ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
ПРИКАЗ
30 декабря 1999 г. № 155
г. Москва
О ПРОГРАММЕ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА
ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ НА 2000 - 2002 ГОДЫ
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.99 № ИК-П12-29381 по выполнению требований законодательства об охране труда
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу улучшения условий и охраны труда на воздушном транспорте на 2000-2002 годы (далее именуется - Программа).
2. Начальникам управлений и самостоятельных отделов ФСВТ России, руководителям территориальных органов ФСВТ России, авиапредприятий и организаций воздушного транспорта обеспечить проведение систематической работы, направленной на улучшение условий и повышение безопасности труда, в соответствии с основными направлениями отраслевой политики в области охраны труда, указанными в Программе, и системой программных мероприятий.
3. Начальникам управлений, самостоятельных отделов и руководителю службы охраны труда ФСВТ России, начальникам научно-исследовательских организаций при формировании планов НИОКР учитывать предложения на проведение НИОКР, включенные в Программу.
4. Начальнику НТУ ФСВТ России планировать целевое выделение лимитов финансирования НИОКР для службы охраны труда ФСВТ России с целью реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
5. Контроль за выполнением настоящего приказа и Программы возложить на первого заместителя директора ФСВТ России А.К.Бондарева.
Директор В.И.Андреев
УТВЕРЖДЕНО
приказом ФСВТ России
от 30 декабря 1999 г. № 155
ПРОГРАММА
улучшения условий и охраны труда на воздушном транспорте
на 2000 - 2002 годы
(Приказ ФСВТ России от 30.12.99 № 155)
Паспорт Программы улучшения условий и охраны труда на
воздушном транспорте на 2000 - 2002 годы
Наименование Программы |
Программа улучшения условий и охраны труда на воздушном транспорте на 2000 - 2002 годы | |
Наименование, дата и номер решения о разработке Программы |
Поручение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. №ИК-П12-29381 | |
Заказчик Программы |
Федеральная служба воздушного транспорта России | |
Основные разработчики Программы |
Служба охраны труда ФСВТ России, ГосНИИ ГА (037 лаборатория) | |
Цели и задачи Программы |
Целью программы является создание предпосылок для улучшения условий и охраны труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Основной задачей Программы является формирование основных направлений отраслевой политики в области охраны труда и разработка комплекса мероприятий по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на воздушном транспорте на период с 2000 по 2002 годы. | |
Сроки реализации Программы |
2000 - 2002 годы | |
Перечень основных мероприятий Программы |
Создание системы управления охраной труда на воздушном транспорте Совершенствование отраслевой нормативной базы по охране труда, информационное обеспечение охраны труда Повышение уровня организации работы по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Обеспечение внутриведомственного контроля за состоянием охраны труда Организация и проведение научных исследований в области охраны труда Совершенствование средств индивидуальной защиты работников | |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Федеральная служба воздушного транспорта России, территориальные органы ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД, авиапредприятия и организации воздушного транспорта, учебные заведения и научно-исследовательские организации гражданской авиации | |
Основные источники финансирования Программы |
Средства федерального бюджета, выделяемые ФСВТ России на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Средства авиапредприятий и организаций воздушного транспорта, выделяемые на финансирование мероприятий по охране труда в соответствии со ст. 19 Федерального закона Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации" | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранение здоровья работников | |
Организация контроля за исполнением Программы |
Федеральная служба воздушного транспорта России |
1. Состояние производственного травматизма и условий труда на
авиапредприятиях и в организациях воздушного транспорта
Деятельность воздушного транспорта связана с наличием большого количества опасных и вредных производственных факторов, представляющих опасность для жизни и здоровья работающих. В случае нарушения требований по охране труда воздействие этих факторов на работников может приводить к несчастным случаям и заболеваниям, потерям рабочего времени, материальному ущербу.
В таблице 1 приведены данные о числе пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (без учета пострадавших в авиационных происшествиях) и о материальных последствиях от несчастных случаев за период с 1995 по 1998 годы*:
Таблица 1
Показатели травматизма |
Годы | |||
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, чел. |
529 |
505 |
530 |
456 |
Число пострадавших со смертельным исходом, чел. |
17 |
14 |
26 |
16 |
Материальные последствия несчастных |
1,54 |
2,12 |
2,21 |
2,43 |
В таблице 2 приведены относительные показатели травматизма на авиапредприятиях и в организациях воздушного транспорта в 1995 - 1998 годах в сравнении со средними показателями по России в целом.
