следующих задач:
    - повысить уровень технического и коммерческого обслуживания воздушных судов, эксплуатационного содержания аэродромов, обеспечить безопасность и регулярность полетов ВС;
    - определить состав и организацию работ в авиапредприятии по эксплуатации НАТ от момента ее приобретения до списания;
    - обеспечить условия функционирования НАТ в соответствии с назначением и требованиями эксплуатационных документов на изделие;
    - установить систему поддержания уровня качества и обеспечения исправности техники.
    14.2. Авиапредприятия обязаны организовать контроль состояния и применения НАТ, в соответствии с настоящими требованиями, строго соблюдать установленные изготовителем техники показатели ее назначения и совместимости, условий эксплуатации, техники безопасности, укомплектованности, хранения, технического обслуживания, периодической аттестации, профилактики и ремонта. Применение техники не по назначению и нарушение заданных изготовителем параметров работы не допускается.
    14.3. На этапах эксплуатации НАТ должны соблюдаться следующие требования:
    а) приобретение и допуск к эксплуатации
    - проверка, учет и хранение эксплуатационной документации;
    - проверка наличия сертификата соответствия, выданного в ССГА России и действующего на период поставки;
    - идентификация, паспортизация и учет эксплуатируемой техники, постановка на учет в ГИБДД (при необходимости) и присвоение гаражных номеров;
    - хранение и консервация техники в соответствии с требованиями документации;
    - выполнение сборочных, монтажных, пусконаладочных работ, актирование допуска техники в эксплуатацию;
    б) подготовка и допуск к работам оператора
    - обучение и аттестация оператора сложной техники в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и контракта на поставку;
    - проведение инструктажа по технике безопасности и пожарной безопасности в соответствии с ОСТ 54-3-2622.75-2000;
    - приказ о допуске к работе оператора;
    - проведение периодических медицинских освидетельствований операторов-водителей;
    в) условия эксплуатации
    - контроль за эксплуатацией техники в авиапредприятии, закрепление обязанностей и возложение ответственности за эксплуатацию техники;
    - соблюдение условий хранения техники согласно требований документации;
    - организация ежедневного осмотра техники с целью контроля ее исправности, заправки и выпуска на линию с коэффициентом готовности не менее 0,85;
    - организация уборки, чистки эксплуатируемой техники (в том числе заправочных емкостей) с установленной периодичностью;
    г) техническое обслуживание и периодическая аттестация
    - соблюдение сроков проведения технического обслуживания техники;
    - подготовка к эксплуатации техники в осенне-зимний и весенне-летний периоды;
    - проведение технического освидетельствования техники согласно требованиям документации:
    1) сосудов, работающих под давлением;
    2) грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений;
    - соблюдение сроков калибровки средств измерения, установленных на технике;
    д) ремонт
    - наличие оборудованного ремонтного участка, аттестованных специалистов и аттестованного технологического оборудования;
    - выполнение графика планово-предупредительного ремонта техники;
    - проведение испытаний отремонтированных узлов (агрегатов), допуск техники к эксплуатации после ремонта;
    - выполнение капитального ремонта в специализированных организациях, либо в условиях авиапредприятия с последующим испытанием техники по программе-методике;
    е) списание
    - снятие с эксплуатации и списание техники в установленном порядке;
    - отсутствие в эксплуатации техники с истекшим сроком службы (подлежащей списанию);
    - наличие приказа по авиапредприятию о допуске к эксплуатации техники с истекшим сроком службы (по совместному документально оформленному решению эксплуатанта и изготовителя о продлении срока службы техники;
    14.4. Запрещается эксплуатация НАТ с неисправными и неопломбированными контрольно-измерительными приборами и оборудованием, рабочие параметры которых должны соответствовать нормативам.
    14.5. Запрещается обслуживание ВС спецмашинами, на которых неисправно или отсутствует пожарное оборудование.
    14.6. Запрещается эксплуатация и хранение неисправной (имеющей сложные повреждения, отказы) техники и НАТ в предельном состоянии.
    В этих случаях авиапредприятие должно принять незамедлительные меры по ремонту или списанию техники.
    14.7. Диагностика состояния техники (в том числе исправной), техническое обслуживание и ремонт НАТ должны выполняться силами специальных ремонтных служб авиапредприятия, располагающих необходимым диагностическим, технологическим и испытательным оборудованием, подготовленным персоналом и ремонтной документацией изготовителя техники, в соответствии с которой выполняются работы.
    14.8. В ремонтных службах авиапредприятий разрешается выполнять:
    - техническое обслуживание и текущий (малый) ремонт, во время которого устраняют неисправности заменой или восстановлением отдельных составных частей (быстроизнашивающихся деталей), а также выполняют регулировочные работы;
    - средний ремонт, заключающийся в восстановлении эксплуатационных характеристик изделия ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей и проверке технического состояния остальных составных частей с устранением обнаруженных неисправностей.
    14.9. В авиапредприятиях запрещается проведение капитального ремонта и продление срока службы изделий; восстановление деталей и узлов базовых составных частей, несущих конструкций; сосудов, работающих под давлением; деталей базовых шасси и энергетических установок; систем пожарной безопасности. Эти работы должны выполняться специализированными предприятиями (возможно предприятиями-изготовителями), имеющими соответствующие лицензии и необходимую испытательную базу.
    НАТ, прошедшая капитальный ремонт, модернизацию допускается в эксплуатацию после проведения ее сертификации в ССГА.
    14.10. Наземная авиационная техника по своему назначению работает в соприкосновении (непосредственной близости) с воздушными суднами, другим авиационным оборудованием и объектами, имуществом, грузами, обслуживает пассажиров, является рабочим местом для персонала авиапредприятия, оказывает влияние на окружающую среду. НАТ является источником повышенной опасности как собственно сложная специальная техника, так и по возможным последствиям ее эксплуатации, взаимодействия с другими объектами.
    Сквозной контроль качества техники, установленный настоящим стандартом на стадии разработки и производства, в комплексе с выполнением авиапредприятиями установленных эксплуатационных требований должен гарантировать полную реализацию технических возможностей НАТ и эффективную работу служб аэропортов.
    Ключевые слова: наземная авиационная техника, безопасность, требования технические, воздушные суда, охрана окружающей среды, охрана труда, испытания, эксплуатация, гражданская авиация.
    

