ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА |
Руководителям территориальных |
Анализ состояния метеообеспечения полетов ГА за 1999 год
Направляю анализ состояния метеообеспечения полетов гражданской авиации за 1999 год по аэропортам РФ за 1999 год, проведенный на основании данных полученных от ТО ФСВТ России, ГП по ИВП и УВД, авиапредприятии, отчетных материалов Метеоагентства и обзора Росгидромета.
Прошу ознакомить руководящий, летный и диспетчерский состав служб гражданской авиации и персонал АМСГ, находящихся в структуре предприятий ГА, с настоящим анализом и принять меры по устранению указанных недостатков.
Начальник УР ОВД Л.К. Щербаков
1. Общие сведения
1.1Анализ состояния метеорологического обеспечения гражданской авиации за 1999 год проведен на основании данных, полученных от ТО ФСВТ России, ГП по ИВП и УВД, авиапредприятии, отчетных материалов Метеоагентства и обзора Росгидромета.
На территории Российской Федерации метеорологическое обслуживание полетов гражданской авиации осуществляли авиационные метеорологические органы Росгидромета и ФСВТ России.
По данным на 01.01.2000г. в составе авиапредприятий функционируют 37 авиаметеостанций и оперативных групп (ЛМЦ - 2, АМСГ - 20, ОГ- 15); в составе Росгидромета - 342 органа (АМЦ/ДМСГ/ОГ), в 1998г. -354.
1.2 В течение 1999 года продолжалась почти повсеместно реструктуризация сети Росгидромета (Приволжский, Средне-Сибирский, Якутский, Северо-Западный, Сахалинский, Дальневосточный, Тюменский, Северо-Кавказский и др. регионы страны), которая сводилась к:
- сокращению авиаметеорологическчх (АМСГ) станций и постов,
- сокращению станций, привлекаемых к подаче штормовой информации в адрес АМЦ и АМСГ,
- сокращению аэрологической сети станций,
- изменению регламента работы ряда АМСГ (перевод на некруглосуточную работу),
- понижению разрядности АМСГ (и, как следствие, сокращению прогностических групп).
В целом по сравнению с 1998 годом количество АМСГ в составе Росгидромета уменьшилось на 12, количество аэрологических станции сократилось на 2 (по данным на 1999 год осталось 115 пунктов радиозондирования). Продолжалась тенденция к уменьшению освещенности арктической территории метеорологическими данными, закрывались полярные станции, что неизбежно ведет к ухудшению обеспеченности метеоинформацией в северных регионах страны. Недостаточность фактической информации, вызванная интенсивным сокращением сети метеостанций, ухудшает качество прогнозирования (ГП "Комиаэронавигация" и др.).
В большинстве случаев сокращение сети АМСГ, изменение регламента работы или разрядности вызвано объективными причинами связанными с закрытием аэропортов, сокращением объема работы и интенсивности полетов (ГП "Краспоярскаэронавигация", "Сахааэроконтроль", Северо-Западное ТО, Южное ТО и др.). По данным Метеоагенства Росгидромета за последние годы численность штатных единиц АМСГ уменьшилась на 500 человек.
Метеорологическое обеспечение РЦ и ВРЦ в аэропортах с сокращенным регламентом работы, вне режима работы аэропортов, возлагалось на АМЦ или АМСГ с круглосуточной работой (например, обслуживание Амдерминского РЦ в ночное время, а также в выходные и праздничные дни, с июня 1999г. возложено на АМЦ Архангельск; в Сибирском УГМС - на АМЦ Красноярск, в Дальневосточном районе - на Хабаровский ЗАМЦ и т.д.). Но в ряде случаев, из-за несогласованности действий региональных органов ОВД и Росгидромета, диспетчера или не обеспечивались метеорологической информацией, или обеспечивались ею не в полном объеме и несвоевременно (ГП "Запснбаэронавигацня", "Сахааэронавигация", "Архангельскаэронавигация", Охинскии центр УВД и РТО).
На ухудшение качества метеорологического обслуживания полетов существенным образом влияло н значительное (почти на 30% за последние годы) сокращение аэрологических станций, осуществляющих . вертикальное зондирование атмосферы, которые зачастую функционируют в сокращенном режиме (1 срок в сутки). Но надо отметить, что общее количество выпусков радиозондов, по сравнению с предыдущим годом, несколько увеличилось. С учетом практически полного отсутствия шаропилотных наблюдений и недостаточной оснащенностью аэропортов датчиками ветра, установленными на высотах (30 - 100 метров), информация о ветровом режиме в зонах взлета/посадки и маршрутах полета предоставляется по результатам анализа "полупустых" карт барической топографии (КБТ). КБТ являются одним из основных инструментов краткосрочного прогнозирования: расчетных методов прогноза опасных явлений погоды, прогнозов ветра на эшелонах полета, прогнозов погоды по аэродрому и т.д.
1.3 В 1999 году имели место случаи отказа территориальными УГМС в метеообеспечении полетов авиации из-за невыполнения условий договоров на платное метеообеспечеине со стороны авиапредприятий.
Ведомственные интересы и несогласованность цен на услуги территориальных УГМС, неплатежеспособность многих авиапредприятнй, являются причинами создания конфликтных ситуаций на местах, что в ряде случаев создает прямую угрозу безопасности полетов (Дальневосточное, Забайкальское, Якутское, Чукотское. Обь-Иртышское и др. УГМС)..
1.4 Полеты ВС по минимумам I и II категорий ИКАО в 1999 году обслуживали 28 авиаметподразделений (посадку по минимуму II категории ИКАО обеспечивали а/п Шереметьево, Домодедово, Пулково, Минеральные Воды). Производство наблюдений и состав метеорологического оборудования, установленного на аэродромах для обеспечения взлета и посадки ВС по минимумам I и II категорий ИКАО соответствовали АП и НГЭА. Своевременность доведения до службы движения и других потребителей результатов наблюдений в соответствии с критериями, в основном, обеспечивалась. Минимумы категорированных аэродромов включены в перечни критериев для специальных наблюдений и сводок, а также для составления прогнозов на посадку и коррективов к прогнозам но аэродрому.
1.5 В 1999 году по информации ГП по ИВП и УВД, авиапредприятий и аэропортов (из числа представленных в данном анализе) количество обслуженных ВС органами УВД в целом по стране уменьшилось, особенно в зонах ответственности предприятий "Тюменьаэроконтроль", "Магаданаэроконтроль", "Волгааэроиавигация", "ЗапСибаэронавигация", "Татаэронавигация", Приволжского ТО, а/п Быково, на 10% и более по сравнению с предыдущим годом (см. таблицу 1.1). Небольшой рост интенсивности - от 1 до 4% - наблюдался только в зонах ответственности предприятий "Камчатаэроконтроль", "Иркутскаэрокинтроль", "Красноярскаэронавигацня", "СевЗапаэрокоитроль", а/п Домодедово, Охинского центра УВД и РТО, СКЦ АУВД. Снижение интенсивности связано с изменением количества внутренних полетов. При этом почти повсеместно увеличилось количество обслуженных международных рейсов, за исключением районов УВД ГП "Тюменьаэроконтроль", "Красноярскаэронавигация", "Сахааэроконтроль". В таблице 1.1 представлены данные о количестве обслуженных ВС органами ОВД в зонах взлета/посадки и их суммарное количество.