* Здесь и в дальнейшем приводятся сведения о производственном травматизме без учета пострадавших в результате авиационных происшествий.
Таблица 2
Относительные показатели |
Годы | |||
|
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
К коэффициент частоты несчастных случаев (число пострадавших на 1000 работавших) |
|
|
|
|
К(с) коэффициент смертности от несчастных случаев (число пострадавших со смертельным исходом на 1000 работавших) |
|
|
|
|
К(т) коэффициент тяжести несчастных случаев (число дней нетрудоспособности на 1 несчастный случай) |
|
|
|
|
Сравнение приведенных показателей травматизма свидетельствует, что показатели частоты и смертности от несчастных случаев на воздушном транспорте значительно ниже, чем в среднем на предприятиях России. Однако, принимая во внимание относительный рост травматизма в 1995 - 1997 г.г. и то, что гражданская авиация является одной из наиболее развитых отраслей, а также учитывая высокий образовательный уровень авиаработников, настоящие показатели производственного травматизма на воздушном транспорте нельзя считать удовлетворительными.
Наибольшее число пострадавших в эксплуатационных авиапредприятиях приходится на следующие службы, приведенные в таблице 3:
Таблица 3
Служба, подразделение |
Количество пострадавших в среднем за период с 1995 по 1998 г.* | |
Инженерно-авиационная служба (АТБ, АТК, АТП) |
21.7 | |
ССТ |
18,2 |
Указано в процентах к общему числу пострадавших.
Продолжение таблицы 3
Служба, подразделение |
Количество пострадавших в среднем за период с 1995 по 1998 г.* | |
СОП |
8,3 | |
Летная служба |
8,0 | |
Ремонтно-строительные и эксплуатационные службы (РСУ, ОГМ, СГМ) |
7,7 |
Наибольшее число пострадавших со смертельным исходом в эксплуатационных авиапредприятиях приходится на службы, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
Служба, подразделение |
Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1995 по 1998 г.** | |
ССТ |
18,1 | |
Летная служба |
17,9 | |
ТиСТО |
16,2 | |
Инженерно-авиационная служба (АТБ, АТК, АТП) |
13,7 |
Наиболее распространенными видами происшествий, приводящими к несчастным случаям являются приведенные в таблице 5:
Таблица 5
Виды происшествий |
Количество пострадавших в среднем за период с 1995 по 1998.г.* | |
Повреждения из-за подскальзывания, спотыкания на территории (на покрытии аэродромов, дорог, поверхности земли) |
25,7 | |
Падение пострадавших с высоты (со стремянок, лестниц, воздушных судов, в незакрытые люки и т.п.) |
16,4 |
Указано в процентах к общему числу пострадавших.
** Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом,
Продолжение таблицы 5
Виды происшествий |
Количество пострадавших в среднем за период с 1995 по 1998г.* | |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей |
11,6 | |
Падения, обрушения, обвалы (предметов, материалов, земли и т.д.) |
10,7 | |
Дорожно-транспортные происшествия |
10,1 |
Наиболее распространенными видами происшествий, которые привели к несчастным случаям со смертельным исходом, являются приведенные в таблице 6;
Таблица 6
Виды происшествий |
Количество пострадавших со смертельным исходом в среднем за период с 1995 по 1998г.** | |
Дорожно-транспортные происшествия |
22,3 | |
Воздействие экстремальных температур (в т.ч. открытого пламени) |
11,0 | |
Падение пострадавших с высоты (со стремянок, лестниц, воздушных судов, в незакрытые люки и т.п.) |
10,4 | |
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей |
8,0 | |
Воздействие вредных веществ |
6,7 | |
Поражение электрическим током |
5,1 |
В таблице 7 приведены основные причины несчастных случаев:
Таблица 7
Причины возникновения несчастных случаев |
Количество пострадавших в среднем за период с 1995 по 1998г.* | |
Неудовлетворительная организация производства работ |
12,7 | |
Неудовлетворительное техническое состояние территории, зданий |
11,4 |
*Указано в процентах к общему числу пострадавших.
