Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93002672.htm

Министерство транспорта
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


28.12.2001 г. № 24.9-112 ГА
На № __________________

О порядке объективной регистрации
результатов контроля состояния
авиадвигателей ВС ГА

Руководителям МТУ и ТУ ВТ МТ
Российской Федерации
Руководителям авиакомпаний
непосредственного подчинения ГС ГА
Руководителям авиаремонтных
предприятий
Генеральному директору ФГУП
ГосНИИ ГА

    
    
    В соответствии с Техническим заданием, утвержденным первым заместителем Министра транспорта РФ 28.05.2001 г., разработано "Положение о порядке организации регистрации и учета фото и видеодокументации результатов эндоскопического контроля состояния газовоздушного тракта авиадвигателей в условиях эксплуатации".
    Положение устанавливает единый для всех организаций ТОиР и авиакомпаний ГА порядок регистрации и учета информации о дефектах ГВТ авиадвигателей, регистрация которой признана обязательной.
    В целях дальнейшего развития нормативной базы поддержания летной годности ГВС и совершенствования системы Государственного контроля состояния авиатехники,     
    ПРЕДЛАГАЮ:     
    1. Ввести в действие прилагаемое Положение и принять необходимые меры по обеспечению выполнения его требований в организациях по ТОиР и авиакомпаниях субъектов РФ, отнесенных к сфере Вашей деятельности.
    2. Срок начала обязательного выполнения работ, предусмотренных Положением, установить с 01.06.2002 года.
    3. До полного завершения подготовительных мероприятий (оснащение, обучение персонала и др.) предусмотреть возможность проведения работ силами допущенных специалистов других организаций (подрядчиков) на договорных условиях.
    4. Заместителям руководителей МТУ и ТУ по ЭАТ, авиапредприятий и авиакомпаний:
    4.1. Обеспечить контроль строгого соблюдения требований Положения, обратив особое внимание на выполнение условий, имеющих обязательный характер.
    4.2. Организовать обучение технического персонала выполнению работ и допуск к работам в установленном порядке.
    4.3. При выполнении работ по осмотру двигателей и регистрации результатов с привлечением специалистов других организаций, обеспечить контроль применения типов эндоскопов и регистрирующей аппаратуры, допущенных эксплуатационной документацией.
    4.4. О ходе подготовки и внедрения Положения до 15.05.2002г. доложить в ГосНИИ ГА для оформления обобщенной информации.
    5. Генеральному директору ФГУП ГосНИИ ГА:
    5.1. Оказать необходимую методическую помощь по организации и освоению вводимых работ по запросам авиапредприятий.
    5.2. Разработать программу и до 01.03.2002г. организовать обучение персонала авиапредприятий с выдачей свидетельства в соответствии с порядком установленным Указанием ФСВТ от 12.07.2000г. № 6.9-38 (Авиационные требования).
    5.3. До 30.05.2002г. подготовить и представить в Департамент ПЛГ ГВС и ТР ГА обобщенную информацию о состоянии выполнения Положения по сведениям авиапредприятий.
    5.4. До 01.06.2002г. разработать предложения по созданию единой для ГА информационно-поисковой системы результатов фото и видеодокументирования дефектов авиадвигателей и порядок ее внедрения.
    6. Контроль за выполнением Указания возложить на заместителя руководителя ДПЛГ ГВС и ТР ГА Емцова А.А.
    
    

Руководитель Департамента
ПЛГ ГВС и ТР ГА ГСГА МТ России


В.В. Горлов

    
    
    

Приложение
к Указанию ГС ГА
от 28.12.2001г. № 24.9-112 ГА

    

Государственная служба гражданской авиации
Министерства транспорта Российской Федерации
Система поддержания летной годности гражданских воздушных судов


    
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель руководителя
ДПЛГ ГВС и ТР ГА
А. А. Емцов
28 декабря 2001 г.

    
    
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке организации регистрации и учета фото и
видеодокументации результатов эндоскопического контроля
состояния газовоздушного тракта авиадвигателей в
условиях эксплуатации



Москва 2001г.

