Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93002205.htm

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

11 мая 1999 г.                                                 № 79-р
г. Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ КРИТИЧНЫХ СИСТЕМ И СОЗДАНИИ ОТРАСЛЕВЫХ
ЦЕНТРОВ КОМПЕТЕНЦИИ ПО РЕШЕНИЮ "ПРОБЛЕМЫ 2000" В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


    Во исполнение решения Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности от 22.12.98 № 8.1 и Плана подготовки гражданской авиации России по решению проблемы 2000 года, утвержденного директором ФАС России от 20.04.99 № 139-2,
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Утвердить перечень критичных к "Проблеме 2000" систем и объектов воздушного транспорта (Приложение 1).
    2. Контроль за подготовкой к решению "Проблемы 2000" в указанных критичных системах и объектах воздушного транспорта возложить на Отраслевой штаб по решению "Проблемы 2000", созданный в соответствии с приказом директора ФАС России от 19.01.99 № 12 "Об организации работ по решению "Проблемы 2000 года".
    3. Создать отраслевые Центры компетенции по решению "Проблемы 2000" в гражданской авиации:
    - по системе ОВД - на базе ГосНИИ "Аэронавигация";
    по бортовым пилотажно-навигационным системам - на базе ГосНИИ "Аэронавигация";
    - по системам бронирования и продажи билетов - на базе ГВЦ Главагентства ГА;
    - по компьютерным системам, установленным в аэропортах, - на базе ГВЦ Главагентства ГА.
    4. Утвердить Типовое положение о Центре компетенции по "Проблеме 2000" (Приложение 2) и Рекомендации о порядке признания Центров компетенции по "Проблеме 2000" (Приложение 3).
    5. Исполнительному директору ГосНИИ "Аэронавигация" и начальнику ГВЦ Главагентства ГА:
    5.1. До 15.05.99 на основании Типового положения о Центре компетенции по "Проблеме 2000" (Приложение 2) и Рекомендаций о порядке признания Центров компетенции по "Проблеме 2000" (Приложение 3) разработать Положение о Центре компетенции по "Проблеме 2000" и Порядок признания Центра компетенции по "Проблеме 2000" для отраслевых Центров компетенции;
    5.2. До 22.05.99 оформить в ФАС России Решение о признании отраслевого Центра компетенции в соответствии со специализацией.
    6. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.
    
    
    

Первый заместитель директора ФАС России                           В.Я.Галкин

    

Приложение 1
к распоряжению ФАС России
от 11 мая 1999г.№79-р

    
ПЕРЕЧЕНЬ
критичных к "Проблеме 2000" систем и объектов воздушного транспорта

    На основании проведенной инвентаризации информационных и технологических систем и сетей связи, определить следующие критичные по "Проблеме 2000" системы и объекты воздушного транспорта, сбой в работе которых может повлиять на безопасность полетов или привести к дезорганизации работы воздушного транспорта:
    
    I. Бортовое пилотажно-навигационное оборудование на следующих типах воздушных судов:
    
    - Ил-96ПУ, Ил-96-300, Ил-86, Ил-76, Ил-76(М, МД, МФ, Т, ТД), Ил-62, Ил-62М, Ил-18, Ил-103;
    - Ту-214, Ту-204, Ту-154М, Ту-134;
    - Як-42, Як-42(МЛ, МЧС), Як-40МЛ, Як-18;
    - Ан-124, Ан-74, Ан-38, Ан-32, Ан-30, Ан-28, Ан-26, Ан-24, Ан-2;
    - Ми-26, Ми-10, Ми-8, Ми-6;
    - Ка-32, Ка-26;
    - самолеты АОН.
    