** Указано в процентах к общему числу пострадавших со смертельным исходом.
Продолжение таблицы 7
Причины возникновения несчастных случаев |
Количество пострадавших в среднем за период с 1995 по 1998г.* | |
Конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования |
6,4 | |
Нарушение технологического процесса |
5,4 | |
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест |
5,0 | |
Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств |
4,6 |
В 1998 году свыше 80 тысяч работников авиапредприятий были заняты на работах с условиями труда, не отвечающими санитарно-гигиеническим нормам, что составило 33,2% от общей численности, в том числе 23,7% работающих подвергались воздействию повышенного уровня шума.
50,4% работников предприятий воздушного транспорта за работу в неблагоприятных условиях труда пользовались различными компенсациями за условия труда (дополнительным отпуском, сокращенным рабочим днем, бесплатным получением молока, спецодежды, спецобуви и других СИЗ, льготными пенсиями и т.д.).
Недостатки в обеспечении охраны труда на авиапредприятиях и в организациях гражданской авиации обусловлены в основном:
- недостаточным вниманием руководителей всех уровней к вопросам охраны труда,
- низким уровнем знаний по охране труда у руководителей и специалистов;
- невыполнением должностными лицами своих функциональных обязанностей по охране труда, в том числе недостаточным контролем за соблюдением технологической и трудовой дисциплины;
- отсутствием материальной заинтересованности в обеспечении безопасных и безвредных условий труда со стороны должностных лиц и за соблюдением правил по охране труда со стороны работников;
- неукомплектованностью служб охраны труда и высокой "текучестью" работников службы охраны труда, недостаточной их квалификацией;
- низким уровнем трудовой и производственной дисциплины.
___________________________________________
Указано в процентах к общему числу пострадавших.
Основными причинами, определяющими недостатки в области охраны труда как на воздушном транспорте, так и в целом по стране, являлись:
1) Несовершенство государственной системы управления охраной труда, в том числе из-за отсутствия системы, экономически стимулирующей работников, работодателей и предпринимателей решать вопросы безопасности и гигиены труда, в том числе:
- несовершенство системы социального страхования (в частности, отсутствие дифференцированных отчислений по соцстраху в зависимости от состояния охраны труда на предприятии, отсутствие страхования от несчастных случаев на производстве);
- недостатки в системе возмещения вреда (ущерба) за потерю здоровья работника на производстве (с одной стороны, система не направлена на повышение ответственности работника за соблюдение правил охраны труда, с другой стороны - незначительный размер компенсации не стимулирует предприятия к обеспечению охраны труда);
- недостатки в системе компенсаций за условия труда;
- отсутствие системы лицензирования и сертификации производственной деятельности, оборудования, процессов и предприятий в целом по вопросам безопасности труда и др.
2) Несовершенство нормативно-правовой базы в области охраны труда.
3) Несовершенство системы надзора и контроля за состоянием охраны труда, в т.ч. внутриведомственного.
4) Отсутствие государственной системы подготовки специалистов по охране труда.
2. Основные направления отраслевой политики в области охраны труда на 2000 - 2002 годы
В соответствии с основными принципами государственной политики в области охраны труда, закрепленными в Федеральном законе Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", определены следующие основные направления отраслевой политики в области охраны труда:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
- управление охраной труда в отрасли;
- координация деятельности авиапредприятий и организаций воздушного транспорта в области охраны труда;
- разработка и установление научно обоснованных отраслевых требований по охране труда;
- обеспечение внутриведомственного контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, в том числе оценка организации охраны труда на авиапредприятиях при их сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации;
- взаимодействие авиапредприятий и организаций воздушного транспорта с органами управления, надзора и контроля, профессиональными союзами по вопросам реализации отраслевой политики в области охраны труда;
- разработка и внедрение методов стимулирования работы по созданию здоровых и безопасных условий труда на авиапредприятиях;
- разработка и применение на авиапредприятиях воздушного транспорта мер экономического воздействия к работникам, не выполняющим или нарушающим установленные требования по охране труда;
- обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами за счет средств предприятия;
- обязательное расследование обстоятельств и причин каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве, разработка и внедрение мер, предупреждающих возможность повторения подобных случаев;
- предоставление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне авиапредприятия;
- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;
обучение и повышение квалификации работников служб охраны труда авиапредприятий и организаций воздушного транспорта, а также их руководителей и специалистов по вопросам охраны труда.
