ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
25 апреля 2000 г. № 8
г. Москва
О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИИ И
ПОДГОТОВКЕ К ПРОВЕРКЕ СИСТЕМЫ ЕЕ КОНТРОЛЯ ЭКСПЕРТАМИ ИКАО
Коллегия Федеральной службы воздушного транспорта России отмечает, что в гражданской авиации принимаются определенные меры, направленные на выполнение Российской Федерацией своих обязательств по контролю за обеспечением безопасности полетов в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации.
Вместе с тем, в 1999 году произошло 21 авиационное происшествие, из них 7 катастроф, в которых погибло 43 пассажира и членов экипажей, что на 6 человек больше, чем в 1998 году.
Несмотря на относительную стабилизацию статистических показателей аварийности при регулярных пассажирских перевозках на магистральных авиалиниях, с пассажирскими самолетами первого класса продолжали иметь место серьезные авиационные инциденты, связанные с нарушениями установленных требований по подготовке и выполнению полетов.
Состояние безопасности полетов при выполнении нерегулярных чартерных пассажирских и грузовых перевозок, и, особенно, на вертолетах остается неудовлетворительным. За истекший период 2000 года имели место 9 авиационных происшествий, из которых 4 аварии и одна катастрофа произошли с вертолетами и 2 катастрофы - на чартерных рейсах при перевозке пассажиров и грузов.
Причины большинства авиационных происшествий и серьезных инцидентов связаны с нарушениями в организации, обеспечении и выполнении полетов, допускаемых руководящим составом авиапредприятий и организаций гражданской авиации, а также авиационным персоналом.
Проведенные в ряде авиапредприятий структурные изменения без учета основных принципов и особенностей организации летной работы, поддержания летной годности и обеспечения безопасности полетов явились непосредственными причинами роста аварийности в отдельных авиакомпаниях.
В последнее время наиболее неудовлетворительное положение с обеспечением безопасности полетов сложилось в авиапредприятиях ОАО Тюменская авиационная транспортная компания "Тюменьавиатранс", ГУАП "Оренбургские авиалинии", ОАО "Владивосток-Авиа". Имеются существенные проблемы с обеспечением безопасности полетов в предприятиях гражданской авиации, подконтрольных различным территориальным органам ФСВТ России.
Главными недостатками в работе служб ОВД остаются нарушения технологии работы диспетчерами УВД в сочетании с неудовлетворительным анализом воздушной обстановки, нарушения требований правил и фразеологии радиообмена, недостаточный контроль за работой диспетчерских смен со стороны руководства служб ОВД.
Постановлениями коллегии ФАС России от 20.04.99 № 7 "О состоянии безопасности полетов в гражданской авиации России и неотложных мерах по ее дальнейшему повышению", от 01.06.99 № 8 "О мерах по устойчивому функционированию системы ОВД РФ и обеспечению безопасности полетов'', от 23.03.99 № 6 "О поддержании летной годности и переоснащении парка воздушных судов авиакомпаний России" предусматривался комплекс мер, направленных на стабилизацию и дальнейшее повышение уровня безопасности полетов, в основном, за счет совершенствования процедур ее нормативного обеспечения, таких, как сертификация организаций и объектов, выдача и продление свидетельств личному составу, профессиональная подготовка и под держание летной годности.
В течение 1999 года за нарушения требований по обеспечению безопасности полетов было аннулировано 1 свидетельство эксплуатанта воздушного транспорта, временно приостанавливалось действие 9 свидетельств эксплуатанта воздушного транспорта, отстранялось от полетов 118 воздушных судов, закрывались из-за непригодности к полетам 49 аэропортов и посадочных площадок.
Во взаимодействии с органами транспортной прокуратуры, подразделениями Федеральной пограничной службы России, Государственного таможенного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также с Главным управлением гражданской авиации Китайской Народной Республики проведен комплекс мероприятий по контролю за соблюдением установленных правил по загрузке воздушных судов.
Осуществлены целевые комплексные проверки контроля состояния безопасности полетов, качества профилактической работы, организации летной работы и технического обслуживания авиационной техники в Саха (Якутском), Уральском, и Тюменском (дважды) территориальных органах ФСВТ России, а также в 11 авиапредприятиях и 3 аэропортах.
Утверждена усовершенствованная программа подготовки летного состава вертолетов Ми-8 (ППЛС-99), разработанная на основе опыта эксплуатации, рекомендаций комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, а также предложений авиапредприятий.
В авиапредприятиях начато внедрение системы "Автоматизированное рабочее место "Центровка".