    
    
    
    

    Введение
    
    Настоящий документ (далее по тексту - Положение) устанавливает единый для всех организаций по ТО и Р порядок объективной фото-видеорегистрации и учета информации о дефектах газовоздушного тракта авиадвигателей, выявленных при эндоскопическом контроле и регистрация которых признана обязательной.          
    
  

 1. Общие положения
    
    1.1. Настоящее Положение разработано НЦ-12 ГосНИИ ГА в соответствии с Техническим заданием, утвержденным Первым заместителем Министра транспорта РФ от 28.05.2001г. к Государственному контракту № 066-24.001-01ГА.
    
    1.2. Принципы, положенные в основу Положения соответствуют Воздушному кодексу РФ и Авиационным требованиям к организации и выполнению работ по диагностированию и неразрушающему контролю авиационной техники в условиях организаций по ТО и Р, указание ФСВТ №6.9-38 от 12.07.2000г.
    
    1.3. Объективная регистрация (объективное документирование) в рамках настоящего Положения - это процедура получения и сохранения достоверных сведений о результатах инструментального (эндоскопического) осмотра конкретного конструктивного элемента двигателя (детали, узла, агрегата) на фотопленке или магнитном носителе с отображением на них технической и служебной информации, предусмотренной Положением (порядок регистрации).
    
    1.4. Порядок применения Положения определяется его назначением, областью применения и содержанием основных разделов.
    
    1.5. Основные требования Положения имеют обязательный директивный характер.
    
    В тех случаях, когда отдельные разделы или сведения имеют рекомендательный или информационный характер, в тексте сделаны необходимые ссылки - "рекомендации".         
    
  

 2. Назначение и область применения
    
    2.1. Положение направлено на создание нормативной основы, определяющей действия Исполнителей при выполнении директивных требований по организации и осуществлению процедуры объективной регистрации (объективного документирования).
    
    2.2. Действие Положения распространяется на ТО и Р всех типов газотурбинных двигателей воздушных судов производства России и стран СНГ, внесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ, независимо от места их базирования.
    В части авиадвигателей иностранного производства и их технического обслуживания - Положение применяется по усмотрению руководства авиакомпании (эксплуатанта), если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией или директивными указаниями ГС ГА применительно к двигателю данного типа.
    
    2.3. Объективная регистрация (документирование) не является самостоятельной производственной операцией. Необходимость регистрации возникает только при выполнении эндоскопического контроля в соответствии с требованиями эксплуатационной документации или директив летной годности (бюллетеней, указаний, извещений и т.п.) и выявления при этом определенных признаков (производственных ситуаций), соответствующих разделам 3 и 4 Положения.           
    
    

3. Результаты эндоскопического контроля, требующие обязательной регистрации
    
    К производственным ситуациям, требующим обязательной регистрации относятся:
    
    3.1. Дефекты, обнаруженные при проведении регламентных работ:
    
    3.1.1. Выявленные дефекты, устранение которых в эксплуатации недопустимо, требующие съема двигателей для направления в ремонт или предъявления рекламации.
    
    3.1.2. Выявленные дефекты, устранение которых допустимо в эксплуатации - обязательно до и после устранения.
    
    3.2. Дефекты, выявленные при выполнении работ по программам увеличения ресурсов и (или) сроков службы. При этом все дефекты отражаются в акте оценки технического состояния с заключением:
    - не препятствует увеличению ресурса;
    - требует устранения в условиях эксплуатации - регистрация до и после устранения;
    - препятствует увеличению ресурса (требует ремонта или ДСД).
    3.3. Выполнение целевых (разовых, контрольных осмотров) по решениям, извещениям, бюллетеням, указаниям и т.п. - обязательно при обнаружении дефекта с заключением в акте о возможности дальнейшей эксплуатации.
    
    3.4. Дефекты, выявленные при эксплуатационной проверке новых средств или технологий контроля - обязательно для включения в акт эксплуатационной проверке;
    
    3.5. Сомнительные дефекты, требующие уточнения, повторного осмотра, принятия решений.
    