Реализация основных направлений отраслевой политики в области охраны труда требует координации и сопряжения правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мер, осуществляемых авиапредприятиями и организациями гражданской авиации, территориальными органами и центральным аппаратом ФСВТ России.
3. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий и охраны труда в гражданской авиации, проведенного Службой охраны труда ФСВТ России и лабораторией исследований условий и безопасности труда в ГА ГосНИИ ГА; требований, предъявляемых к руководителям предприятий и организаций в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также с учетом задач и функций в области охраны труда, установленных для федеральных органов исполнительной власти; предложений управлений и отделов ФСВТ России, ее территориальных органов, авиапредприятий и организаций воздушного транспорта, учебных заведений и НИИ гражданской авиации.
Система программных мероприятий включает работу в области охраны труда как Федеральной службы воздушного транспорта России и ее территориальных органов, так и работу авиапредприятий и организаций гражданской авиации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда, а также проведение научных исследований НИИ и ВУЗов гражданской авиации по охране труда.
3.1. Основные организационно-методические мероприятия ФСВТ России, территориальных органов ФСВТ России, Госкорпорации по ОВД по управлению охраной труда на воздушном транспорте
№ п/п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители | |
1 |
Наличие в составе ОАМиОТ ФСВТ России функционально самостоятельной Службы охраны труда в аппарате ФСВТ России численностью согласно рекомендациям Минтруда России |
2000 г. |
УКиСП ФСВТ России | |
2 |
Введение должности специалиста по охране труда в территориальных органах ФСВТ России, Госкорпорации по ОВД |
2000 г. |
МТУ (ТУ) | |
3 |
Своевременное информирование МТУ (ТУ) ФСВТ России, предприятий и организаций воздушного транспорта о принятых органами государственного управления в области охраны труда решениях, утверждении нормативных актов по охране труда; подготовка распорядительных документов ФСВТ России по организации выполнения на предприятиях воздушного транспорта принятых решений в области охраны труда и соблюдении нормативных актов по охране труда |
постоянно |
Служба охраны труда ФСВТ России | |
4 |
Тиражирование и доведение до подведомственных предприятий и организаций воздушного транспорта распорядительных документов ФСВТ России по вопросам охраны труда |
постоянно |
МТУ (ТУ) ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД | |
5 |
Оказание методической помощи по вопросам охраны труда: подготовка методических указаний, рекомендаций и информационных писем о новых изданиях и приборах по охране труда, средствах индивидуальной защиты, по вопросам обучения и проверки знаний по охране труда, по организации решения проблем, связанных с обеспечением безопасности труда на подведомственных предприятиях и в организациях |
постоянно |
Служба охраны труда ФСВТ России, МТУ (ТУ) ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД | |
6 |
Пересмотр и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных документов по охране |
постоянно |
ФСВТ России, (Служба охраны труда, управления и самостоятельные отделы по направлениям деятельности) | |
7 |
Участие в работе Минтруда России по формированию Перечней работ, производств, профессий, должностей, на которых ограничивается применение труда женщин и несовершеннолетних |
2000 г. |
ФСВТ России, (Служба охраны труда, управления и самостоятельные отделы по направлениям деятельности) | |
8 |
Учет несчастных случаев на производстве на предприятиях и в организациях воздушного транспорта |
постоянно |
Служба охраны труда ФСВТ России, МТУ (ТУ) ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД | |
9 |
Организация, сбор и обобщение статистических отчетов предприятий и организаций воздушного транспорта по формам № 7-травматизм и № 1-т (условия труда) |
ежегодно, в установленные сроки |
Служба охраны труда ФСВТ России, МТУ (ТУ) ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД | |
10 |
Подготовка годовых анализов состояния производственного травматизма, условий труда и рекомендаций по предупреждению несчастных случаев |