    II. Объекты, средства и системы организации воздушного движения
    
    1. АС УВД, КСА УВД, аппаратура отображения информации:
    - РАС УВД "Стрела", АС УВД "СТАРТ", АС УВД "СПЕКТР", АС УВД "СИНТЕЗ";
    - КСА УВД "НОРД", КСА УВД "АЛЬФА", КСА УВД "РАСТР", КСА УВД "КАРМ ДРУ", КСА УВД "КАРМ-АЦ", КСА УВД "КОРИНФ", КСА УВД "Строка-Ц";
    - КСА УВД "Москва-консоль", АС УВД "Теркас", "Бай-пасс", АС УВД "Теркас", АС УВД "Буран", АС УВД "Еврокэт", КТС УВД "Магадан", КСА "Комета-2М".
    2. Радиолокаторы и аппаратура обработки:
    - 1Л1-118, ТРЛК-10, ТРЛК-11, ATCR-22, 33, 44;
    - "TRAC-2000";
    - Корень-АС, Радуга, МВРЛ - СВК, Крона;
    - Экран-85, Т, ТК, Иртыш, Иртыш-СК, М;
    - РП-5Г, 4Г, ЗГ;
    - ВУОКСА, АЛОЙ С2, АЛОЙ "Приор", АЛОЙ ВИЛ, АЛОЙ "Холодное небо".
    3. Средства навигации и посадки и радиосвязи:
    - РМА/РМД-90, VOR/DME "Алкатель", VOR/DME "Томсон-ЦСФ";
    - СП-90, М;
    -КСРС"Фреквентис";
    - УКВ радиостанции серии 400 Роде и шварц.
    4. Средства передачи данных и телеграфных сообщений, магнитофоны и метеоборудование:
    - ЦКС "Поток", ЦКС АРМ "Софтаэро", ЦКС АРМ АФТН, ЦКС "Стек-2, 2М", ЦКС "Монитор Микро", ЦКС "Аэронэт" 1, 2 уровня Оливетти;
    - Видеотон СМРРТ, Гранит, ДМ-216, MSR-8, 16, MAT, WORDNET;
    - АТИС "Попугай", АС-АТИС;
    - КРАМС-М4, КРАМС-1, 2, 4, АКСОПРИ, Метеоячейка.
    5. Системы планирования потоков воздушного движения:
    - АС ПВД/АНС-ГЦ, АС ПВД/АНС-ЗЦ.
    
    III. Системы продажи и бронирования билетов типа "Сирена":
    
    - "Сирена-2" (разработка ЗАО "ТАИС");
    - "Сирена-2" (разработка Петкова/Рига/);
    - "Сирена-2М" (разработка ГВЦ ГА);
    - "Сирена-2.3" (разработка ЗАО "ТАИС");
    - "Сирена-2000" (разработка ЗАО "КОМТЕХ-Н");
    - "Сирена-Наяда" (разработка АВС Тюмени);
    - "Сирена-3" (разработка ОАО МТК "Сирена").

Приложение 2
к распоряжению ФАС России
от 11 мая 1999г.№79-р

    
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о Центре компетенции по решению "Проблемы 2000"

СОДЕРЖАНИЕ

    1.   Общие положения
    2.   Задачи Центра компетенции
    3.   Права, обязанности и ответственность Центра компетенции
    
