Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93001385.htm

Министерство транспорта
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

28.09.00 № 22.10-40 ГА
На №______________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном происшествии
с вертолетом Mи- 8T RA-24187

Руководителям территориальных
органов ГСГА Минтранса РФ
Руководителям авиапредприятий



    


    6 января 2000 года, днем, в простых метеоусловиях, в 10 км от аэропорта Сургут произошла авария вертолета Ми-8Т RA-24187 авиакомпании "Тюменьавиатранс".
    Экипаж вертолета в составе командира ВС - пилота 1-го класса Жаворонкова Г.С., второго пилота Манера Э.Ф., бортмеханика Евпака В.Г., выполнял полет по срочному санитарному заданию по маршруту Сургут-буровая 51-Сургут. На борту вертолета находились два медицинских работника. Полетная масса воздушного судна при взлете составляла 10292 кг, центровка + 164мм, что не выходило за пределы ограничений, установленных РЛЭ Ми-8.
    Прогноз погоды по району полета: ветер у земли 80° 8м/с, температура -38°С, видимость 4000 метров, снег, облачность слоистая с высотой нижней границы 500 метров, давление 758 мм.рт.ст.
    В результате расшифровки записей средств объективного контроля, зарегистрированных БУР-1-2Ж установлено, что после взлета вертолета из аэропорта Сургут был выполнен набор высоты с разгоном скорости. Горизонтальный полет выполнялся на высоте около 100 метров и скорости 200км/час. Через 4 минуты после взлета (по показаниям членов экипажа и пассажиров) появился посторонний шум в районе хвостовой балки и началась сильная вибрация конструкции вертолета. Из-за вибрации корпуса хвостовой балки вертолета большой интенсивности произошло разрушение платформы крепления защитного бортового накопителя ЗБН-1 системы регистрации параметров полета БУР-1-2Ж и обрыв штепсельного разъема электропитания. По той же причине был сорван с аморт. рампы и частично поврежден аппарат записи 1Ф01 бортового магнитофона МС-61, в результате чего запись полетной информации прекратилась.
    При возникновении тряски вертолета КВС уменьшил скорость до 160км/час и перевел вертолет на снижение с разворотом на курс 90° (против ветра) для выполнения вынужденной посадки, о чем доложил службе УВД аэропорта Сургут. На высоте около 40 метров и скорости 50км/час начался самопроизвольный разворот вертолета влево. Уменьшением общего шага НВ и полным отклонением правой педали КВС пытался прекратить вращение вертолета. Эти действия результата не дали. Определив по поведению вертолета отказ путевого управления, КВС принял решение выключить двигатели (для прекращения вращения вертолета) и произвести посадку на самовращении НВ. Перед приземлением, для уменьшения вертикальной скорости. КВС увеличил общий шаг НВ до максимального значения, но из-за малой высоты и дефицита времени полностью погасить ее не удалось. Вертолет в посадочном положении, без поступательной скорости и боковых перемещений, грубо приземлился на редколесье.
    При этом часть хвостового редуктора с рулевым винтом отделилась от вертолета и упала в снег на удалении 3,3 метра от концевой балки. В результате повышенной вертикальной скорости снижения при приземлении экипаж и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
    При осмотре ВС после авиационного происшествия было обнаружено отсутствие хвостового отсека на лопасти № 2 рулевого вин га, что вызвало разбалансировку РВ с последующей вибрацией вертолета.
    Комплект лопастей изготовлен 26.05.94г. ММЗ "Вперед", установлен на вертолет 14.06.94г. и наработал с начала эксплуатации 491 час.
    Авария вертолета Ми-8Т RA-24187 произошла в результате грубого приземления при выполнении вынужденной посадки из-за отказа путевого управления, которое произошло вследствие отрыва хвостового отсека лопасти № 2 рулевого винта.
    По .заключению Государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте", причиной отрыва хвостового отсека лопасти № 2 рулевого винта явилась неудовлетворительная приклейка его обшивки к верхней и нижней полкам лонжерона и сотового блока к задней стенке лонжерона в процессе изготовления.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Руководителю Департамента поддержания летной годности ГВС и технического развития гражданской авиации ГСГА Минтранса РФ предъявить требования к промышленности:
    - по разработке мероприятии, исключающих некачественную клеевую сборку лопастей рулевого винта вертолетов Ми-8;
    - по уточнению расчетных нагрузок для узлов крепления защитного бортового накопителя ЗБН-1 регистратора БУР-1-2Ж и аппарата записи 1Ф01 магнитофона МС-61 и принятию мер по предотвращению разрушения узлов крепления в аварийных ситуациях.
    2. Начальникам территориальных органов ГСГА Минтранса РФ довести данное Заключение до подконтрольных авиапредприятий.
    3. Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты, обстоятельства и причину авиационного происшествия с вертолетом Ми-8 RA-24187 изучить со всем летным и инженерно-техническим составом.




Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов

 
    

В.А. Рудаков