2 квартал каждого года |
Служба охраны труда ФСВТ России | |
11 |
Подготовка информации о производственном травматизме на предприятиях воздушного транспорта |
ежеквартально |
Служба охраны труда ФСВТ России | |
12 |
Подготовка оперативных сообщений (телеграмм) о смертельных несчастных случаях на производстве, разработка мер по их предупреждению |
по |
Служба охраны труда ФСВТ России | |
13 |
Экспертиза проектов нормативных документов на соответствие их нормам и правилам охраны труда |
постоянно |
Служба охраны труда ФСВТ России | |
14 |
Проведение региональных совещаний по результатам работы по охране труда за год, участие и выступление специалистов по охране труда на совещаниях руководителей авиапредприятий и организаций воздушного транспорта |
ежегодно |
МТУ (ТУ) ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД | |
15 |
Проведение смотра-конкурса среди подведомственных предприятий и организаций воздушного транспорта на лучшую организацию работы по охране труда |
2001 г. |
МТУ (ТУ) ФСВТ России, Госкорпорация по ОВД | |
16 |
Проведение смотра-конкурса на лучшее предприятие воздушного транспорта по организации работы по охране труда |
2002 г. |
ФСВТ России (Служба охраны труда, УКиСП, НТУ); ООО МНПП "Охрана труда-90" | |
17 |
Проведение обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций воздушного транспорта |
постоянно |
Академия ГА, МГТУ ГА, УТЦ, ООО МНПП | |
18 |
Проведение практического (организационно-методического) двухдневного семинара-учебы по проблемам охраны труда (с предоставлением участникам семинара возможности пройти проверку знаний по охране труда) |
ежегодно |
Служба охраны труда ФСВТ России, МГТУ ГА | |
19 |
Подготовка экспертов ССВТ по оценке организации охраны труда при сертификации предприятий воздушного транспорта |
2001,2002гг. |
ФСВТ России (Служба охраны труда, УКиСП, ЗПУ); МГТУ ГА | |
20 |
Проведение курсов повышения квалификации работников служб охраны труда предприятий и организаций воздушного транспорта |
постоянно |
Служба охраны труда ФСВТ России, МГТУ ГА | |
21 |
Подготовка предложений по формированию пакета НИР на разработку новых видов спецодежды и спецобуви для работников гражданской авиации (на основе изучения потребности авиапредприятий) |
2000 г. |
ФСВТ России (Служба охраны труда, управления и самостоятельные отделы), МТУ (ТУ) ФСВТ России; ГосНИИ ГА | |
|
|
|
(038 отд.) | |
22 |
Подготовка распорядительного документа ФСВТ России по упорядочению процесса приобретения предприятиями и организациями воздушного транспорта спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты для бесплатной выдачи работникам с целью обеспечения охраны труда |
2000 г. |
НТУФСВТ | |
23 |
Проведение смотра-конкурса средств индивидуальной защиты, представленных предприятиями-изготовителями для информирования предприятий воздушного транспорта и ознакомления с порядком осуществления заказов |
2000 г. |
НТУФСВТ | |
24 |
Разработка Положения о системе управления охраной труда на воздушном транспорте |
2000 г. |
Служба охраны труда ФСВТ России, ООО МНПП | |
25 |
Разработка распорядительного документа ФСВТ России о внутриведомственном контроле за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях воздушного транспорта |
2001 г. |
Служба охраны труда ФСВТ России, ООО МНПП "Охрана труда-90" | |
26 |
Подготовка предложений по включению в программы для обучающихся в УТЦ специалистов предприятий воздушного транспорта вопросов охраны труда в объеме 20-26 часов |
2000 г. |
ФСВТ России (УКиСП, Служба охраны труда); МТУ (ТУ) ФСВТ России | |
27 |
Подготовка предложений по разработке и выпуску плакатов и видеофильмов по охране труда при выполнении работ, характерных для гражданской авиации; информирование предприятий о порядке и условиях издания плакатов и видеофильмов |
2000г. |
Служба охраны труда ФСВТ России, ООО МНПП | |
28 |
Подготовка предложений по организации разработки на базе ГУАП "Кавминводыавиа" видеофильма по охране труда для предприятий воздушного транспорта (на паевой основе) |
2000 г. |
Служба охраны труда ФСВТ России, ГУАП Кавминводыавиа, ООО МНПП "Охрана труда-90" | |
29 |
Подготовка предложений по обмену опытом работы в области охраны труда, обобщению и распространению рационализаторских предложений, направленных на обеспечение безопасности труда |
