Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93002819.htm

Mиниcтеpcтвo транспорта
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

28.02.2002 № 22.15-214
На №_______________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об авиационном происшествии
с вертолетом Ка-26 RA-24328

Руководителям межрегиональных
территориальных управлений
и территориальных управлений ВТ
Минтранса России

Руководителям авиапредприятий

    
    
    
    9 августа 2001 года днем, в простых метеоусловиях, при взлете с площадки нефтеперекачивающей станции (НПС) "Каштан" произошла авария вертолета авиации общего назначения (АОН) Ка-26 RA-24328 открытого акционерного общества "Транссибнефть", подконтрольного Красноярскому МТУ ВТ Минтранса России.
    Командир вертолета E.Л. Стаканов по заявке "заказчика" выполнял полет по осмотру магистрального нефтепровода по маршруту: Красноярск - Ачинск - НПС "Каштан" - Мариинск - Анжеро-Судженск - НПС "Каштан" - Ачинск - Красноярск. При возвращении в Красноярск КВС произвел посадку на площадку НПС "Каштан" с целью дозаправки вертолета топливом. После дозаправки 249 кг бензина общее количество топлива составило 307 кг. Взлетная масса вертолета составляла 2796 кг, центровка +180 мм, что не выходило за пределы ограничений установленных РЛЭ вертолета Ка-26. На борту вертолета находились, авиатехник И.А. Бессильный и два оператора - представители "заказчика".
    Прогнозом погоды предусматривались метеоусловия: ветер 200-210° 7-10 м/с, порывы до 13 м/с, облачность кучевая, кучево-дождевая высотой 800-1000 м, видимость более 20км, температура воздуха 23-25°С, давление 754 мм.рт.ст.
    Летное поле вертолетной площадки "Каштан" расположено в центре насосной перекачивающей станции, по периметру которой расположены препятствия: металлический резервуар, ряд часто посаженных деревьев высотой до 20 м., линия электропередачи, служебные здания.
    В нарушение п. 6 ИПП в районе посадочной площадки НПС "Каштан" (магнитные пеленги секторов взлета и посадки вертолетов "Против ветра в А= 110° - 130° и А=320° - 360° ") КВС принял решение выполнить взлет против ветра в направлении между емкостью и деревьями с МК=200°. Расстояние до препятствий слева и справа в момент их пролета было менее допустимого согласно п. 7.7.3 НПП ГА-85. При этом при наличии запаса тяги для набора безопасной высоты выше препятствий, КВС выполнял разгон по траектории, не превышающей высоту препятствий, в непосредственной близости от них. По объяснению КВС он кратковременно отвлекся от пилотирования и в дальнейшем с целью избежать столкновения с препятствиями (деревьями) создал левый крен вертолету. Уклонение вертолета влево привело к столкновению трех лопастей верхнего НВ и одной лопасти нижнего НВ с металлическим резервуаром, в результате чего произошло их разрушение и как следствие потеря управляемости вертолета. В момент соударения с препятствием вертолет находился на высоте примерно 1.8 метра от земли (по меткам оставленными полостями НВ на емкости).
    Из-за продолжавшегося разрушения лопастей НВ и потери управляемости вертолет с тангажом на пикирование и правым скольжением столкнулся с землей и разрушился.
    КВС получил травмы и был эвакуирован из вертолета операторами заказчика. Двигатели были выключены авиатехником.
    По показаниям авиатехника и представителей "заказчика" примерно через 15-20 минут после события произошло возгорание вертолета, в результате чего он полностью сгорел.
    Авиационное происшествие произошло вследствие сочетания следующих факторов:
    - нарушение п. 6 ИПП в районе посадочной площадки НПС "Каштан", выразившийся в выполнении взлета в закрытом секторе;
    - нарушение требования п. 7.7.8 НПП ГА-85, в части выполнения полета в непосредственной близости от препятствий на расстоянии менее допустимого;
    - выбор начального участка взлета по траектории, не превышающей высоту близко расположенных искусственных и естественных препятствий обеспечивающих безопасный взлет;
    - отвлечение внимания КВС от пилотирования вертолета в процессе взлета.
    В течение 2001 года в Красноярском МТУ ВТ Минтранса России произошло два авиационных происшествия с воздушными судами АОН по причинам связанными с нарушениями требований правил полетов, что может свидетельствовать о недостаточном контроле за деятельностью по эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения в подконтрольном регионе.
    29.11.2001г. произошла катастрофа вертолета Ми-2 RA-23656 ООО "Таймыртур-Авиатранс". При выполнении полета хуже минимума, в условиях обледенения, произошел отказ двигателя. При вынужденной посадке вертолет разрушился, погибло пять человек.
    ПРЕДЛАГАЮ:
    1. Руководителям межрегиональных территориальных управлений и территориальных управлений ВТ Минтранса России:
    1.1 довести данное заключение до руководителей подконтрольных авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты;
    1.2 провести организацию летной работы и технической эксплуатации в организациях имеющих сертификат эксплуатанта воздушного транспорта авиации общего назначения, на предмет выполнения установленных правил обеспечения безопасности полетов.
    2. Руководителям авиапредприятий:
    2.1 данную информацию довести до летного, инженерно-технического персонала, специалистов УВД и АМСГ;
    2.2 провести занятия с летным составом, эксплуатирующим вертолеты двухвинтовой схемы по:
    - РЛЭ Ка-26 4.2.1 раздел "Взлет";
    - аэродинамике вертолета Ка-26, издания 1974г., раздел 4 "Особенности выполнения взлета".
    
    

Начальник Управления
государственного надзора
за безопасностью полетов



В.А. Рудаков