    
    1. Общие положения
    
    1.1. Настоящее "Положение о Центре компетенции по решению "Проблемы 2000" устанавливает основные функции, права, обязанности, ответственность и другие аспекты деятельности Центра компетенции при проведении работ по решению "Проблемы 2000".
    1.2. "Проблема 2000" представляет собой потенциальную угрозу всем вычислительным средствам информатизации и заключается в способе записи, хранения, обработки и вычисления даты компьютерными системами, в которых представление года осуществляется при помощи двух цифр. В результате такого представления дат компьютерные системы или прикладные программы, которые используют даты для выполнения вычислений, операций сравнения или сортировки, могут генерировать неправильные результаты при работе с датами после 1999 года.
    1.3. Центр компетенции по решению "Проблемы 2000" - является структурным подразделением организации сферы информатизации, способным на своей инструментально-программной базе и силами собственного персонала выполнять тестирование средств информатизации, анализировать его результаты, осуществлять модификацию и модернизацию средств информатизации, подверженных влиянию "Проблемы 2000", вести разработку инструментальных    средств,    обеспечивающих    корректное    функционирование информационных систем при переходе к 2000 году.
    1.4. Область признания Центра компетенции определяется возможностями собственной инструментально-программной базы (стенда) организации-заявителя, а также профессиональной ориентацией и практическим опытом деятельности его сотрудников с программным обеспечением, техническими средствами и системами информатизации.
    1.5.  Центры  компетенции  являются  составной  частью  организационной инфраструктуры гражданской авиации, созданной для решения "Проблемы 2000", и оказывают комплекс услуг по корректировке информационно-вычислительных систем Федеральной авиационной службы России и авиапредприятий.
    1.6. Деятельность Центров компетенции осуществляется на основе решения о признании, принимаемого Федеральной авиационной службой России (ФАС России).
    Центр компетенции создается на базе юридического лица или его отдельного структурного подразделения.
    1.7. Центр компетенции в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-распорядительными документами ФАС России, а также нормативной и методической документацией по "Проблеме 2000".
    1.8. Центр компетенции осуществляет свою деятельность в соответствии с конкретным "Положением о Центре компетенции по "Проблеме 2000", разработанным на основе настоящего Типового "Положения о Центре компетенции по "Проблеме 2000" с учетом юридического статуса, конкретной области признания и утвержденным ФАС России.
    1.9. Центр компетенции должен быть укомплектован специалистами, подготовленными для выполнения работ по проверке готовности средств информатизации к 2000 году и по их модернизации (доработке).
    1.10. Центр компетенции должен располагать собственной программной и инструментальной базой, достаточной для проведения работ в пределах установленной области признания.
    1.11. Состав и квалификация персонала Центра компетенции, материально-техническая база, нормативная документация и другие сведения, подтверждающие соответствие Центра компетенции требованиям настоящего Типового "Положения о Центре компетенции по "Проблеме 2000", должны быть отражены в "Паспорте Центра компетенции".
    1.12. Расходы Центра компетенции, связанные с проведением работ по решению "Проблемы 2000", оплачивает заказчик этих работ. Условия оплаты определяются договором между заказчиком и Центром компетенции - исполнителем работ.
    Расходы Центра компетенции, связанные с совершенствованием нормативно-методического обеспечения, программной и инструментальной базы для тестирования на готовность к 2000 году, несет исключительно Центр компетенции.
    2. Задачи Центра компетенции
    2.1. Основными задачами Центра компетенции являются: оказание помощи владельцам информационно-вычислительных систем, подлежащих проверке на готовность к 2000 году, определение перечня тестируемых характеристик и их допустимых значений, разработка соответствующих методических документов; разработка (приобретение) программной и инструментальной базы для тестирования готовности к 2000 году средств информатизации в своей области признания; оценка представляемых на аттестацию тестов, программных и инструментальных средств по решению "Проблемы 2000" в Системе сертификации на воздушном транспорте (ССВТ) для признания методик испытаний в качестве нормативной базы; оказание консультативной помощи при проверке информационных систем на готовность к 2000 году; проведение экспертизы нормативной документации в части контролируемых показателей, методов и средств тестирования; оказание практической помощи в решении "Проблемы 2000", в том числе при проведении инвентаризации, классификации и разработке планов мероприятий по модернизации информационных систем; накопление и анализ информации по решению "Проблемы 2000" в стране и за рубежом; обучение персонала информационных систем методам и приемам решения "Проблемы 2000"; оценка затрат по решению "Проблемы 2000" при применении различных методов решения.
    3. Права, обязанности и ответственность Центра компетенции
    3.1. Центр компетенции в пределах установленной области признания имеет право:
    - заключать договоры на проведение работ;
    - разрабатывать форму протоколов тестирования, порядок их оформления и подписания, обеспечивающих объективную оценку и отражение результатов проведенных работ; по согласованию с заявителем передавать часть работ на условиях субподряда другим Центрам компетенции.
    3.2. Центр компетенции обязан:
    - обеспечивать полноту и объективность проведения тестирования, достоверность и точность их результатов; соблюдать порядок и сроки проведения тестирования и доработок средств информатизации, согласованные с заказчиком, а также условия, обеспечивающие конфиденциальность их проведения;
    - обеспечивать сохранность государственных секретов согласно требованиям действующих нормативных документов;
    - в установленном порядке представлять отчет о результатах своей деятельности в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации. Центр компетенции обязан иметь документацию, включающую:
    - организационные и нормативно-методические документы и определяющие его способность выполнять работы по решению "Проблемы 2000";
    - рабочие журналы, протоколы тестирования и копии выданных заключений по результатам тестирования и модернизации средств информатизации.
    3.3. Центр компетенции несет ответственность за:
    - правильность и полноту исполнения возложенных на него обязанностей;
    - правильность и полноту проведения тестирования и выводов, качество модернизации средств информатизации;
    - выполнение установленных сроков проведения тестирования и модернизации, обработки и оформления их результатов;
    - сохранность сведений, составляющих государственную или коммерческую тайны заявителя;
    - соблюдение прав собственности заявителя на тестируемые средства информатизации, включая его авторское право.
    3.4. Ответственность сторон определяется договорами между заказчиком и исполнителем работ по решению "Проблемы 2000".
    4. Организационная структура Центра компетенции по решению "Проблемы 2000".
    