2001 г. |
Служба охраны труда ФСВТ России, ООО МНПП "Охрана труда-90" | |
30 |
Подготовка распорядительного документа ФСВТ России о порядке установления доплат к тарифным ставкам и должностным окладам за работу в неблагоприятных условиях труда |
2000 г. |
Служба охраны труда ФСВТ России, ООО МНПП "Охрана труда 90" | |
|
|
|
| |
31 |
Подготовка предложений по созданию отраслевого фонда охраны труда |
после издания рекомендаций Минтруда России |
ФСВТ России (УФиНП, Служба охраны труда) | |
32 |
Организация оснащения служб ГСМ и ТЗК аэропортов фотоионизационным газоанализатором "КОЛИОН-1В" для определения содержания паров нефтепродуктов в воздухе |
2000 г. |
УРРАиАД ФСВТ России (отдел ГСМ) | |
33 |
Подготовка к утверждению "Инструкции по безогневой ремонтной технологии герметизации сквозных дефектов на резервуарах и трубопроводах, содержащих ГСМ" |
2002 г. |
УРРАиАД ФСВТ России (отдел ГСМ) |
3.2. Основные организационные мероприятия и направления работы авиапредприятий и
организаций воздушного транспорта по обеспечению безопасных и здоровых условии труда
1. Определение обязанностей и ответственности руководителей и специалистов структурных подразделений по вопросам охраны труда и включение их в должностные инструкции, контракты, договоры.
2. Комплектование фонда нормативных правовых актов и документации по охране труда, необходимых для руководства в работе по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.
3. Выполнение требований руководящих документов по обучению и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов, работников, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, а также по проведению всех видов инструктажей по безопасности труда с работниками.
4. Организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. в том числе водителей транспортных средств (перед началом и по окончании рабочего дня).
5. Проведение тщательного анализа состояния условий и охраны труда, контроля за уровнями воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда.
6. Обеспечение безопасности работников на территории предприятия, при эксплуатации зданий, сооружений и объектов: надлежащее содержание территории (особенно в зимний период); своевременное обследование и проведение ремонтов зданий, поддержание порядка в помещениях; выполнение требований пожарной безопасности, безопасной эксплуатации электрооборудования, вентиляционных систем, тепловых и газовых сетей, системы водоснабжения, санитарно-технических устройств и т.п.
7. Обеспечение безопасности технологических процессов, оборудования, машин, механизмов и инструментов: учет и регистрация применяемых оборудования и инструментов, своевременное проведение их осмотров, проверок, испытаний и планово-предупредительных ремонтов, замена устаревшего оборудования и инструментов.
8. Разработка и реализация мероприятий по устранению и снижению воздействия на работников вредных производственных факторов; сокращению численности работников, занятых на тяжелых работах; а также по улучшению и облегчению условий труда работающих женщин.
9. Пересмотр действующих и разработка (при необходимости) новых инструкций по охране труда.
10. Своевременное обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующими установленным требованиям; организация надлежащего ухода за средствами индивидуальной защиты.
11. Организация санитарно-бытового обслуживания работников (обеспечение гардеробными, душевыми, умывальными и другими санитарно-бытовыми помещениями и устройствами в соответствии с действующими нормами).
12. Организация режима труда и отдыха работников с соблюдением установленных норм продолжительности рабочего времени (в том числе норм полетного времени для членов экипажей воздушных судов).
13. Комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами в соответствии с действующими нормативами численности.
14. Оснащение службы охраны труда необходимым оборудованием и приборами для замеров опасных и вредных производственных факторов.
15. Выделение помещения для кабинета по охране труда в соответствии с действующими нормами (СНиП 2.09.04-87) и оснащение его необходимым оборудованием; организация работы кабинета охраны труда как центра пропаганды и обучения безопасности труда и передового опыта в области охраны труда.