Таблица 1.1
Сведения о количестве обслуженных ВС в зонах (районах) УВД за 1999г. | ||||
Наименование органа ОВД (филиала) |
Зона взлета и посадки |
Всего | ||
|
1999 |
%изм |
1999 |
% изм |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ГП "СевЗапаэроконтроль" |
31944 |
-3,5 |
152122 |
+1,7 |
Приволжское ТО |
|
|
46528 |
-20 |
СКЦ АУВД "Стрела" |
- |
- |
257367 |
+1 |
ГП "Волгааэронавигация" |
26196 |
-16 |
334745 |
-15 |
ГП "Магаданаэроконтроль" |
6585 |
-15 |
38417 |
-10,7 |
ГП "Тюменьаэроконтроль" |
154566 |
-17.2 |
617887 |
-10 |
ГП "Сахааэрокоптроль" 67800 -3 282076 -2 |
67800 |
-3 |
282076 |
-2 |
ГП "ЗапСибаэронавигация" 72129 -14,8 439412 -9,4 |
72129 |
-14,8 |
439412 |
-9,4 |
ГП "Красноярскаэронавигация" |
48634 |
+1 |
255486 |
+1 |
ГП "Ульяновски" центр УВД" |
40469 |
+1.2 |
48077 |
+0,2 |
Охинский центр УВД и РТО |
- |
- |
15219 |
+1,81 |
В. Лукское ГП "Аэросервис" |
490 |
+0,8 |
26192 |
0 |
Южное ТО |
- |
- |
49589 |
- |
ГП "Иркутскаэроконтроль" |
24518 |
+6 |
96208 |
+8 |
РГП "Татаэронавигация" |
16101 |
-19 |
94530 |
-5 |
ГП "Уралаэронавигация" |
21733 |
-12 |
205876 |
-8 |
ГП "Волгоградаэронавигация" |
21111 |
-6,2 |
183657 |
-2,4 |
а/п Быково |
6024 |
-46 |
9163 |
-32 |
ГП "Дальаэроконтроль" |
42623 |
+1 |
288864 |
-0,8 |
ГП "Архангельскаэронавигация" |
24314 |
+0,8 |
126472 |
+0,7 |
ГП "Камчатаэроконтроль" |
10623 |
+2 |
69561 |
+4.4 |
а/п Домодедово |
59495 |
+2,7 |
60559 |
+1,2 |
МЦ АУВД |
1067619 |
-4,3 |
1778520 |
-5,1 |
1.5.1 По данным обзора Росгидромета в прошедшем году, в основном с хорошим и удовлетворительным качеством, обслужено 579936 вылетов воздушных судов, что в среднем на 14% меньше 1998 года. Максимальное количество - 126829 самолетовылетов обслужено Главным Авиаметеоцентром (ГАМЦ). Снижение количества обслуженных ВС произошло почти повсеместно, кроме Иркутского, Камчатского, Сахалинского, Северо-кавказского и Средне-Сибирского УГМС. Наибольшее снижение произошло в Башкирском (33%), Забайкальском (25%), Верхне-Волжском (20%), а также в ГАМЦ (14%) и Обь-Иртышском УГМС (12%). Наметился некоторый рост объема обслуживания полетов гражданской авиации на территории деятельности Средне-Сибирского УГМС: количество обслуженных самолетовылетов в 1999г. по сравнению с 1998г. увеличилось на 4%, проводилось обслуживание рейсовых пассажирских перевозок, санитарной авиации, в летний период - полетов авиалесоохраны (Ми-8, Ан-2), чартерных рейсов, грузовых и вахтовых перевозок (в связи с развитием газо-нефтяного Юропчено-Тахомского месторождения, разработкой месторождения алмазов в районе Таимбы), авиационных работ по обеспечению жизнедеятельности поселков и оленеводческих бригад на территории Эвенкии.
2. Состояние метеорологического обеспечения ГА
2.1 Метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации в аэропортах России осуществлялось в соответствии с Наставлением по метеорологическому обеспечению гражданской авиации России (НМО ГА-95), Наставлением по производству полетов (НПП ГА-85), Инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме и другими руководящими и нормативными документами Росгидромета и ФСВТ России.
Взаимодействие оперативных органов Росгидромета с органами ОВД оценивается последними, в основном, как хорошее и удовлетворительное.
2.2 Авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами по вине оперативных метеорологических органов не было. Однако, по данным АСУ "Безопасность" отмечено 5 инцидентов при погоде хуже минимума (СМУ), при которых зафиксированы недостатки в метеообеспечении полетов.
- а/п Магадан (Сокол) 01.03.99 (11ч.04м.) - не оправдался 2-х часовой прогноз на посадку;
- а/п Мыс Каменный 21.06.99 (21ч.38м.)- не оправдался прогноз погоды по аэродрому;
- а/п Сургут 17.08.99 (06ч.40м.) - не оправдался прогноз по а/д Нижневартовск и Сургут,
- р-н п.Сокол 17.09 99 (19ч.37м.)-не оправдался прогноз по а/д Южно-Сахалинск (отсутствие информации о грозе, обледенении);
- а/п Улан-Удэ 09.12.99 (02ч.23м.) - не оправдался 2-х часовой прогноз на посадку.
Количество возвратов и прерванных рейсов из-за погодных условий по оправдавшимся прогнозам составило (по данным Метеоагеитства Росгидромета) 1980, по неоправдавшимся прогнозам - 53, из них 35 - в ГП "Дальаэроконтроль" (АМСГ Николаевск-на-Амуре).
2.3 В ряде регионов отмечалось ухудшение качества метеорологического обеспечения гражданской авиации (Приволжское ТО, ГП "Красноярскаэронавигация", Охинский центр УВД и РТО, ГП "ЗапСибаэронавигация"). Низкий уровень метеорологического обслуживания и неудовлетворительное качество отмечают ГП "Тюменьаэронавигация" и "Сахааэроконтроль".
В 1999 году по-прежнему имели место случаи отказа территориальными УГМС в метеообеспечении полетов авиации из-за невыполнения условий договоров на платное метеообеспечение со стороны авиапредприятий (Приволжское ТО; ГП "Кавказаэронавигация"; ГП "Красноярскаэронавигация" - Хатангское авиапредприятие; ГП ,"Тюменьаэроконтроль": а/п Сургут, Нижневартовск, Тарко-Сале, Уренгой, Толька, Мыс Каменный, Сеяха, Сабетта, Харасавэй, Бованенково, Салехард, Урай, Березово. Ноябрьский, Когалым; ГП "Сахааэроконтроль: а/п Олекминск, а/п Алдан). Иртышское УГМС с 01.08.99г. по этой же причине осуществляло метеорологическое обеспечение не всех эксплуатантов, выполняющих полеты в зоне ответственности Омского МДП, что существенно влияло на безопасность полетов и осложняло работу диспетчеров УВД, т.к прогнозы по зонам составлялись адресно и на ограниченные сроки. Ниже представлены случаи таких нарушений.
- ГП "Сахааэроконтроль": все АМСГ работали по регламенту аэропортов (за исключением АМЦ Якутск), в ночное время органы УВД (РЦ и ВРЦ) прогнозами не обеспечивались. Зафиксировано прекращение метеообеспечения из-за отсутствия договоров между Якутским УГМС и а/п Олекминск, а/п Алдан с 01.01.99 по 05.01.99 и с 05.04 99 по 30.04.99 и т.д.; в Олекминске прекращалось метеообеспечение аэропорта из-за отсутствия электрохимической бумаги (ЭХС);
- ГП "Запсибаэронавигация": метеообеспечение полетов в зоне Омского МДП 01 08 99 по распоряжению Обь-Иртышского УГМС проводилось только эксплуатантов, с которыми заключены договоры, что не обеспечивало безопасность полетов в полном объеме;
- ГП "Тюменьаэроконтроль": имели место случаи прекращения органами Госгидромета метеообеспечения полетов (а/п Сургут, Нижневартовск, Тарко-Сале, Уренгой, Толька, Мыс Каменный, Сеяха, Сабетта, Харасавэй, Бованенково, Салехард, Урай, Березово, Ноябрьский, Когалым). Недостатки отмеченные в предыдущем аналнче не устранены;
- ГП "Кавказаэронавигация": с 02ч.10м. 20.01.99 до 14ч.00м. 22.01.99 АМСГ Ставрополь по указанию Ставропольского ГМЦ прекратили подачу прогнозов по МПЛ и зонам авиационных работ Ставропольского и Пятигорского МДП - в результате отменены полеты 115 ВС, в основном государственной авиации.