Приложение 3
к распоряжению ФАС России
от 11 мая 1999г.№ 79-р

    
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ

Рекомендации о порядке признания Центров компетенции по "Проблеме 2000"

СОДЕРЖАНИЕ

    
    1. Общие положения
    2. Порядок признания
    3. Контроль и надзор за деятельностью Центров компетенции
    
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    
    Приложение 1. Решение о признании Центра компетенции
    Приложение 2. Заявка на признание Центра компетенции
    Приложение 3. Паспорт Центра компетенции
    
    1. Общие положения
    
    1.1. Настоящие "Рекомендации о порядке признания Центров компетенции по "Проблеме 2000" устанавливают основные принципы признания юридических лиц -предприятий, организаций и учреждений (далее - организаций) в качестве Центров компетенции.
    1.2. Признание организации в качестве Центра компетенции является официальным признанием его технической компетентности для организации и проведения тестирования и модернизации испытываемых средств информатизации с целью решения "Проблемы 2000".
    1.3. При признании организации ей выдается "Решение о признании Центра компетенции" с указанием области признания (Приложение 1).
    1.4. Порядок признания, устанавливаемый настоящим "Порядком признания отраслевого Центра компетенции по решению "Проблемы 2000", базируется на общих для всех учреждаемых Центрах компетенции "Рекомендациях о порядке признания Центров компетенции по "Проблеме 2000", разработанных Госкомсвязи России и не зависит от видов предполагаемых работ.
    При необходимости порядок признания может быть дополнен, исходя из заявленной специфики и области деятельности конкретного Центра компетенции.
    1.5. Решение о признании отраслевого Центра компетенции принимается ФАС России.
    1.6. Решение о признании Центров компетенции, создаваемых на базе коммерческих организаций, принимается Государственным комитетом Российской Федерации по связи и информатизации.
    2. Процедура признания
    2.1. Признание предусматривает следующие этапы:
    - экспертизу (рассмотрение) документов, представленных организацией-заявителем;
    - проверку, в случае необходимости, соответствия организации требованиям типового "Положения о Центре компетенции по "Проблеме 2000";
    - принятие ФАС России решения о признании Центра компетенции;
    - оформление, регистрация и выдача "Решения о признании Центра компетенции".
    2.2. Организация-заявитель подает заявку на признание в ФАС России (Приложение 2).
    2.3. Одновременно с заявкой направляется проект "Положения о Центре компетенции по "Проблеме 2000" с заявляемой областью признания и "Паспорт Центра компетенции" (Приложение 3).
    2.4. Заявка регистрируется ФАС России в установленном порядке.
    2.5. Решение о признании принимается ФАС России на общих основаниях и в течение установленного ей срока.
    2.6. ФАС России, принимая решение о признании организации Центром компетенции, сообщает Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации о своем решении и представляет реквизиты на указанный Центр компетенции.
    2.7. Для продолжения деятельности в качестве Центра компетенции по истечении срока действия "Решения о признании Центра компетенции" организация заблаговременно подает заявку об этом в ФАС России.
    3. Контроль и надзор за деятельностью Центров компетенции
    3.1. Контроль может осуществляться при помощи:
    - периодических проверок специальной комиссией ФАС России;
   - предоставления Центром компетенции регулярной информации о проводимых им работах, результатах внутренних проверок, претензиях клиентов и т.п.;
    - любых других действий контрольного характера, которые обеспечат уверенность в том, что Центр компетенции в течение срока действия "Решения о признании Центра компетенции" соответствует предъявляемым к нему требованиям.
    3.2. Признание организации Центром компетенции может быть досрочно отменено в следующих случаях:
    - несоответствие требованиям, предъявляемым к Центрам компетенции;
    - самостоятельное решение организации о досрочном прекращении действия ее признания в качестве Центра компетенции.
    