16. Организация эффективной системы контроля руководителей, специалистов службы охраны труда и других должностных лиц за соблюдением в структурных подразделениях правил, норм и инструкций по безопасности труда.
17. Применение системы стимулирования руководителей и специалистов структурных подразделений за работу по улучшению условий, охраны труда и предупреждению производственного травматизма, а также работников предприятия - за соблюдение инструкций по охране труда и работу без травм и аварий.
18. Укрепление трудовой и технологической дисциплины.
19. Тщательное расследование всех несчастных случаев и аварий на производстве, анализ их причин и обстоятельств, разработка и принятие мер по предупреждению производственного травматизма.
20. Проведение Дней охраны труда, смотра-конкурса на лучшее подразделение по результатам работы по охране труда.
21. Проведение совместных совещаний и семинаров с профсоюзным активом и комитетом (комиссией) по охране труда как в подразделениях, так и на предприятии по вопросам улучшения условий и обеспечения безопасности труда.
3.3. Предложения по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
направленных на улучшение условий и охраны труда на воздушном транспорте
№ п/п |
Наименование НИОКР |
Заказчик (управление, отдел ФСВТ России) |
Исполнитель работ | |
1 |
Разработать Сборник типовых инструкций по охране труда для водителей спецмашин авиапредприятий |
Служба охраны труда |
ГосНИИ ГА (037 лаб.) | |
2 |
Разработать комплект Типовых инструкций по охране труда для 8 профессий и видов работ воздушного транспорта: - для бортпроводников; для агента по организации обслуживания авиаперевозок; - при эксплуатации самоходных трапов и автотрапов; - для водителя самоходных механизмов, - для транспортировщика, осуществляющего загрузку бортового питания; - для мойщика воздушных судов; - для работающих в комиссиях по расследованию авиационных происшествий; - при работе на высоте. |
Служба охраны труда |
ГосНИИ ГА (037 лаб.) |
3 |
Разработать комплект нормативных документов, регламентирующих требования безопасности и организацию работ повышенной опасности: - Методические указания о порядке допуска к работам повышенной опасности; - Правила по охране труда при работе со спецжидкостями; Правила по охране труда при работе с электрохимической бумагой типа ЭХБ в подразделениях полетной информации предприятий воздушного транспорта |
Служба охраны труда |
ГосНИИ ГА | |
4 |
Разработать Правила по охране труда при техническом обслуживании воздушных судов |
УПЛГ ГВС |
ГосНИИ ГА | |
5 |
Провести обследование условий труда и их влияния на здоровье ИТС с целью определения мер по защите ИТС от воздействия вредных производственных факторов и обоснования предоставления компенсаций за работу с неблагоприятными условиями труда |
УПЛГ ГВС |
НИИ | |
6 |
Разработать передвижную платформу в целях безопасного обслуживания двигательных установок, редуктора хвостового винта вертолетов Ми-8 и др. |
УПЛГ ГВС |
ГПИиНИИ ГА | |
7 |
Разработать методику утилизации НГЖ |
УПЛГ ГВС |
ГосНИИ ГА | |
8 |
Разработать аналог гидроспецжидкости (экологически чистой и менее токсичной для человека), заменяющей НГЖ |
УПЛГ ГВС |
| |
9 |
Разработать кабину оператора с применением новейших шумоизолирующих материалов для имеющихся спецмашин, используемых для обдува ВС |
УПЛГ ГВС |
| |
10 |
Разработать двигатель с меньшим уровнем шума, применяемый для спецмашины, используемой для обдува ВС |
УПЛГ ГВС |
| |
11 |
Разработать жидкости для промывки фильтров самолетов и двигателей и их деталей взамен бензинов и растворителей с целью уменьшения воздействия вредных факторов на человека |
УПЛГ ГВС |
| |
12 |
Разработать Правила по охране труда при эксплуатации объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи |
УГРРиТЭ ОВД |
ГосНИИ ГА | |
13 |
Провести обследование и анализ заболеваемости работников служб ЭРТОС, обслуживающих оборудование ВЧ, ОВЧ и СВЧ диапазонов и разработка предельно - допустимых норм воздействия электромагнитных полей на организм человека |
УГРРиТЭ ОВД |
НИИ медицины труда РАМН | |
14 |
Разработать Типовую инструкцию по охране труда для работников управления воздушным движением |
УГР ОВД |
ГосНИИ ГА | |
15 |