    3.6. Регистрация обязательна во всех случаях при проведении измерений обнаруженных дефектов.
    
    Если устранение дефекта осуществляется привлечением персонала (специалистов) других организаций, регистрация производится обязательно в присутствии заказчика.           
    
  

 4. Рекомендация
    
    Кроме указанных в разделе 3 результатов контроля рекомендуется регистрировать:
    
    4.1. Все дефекты ГВТ, выявленные при выполнении регламентных работ или бюллетеней, в пределах допустимых величин - могут регистрироваться для текущего оперативного контроля и набора статистических материалов (если иное не предусмотрено разделом 3);
    
    4.2. Выявленные в условиях авиаремонтных предприятий усталостные (или другие) разрушения элементов ГВТ, явившиеся следствием локального ремонта (устранения) в эксплуатации - для выработки рекомендаций.
    
    4.3. По усмотрению организации по ТО и Р перечень рекомендуемых случаев регистрации может быть расширен.          
    
  

 5. Технологические рекомендации оператору
    
    5.1. Перед началом работы следует изучить инструкцию применения (эксплуатации) фото или видеосистемы и строго руководствоваться ей.
    
    5.2. Для проведения осмотров должны применяться только те средства контроля, которые рекомендованы действующей документацией.
    
    5.3. Порядок проведения каждой операции контроля должен строго соответствовать утвержденной технологии.
    
    5.4. При обнаружении дефекта, относящегося к категории раздела 3 (требующие обязательной регистрации) или раздела 4 (рекомендуемые) следует сразу произвести регистрацию (фотографирование) с отметкой предварительных комментариев, и только после этого продолжить следующие операции контроля.
    
    5.5. При регистрации следует выбирать условия получения изображения (расстояние, увеличение, освещенность+) таким образом, чтобы дефект был выявлен наиболее четко, без искажений.
    
    5.6. По каждому дефекту необходимо воспроизвести столько экспозиций, сколько необходимо для четкого представления о его характере, но не менее одной.          
    

   6. Порядок оформления и учета полученной информации
    
    6.1. Каждый полученный отпечаток (изображение) должен иметь служебные и технические отметки.
    
    6.1.1. Служебные отметки включают:
    - дату и время контроля;
    - подписи оператора и его руководителя.
    6.1.2. Технические отметки:
    - номер двигателя;
    - наименование контролируемой зоны;
    - основание на проведение осмотра;
    - степень увеличения (кратность).
    
    6.1.3. Рекомендуется наносить на изображение поясняющие пометки (аннотации) в виде стрелок, кружков и других знаков для выделения нужных зон (дефектов), не искажающих восприятие изображения. В этом случае рекомендуется иметь один экземпляр изображения без пометок.
    
    6.2. По результатам анализа полученной информации составляется технический акт по форме, принятой в организации по ТО и Р, с обязательным включением служебных и технических отметок (п.6.1), дополнительной информации о. контролируемом двигателе, принятом решении и установленной (или предполагаемой) причине дефекта с выводами и заключением.
    
    6.3. К техническому акту прилагаются протокол осмотра (или протокол-сообщение) и документально оформленное изображение дефекта.
    При документальном оформлении случаев, отнесенных к категории раздела 3 (обязательная регистрация) протокол должен содержать окончательное заключение.
    
    6.4. Если анализ полученной информации не дает однозначных ответов на дальнейшую эксплуатацию АД, то вопрос решается экспертной комиссией в составе руководства авиапредприятия, лаборатории диагностики, цехов и, при необходимости, представителей изготовителя (промышленности).
    
    6.5. Порядок прохождения информации о дефектах, выработки решений, устранение дефектов и контроля качества внутри организации по ТО и Р определяется самостоятельно в соответствии с принятым Руководством эксплуатанта по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.
    При этом оригинал или копия всех оформленных документов должен включаться в "Дело двигателя".
    
