ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
26 января 1998 года № 14
г. Москва
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ АН-12БП RA-11122
13 апреля 1997 года при посадке в аэропорту Верхневилюйск днем, в простых метеоусловиях произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом АН-12 RA-11122 авиапредприятия "Авиа" Западно-Сибирского регионального управления ФАС России.
Экипаж в составе: командир воздушного судна - Меркуль С.Н., второй пилот - Глазнев М.А., штурман - Глазнев А.Н., бортмеханик - Горох А.Н., бортрадист - Бойков А.Д. выполнял чартерный рейс по маршруту Новосибирск (а/п "Толмачево") - Верхневилюйск. По документам на борту воздушного судна находилось 12100 кг груза и семь пассажиров, сопровождающих груз. Второй пилот Борисов А.Ю., который согласно полетному заданию планировался выполнять полет в составе данного экипажа, одновременно состоит в штате службы организации перевозок авиапредприятия "Авиа" в качестве диспетчера по загрузке. Непосредственно занимаясь загрузкой данного самолета, он по состоянию здоровья за один час до планируемого времени вылета был заменен на второго пилота Глазнева М.А. Вес груза, определенный при контрольном взвешивании после авиационного происшествия, равнялся 23076кг. Фактический взлетный вес самолета составлял 76580 кг, а посадочный -65580 кг. Решением Федеральной авиационной службы России от 17.03.97г. № 6.8.37 самолету разрешена эксплуатация с взлетной массой до 64 т. Таким образом, превышение взлетного веса по отношению к максимально разрешенному составило 12580кг, а превышение посадочного - 7580кг, что является нарушением "Руководства по летной эксплуатации" самолета. Данное обстоятельство повлияло на летные характеристики самолета и исход полета.
При выполнении посадки экипаж допустил перелет торца грунтовой взлетно-посадочной полосы (ВПП) на 390 м при ее длине 1800 м, с последующими двумя отделениями самолета и опусканием передней опоры на удалении 777 м от торца ВПП. В процессе дальнейшего движения самолет выкатился за пределы концевой полосы безопасности, столкнулся с препятствием и получил серьезные повреждения. В результате авиационного происшествия экипаж не пострадал, один человек, сопровождавший груз, получил травму.
Авиационное происшествие явилось следствием значительного превышения максимально допустимой посадочной массы самолета и обусловлено сочетанием следующих факторов:
1. Нарушение правил загрузки самолета со стороны работников службы организации перевозок авиапредприятия "Авиа".
2. Бесконтрольность за загрузкой самолета со стороны экипажа, не предотвратившего практически двойную перегрузку самолета грузом.
3. Недооценка экипажем степени перегрузки воздушного судна при взлете и продолжение полета до пункта назначения на нерасчетных скоростях полета и высотах. Расчет режимов полета при снижении, заходе на посадку и посадке без учета фактической посадочной массы, что привело к "козлению" самолета и торможению только с середины ВПП.
4. Неграмотные действия пилотов на пробеге:
- выключение внешних, а затем и внутренних двигателей, в то время как целесообразнее было использовать их отрицательную тягу для уменьшения длины пробега;
- неэффективное использование торможения колес;
- преждевременная ориентация командира воздушного судна на выкатывание и маневрирование на ВПП по направлению.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику Управления поддержания летной годности ФАС России Гипичу Г.Н. совместно с конструкторскими бюро решить вопрос о внедрении автоматизированного контроля загрузки и центровки воздушных судов с использованием бортовых самописцев.
2. Начальнику научно-технического Управления ФАС России Самохину В.И. обеспечить выделение финансовых средств, предусмотренных по плану НИОКР на 1998 год для разработки "Руководства по центровке и загрузке (разгрузке) воздушных судов ГА".
3. Заместителю начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Карецкому Ю.В. рассмотреть вопрос о целесообразности разработки и внедрения специальной процедуры допуска экипажей к полетам в случае расширения ограничений эксплуатационных полетных масс ВС.
4. Начальникам региональных управлений ФАС России:
4.1. Довести приказ до руководителей авиапредприятий и аэропортов.
4.2. Провести разовые проверки деятельности авиапредприятий по вопросам обеспечения безопасности полетов, обратив особое внимание на:
- организацию грузовых перевозок и подготовку экипажей к данному виду работ;
- наличие воздушных судов, имеющих разрешение на индивидуальное увеличение максимально допустимых полетных масс и их обоснованность;
- выполнение условий летной и технической эксплуатации подобных воздушных судов, оговоренных в соответствующих решениях;
- наличие соответствующих изменений и дополнений "Руководства по летной эксплуатации", "Руководства по технической эксплуатации" и другой нормативной документации;
- знание экипажами особенностей летной эксплуатации подобных воздушных судов;
- выполнение требований приказа ФАС России от 06.02.97г. № 18 "О дополнительных мерах по соблюдению установленных правил обеспечения безопасности полетов при грузовых и пассажирских перевозках на воздушном транспорте России".
5. Начальнику Западно-Сибирского РУ ФАС России организовать в первом квартале 1998г. проверку в а/п Толмачево состояния дел в службе организации перевозок по соблюдению действующих нормативных документов и о результатах информировать ФАС России.
6. Руководителям авиапредприятий и аэропортов:
6.1. Изучить на специальных разборах со всем летным составом и персоналом авиагрузовых комплексов обстоятельства и причины авиационного происшествия.
6.2. Провести дополнительные занятия с персоналом службы организации перевозок по основным положениям "Руководства по центровке и загрузке самолетов ГА" (РЦЗ-83) и действующих инструкций МГА от 25.05.81г. № 242/У и от 01.12.88г. № 66/И.
6.3. Путем систематического контроля со стороны командно-руководящего состава, добиться исключения нарушений при оформлении документации и загрузке воздушных судов.
7. Контроль за исполнением требований приказа возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В.
Директор Г.Н. Зайцев