Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93001807.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
РОССИИ

"27" апреля 2000г. № 22.10-389

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об аварии вертолёта Ми-2 RA-15711

Руководителям территориальных
       органов ФСВТ России
       Руководителям авиапредприятий




    7 сентября 1999 года, днем, в простых метеоусловиях, при выполнении захода на посадку произошла авария вертолёта Ми-2 RA-15711, принадлежащего ГУАП "Оренбургские авиалинии" подконтрольного Приволжскому МТУ ФСВТ России.
    Экипаж в составе командира вертолёта Белогорского В.А., бортмеханика Цойгера Е.В. по заявке нефтедобывающего управления "Бузулукнефть" выполнял полёт с аэродрома г. Бузулук на площадку ЦДНГ-3.
    Прогноз и фактическая погода соответствовали минимуму КВС.
    Загрузка на вертолёте отсутствовала, заправка топливом составляла 640 кг. Взлётная масса вертолёта составила 3454 кг, центровка +185 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолёта Ми-2 ограничения.
    Экипаж произвёл взлёт с аэродрома Бузулук, занял истинную высоту 100 ветров и через 14 минут полёта вышел в район площадки (ЦДНГ-З).
    КВС в нарушение требования п.6.6.3.2 Правил и фразеологии радиообмена при выполнении полётов и УВД, утверждённых приказом МГА от 27 февраля 1987г. № 61, о прибытии на площадку, заходе на посадку, времени стоянки диспетчеру УВД не доложил.
    По показаниям КВС при осмотре площадки он по дыму газового факела определил направление ветра, после чего принял решение выполнить заход на посадку с МК=35° по-вертолётному в зоне влияния "воздушной подушки".
    Ветроуказатель, установленный рядом с площадкой для определения направления и скорости ветра на площадке, экипаж не использовал.
    По показаниям экипажа на высоте 100 метров вертолёт вошёл в зону моросящего дождя с видимостью 5000 метров. На глиссаде при прохождении высоты 40 метров дождь усилился и видимость уменьшилась до 3000 метров, что соответствовало минимуму КВС. С высоты 100 метров (ТВГ) и до высоты 25 метров выдерживалась поступательная скорость 60 км/час, обороты НВ 82%, вертикальная скорость снижения 2 м/сек.
    На высоте 25 метров КВС допустил уменьшение поступательной скорости до 40 км/час и увеличение вертикальной скорости до 4-5 м/сек. КВС (по его объяснению) принял решение уйти на второй круг с одновременной отдачей РЦШ "от себя" и увеличением режима работы двигателей, но эти запоздалые действия не смогли предотвратить столкновения с землёй. Вертолёт опрокинулся на правый борт и получил значительные повреждения. Экипаж не пострадал.
    Авиационное происшествие с вертолётом Ми-2 RA-15711 произошло из-за допущенной КВС ошибки в технике пилотирования при заходе на посадку, выразившейся в уменьшении поступательной и увеличении вертикальной скорости более допустимой, что, наиболее вероятно, привело к попаданию вертолёта в режим "вихревого кольца" на малой высоте и столкновению его с землёй.

    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Руководителям территориальных органов ФСВТ России довести данное заключение до подконтрольных авиапредприятий.
    2.Руководителям авиапредприятий, эксплуатирующих вертолёты:
    2.1. Обстоятельства и причины авиационного происшествия изучить со всем лётным составом, выполняющим полёты на вертолётах и провести занятия на тему: "Физическая сущность возникновения вихревого кольца и действия экипажа по выходу из него на различных этапах полёта".
    2.2. С лётным составом, выполняющим полёты на вертолётах Ми-2 на специальных занятиях изучить гл.4 раздел 4.7.1 "ПОСАДКА" РЛЭ вертолёта Ми-2.
              


              Начальник Управления
              государственного надзора
              за безопасностью полётов                А.В. Нерадько