Разработать рекомендации по организации труда авиадиспетчеров, обеспечивающей сохранение их здоровья в процессе трудовой деятельности |
УГР ОВД |
Академия ГА | |
16 |
Разработать ФАП "Охрана труда при выполнении авиаработ" |
УРПРУ ОАМиОТ |
ОАО "НПК ПАНХ" |
17 |
Разработать техническую документацию на печь для сжигания твердых бытовых отходов после рейсов от самолетов, на борту которых выявлен больной инфекционным заболеванием |
УРПРУ |
ГПИиНИИ ГА "Аэропроект" | ||
18 |
Подготовить документацию на доработку спецмашины АПК-10 с целью устранения потенциальной опасности - неогражденных участков подъемного кузова |
УРПРУ |
ГПИиНИИ ГА | ||
19 |
Разработать нормативный акт, регулирующий режим труда и отдыха летного состава и бортпроводников |
УЛСиСЭ |
ГосНИИ ГА | ||
20 |
Переработать приказ МГА "Правила предоставления дополнительных отпусков работникам ГА за работу в особых условиях" с учетом происшедших изменений наименований должностей (от 13.03.86 № 50) |
Служба охраны труда, УКиСП совместно с заинтересован ными управлениями |
ГосНИИ ГА | ||
21 |
Разработать Положение о Системе управления охраной труда на воздушном транспорте |
Служба охраны труда |
ОООМНПП | ||
22 |
Разработать Методические указания по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда для членов экипажей воздушных судов гражданской авиации |
Служба охраны труда |
ГосНИИ ГА | ||
23 |
Разработать Методические рекомендации (пособие) по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (на основе изучения, обобщения опыта работы предприятий) |
Служба охраны труда |
ОООМНПП | ||
24 |
Разработать Методические указания по оценке условий труда на рабочем месте и Рекомендации по установлению доплат работникам гражданской авиации за работу в неблагоприятных условиях |
Служба охраны труда |
ООО МНПП | ||
25 |
Разработать Методические рекомендации при проведении контроля за состоянием охраны труда на предприятиях (в организациях) воздушного транспорта |
Служба охраны труда |
ОООМНПП | ||
26 |
Разработать Номенклатуру специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для предприятий и организаций воздушного транспорта |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
27 |
Разработать Каталог средств индивидуальной защиты, применяемых в гражданской авиации |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
28 |
Разработать комплект спецодежды для мойщиков по наружной мойке воздушных судов на утепляющей прокладке |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
29 |
Разработать образец женской утепленной куртки для агентов по обслуживанию пассажиров |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
30 |
Изготовить опытную партию, провести испытание в установленном порядке, организовать опытную носку и разработать технические условия комплекта защитного для пожарных |
СПАСОП |
ГосНИИ ГА | ||
31 |
Разработать летний комплект спецодежды с водоотталкивающей пропиткой для мойщиков летательных аппаратов |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
32 |
Провести исследование и разработать комплект спецодежды для сгонщиков-смывщиков красок и лаков |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
33 |
Разработать технические условия для серийного производства на демисезонный комплект спецодежды, защищающей от нефтепродуктов для работников служб |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
34 |
Разработать технические условия для серийного производства на комплект спецодежды для работников различных специальностей ГА, защищающей от высоких температур, искр, брызг, расплавленного металла, окалины для электрогазосварщиков |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
35 |
Разработать зимние юфтевые сапоги на натуральном меху для летного и инженерно-технического состава гражданской авиации |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
36 |
Разработать новую модель утепленных женских сапог для работников гражданской авиации |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
37 |
Разработать утепленные юфтевые сапоги с кирзовыми голенищами на маслобензостойкой резиновой подошве для инженерно-технического состава гражданской авиации |
НТУ |
ГосНИИ ГА | ||
38 |
Разработать облегченные полусапоги для технического состава гражданской авиации |
НТУ |
ГосНИИ ГА |
Руководитель Службы охраны труда ФСВТ России В.В.Еленский