    6.6. Срок хранения информации (объективного документирования) определяется сроком хранения "Дела двигателя" и должен быть не менее чем до очередного ремонта.
    
    6.7. Работы по фото-видеодокументированию должны быть возложены на лабораторию ТД и НК, так как Типовое положение, введенное указанием № 6.9-38 от 12.07.2000г. обеспечивает необходимый порядок организации аналогичных работ.
    6.8. При необходимости руководство организации вносит изменения и дополнения в положение о лаборатории (службе) ТД и НК, вытекающие из требований настоящего положения.          
    
    

7. Связь положения с эксплуатационной документацией
    
    Настоящее Положение непосредственно связано с эксплуатационной документацией, определяющей необходимость и объекты контроля по типам АД, сроки и технологию контроля и учета выполненных мероприятий и работ.         
    
 

 8. Требование обеспечения и контроля качества работ
    
    8.1. Контроль процедуры и качества фото и (или) видеодокументирования обеспечиваются оператором (исполнителем) и осуществляются его непосредственным руководителем и начальником лаборатории (службы) ТД и НК.
    
    8.2. До начала работ инженерно-технический персонал должен пройти обучение в ГосНИИ ГА, по программе, утвержденной Департаментом ПЛГ ГВС и ТР ГА. Допуск к работе оформляется на основании проверки знании и наличия Свидетельства о прохождении обучения, в порядке, принятом в авиапредприятии.
    
    8.3. Весь комплекс работ в целом: документирование, выработка и реализация решений и мероприятий, связанных с данным видом деятельности, должен соответствовать принятому организацией "Руководству по качеству технического обслуживания AT".
    8.4. Организация работ по фото-видеодокументированию и их обеспеченность должны отражаться в доказательной документации по аттестации лабораторий ТД и НК на техническую компетентность в системе СС ГА и контролироваться в процессе проверки соответствия лаборатории ТД и НК установленным требованиям.     
          
 

  9. Рекомендации по выбору фото и видеоаппаратурных средств
    
    9.1. Общие требования.
    
    9.1.1. Фото и видеосистемы должны быть совместимы с эндоскопическими средствами, внесенными в Реестр ГС ГА и рекомендуемыми для определенного типа двигателя (предусмотренными эксплуатационной документацией для их контроля).
    
    9.1.2. Предупреждение. Для выполнения условий п.9.1.1. в ТУ на поставку всего рекомендованного к применению параметрического ряда жестких и гибких эндоскопов предусмотрено сопряжение с видеосистемами наблюдений и устройствами цифровой регистрации.
    Это условие должно подтверждаться проверкой при приобретении эндоскопов и систем регистрации.
    
    9.1.3. Видеосистемы и устройства цифровой регистрации должны обеспечивать возможность сохранения и последующей обработки, и печати на компьютерной технике типовой комплектации.
    
    9.1.4. Состав системы определяется комплектацией поставки и включает, как правило: основные устройства, блок питания, соединительные кабели, упаковочную тару, техническую документацию и т. д.
    
    9.1.5. В составе функции системы должна быть предусмотрена возможность:
    получения стоп-кадра для временной остановки изображения с целью детального осмотра и анализа информации;
    сравнения текущего изображения с ранее полученным и хранящимся в памяти;
    размещения на изображении необходимых пометок (аннотаций) в виде стрелок или других знаков для выделения нужных зон.
    
    9.2. Особые условия поставки.
    
    Особые условия поставки должны учитывать температурные условия работы операторов в организациях ГА, возможность работы как в условиях лабораторий (цехов), так и со стремянки, комплектацию в одной упаковке (типа кейса, надежного чехла и т.п.).
    
    9.3. Перечень рекомендуемых фото - видеосистем.
    
Перечень и ТУ на поставку разрабатываются ГосНИИ ГА на основе анализа и оценки серийно выпускаемых фото и видеосистем, с учетом требований раздела 9, экономической оценки (стоимости) и условий поставки (приобретения и обеспечения сервисного обслуживания).