Приняты дополнительные меры по устранению недостатков в организации и выполнении полетов российских воздушных судов за рубежом. В перечень обязательных сертификационных требований для выполнения международных полетов и авиационных работ с базированием за рубежом введены положения о наличии в аэропорту временного базирования аттестованного персонала и специального оборудования для расшифровки и анализа записей бортовых регистраторов полетной информации.
Изданы приказы, распоряжения и заключения ФСВТ России по вопросам: профилактики аварийности на воздушном транспорте на основе реализации рекомендаций и предложений комиссий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов; предотвращения сверхнормативной загрузки воздушных судов гражданской авиации; исключения использования для полетов гражданских воздушных судов аэродромов, не включенных в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации; а также по другим вопросам обеспечения безопасности полетов.
В ФСВТ России организовано проведение мероприятий по пересмотру и уточнению различий между стандартами ИКАО и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в области гражданской авиации.
Осуществляемые мероприятия являются важной составляющей частью подготовки гражданской авиации к проверке экспертами ИКАО системы контроля за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации.
Вместе с тем, проводимая работа не обеспечила полного устранения угрожающих безопасности полетов "факторов риска", которые являются причинами большинства авиационных происшествий. Существенное влияние на аварийность продолжает оказывать несбалансированное преобладание экономических приоритетов над проблемами обеспечения безопасности полетов.
ФСВТ России, ее территориальными органами и инспекторскими службами недостаточно эффективно применяются необходимые меры государственного регулирования и контроля по неукоснительному соблюдению правил обеспечения безопасности полетов руководством предприятий, организаций гражданской авиации и авиационным персоналом. Не изжиты случаи беспринципности и формализма при проведении сертификационных и инспекторских проверок предприятий и аэропортов.
Сохраняющееся несоответствие деловых и моральных качеств отдельных руководителей и лиц из числа командно-летного и инспекторского состава требуемому уровню подготовки и самодисциплины продолжает быть одной из причин возникновения аварийных ситуаций.
Не прекращаются авиационные происшествия и инциденты из-за превышения предельной взлетной массы воздушных судов, нарушения установленных метеорологических минимумов; эксплуатации воздушных судов с неустраненными отказами и неисправностями; грубых нарушений технологии работы.
Наряду с этими опасными факторами, существенное влияние на снижение уровня безопасности полетов оказала переоценка со стороны командно-летного состава авиапредприятий профессиональных возможностей и моральных качеств членов экипажа, допуск летного состава к полетам без учета подготовки к выполнению конкретных производственных заданий в реальных условиях эксплуатации. Данные причины связаны также с возрастающим влиянием существенных перерывов в летной работе из-за объективного падения объемов работ авиапредприятий и в наибольшей степени повлияли на безопасность полетов на вертолетах.
Нерешенными до настоящего времени остаются следующие проблемы:
- отсутствие необходимого контроля за назначенными ресурсами и сроками службы воздушных судов и другой авиационной техники, использование запасных частей, деталей и агрегатов неизвестного происхождения;
- недостатки в работе авиационного персонала и руководства деятельности авиапредприятий и аэропортов по предотвращению наземного обледенения и обеспечению антиобледенительной обработки воздушных судов перед вылетом;
- поддержание в исправном состоянии и обеспечение эксплуатационной надежности систем регистрации полетной информации воздушных судов, используемых в целях предупреждения авиационных происшествий и инцидентов;
- недостатки в деятельности служб обеспечения грузовых и пассажирских перевозок аэропортов, приводящие к сверхнормативной загрузке воздушных судов, использованию недостоверной перевозочной документации;
- нерешенность вопросов разработки и внедрения мероприятий, разрабатываемых по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов, требующих крупных финансовых затрат;
- несоблюдение стандартов и рекомендуемой практики ИКАО при выполнении международных полетов и авиационных работ за рубежом.
До настоящего времени в территориальных органах ФСВТ России, авиапредприятиях, аэропортах, предприятиях по ИВП и УВД и других организациях гражданской авиации не организована в необходимом объеме работа по тщательному изучению Приложений 1, 6 и 8 к Конвенции о международной гражданской авиации и не приняты дополнительные меры по соблюдению международных стандартов в области обеспечения безопасности международных полетов и исключению повторяемости недостатков, регистрируемых зарубежными авиационными администрациями.
Действующая нормативно-правовая база регулирования деятельности гражданской авиации в области выдачи свидетельств авиационному персоналу, эксплуатации воздушных судов коммерческой авиации и авиации общего назначения, поддержания летной годности и осуществления текущего контроля за обеспечением безопасности полетов продолжает содержать не опубликованные отличия, не удовлетворяющие стандартам и рекомендуемой практике ИКАО.
