ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ
ПРИКАЗ
17 февраля 1998 года № 43
г. Москва
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ БЕЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖЕРТВ С САМОЛЕТОМ ИЛ-76ТД RA-76834.
25 января 1997 года при выполнении взлета в аэропорту Анадырь произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Ил-76ТД RA 76834, принадлежащим акционерному обществу открытого типа "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (АООТ "ВАСО") Регионального управления Центральных районов ФАС России.
Экипаж самолета в составе командира воздушного судна (КВС) Соснина Г.А., второго пилота Нилогова О.М., штурмана Коваленко Г.И., бортинженера Тарасова В.Н., бортрадиста Артемова Ю.Н. и двух бортоператоров выполнял транспортный полет по маршруту Анадырь -Москва (Раменское). На борту самолета также находились два авиатехника для технического обслуживания в транзитных аэропортах.
Взлетный вес и центровка составляли соответственно 171 тонну и 26,5% САХ, что не выходило за установленные ограничения. Согласно сводно-загрузочной ведомости загрузка отсутствовала. Фактически на самолете находилось 16 пассажиров, не оформленных в установленном порядке, что стало возможным из-за нарушения экипажем требований РЛЭ и правил перевозки пассажиров, а также недостаточного контроля со стороны соответствующих служб аэропорта Анадырь.
Предполетная подготовка экипажем была выполнена не в полном объеме. Метеоконсультацию получил только штурман, командир ВС и второй пилот в нарушение требований п.п. 3.6.8., 3.6.10. и 4.4.16. НПП ГА-85 при этом не присутствовали.
КВС Соснин Г.А., не имея допуска к инструкторской работе, разрешил второму пилоту занять в кабине самолета место командира воздушного судна с целью выполнения полета, хотя второй пилот не проходил соответствующую подготовку. В нарушение требований п.п. 2.3.11 НПП ГА-85 данный полет КВС выполнял без свидетельства специалиста гражданской авиации, имея при себе только свидетельство летчика-испытателя.
Командир ВС самоустранился от выполнения своих обязанностей по контролю за предполетной подготовкой и действиями членов экипажа. Перед взлетом контроль готовности согласно "Карты контрольных проверок" не выполнялся, в результате чего экипаж самолета не выпустил механизацию крыла во взлетное положение.
Взлет выполнял второй пилот Нилогов О.М. в условиях встречно-бокового ветра справа с порывами до 15 м/с. В процессе разбега самолет удерживался на оси ВПП отклонением руля направления до 10° и элеронов до 13°. На удалении 1350 м от начала разбега самолет начал уклоняться влево. На скорости 210 - 220 км/час у самолета появилась тенденция к увеличению угла тангажа. Это произошло из-за возникновения кабрирующего момента, созданного стабилизатором, установленным во взлетное положение, не сбалансированного невыпущенными закрылками. Самолет оторвался от ВПП на скорости 290 км/час с левым креном 3,5°, углом тангажа 13,5° и углом атаки 17,2°. Через секунду после отрыва, когда угол атаки составлял 19,6°, сработал речевой информатор "Угол атаки уменьшить!". Пилотирующий летчик, реагируя на это, энергично отдал штурвал от себя, но затем также энергично возвратил штурвал в исходное положение. Одновременно с этим экипаж старался парировать прогрессирующий левый крен до 13° путем отклонения элеронов на максимум их хода. Самолет, первоначально оставаясь управляемым по боковому каналу, вышел из левого крена, но затем начал валиться на правую плоскость из-за выхода на закритические углы атаки. Несмотря на дальнейшее отклонение штурвала от себя, происходило увеличение угла тангажа на кабрирование до 22°, угла атаки до 31° при скорости 285 км/час и высоте около 7м. Пролетев после отрыва 665 метров, самолет столкнулся с землей.
В результате авиационного происшествия экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести, самолет восстановлению не подлежит.
Авиационное происшествие произошло в результате взлета с убранной механизацией крыла, выхода самолета на закритические углы атаки с последующей потерей управляемости, что привело к сваливанию и столкновению с землей.
Авиационное происшествие связано с многочисленными нарушениями со стороны экипажа и обусловлено сочетанием следующих факторов:
- невыполнение командиром ВС своих обязанностей при подготовке к полету и выполнении взлета;
- нарушение экипажем требований РЛЭ самолета, выразившееся в невыполнении "Карты контрольных проверок" и приведшее к взлету с убранной механизацией крыла;
- выполнение взлета вторым пилотом, находившимся на рабочем месте командира ВС и не имевшим навыков в пилотировании с левого пилотского сидения.
Данное авиационное происшествие явилось следствием некачественной организации летной работы и слабой методической подготовки командно-руководящего состава АООТ "ВАСО". Об этом свидетельствуют неоднократные случаи приостановки действия свидетельства эксплуатанта АООТ "НАСО" начальником Регионального управления Центральных районов.
Материалы расследования переданы в прокуратуру для привлечения виноватых лиц к уголовной ответственности. Командир воздушного судна Соснин Г.А. приказом Генерального директора АООТ "ВАСО" уволен с работы в соответствии с п.1. ст. 254 КЗоТ РФ.
Для устранения выявленных недостатков и предотвращения повторения подобных случаев.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальнику Научно-технического управления ФАС России Самохину В.И. и заместителю начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Карецкому Ю.В. совместно с заинтересованными организациями рассмотреть вопрос о разработке и установке на самолетах Ил-76 всех модификаций системы звуковой и световой сигнализации "К взлету не готов".
2. Начальникам региональных управлений ФАС России:
2.1. Данный приказ довести до личного состава управления и руководителей авиапредприятий.
2.2. Усилить контроль за состоянием организации обеспечения и выполнения полетов гражданских воздушных судов авиапредприятий. созданных на базе организаций других ведомств, при этом особое внимание уделить эффективности использования средств объективного контроля в профилактике нарушений установленных правил эксплуатации воздушных судов.
3. Руководителям авиапредприятий
3.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия с самолетом Ил-76ТД RA-76834 изучить на специальных разборах с летным составом и специалистами служб обеспечения полетов.
3.2. Пронести дополнительные занятия с летными составом, выполняющим полеты на самолетах Ил-76, по п.п. 2.9., 4.2.4., 4.2.21. Приложения № 1 и п. 2.2. Приложения № 10 РЛЭ самолета Ил-76Т (ТД).
4. Указать Генеральному директору АООТ "ВАСО" Михайлову А.Г. на серьезные недостатки в организации летной работы в авиапредприятии.
5.1. В отношении лиц, причастных к авиационному происшествию ограничиться мерами принятыми в приказе Генерального директора АООТ "ВАСО" от 14.05.97г. № 244.
6. Контроль за выполнением требований настоящего приказа возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России А.В. Нерадько.
Директор Г.Н. Зайцев