Министерство транспорта |
Руководителям межрегиональных | |
|
Руководителям авиапредприятий | |
06.03.01 № 22.10-211 |
|
23.08.2000г., днем, в простых метеоусловиях, при посадке в аэропорту Шереметьево произошел серьезный инцидент с самолетом Ил-96-300 RA-96007 ОАО "Аэрофлот", связанный со столкновением с птицами.
Экипаж самолета в составе КВС Гриняева Н.Ф., второго пилота Долматова И.М. и бортинженера Мазурова Н.П. выполнял пассажирский рейс по маршруту Дели-Москва.
В момент посадки ВС в аэропорту Шереметьево погода была: ветер 230° 3 м/сек, видимость 10 км, сплошная облачность с нижней кромкой 220 метров, температура +15°С. Перед снижением для захода на посадку экипаж самолета прослушал информацию ATIS, которая содержала формальное предупреждение о наличии стай птиц в районе аэродрома Шереметьево. Посадка производилась в 7 часов 40 минут (МСК) с включенными фарами. Посадку осуществлял второй пилот.
В ходе расследования было установлено, что перед посадкой на центральной части ВПП 25 правая находилась большая стая птиц (сизых чаек) в количестве до 200 особей. Из-за недостаточного контроля за орнитологической обстановкой стая птиц не была обнаружена диспетчерами УВД и специалистами аэродромной службы.
По объяснению членов экипажа ВС, взлетающая с ВПП стая птиц была замечена экипажем только во второй половине пробега (в районе РД-13), на скорости около 100 км/час. В результате столкновения самолета с птицами произошло их попадание во все четыре двигателя. По результатам оценки технического состояния двигателей, два двигателя (№ 1 и 4) в последующем были досрочно сняты.
Причиной серьезного инцидента явилось неудовлетворительное орнитологическое обеспечение полетов на аэродроме Шереметьево.
Расследование серьезного инцидента выявило ряд недостатков в деятельности группы орнитологического контроля ОАО "Международный аэропорт Шереметьево". Так, например, рабочий день группы начинался в 8 часов, в результате этого не была организована работа по отпугиванию птиц в ночные и утренние часы. Диспетчеры органов управления воздушным движением и специалисты аэродромной службы также не осуществляли постоянный контроль за передвижением стай птиц, в том числе и в зонах взлета и посадки воздушных судов как это предписано Руководством по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89).
На неудовлетворительную ситуацию с орнитологическим обеспечением полетов в аэропортах РФ уже указывалось в информации по безопасности полетов №30 за 2000 год.
Дополнительно проведенный анализ статистических данных с 1990 года свидетельствует о том, что начиная с 1994 года наблюдается устойчивая тенденция ухудшения орнитологической обстановки в аэропортах РФ (см. таблицу 1 и рис.1). Так, если в период с 1990г. по 1994г. в среднем происходило 1,2... 1,5 столкновения с птицами на каждые 100 тыс. часов налета, то начиная с 1996 года отмечается не менее 3-х столкновений на 100 тыс. часов налета.
Ухудшению орнитологической обстановки в аэропортах РФ способствует принижение значимости данного вида обеспечения полетов. В большинстве аэропортов отсутствуют современные средства отпугивания птиц. В ряде случаев наземные службы не проводят своевременные мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, ограничиваясь лишь внесением предупреждений в информацию ATIS. В результате, недостатки орнитологического обеспечения полетов накапливаются и оказывают значительное влияние на безопасность и регулярность полетов ВС, приводят к значительным материальным расходам.
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Руководителям территориальных органов ВТ Минтранса России:
1.1. Обеспечить выполнение подконтрольными аэропортами требований раздела 4.9 "Анализ орнитологического обеспечения полетов" РООП ГА-89.
1.2. Принять меры по объективному учету случаев столкновения воздушных судов с птицами.
1.3. Проконтролировать выполнение требований п.2.2 данного заключения.
2. Руководителям аэропортов, предприятий по ОрВД и ИВП и авиакомпаний:
2.1. Обратить внимание личного состава на наступающий весенний период массовых миграций птиц и необходимость ужесточения в связи с этим контроля за состоянием орнитологической обстановки в районе аэродрома.
2.2. До 15.04.2001г. провести проверку оснащенности аэропортов средствами для отпугивания птиц и их готовности к эксплуатации в весенне-летний период 2001 года. При необходимости расширить комплекс применяемых спецсредств и рассмотреть вопрос о создании групп орнитологического контроля (групп контроля птиц).
2.3. Определить порядок оперативных действий служб, участвующих в орнитологическом обеспечении полетов, по предотвращению столкновений ВС с птицами. Внести соответствующие изменения в Инструкцию по обеспечению орнитологической безопасности полетов, предусмотренной требованиями п.4.9.3 НПП ГА-85 и п.2.6 РООП ГА-89.
2.4. Включить требования информации по безопасности полетов №30 за 2000 год в план подготовки предприятий к весенне-летнему периоду 2001 года.
3. При расследовании инцидентов, связанных со столкновениями ВС с птицами, обращать внимание на выполнение требований данного заключения и информации по безопасности полетов № 30 за 2000 год.
Приложение: данные, характеризующие состояние орнитологической безопасности полетов воздушных судов Российской Федерации за период 1990-2000гг - на одном листе.
Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов В.А. Рудаков
ДАННЫЕ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВС РФ ЗА ПЕРИОД 1990-2000ГГ.
Таблица 1
Распределение числа столкновений ВС с птицами по типам
воздушных судов за период с 1990г. по 2000г.
|
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Всего | |
Авиационные происшествия |
|
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
4 | |
Инциденты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Самолеты 1-3 класса |
78 |
70 |
48 |
35 |
32 |
38 |
68 |
48 |
72 |
44 |
53 |
588 | |
Самолеты 4-ого класса |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
13 | |
Вертолеты |
11 |
10 |
3 |
5 |
|
4 |
1 |
5 |
|
|
2 |
43 | |
Всего событий |
93 |
85 |
54 |
43 |
32 |
43 |
69 |
53 |
72 |
45 |
55 |
644 |
За период с 1990г. по 2000 г. произошло четыре аварии ВС из-за их столкновения с птицами:
- 25.05.91г. с вертолетом Ми-2 №23375 Нальчинского ОАО в районе н.п. Малка (попадание птицы в двигатель);
- 24.09.92г. с вертолетом Ми-8Т №24661 Колпашевского ГАП в районе н.п. Игол (попадание птицы в двигатель);
- 20.08.93г. с самолетом Ан-12 RA-11375 Сыктывкарского АП в районе аэродрома Славгород (отказ двух двигателей из-за столкновения с птицами при взлете);
- 20.03.99г. с самолетом Як-40 RA-87489 Новгородского АП в аэропорту Бата, Экваториальная Гвинея (попадание птицы в двигатель во время взлета).
Рис.1
Число столкновений ВС с птицами на 100 тыс. часов
налета за период 1999-2000 гг.
Заместитель начальника
Управления государственного
надзора за безопасностью полетов В.В. Лучинин