Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93000355.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ПРИКАЗ

13 февраля 1997 года               № 22

г. Москва


ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ С ВЕРТОЛЕТОМ МИ-6 RА-21878 УХТИНСКОГО ФИЛИАЛА ГАП "КОМИАВИА" КОМИ РУ ФАС РОССИИ


    30 мая 1996 гола произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-6 RA-21878 Ухтинского филиала ГАП Комиавиа РУ ФАС России.
    Экипаж Ухтинского филиала ГАП "Комиавиа" в составе: КВС Калимова Ю.А., второго пилота Хитрова В.П., штурмана Яценко Ю.М., бортмеханика Головина В.Н., бортрадиста Марковченкова Ю.М. на вертолете Ми-6 RA-21878 выполнял транспортно-связные работы с грузом на внешней подвеске по обслуживанию Сургутского вышкомонтажного управления.
    Вылет с подбазы Русинская был произведен в 03 часа 09 мин (ИТС). В ходе летного дня экипаж выполнил 18 транспортных полетов 9, из них выполнялись с различными грузами на внешней подвеске.
    В 11 час 04 мин. экипаж произвел взлет с площадки буровой Р-517 для перевозки груза на внешней подвеске на буровую Р-110.
    Вес груза на внешней подвеске (7 мешков цемента) составлял 5600 кг общая длина подвески (штатный трос, подстропник, высота груза) - 7 метров. На борту находился сопровождающий груз такелажник.
    Через 19 минут полета экипаж вышел на буровую Р-110 и осуществил заход на площадку.
    Выполнив зависание на высоте 10 м, экипаж произвел укладку и отцепку груза. После отцепки груза предполагалось совершить посадку без выключения двигателей и уменьшения шага.
    В процессе выполнения эволюции на высоте 3-5 м для подбора места посадки произошло соударение рулевого винта с посторонним предметом (металлическим тросом), приведшее к разрушению его лопастей в воздухе с последующим отделением хвостового редуктора от концевой балки потерей управляемости и столкновения с землей.
    Вертолет полностью разрушился и сгорел.
    Члены экипажа получили телесные повреждения различной степени тяжести.
    По заключению комиссии по расследованию причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-6 RA-21878 явилось соударение с посторонним предметом (тросом), приведшее к разрушению рулевого винта и его отделению вместе с хвостовым редуктором от килевой балки и последующему столкновению вертолета с землей в результате сочетания следующих факторов:
    - ошибки экипажа в выборе места отцепки груза на части площадки, непригодной для выполнения висения и перемещения на малой высота из-за наличия препятствий на расстоянии меньше безопасного (менее 0,5 диаметра НВ от конца его лопастей).
    - недостаточной осмотрительности экипажа при выполнении перемещения вертолета на малой высоте.
    Неравномерное распределение налета часов экипажа в течение последнего календарного периода могло привести к его растренированности в переносимости интенсивной рабочей нагрузки, что обусловило возникновение усталости, снижение внимания и осмотрительности.
    
    ПРИКАЗЫВАЮ:
    
    1. Начальникам региональных управлений ФАС России, руководителям авиакомпаний и авиапредприятий:
    1.1. Организовать изучение приказа с летным и инженерно-техническим составом подразделений эксплуатантов воздушного транспорта.
    1.2. Повторно изучить с летным составом вертолетных подразделений требования РЛЭ, касающиеся полетев с подбором посадочных площадок с воздуха и перевозки грузов на внешней подвеске, обратив особое внимание на особенности пилотирования вертолета Ми-6 при висении на малых высотах.
    
    2. Начальнику Управления летней службы рассмотреть рекомендации комиссии по расследованию данного авиационного происшествия и принять меры по их реализации.
    
    3. Обратить внимание генерального директора ГАП "Комиавиа" на серьезные недостатки в обеспечении безопасности полетов в авиапредприятии и необходимости принятия эффективных мер по ее повышению.
    
    4. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов ФАС России Кореневского Ю.И.
    



Директор                          Г. Н. Зайцев