    

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    (обязательное)

    
ПЕРЕЧЕНЬ
наземной авиационной техники

    
    1. Обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов:
    - автомашины с подъемным кузовом;
    - контейнеровозы;
    - транспортировщики;
    - погрузчики, автопогрузчики;
    - трапы;
    - автопоезда перронные;
    - автобусы;
    - тягачи;
    - тележки и прицепы багажные и контейнерные, роликовые дорожки, транспортеры, стеллажи;
    - подъемно-комплектовочное оборудование;
    - краны стреловидные самоходные, краны;
    - системы информации, средства радио и телеоповещения пассажиров, сигнальные устройства;
    - платформы;
    - лифты;
    - автоподъемники и вышки телескопические, автогидроподъемники, подъемники автомобильные гидравлические;
    - рабочие места и устройства билетно-кассовые, контрольно-кассовые, контрольно-регистрирующие;
    
    2. Техническое обслуживание воздушных судов:
    - специальные машины и установки для заправки воздушных судов жидкостями и газами;
    - машины и оборудование для уборки и мойки воздушных судов;
    - специальные машины для удаления обледенения с ВС;
    - специальные машины для обливания ВС спецжидкостями;
    - кондиционеры, подогреватели;
    - преобразователи частоты, устройства зарядные, выпрямители специальные;
    - специальное оборудование энергообеспечения;
    - установки для проверки электроисточников и гидросистем;
    - передвижные электроагрегаты и электроколонки;
    - самолетные тягачи;
    - платформы, стремянки обслуживания;
    - водила.
    
    3. Эксплуатационное содержание и ремонт аэродромов:
    - машины дорожные, в том числе комбинированные (универсальные), машины уборочные и снегоочистительные, отвалы, щетконамоточное оборудование;
    - машины для уборки помещений общественного назначения;
    - машины для зимней очистки и летней уборки аэродромов;
    - автогрейдеры, грейдеры, прицепные;
    - машины для заливки швов и трещин;
    - машины тепловые и ветровые;
    - передвижные авиамастерские и лаборатории всех типов;
    - машины для очистки посадочных огней;
    - разбрызгиватели и разбрасыватели химреагентов и песка;
    - средства оценки состояния поверхностей ВПП;
    - установки для отпугивания птиц;
    - электромагнитные очистители;
    - маркировочные машины;
    
    3. Специальное оборудование технических средств авиа ГСМ и спецжидкостей:
    - аэродромные топливозаправщики;
    - аэродромные маслозаправщики;
    - передвижные средства заправки;
    - агрегаты централизованной заправки ВС;
    - фильтры, фильтры водоотделители;
    - рукава для авиатоплива, смазочных материалов, гидравлических смесей;
    - дозаторы ПВК жидкостей;
    - наконечники присоединительные гидрантные;
    - наконечники нижней заправки ВС авиационными горючесмазочными материалами.