Коллегия ФСВТ России постановляет:
1. Заместителям директора, начальникам управлений и самостоятельных отделов, руководителям территориальных органов ФСВТ России:
1.1. Неукоснительно выполнять требования по сертификации и лицензированию с использованием прав, предусмотренных федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" от 30.12.99 № 224-ФЗ и "Положением о правах и ответственности государственных инспекторов...", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.98 № 1131, для обеспечения безопасности полетов.
1.2. Начальникам Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России Нерадько А.В., Управления летной службы ФСВТ России Таршину Ю.П., Управления лицензирования и регулирования производства работ и услуг ФСВТ России Овчаренко С.Н. организовать и провести целевую работу по анализу недостатков в производстве полетов на вертолетах, чартерных рейсах и принятия необходимых мер для повышения безопасности полетов.
2. Заместителю директора ФСВТ России Горлову В.В., исполнительному секретарю Комиссии Российской Федерации по делам ИКАО Романенко Ю.Ф., начальникам Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России Нерадько А.В., Управления летной службы ФСВТ России Таршину Ю.П., Управления сертификации эксплуатантов гражданской авиации ФСВТ России Козию И.И., и. о. начальника Управления технической эксплуатации и летной годности гражданских воздушных судов ФСВТ России Шилову В.В., начальникам Управления делами ФСВТ России Клавдиеву А.И, Управления международного сотрудничества ФСВТ России Рожкову П.В., Управления финансирования и налоговой политики ФСВТ России Мироновой В.Г., Законодательно-правового управления ФСВТ России Корзунову Ю.В., начальнику ГосНИИ ГА Горячеву В.А. и директору государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте" Елистратову А.В.:
2.1 создать координационный совет и рабочие группы по подготовке к проверке экспертами ИКАО системы контроля за обеспечением безопасности полетов в Российской Федерации с участием руководителей территориальных органов ФСВТ России, специалистов органов и центров по сертификации в ССВТ, высших учебных заведений гражданской авиации, авиапредприятий, а также организаций авиационной промышленности и МАК (по согласованию), организовать и обеспечить их работу;
2.1.1 поручить координационному совету и рабочим группам:
- рассмотреть и подготовить к подписанию Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и ИКАО относительно условий и порядка проверки до 01.06.00;
- провести совместно с Представительством Российской Федерации при ИКАО рабочую встречу с группой экспертов ИКАО по проверке организации контроля за обеспечением безопасности полетов и согласовать перечень проверяемых организаций гражданской авиации Российской Федерации до 01.08.00;
- рассмотреть и заполнить предпроверочные вопросники по Приложениям 1, 6 и 8 к Конвенции о международной гражданской авиации до 01.08.00;
2.2 разработать до 15.08.00 план первоочередных мероприятий по устранению отличий нормативно-правовой базы регулирования деятельности гражданской авиации, не удовлетворяющих стандартам и рекомендуемой практике Приложений 1, 6 и 8 к Конвенции о международной гражданской авиации, предусматривающий, в том числе, оказание методической помощи эксплуатантам воздушного транспорта при подготовке и проведении проверки экспертами ИКАО.
3. Руководителям территориальных органов ФСВТ России, руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации:
3.1 провести до 01.06.00 внеочередные советы по безопасности полетов, на которых рассмотреть проблемные вопросы обеспечения безопасности регулярных пассажирских перевозок, чартерных и грузовых рейсов, организации авиационно-химических работ, производства полетов на вертолетах, выполнения международных полетов и авиационных работ за рубежом с учетом особенностей эксплуатации авиационной техники в весенне-летний период;
3.2 создать региональные штабы по подготовке к проверке организации контроля за обеспечением безопасности полетов в России экспертами ИКАО и провести до 01.09.00 необходимые подготовительные организационные мероприятия и специальные занятия по изучению Приложений 1, 6 и 8 к Конвенции о международной гражданской авиации, а также спланировать и осуществить проверки по оценке деятельности авиапредприятий и организаций гражданской авиации в части выполнения мер по обеспечению безопасности полетов и их готовности к проверке экспертами ИКАО; итоги подготовительных мероприятий рассмотреть на Совете Управления и доложить о них в ФСВТ России до 15.09.00;
3.3 организовать до 15.06.00 проведение в авиапредприятиях и организациях гражданской авиации целевой проверки запасов назначенных ресурсов и сроков службы воздушных судов, двигателей, запасных деталей и агрегатов, а также качества учета наработки авиационной техники в подразделениях инженерно-авиационных служб;
3.4 принять меры во взаимодействии с местными органами исполнительной власти, зональными центрами ЕС ОВД, правоохранительными органами, общественными авиационными организациями по исключению несанкционированных полетов воздушных судов;
3.5 организовать и провести в подконтрольных авиапредприятиях проверку соблюдения указания директора ДВТ Минтранса России от 01.11.95 № ДВ-132/и об учете минимальных норм налета и количества полетов при принятии решения о допуске пилотов и командиров воздушных судов к полетам. О результатах проверки доложить в Управление государственного надзора за безопасностью полетов и Управление летной службы до 15.06.00.