Несмотря на мотивированный отказ прекращения обслуживания со стороны организации Росгидромета, из-за несвоевременности платежей (Приволжским ТО, Хатангским авиапредприятием и др.) необходимо, учитывая возможные последствия, регулировать финансовые взаимоотношения без применения мер, которые влияют на безопасность полетов.
В ряде регионов отмечалось низкое качество метеорологического обеспечения предприятий гражданской авиации (Приволжским ТО, ГП "Красноярскаэронавигация", Охинскнм центром УВД и РТО, ГП "ЗапСибаэронавигация", "Тюменьаэроконтроль" и "Сахааэроконтроль"). Ниже представлены сведения о недостатках в метеорологическим обеспечении авиапредприятий:
- ГП "Тюменьаэроконтроль", Охинский центр УВД и РТО - дана неудовлетворительная оценка метеообеспечения. Низкий уровень - отмечают ГП "Красноярскаэронавигация", Приволжское ТО, ГП "Сахааэроконтроль", ГП "Архангельскаэронавигания" (отказ в предоставлении обслуживания, недостаточность и несвоевременность предоставляемых услуг, изношенность оборудования и т.д.).
- В Таймырском УГМС: штат синоптиков сети АМСГ укомплектован на 64%, недостаточная освещенность территории данными, по каналам сети ГА отмечается нерегулярность в поступлении данных, в Хатанге отсутствовало аварийное электроснабжение метеоприборов и аппаратной связи.
- ГП "Иркутскаэроконтроль", Южное ТО отмечают недовыполнение плана передачи сводок по АСПД, сбой каналов связи, отключение электроэнергии, неудовлетворительное положение с радиозондированием атмосферы, неукомплектованность данными КБТ, сокращение СШК. Во многих регионах обеспеченность АМСГ данными ИСЗ - неудовлетворительная из-за недостаточной оснащенности техническими средствами и технологиями для приема информации.
- ГП "Татаэронавигация" к недостаткам существующей организации метеообеспечения относит отсутствие действующего координирующего органа в вопросах метеообеспечения авиации на территории Республики Татарстан.
- В ГП "Красноярскаэронавигация" программой реструктуризации сети СУГМС предусматривается понижение разрядности ряда АМСГ с ликвидацией синоптических групп, обслуживающих РЦ ЕС УВД (военный и гражданский секторы), что приведет к ухудшению метеообеспечения данного региона В регионах Тура, Игарка, Ванавара -из-за несвоевременности поступления фактической погоды задерживалось составление прогнозов по площадям и посадочным площадкам; качество синоптического материала неудовлетворительное; персонал ОВД перед заступленном на дежурство в утреннюю и ночную смены не обеспечивался необходимым синоптическим материалом. РЦ и ВРЦ в ночное время работали без метеорологического обслуживания
- ГП "Архангельскаэронавигация" отмечены случаи повышения минимумов погоды аэродромов Васьково, Мезень, Соловецкие острова из-за отключения электропитания на БПРМ с 08.05.99 по 11.05.99 и с 16.10.99 по 30.11.99 минимум погоды аэродрома Meзень (отделение филиала) был повышен из-за несвоевременного ремонта дистанционных измерителей ВНГО.
- ГП "Нарьян-Марский ОАО" 03.05.99 при обеспечении взлета Ту-154 с МК 263 (обратным посадочному) метеонаблюдателем ОПН не были зафиксированы результаты наблюдении по запросу.
- ГП "Дальазроконтроль" отмечает неудовлетворительное качество прогнозирования в северных paйонах Хабаровского края из-за недостаточной освещенности территории метеоданными, ввиду сокращения большого количества метеостанции и метеопостов. Так, за первое полугодие 1999 года по причине неоправдавшихся прогнозов погоды, составленных на АМСГ Николаевск-на-Амуре, произошел 21 возврат воздушного судна, во втором полугодии - 14 возвратов ВС. В аэропорту Хабаровск 29.08.1999 года имел место факт отсутствия в течение четырех часов данных о параметрах ветра из-за отсутствия электроэнергии на СДП.
2.4 Оправдываемость оперативных прогнозов погоды по аэродрому в среднем по АМСГ составила около 92,8% (в 1998 году - 91.6%). Некоторые УГМС снизили эти показатели, так (по данным Росгидромета), В Татарстане - 84%, Обь-Иртышском - 89%, Верхне-Волжском 80%.
В минувшем году метеорологические условия в различных регионах были разнообразными по сложности, однако опасные для авиации явления погоды, в основном были предусмотрены прогнозами и предупреждениями, причем оправдываемость предупреждении об опасных явлениях составила более 98%.
В ряде УГМС АМСГ и АМЦ успешно обслуживали полеты, что позволило повысить эффективность работы служб аэропорта (авиапредприятия) и экипажей ВС.
Примерами успешной работы АМСГ в сложных метеоусловиях могут служить:
- По данным Северо-Западпого ТО на АМСГ Вологда синоптиком Пономаревой с заблаговременностью более 6 часов предусмотрено возникновение на аэродроме грозы с градом и шквалистым (до 22м/сек.) усилением ветра, что позволило службам УВД и др принять дополнительные меры по безопасности полетов. Прогностическая деятельность в а/п Вологда и Череповец характеризуется высокими показателями (оправдываемость 6-9 часовых прогнозов по аэродрому 96,4%, 2-часовых -98,3%,штормовых предупреждений - 100%, предупрежденность ОЯ - 98,8%, предупрежденность метеоусловий 200х2000 - 99,8%.
На АМСГ Великие Луки 22.08.99 синоптик О.О. Шершнева с заблаговременностью 6 часов предусмотрела сильный туман с видимостью менее 300 метров; 20.06.99 на АМСГ Псков синоптик Корнилова НИ. с заблаговременностью более 9 часов предсказала грозу по аэродрому, что позволило принимать необходимые меры службам аэропорта.
- По данным Западно-Сибирского ТО ФСВТ на АМСГ Барнаул, Новокузнецк синоптиками с заблаговременностью более 12 часов 21.11.99г., 01.01.99г. предусмотрены сильные снегопады с видимостью менее 1000м.; с заблаговременностью более 13 часов предусмотрен туман 24 02 99г. Эффективность предупреждений ОЯ по peгиону составила 99,0 -100%.
- По данным Северо-Кавказского УГМС синоптиками АМСГ Минеральные Воды, Астрахань, АМЦ Ростов-на-Дону с заблаговременностью 9-11 часов предсказан туман, АМСГ Волгоград - гроза с продолжительностью более 2 часов
3. Информационное обеспечение авиаметеоподразделений
3.1 Обмен метеоинформацией между АМСГ осуществлялся по каналам АСПД и АФТН в соответствии с планами взаимообмена, которые уточнялись при изменении регламента работы аэропортов. В оперативной работе использовалась метеоинформация Внуковского, Новосибирского, Обнинского БАМД, ГРМЦ, а также Венского, Брюссельского, Токийского, Пекинского, Аляскинского БАМД.
По-прежнему сложная ситуация в 1999 году отмечалась с получением необходимого для прогнозирования аэросиноптического материала. Качество аэросиноптического материала, получаемого по радиоканалам низкое, факсимильные аппараты выработали ресурс и морально устарели, требуется их замена на более современные технические средства. Объем поступаемой на АМСГ метеоинформации значительно снизился из-за недостатка ЭХБ, последнее обстоятельство приводит иногда к полной парализации работы АМСГ (АМСГ Северо-Кавказского, Чукотского, Сахалинского Дальневосточного, Омского, Якутского УГМС). Продолжало ухудшаться положение с насыщенностью карт барической топографии по причинам указанным выше (сокращение числа аэрологических станций и сроков зондирования) по всем регионам (Западносибирское ТО, Южное ТО, ГП "Красноярскаэронавигация" и др.), что в значительной степени влияет на качество прогнозирования, исключает возможность использования численных метолон прогнозов опасных явлений погоды. В некоторых случаях отмечался недостаток наземных данных на кольцевых картах района (Архангельский, Екатеринбургский АМЦ), не поступление карт (АМСГ Таганрог, Анапа, Майкоп, Владикавказ).