    

Приложение 1

    
РЕШЕНИЕ
о признании Центра компетенции

    Действительно до "_" 200_г.
    Зарегистрировано в Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации
    '_" ___________________               199_ г. №
    _____________________________________
    
    Федеральная авиационная служба России признала в качестве центра компетенции по "Проблеме 2000":
    _____________________________________
    название организации, адрес, код ОКПО
    
    Областью признания Центра компетенции, учреждаемого на базе
    _____________________________________
    название организации
    
    определено:
    1.___________________________________________________
    тестирование системного и прикладного программного обеспечения, аппаратных средств больших ЭВМ: ЕС - ЭВМ, IBM и IBM-совместимых
    2.___________________________________________________________________
    тестирование системного и прикладного программного обеспечения сетевых средств
    3.___________________________________________________________________
    тестирование системного и прикладного программного обеспечения, аппаратных средств IBM-совместимых персональных компьютеров, рабочих станций
    4.___________________________________________________________________
    методическое и информационное обеспечение, выбор методов решения проблемы 2000 года в аппаратных и программных средствах информационно-вычислительных систем
    
    

Место
гербовой печати

Первый заместитель
директора ФАС России

 

Галкин В.Я.

Дата, подпись


    
Приложение 2
Первому заместителю
директора ФАС России
В.Я.Галкину

    
ЗАЯВКА
на признание Центра компетенции

    1.______________________________________________________
    наименование организации-заявителя
    просит признать ее(его) в качестве Центра компетенции.
    2. Адрес, телефон, телекс, факс, номер расчетного счета
    3. Фамилия, имя, отчество руководителя
    4. Заявитель обязуется:
    а) отвечать требованиям, предъявляемым к Центру компетенции;
    б) оплатить в соответствии с заключенным договором все расходы, связанные с проведением работ по признанию, независимо от их результатов.
    
    Приложения:
    1. Проект "Положения о Центре компетенции по "Проблеме 2000".
    2. "Паспорт Центра компетенции".
    
    

Место гербовой печати

Руководитель организации подпись, Фамилия, И.О.

 

Главный бухгалтер организации подпись, Фамилия, И.О.

    
Приложение 3

    
ПАСПОРТ
Центра компетенции
___________________________________________________________________
наименование Центра компетенции

    1. Центр компетенции

___________________________________________________________________
наименование, почтовый адрес

    
    2. Организация, в составе которой функционирует Центр компетенции

___________________________________________________________________
наименование, почтовый адрес

    
    Руководитель организации

___________________________________________________________________
должность, фамилия, имя, отчество, телефон

Таблица 1

    
Сведения о квалификации персонала

Фамилия, имя, отчество

Должность, образование (ВУЗ, специальность, год окончания), уч. ст., уч. зв.

Стаж работы в сфере информатизации

Специализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    
    Таблица 2 Сведения об инструментально-программных средствах тестирования
    


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    
    

М.п.

Руководитель


наименование организации

 

Фамилия, И.О.