3.6 запланировать и провести целевые проверки обеспечения безопасности полетов при выполнении АХР.
4. Начальникам Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России Нерадько А.В., Управления сертификации эксплуатантов гражданской авиации ФСВТ России Козию И.И., Управления летной службы ФСВТ России Таршину Ю.П., Законодательно-правового управления ФСВТ России Корзунову Ю.В. и и.о. начальника Управления технической эксплуатации и летной годности гражданских воздушных судов ФСВТ России Шилову В.В. разработать проект положения об ответственности эксплуатантов воздушного транспорта за нарушения требований законодательства и нормативно-правовых документов, угрожающие безопасности полетов.
5. Начальнику Управления летной службы ФСВТ России Таршину Ю.П. в рамках подготовки к проверке системы организации контроля за обеспечением безопасности полетов:
5.1 разработать требования по отбору летного состава для переподготовки на другие типы воздушных судов в зависимости от типа и класса свидетельства летного специалиста с учетом международной практики до 15.05.00;
5.2 пересмотреть порядок распределения летной подготовки на тренажере и воздушном судне при переподготовке летного состава на другие типы воздушных судов и разработать типовые требования к объему летной подготовки до 01.06.00;
5.3 завершить разработку федеральных авиационных правил "Производство полетов", " Организация летной работы" до 01.08.00.
6. Начальнику Управления летной службы ФСВТ России Таршину Ю.П., начальнику Управления кадровой и социальной политики ФСВТ России Маслову А.А., начальнику Управления государственного надзора за безопасностью полетов Нерадько А.В. провести оценку системы и качества подготовки коммерческих пилотов в авиационных учебных центрах. О результатах проверки доложить на совете ФСВТ России по безопасности полетов до 01.07.00.
7. Начальникам Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России Нерадько А.В., Управления летной службы ФСВТ России Таршину Ю.П., Управления сертификации эксплуатантов гражданской авиации ФСВТ России Козию И.И. организовать и провести целевые проверки деятельности авиапредприятий, выполняющих международные полеты и авиационные работы с базированием за рубежом, по соблюдению ими стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в части организации летной работы, поддержания летной годности, соблюдения сертификационных требований и выполнения мероприятий по предупреждению авиационных происшествий.
8. Заместителю директора ФСВТ России Горлову В.В., директору государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте" Елистратову А.В.:
8.1 разработать методику проведения разовой проверки работоспособности бортовых самописцев на всем парке гражданских воздушных судов до 30.05.00;
8.2 разработать и внедрить усовершенствованные нормативную документацию и специальное программное обеспечение для повышения качества контроля технического состояния бортовых самописцев в эксплуатации до 30.12.01.
9. И.о. начальника Управления технической эксплуатации и летной годности гражданских воздушных судов ФСВТ России Шилову В.В., начальнику ГосНИИ ГА Горячеву В.А. до 01.09.00 разработать руководство по удалению обледенения и противообледенительной обработке на земле гражданских воздушных судов.
10. Начальникам Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России Нерадько А.В., Управления сертификации эксплуатантов гражданской авиации ФСВТ России Козию И.И., Управления лицензирования и регулирования производства работ и услуг ФСВТ России Овчаренко С.Н., Управления международного сотрудничества ФСВТ России Рожкову П.В. до 01.06.00 разработать дополнительные меры по совершенствованию контроля за выполнением международных чартерных рейсов и авиационных работ за рубежом.
11. Начальникам Управления регулирования организации воздушного движения ФСВТ России Щербакову Л.К., Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФСВТ России Нерадько А.В., генеральному директору Госкорпорации по ОВД Кушнеруку Б.И. до 01.06.00 создать межведомственную рабочую группу по рассмотрению материалов расследования инцидентов и нарушений правил использования воздушного пространства, разработке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности полетов при организации воздушного движения и обеспечить ее работу.
12. Организацию контроля за выполнением постановления коллегии ФСВТ России возложить на заместителя директора ФСВТ России Горлова В.В.
Председатель коллегии |
В.И. Андреев |