Практически повсеместно ухудшалась освещенность различных территорий штормовой информацией об опасных явлениях погоды, в связи с сокращением наблюдательной сети и некруглосуточной передачей информации большинством гидрометстанций. Ситуация с информационным обеспечением складывалась в регионах следующим образом:
- По данным ГП "Аэросервис": в Мирнинском филиале из-за несвоевременного поступления синоптического материала прогнозы по аэродромам и площадям составлялись с опозданием или ориентировочные. Шаропилотные наблюдения не проводились.
- Архангельским РЦ УВД отмечалось отсутствие телетайпной связи с залом УВД, что приводило к сокращению объема необходимой метеоинформации, и низкое качество принимаемой метеоинформации (В.Тойма).
- Западно-Сибирское ТО обращает внимание, что метеорологическое обеспечение авиации в течение 1999 г. проходило в условиях продолжающегося экономического и технического кризиса всех структур Росгидромета, практического развала аэрологической сети не только в России, но и в странах СНГ, особенно Казахстане. В связи с чем оставалась актуальной проблема очень плохой насыщенности карт барической топографии и отсутствие штормовой информации с наблюдательной сети Казахстана, что в конечном итоге влияло на безопасность и регулярность полетов.
- В Таймырском УГМС хуже стала работать аэрологическая сеть в Арктике, план радиозондирования выполнен только на 37,4%. По-прежнему нередки случаи полного отсутствия аэрологических данных -на трассах от Норильска до Чукотки. Из-за отсутствия водорода на АМСГ Хатанга не выпускаются шары-пилоты. Продолжается тенденция к уменьшению освещенности арктической территории гидрометеорологическими данными из-за консервации полярных станций (закрыто 2 станции) и перевода оставшихся на сокращенную программу работ Синоптики постанлены в труднейшее положение при метеообеспечении полетов в арктических районах.
- ГП "Красноярскаэронавигация": качество синоптического материала неудовлетворительное. Аэрологическое зондирование осуществляется один раз в сутки. Вследствие чего аэросиноптические карты непригодны для анализа температурно-ветроного режима. Имеют место задержки поступления метеоинформации по причине некачественных каналов связи, отсутствует информация по смещению радиозонда.
Госкорпорацией по ОВД неоднократно обращалось внимание руководителей ГП и ТО ФСВТ России (письма от 06.07.99 №№7.1-1124, 7.3-1126 и др.) на внедрение автоматизированных средств УВД и МЕТЕО функционирующих в автономном режиме. Например, в ГП "Уралаэронавигация" - системы "НИТА" и "АСМО", в а/п Минеральные Воды - системы "ИНДРА" и "АСМО" не сопряжены между собой. В некоторых внедряемых автоматизированных системах и средствах УВД ("НОРД", "КОРИНФ", "КАРМ-ДРУ", "СИНТЕЗ", "АЛЬФА", "ИНДРА", "ТОМПСОН" и т.д.) не решены вопросы отображения метеорологической информации на пультах диспетчеров.
В соответствии с планом мероприятий по совершенствованию метеорологического обеспечения полетов ВС (постановление коллегии ФСВТ России от 20.04.99 №7) ГосНИИ "Аэронавигация" поручена разработка и согласование с разработчиками АС УВД порядка и объемов доработок необходимых для сопряжения с автоматизированными метеосистемами и отображения метеоинформации на рабочих местах диспетчеров в эксплуатируемых и внедряемых АС УВД.
3.2 Наряду с недостатками отмечаются и положительные стороны в обеспечении мстеоинформацией пользователей гражданской авиации, которые заключаются в применении современных технологий в передаче мстеоинформации, оборудовании рабочих мест специалистов органов Росгидромета и органов ОВД автоматизированными средствами обработки и обмена данными:
- МЦ АУВД оснащен программно-аппаратными средствами, позволяющими получить данные Внуковского БАМД, автоматизированных радиолокационных комплексов (АКСОПРИ МЕТЕОЯЧЕЙКА). Кроме этого, реализуется (в 2000 году) отображение на АРМ диспетчеров прогностических карт особых явлений погоды и данных о распределении ветра и температуры по высотам. Результатом работы по автоматизации метеорологического обеспечения проводимой ГАМЦ является переход на компьютерную технологию обслуживания.
- ГП "Иркутскаэроконтроль": на АМСГ Иркутск (планируется в Братске) установлена локальная автоматизированная система обработки синоптических данных, планируется установка универсальной метеорологической абонентской системы UNIMAS, в том числе позволяющей обеспечить доступ по коммутируемой линии АМСГ Нижнеудинск для получения данных и синоптических карт.
- ГП "Аэросервис": картографический материал поступает на метеостанцию через программно-аппаратный комплекс TYMAS круглосуточно.
- ГП "Дальаэроконтроль": диспетчерский состав обучен правилам получения метеоинформации из банков авиационных метеоданных непосредственно со своего рабочего места с использованием унифицированной формы запроса, что повышает своевременность передачи экипажам ВС требуемой метеоинформацин. Проводятся работы но автоматизации процессов метеообеспечения и переход на компьютерную технологию, путем поэтапного ввода в эксплуатацию автоматизированной системы метеообеспечения (АСМО).
- Северо-Западное ТО: картографический материал принимался АМСГ в достаточном для метеообеспечения полетов объеме с помощью системы ТВ-Информ-Метео и программно-аппаратных комплексов "UNIMAS".
- Западно-Сибирское ТО: все прогностические АМСГ оснащены АРМ инженера-консультанта "Консул". На 6-ти АМСГ эксплуатируется система "Контур-95" -технология получения карт погоды на базе ПЭВМ, разработанная специалистами Западно-Сибирского УГМС. Введен в опытную эксплуатацию аппаратно-программный комплекс "ТРАНСМЕТ" - для приема и передачи авиационной метеорологической информации и факсимильных карт в цифровом и аналоговом виде. С помощью этого комплекса на одном компьютере кроме перечисленной информации можно выводить спутниковую информацию системы "ЛИАНА" и данные МРЛ-5. В Новосибирской области около 30 гидрометстанций в 1999 г. переведены на технологию автоматизированной системы передачи гидрометинформации (включая штормовую) с использованием ГАС "Выборы" (на базе ПЭВМ-технологий), которая позволила УГМС избавиться от зависимости монополиста - органов Минсвязи. Штормовая информация передается в Новосибирск, а затем АСПД распределяется в подразделения.
- ГП "Волгааэронавигация": в АМЦ Самара установлена АСМО, которая обеспечивает метеоинформацией органы УВД. Технология работ по метеообеспечению базируется на следующих разработках ИРАМа (Санкт-Петербург): "Метеоячейка", КРАМС-4, "Метеотелекс", "Метеосервер", "Метеоконсультант", "Метеофакс", включая абонентские пункты от АМРК "Метеоячейка".
- В Северо-Кавказском УГМС: на сети АМСГ продолжались работы по автоматизации технологических процессов: задействована аппаратура ТВ-Информ-Метео на АМСГ Астрахань, АРМ ГИС-Метео на АМСГ Волгоград; установлена аппаратура для приёма картографической информации (разработка ИРАМ) на АМСГ Ставрополь; обновлена версия синоптика-прогнозиста на АМСГ Краснодар; закуплена система UNIMAS ведутся работы по открытию прямого канала на АМСГ Майкоп. а В СКЦ АУВД проводятся работы по вводу в эксплуатацию АСМО и сопряжению ее с АКТС-М2 для отображения метеоинформации на рабочих местах диспетчеров.
- ГП "Нарьян-Марский ОАО": введено в эксплуатацию автоматизированное рабочее место синоптика на базе системы "Weather" ("Погода") НПК "Оскар", Санкт-Петербург. При оборудовании одним компьютером система позволяет принимать и передавать информацию по каналам связи всех используемых типов, в том числе по коммутируемому телефонному каналу. С вводом системы "Погода" ВРЦ Нарьян-Мар обеспечивается авиационными прогностическими картами ветра и температуры, особых явлений погоды.
3.3 Объём штормовой информации поступающей от гидрометстанций, привлекаемых к передаче данных об опасных явлениях, продолжал сокращаться. Это происходило из-за недостатка финансовых средств (Краснодарский, Дагестанский, Калмыцкий, Ростовский ЦГМС) и отключения телефонов, неудовлетворительной работы телефонных каналов и неисправности кабеля.
Там, где применялись новые технологии обмена данными (ТВ-ИНФОРМ, ГИС-МЕТЕО, UNIMAS, КОНСУЛ, ЛАССО и др.) вышеуказанные проблемы легко решались. Количество новых систем увеличивалось за счет средств договорных работ и помощи предприятий ГА
Во многих аэропортах наблюдения за погодой ведутся на устаревшем метеооборудовании, с неоднократным продлением ресурса, поэтому внедрение компьютерных технологий не может существенно улучшить качество метеообеспечения. Это в первую очередь относится к измерительным датчикам станций КРАМС устаревших модификаций и отдельным приборам, установленным вдоль ВПП.
Шаропклотные наблюдения практически не проводятся из-за отсутствия водорода, поэтому данные о фактическом ветре на высотах в зонах захода на взлет/посадку отсутствуют.
3.4 Радиовещательные передачи АТИС и ВОЛМЕТ велись, в том числе с использованием автоматических устройств речевой связи "Попугай" НТФ "Сокол" (в 27 а/п) и ООО ВЕРИТЕК (в а/п Тюмени). В минувшем году реализовано вещание информации ВОЛМЕТ устройством "Попугай", установленным в а/п Хабаровск.
3.5 Радиолокационные наблюдения проводились, однако освещенность данными с каждым годом падает из-за выработки технических ресурсов и демонтажа устаревших модификаций МРЛ и практически полным отсутствием новых установок, несмотря на большую повторяемость опасных явлений погоды, связанных с облачностью (например, в аэропортах зоны ответственности ГП "Татаэронавигация" радиолокационные наблюдения полностью отсутствуют). Данные МРЛ от а/п Краснодар, Сочи, Мин.Воды и др. в ночное время поступают в СКЦ АУВД только после многократных запросов. В а/п Хабаровск введен в эксплуатацию МРЛ-5, получена лицензия Росгидромета на производство регулярных метеорадиолокационных наблюдений и ведутся работы по их автоматизации. В АМЦ Красноярск устанавливается МРЛ-5.
Наибольший объем радиолокационных наблюдений приходится на Северо-Кавказский УГМС - 7 МРЛ, Западно-Сибирский - 5 МРЛ, зону ответственности МЦ АУВД - 5 МРЛ
Спутниковая метеоинформация принималась с помощью систем "ЛИАНА" и "УРАН" (Западно-Сибирское, Среднесибирское, Якутское, Колымское, Таймырское, Колымское, Дальневосточное, Камчатское, Омское, Уральское, Северо-Кавказское УГМС), "Мадер" (ГАМЦ, РАМЦ и другие).
4. Состояние метеорологического оборудования авиаметеоподразделений
4.1 Состав метеооборудования и его установка в аэропортах, в основном, соответствовали требованиям норм годности к эксплуатации гражданских аэродромов (НГЭА) и авиационных правил (АП). Эксплуатация метеооборудования осуществлялась в соответствии с требованиями правил эксплуатации метеорологического оборудования аэродромов гражданской авиации (ПЭМОА)
4.2 Продолжалось старение парка метеооборудования. Несмотря на своевременное техническое обслуживание, поверку и ремонт оборудования, значительная часть метеоприборов выработала ресурс (60 - 80% от общего числа приборов). Во многих аэропортах состояние приборов таково, что продлить ресурс уже невозможно (аэропорты Приволжского, Западно-Сибирского, Северо-Западного ТО, ГП "Татаэронавигация", "Красноярскаэронавигация", "Камчатаэроконтроль", "Дальаэроконтроль" и др.). Из установленных на АМСГ 60 аэродромных станций типа КРАМС, в рабочем состоянии не более 60%.
Отмечались случаи отсутствия необходимых приборов на аэродромах (Владикавказ, Котлас, Комсомольск-на-Амуре, Астрахань, Петропавловск-Камчатский); неисправности оборудования (Котлас, Чокурдах, Тикси, Черский, Туруханск, Игарка, Ставрополь и др.), которые повлекли за собой изменение минимума аэродрома на посадку.
Ниже представлены сведения о состоянии метеооборудования по регионам:
- а/п Владивосток - не работает МРЛ-5 с 1995г. Не финансировался ремонт существующего оборудования и приобретение нового, что влияло на качество метеообеспечения и безопасность полетов;
- СКЦ АУВД: из 6 аэрологических станций работает только одна в Ростове-на-Дону;
- ГП "Дальаэроконтроль": УГМС не обеспечивало приборами АМСГ, в а/п Сов.Гавань отсутствовали наблюдения на БПРМ - выработан ресурс приборов; в Комсомольске на Амуре не работали измерительные датчики видимости;
- ГП "Сахааэроконтроль": на АМСГ Теплый Ключ сгорело все метеооборудование и не восстанавливалось из-за отсутствия финансирования; в а/п Якутск сгорели два прибора "Облако" - 21 04.99, на АМСГ Чокурдах отсутствовало аварийное питание аппаратной связи, в Нерюнгринском филиале отсутствовали (то же в Ленске и др.) средства для ремонта и замены метеооборудования, с 22.00 10.06.99 вышли из строя два комплекта ИВО на БПРМ;
- ГЦ "Архангельскаэронавигацня": не производились наблюдения на БПРМ из-за повреждении линии связи 02.06.99, 23-24.08.99, 9-10.09.99; отмечены случаи повышения минимумов а/д Васьково, Мезень, Соловецкие острова из-за отключения питания на БПРМ и по причине ремонта оборудования (Мезень). Отмечена эксплуатация оборудования без продления ресурса (Амдерма). Общее замечание: оборудование выработало ресурс, несвоевременно проводятся ремонтные и профилактические работы;
- Южное ТО: на АМСГ Астрахань и Краснодар требуется замена КРАМС -2 - отработан ресурс. Подлежит замене (модернизации) МРЛ в ЦГМС Дагестана и АМСГ Ставрополь, требуется ремонт МРЛ-5 в Краснодаре.
- ГП "Иркутскаэроконтроль": оборудование все с продленным ресурсом, 100% измерителей МДВ выработали срок эксплуатации;
- ГП "Комиаэронавигация": состав метеоборудования в а/п Усинск не соответствует классу аэродрома.
4.3 В течение года проводились работы по автоматизации рабочих мест, модернизации и замене метеооборудования, в том числе отдельных измерительных датчиков, например:
- на АМСГ Магнитогорск, Челябинск установлены КРАМС-2М-АРМ, в Ижевске - ФИ-1
- на АМЦ и ААС УВД "Буран-К" в Самаре введена в эксплуатацию АСМО, Орске и Оренбурге - датчики ветра М6З-М и UNIMAS;
- ГП "Красноярскаэронавигация" (Таймырское УГМС): в 1999г. проведена аттестация средств измерении, закуплена вычислительная техника (Диксон. Хатанга);
- ГП "Дальазроконтроль": в а/п Хабаровск введены в эксплуатацию: КРАМС-4 с датчиками фирмы "Вансала", МРЛ-5, устройство "Попугай" для трансляции ВОЛМЕТ; в 2000 году будут завершены работы по автоматизации МРЛ-5 - ввод в эксплуатацию АМРК "Метеояченка", АИС "Метеосервер" и ее сопряжению с АС УВД "Синтез";
- ГП Нарьян -Map ОАО: установлено АРМ синоптика "Погода";
- Западно-Сибирское ТО: в НЗАМЦ, Томске, Колпашево, Бийске установлены новые измерительные датчики ветра и высоты облаков. В НЗАМЦ работает МРЛ-5 с комплексом обработки "Мерком"; программно-аппаратный комплекс "ТРАНСМЕТ" -для приема/передачи сводок и факсимильных карт в цифровом и аналоговом виде:
- Южное ТО: оснащены АМСГ Астрахань - ТВ-ИНФОРМ, Волгоград - АРМ Гис-Метео, Ставрополь - АРМ ФАКС, Краснодар - обновлен АРМ синоптика, Майкоп - закуплена система UNIMAS. В Сочи и Анапе МРЛ-5 автоматизированы в мае 2000г
- ГП "Красноярсказронавигация": в АМЦ Красноярск устанавливается МРЛ-5.
Планируется поставка и установка КРАМС-4 в 2000 году на АМСГ Ульяновск, АМЦ Красноярск, АМСГ Северо-Западного ТО.
5.Мероприятия по повышению качества метеорологического обеспечения полетов ГА
5.) Методическое руководство АМСГ осуществлялось органами Росгидромета и ФСВТ России и сводилось, в основном, к проверке качества анализа аэросиноптического материала, разборам неоправдавшихся прогнозов и составлению заключении по результатам и использованию расчетных методов прогноза опасных явлении. Кроме того, АМСГ получали консультации по различным вопросам оперативно-производственной деятельности (Северо-Кавказское УГМС, Северное УГМС и др.). Совместные комиссии (УГМС - предприятия ГА) по контролю качества метеорологического обеспечения
работали не повсеместно и эпизодически. В течение года проводились следующие мероприятия:
- внутриведомственные методические инспекции по вопросам метеообеспечения гражданской авиации - проводились в недостаточном объеме, (например. Северо-кавказское УГМС план инспекций выполнен на 67%; Южным ТО - проверено 8 АМСГ), в большинстве УГМС инспекции проводились в разовом порядке;
- совместные (УГМС - ТО ФСВТ) проверки метеообеспечения ГА выполнялись не в полном объеме, в большинстве регионов - не проводились;
- совещания и семинары по вопросам метеообеспечения ГА: в июле 1999 года на базе АМСГ Волгоград, - в работе совещания приняли участие представители АМСГ, АМЦ, ЦГМС, УГМС, Метеоагентства Росгидромета, Волгоградского авиапредприятия; в сентябре 1999г. совещание в г. Иркутске; в Санкт- Петербурге проводился семинар по актуальным вопросам авиационной метеорологии и метеорологического обеспечения безопасности полетов ВС - принимали участие представители метеорологических органов и авиапредприятий;
- проверки технического состояния приборов и оборудования, профилактические ремонты - АМСГ Ульяновск, "Западно-Сибирское" ТО, Архангельский РЦ, МЦ АУВД, ГП "Магаданаэроконтроль", Западно-Сибирское, Приволжское ТО;
- техническая учеба специалистов и подготовка персонала ОВД к работе в ВЛП и ОЗП специалистами метеорологических органов в части метеообеспечения.
Проводились работы по климатическому описанию аэропортов и воздушных трасс (Северное УГМС и др.); автоматизации рабочих мест метеоспециалистов и замене оборудования (см. раздел 4), но в недостаточном объеме.
5.2 Положительно следует отметить ведение (по данным Северо-Западного ТО) методического руководства Северного УГМС сетью АМСГ. Специалистами ООГМИ СУГМС и АМЦ Архангельск выполнен анализ работы АМСГ за год, 2 инспекции состояния метеоообеспечения полетов ГА на аэродромах Вологда и Череповец (совместно с ОГРСИ УВД и ЭРТОС СЗ ТО ФСВТ), приняты меры по устранению выявленных недостатков. В соответствии с указаниями Росгидромета - ФАС России от 26.12.96 № 140-2189/2-266 приказом СУГМС - СЗ РУ ФАС России от 18.05.98 № 26 создана совместная комиссия для оперативного решения организационных и производственно-технических вопросов по метеообеспечению полетов ВС гражданской авиации. АМСГ Вологда как организацией имеющий статус юридического лица, постоянно проводились совещания с руководителями Вологодского авиапредприятия и Вологодским филиалом "Севзапаэрокоитроль" по вопросам оперативного метеообеспечения. Производство авиаметеорологическнх работ на территории Вологодской области осуществляется специалистами Северного УГМС на основании лицензии.
5.3 Лицензирование вида деятельности (авиаметеорологических работ) осуществлялось органами лицензирования Росгидромета. Сертификация метеорологических органов в составе авиапредприятий проводилась соответствующими органами сертификации в рамках Системы сертификации на воздушном транспорте (ССВТ) ФСВТ России.
6. Анализ выполнения Метеоагентством Росгидромета в 1999 году договора по организации метеообеспечения ГА и рекомендаций по совершенствованию метеообеспечения
6.1. Метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации в 1999 году осуществлялось в соответствии с НМО ГА-95 и Соглашением между ФАС России и Росгидрометом от 24-26 марта 1999г., на договорной основе.
Метеорологическое обеспечение в районе аэродрома осуществлялось по договорам заключенным между организациями Росгидромета, имеющими статус юридических лиц (УГМС, ЦГМС, ГАМЦ, АМСГ, территориальными подразделениями Метеоагентства Росгидромета) и авиапредприятиями (авиакомпаниями, аэропортами).
Предоставление услуг по метеорологическому обслуживанию на маршрутах и воздушных трассах предприятиям по ИВП и УВД, с момента принятия вышеуказанного Соглашения, определялось договором между Метеоагентством Росгидромета и УГП "ГЦ ППВД", в том числе и на услуги иностранным пользователям, с централизованной оплатой услуг; и договорами между авиапредприятиями и организациями Росгидромета
6.2. Оплата встречных услуг, предоставляемых авиапредприятнями, осуществлялась в соответствии с заключенными локальными договорами, или - по взаимозачетам.
6.3. Оплата работ по метеообеспечению полетов ВС в районе аэродрома проводилась по договорам с авиапредприятиями и авиакомпаниями на основании данных о количестве обслуженных самолетовылетов, в основном, по ставкам сбора за взлет/посадку, в отдельных случаях с учетом взлетного веса ВС (например, в Южно-Сахалинске и др.), согласованным и утвержденным ФСВТ России.
6.4. Оплата за метеорологическое обслуживание на маршрутах и трассах полетов ВС обеспечивалась централизованно (с апреля 1999г.). В соответствии с договором Метеоагентство, через подведомственную Росгидромету сеть, должно было обеспечивать госпредприятиям по ИВП и УВД предоставление авиаметеорологических услуг и работ, необходимых для выполнения ими аэронавигационного обслуживания российских и иностранных пользователей на воздушных трассах и маршрутах, а пользователь, в лице ГЦ ППВД - возмещать затраты на их предоставление.
Распределение средств за метеообеспечение АНО по регионам и статьям расходов определялось Метеоагентством Росгидромета, ГЦ ППВД проводил оплату на основании ежемесячных актов выполненных обязательств. Данный договор не распространялся на метеорологические органы ФСВТ России.
Средства получаемые по договору распределялись следующим образом: 40,2% -текущие расходы 46 АМСГ Росгидромета на заработную плату с начислениями, расходные материалы и приборы; 48,8% - приобретение метеорологического оборудования (см. табл. 6.1); 11% - централизованные расходы для аэрологических станций (34 АС).
В 1999 году Метеоагентством Росгидромета проводилась работа но проверке расчетов ставок сборов за авиаметобеспечение ВС в аэропортах федерального значения Из 54 авиаметподразделений Росгидромета, обеспечивающих федеральные аэропорты. 28 заявляли размер ставок метеосборов на увеличение. По аэропортам обслуживаемым ГАМЦ, а также аэропортам Якутск, Магадан, Толмачево найдены компромиссные решения при согласовании ставок метеосборов. В некоторых случаях отмечалась несогласованность действий УГМС, ЦГМС и авиаметподразделений в процессе подготовки материалои для расчета ставок (завышение затрат), что потребовало дополнительных проверок.
Средний размер ставки сбора за взлет/посадку составил 700 руб. (без НДС) по всем федеральным аэропортам, обеспечиваемым авиаметеоподразделениями Росгидромета.
6.5. Авиаметеорологические организации Росгидромета работали по затратному методу на основании бюджетного классификатора. Для исключения двойного учета затрат (по договоренности с экономическими службами ФСВТ) при расчете ставок метеосбора по аэропортам федерального значения Метеоагентство Росгидромета проверяло и согласовывало затраты с учетом средств, поступающих за метеообеспечение на трассах и маршрутах. По данным Метеоагентства Росгиромета в 1999г. из централизованных фондов за авиаметеорологическое обслуживание были выделены средства на закупку и модернизацию КРАМС в аэропортах Хабаровск, Архангельск. Красноярск, Ульяновск, Оренбург, Ижевск, Абакан, Курган; закуплено центральное устройство для КРАМС в аэропорту Волгоград. Проводится автоматизация МРЛ-5 в аэропортах Сочи, Анапа, Владивосток Выделены средства на установку АРМ-синоптика в аэропортах Иркутск, Сыктывкар, Анадырь, Сочи, Нижний Новгород, Самара, Омск, Уфа, Саратов (таблица 6.1).
Таблица 6.1
Сведения о закупке авиаметеооборудывания за счет централизованных
средств за АМО в 1999г.
Наименование АМСГ, АМЦ |
МРЛ (ремонт, модернизация) |
КРАМС (модернизация) |
ГИС-Метео- ЛАССО |
Примечание |
Хабаровск |
|
Закупка |
|
|
Архангельск |
|
+ |
|
|
Красноярск |
|
+ |
|
|
Иркутск |
|
Закупка* |
+ |
* 1999.2000г. |
Сыктывкар |
|
|
+ |
|
Анадырь |
|
|
+ |
|
Сочи |
+ |
|
+ |
|
Волгоград |
|
Закупка |
|
|
Ульяновск |
|
+ |
|
|
Оренбург (Ц) |
|
+ |
|
|
Ижевск |
|
+ |
|
|
Абакан |
|
+ |
|
|
Курган |
|
+ |
|
|
Владивосток |
+ |
Закупка |
+* |
*обновление |
|
|
|
|
версии |
Ю.Сахалинск |
+ |
|
|
|
Анапа |
+ |
|
|
|
Н.Новгород |
|
|
+ |
|
Самара |
|
|
+ |
|
Ростов-на-Дону |
|
|
+ |
|
Омск |
|
|
+ |
|
Саратов |
|
|
+ |
|
Уфа |
|
|
+ |
|
В целях улучшения авиационного метеорологического обслуживания с октября 1999 года за счет договорных средств для 34 аэрологических станций Росгидромета направляются расходные материалы для проведения дополнительных выпусков радиозондов.
Метеоагентству Росгидромета рекомендуется обратить внимание и интенсифицировать разработку перспективных информационно-измерительных средств наблюдений, например радиолокатора нового поколения МРЛ-7.
6.6 По данным Метеоагентства Росгидромета, расходы на авиаметобслуживание в 1999 году распределились следующим образом:
- на маршрутное обслуживание израсходовано около 15% финансовых средств;
- на аэродромное (вздет /посадка) обслуживание - 52%;
- 33% - составила кредиторская задолженность организаций Росгидромета за различные услуги (связь и пр.).
Фактическое поступление средств в 1999г. по договорам на авиаметобеспечение ВС в федеральных аэропортах по сравнению с 1998 годом увеличилось на 40%.
6.7 Сведения о договорных отношениях между некоторыми предприятиями ФСВТ России и Росгидромета представлены ниже:
- По данным Западно-Сибирского ТО стоимость договоров не покрывает полностью затрат УГМС на создание необходимой авиаметеорологической информации. Кроме того, возникает проблема оплаты услуг, предоставляемых авиапредприятиями. ГП "ЗапСибаэронавигация" подготовлены к заключению с Западно-Сибирским, Обь-Иртышским УГМС и НЗАМЦ договоры на возмещение затрат по оказанию услуг авиаметподразделениям филиалами "ЗапСибаэронавигации".
- В Северо-Кавказском УГМС метеообеспечение ГА осуществлялось в соответствии с заключёнными договорами на финансирование этих работ, при этом Волгоградский и Ставропольский ЦГМС перешли на договорные отношения с авиакомпаниями. Всего в 1999 году Волгоградским ЦГМС заключено 19 договоров. Ставропольским ЦГМС -9. Принцип ценообразования от ставки сбора за самолётовылет использовали АМЦ, СКГМЦ, Астраханский, Волгоградский и Ставропольский ЦГМС, остальные ЦГМС заключали договоры на годовую сумму. Обеспеченность платежами по договорам составила 90 - 100 % по большинству АМСГ Северо-Кавказского УГМС, по АМСГ Махачкала 65 %. по АМСГ Элиста 20 %.
- В Северо-Западном ТО фактически поступило на метеообеспечение предприятий воздушного транспорта 82% от общей суммы заключенных АМСГ Вологда и Череповец договоров. С 01.04.99г. оплата услуг по метеообеспечению предприятий по ИВП и УВД производилась централизованно по договору, заключенному между Метеоагентством Росгидромета и УГП ГЦ ППВД, с последующим распределением средств на сеть АМЦ, АМСГ.
- В Приволжском ТО: не выполняется ст.4 Соглашения в части технического перевооружения. Росгидромет не поставил ни одного прибора. Все приборы приобретены за счет авиапредприятий, дополнительно к договорным обязательствам.
6.8 Основными должниками за метеообеспечение в 1999 году остаются: авиапредприятия Приволжского, Западно-Сибирского ТО, Саранский ОАО, аэропорты Нижний Новгород, Пенза, Чебоксары, Хатанга. В связи с отсутствием бюджетного финансирования на оплату труда синоптической группы АМСГ Калачинск (3 специалиста), финансирование производилось за счет колледжа. Оплата услуг метеообеспечения Вологодским ГП и ОАО "Северсталь" производилась нестабильно.
6.9 По мнению авиапредприятий отсутствие на местах документов, определяющих единый порядок предоставления и оплаты метеообеспечения полетов ВС на маршрутах и в зонах аэропортов, вносило напряженность во взаимоотношения между региональными органами Росгидромета и ФСВТ. Кроме того, возникали следующие проблемы:
- оплата (стоимости) услуг предоставляемых предприятиями по ИВП и УВД, (авиапредприятиями) по содержанию метеорологических органов (служебные помещения, средства и услуги связи и т.п.);
- принципы формирования цены на услуги по метеообеспечению авиационных работ (Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область).
- В то же время по данным Метеоагентства Росгидромета, в целях реализации Соглашения от 24-26 марта 1999г. организовано выполнение следующих мероприятий:
- установление единого порядка предоставления и оплаты услуг по авиационному метеорологическому обеспечению в районе аэродрома, на воздушных трассах и маршрутах на территории РФ;
- регулирование ставок сборов за метеообеспечение и опубликование их в установленном порядке, доведение до пользователей;
- передача метеоинформации органам УВД на трассах и маршрутах в необходимом объеме, на основе договора между назначенными органами ФСВТ России и Росгидромета с централизованной оплатой услуг, и региональных договоров между авиапредприятиями и организациями Росгидромета.
Предусматривается разработка совместного Положения о порядке установления регистрации и введения в действие сборов за метеообеспечение экипажей ВС эксплуатантов РФ в аэропортах.
7. Нерешенные вопросы и недостатки в организации
метеообеспечения гражданской авиации
Анализ отчетных материалов ГП по ИВП и УВД и ТО ФСВТ России показал, что имели место следующие недостатки в метеообеспечении гражданской авиации:
7.1 Неудовлетворительное качество метеообеспечения (ГП "Тюменьаэроконтроль", "Сахааэроконтроль") и его ухудшение отмечены Приволжским ТО, ГП "Красноярскаэронавигация", "ЗапСибаэронавигацня", Охинским центром УВД и РТО.
7.2 Имели место случаи отказа территориальными УГМС в метеообеспечении полетов авиации из-за невыполнения условий договоров на платное метеообеспечение со стороны авиапредприятий (Приволжское ТО; ГП "Красноярскаэронавигация" - Хатангское авиапредприятие; ГП "Тюменьаэроконтроль": а/п Сургут, Нижневартовск, Тарко-Сале, Уренгой, Толька, Мыс Каменный, Сеяха, Сабетта, Харасавэй, Бованенково, Салехард, Урай, Березово, Ноябрьский, Когалым; ГП "Сахааэроконтроль": а/п Олекминск, Алдан). АМСГ Иртышского УГМС с 01.08.99r. по этой же причине обслуживали не всех эксплуатантов, что существенно влияло на работу диспетчеров Омского МДП в части обеспечения безопасности полетов.
7.3 Совместные комиссии УГМС - предприятия ГА по контролю качества метеорологического обеспечения работали не везде и эпизодически. Методические инспекции из-за недостатка финансовых средств проводились редко.
7.4 Соглашение об авиационном метеорологическом обеспечении между ФАС России и Росгидрометом от 24-26 марта 1999 года в части технического перевооружения метеостанций (статья 4) выполняется явно в недостаточном объеме. Оборудование выработало ресурс, отсутствуют рекомендуемые информационно-измерительные технические средства (МРЛ, аппаратура для приёма информации ИСЗ (ГП "Татаэронавигация", "Красноярскаэронавигация", Южное ТО, и др.), состав оборудования не соответствует классу аэродрома (ГП "Комиаэронавигация"), не работали измерительные датчики, в связи с чем понижались посадочные минимумы аэродромов (ГП "Дальаэроконтроль", "Сахааэроконтроль", "Архангельскаэронавигация").
7.5 Существенным недостатком являлось отсутствие резервных источников питания для метеорологического оборудования (ГП "Дальаэроконтроль", "Сахааэроконтроль", "Красноаярскаэронавигация" и др.), приводившее к прекращению наблюдений.
7.6 Сокращение сети авиа и метеостанции, пунктов радиозондирования атмосферы, отрицательно сказывалось на качестве и своевременности составления различных прогнозов погоды.
7.7 Устаревшая технология представления метеоииформации для диспетчерского состава в виде бланков снижает оперативность ее доведения. В то же время в 1999 году отмечалась сложная ситуация с получением необходимого для прогнозирования аэросиноптического материала. Качество аэросиноптического материала, получаемого по радиоканалам низкое, факсимильные аппараты выработали ресурс и требуется их замена. Объем поступаемой на АМСГ метеоинформации значительно снизился также из-за недостатка ЭХБ, последнее обстоятельство приводит иногда к полной парализации работы АМСГ (а/п Олекминск, а/п Северо-Кавказского УГМС и др.).
7.8 Наблюдались недостатки в метеорологическом обслуживании РЦ и ВРЦ в ночной период (или отсутствие такового) из-за сокращенного регламента работы АМСГ (ГП "Сахааэроконтроль", "Красноярскаэронавигация", Охннский центр УВД), которые работают по регламенту аэропортов.
7.9 Зафиксировано прекращение метеообеспечения из-за отсутствия договоров между организациями Росгидромета и авиапредприятиями. Несогласованность цен на услуги территориальных УГМС, неплатежеспособность многих авиапредприятий, явились причинами создания конфликтных ситуаций на местах, что в ряде случаев создает прямую угрозу безопасности полетов (Дальневосточное, Забайкальское, Якутское, Чукотское, Обь-Иртышское и др. УГМС).
7.10 По информации ГП по ИВП и УВД и ТО ФСВТ России необходимо:
a) разработать документ (руководство), содержащий подробные правила сертификации и лицензирования метеорологических органов, (находящихся как в составе ФСВТ, так и Росгидромета), осуществляющих оперативное обслуживание гражданской авиации,
b) организовать методическую помощь АМСГ, находящимся и составе авиапредприятий, по вопросам метеорологического обеспечения,
c) обеспечить прозрачность расчета затрат на метеообеспечение и распределения средств по договорам;
d) предусмотреть средства для аренды спутниковых каналов связи.
Предлагается:
(Внести изменения в Соглашение о метеорологическом обеспечении между ФАС России и Росгидрометом от 26.03.99 № 1.2.7с-5 (статью 4) по вопросам формирования и реализации политики в области развития и совершенствования авиационного метеорологического обеспечения, технического переоснащения и модернизации средств наблюдений и технологических процессов, которые должны проводиться при взаимодействии и в интересах гражданской авиации
2. Определить единые требования к метеорологическому обеспечению государственной и гражданской авиации для аэродромов совместного базирования и совместного использования.
3. Формировать по единой методике ставки сбора (тарифы) на метеообеспечение с публикацией их в установленном порядке, в том числе и для авиационных работ.
4. Реструктуризацию АМЦ/АМСГ и оснащение их метеорологическим оборудованием проводить по согласованию с ГП по ИВП и УВД и ТО ФСВТ России.
8. Выводы
8.1 В 1999 году задачи метеорологического обеспечения полетов гражданской авиации и договорных обязательств Метеоагентством Росгидромета в основном выполнены. Вместе с тем, в целом ряде регионов (ГП "Тюменьаэроконтроль", "Сахааэроконтроль", "Красноярскаэронавигация", "ЗапСибаэронавигация", "Дальаэроконтроль", Охинский центр УВД и PTO, Приволжское ТО и др.) качество метеообеспечения продолжало ухудшаться, что свидетельствует о наличии серьезных проблем и недостатков в организации метеообеспечения, связанных с сокращением сети и структуры авиаметподразделений, износом метеооборудования, ослаблением контроля и методического руководства сетью авиаметподразделений.
8.2 Начальникам ТО ФСВТ россии, руководителям ГП по ИВП и УВД:
8.2.1 Ознакомить руководящий и диспетчерский состав служб гражданской авиации и персонал АМСГ, находящихся в структуре предприятий гражданской авиации, с настоящим анализом и принять меры по устранению указанных недостатков;
8.2.2 Исключить случаи оснащения органов ОВД автоматизированными средствами (системами) УВД не обеспечивающими сопряжение с автоматизированными метеорологическими системами и отображение метеорологической информации на рабочих местах диспетчеров.
8.2.3 Совместно с ГосНИИ "Аэронавигация" провести комплекс работ по обеспечению отображения метеоииформации на рабочих местах диспетчеров в эксплуатируемых и внедряемых автоматизированных системах УВД.
8.2.4 Обеспечить контроль затрат на метеорологическое обслуживание предприятии по ИВП и УВД при согласовании смет на местах.
8.2.5 Межведомственным комиссиям ГА-УГМС усилить контроль за качеством метеорологического обслуживания и представлять результаты работы в годовых отчетах.
Заместитель начальника УР ОВД ФСВТ России Е.Н. Королев