Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93002898.htm

Руководителям летных служб эксплуатантов
    
    
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по заполнению летной книжки
(Разработано в соответствии с указанием МГА от 14.05.89 № 341/у)

Распространяется на летные службы зксплуатантов
подконтрольных МТУ ЦР ФАС России и действует до утверждения
Федеральных авиационных правил.

    

Начальник ОРЛД
МТУ ЦР ФАС России
21.04.99г.

Ю.К. Морозов

    

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    
    1.1. Настоящее Пособие разработано в целях упорядочения записей, вносимых и лётную книжку. В Пособии даны рекомендации по правильному оформлению записей в летной книжке и представлены примеры (варианты) записей в раздел: "летные проверки и тренировки":
    Содержание записей в других разделах летной книжки определяется наименованием строк и колонок. В летных структурах имеющих специфику лётной работы, следует разработать свои варианты записей в лётную книжку, отражающие эту специфику. При этом необходимо руководствоваться требованиями Правил ведения лётной книжки и настоящим Пособием.
    1.2. Заполнение лётной книжки производится согласно наименованиям разделов и граф: в графах, в которые записи не вносятся, делается прочерк. Записи ведутся подряд, свободные строки не оставляются, в том числе между заверяющей подписью и текстом. Должностные лица, заверяющего запись, его подпись и фамилия располагаются на одной строке.
    1.3. Сведения в лётную книжку должны вносится своевременно и быть точными. Запись ведётся чернилами (пастой) синего, фиолетового или чёрного цвета, аккуратно и разборчиво, без подчисток и помарок. Исправление записей производится в установленном порядке.
    1.4. Даты обозначаются тремя, а время - двумя парами арабских цифр, разделённых точкой (кроме полного обозначения года в разд. "Налет но месяцам, годам и типам ВС") Например, дату "3 сентября 1998г." Следует записать "03.09.98."; время "1 ч. 39 мин." - соответственно "01.39."
    1.5. Текстовые записи должны производится в краткой упрощенной форме с употреблением принятых в гражданской авиации сокращений и условных обозначений. Допускаются и другие общепринятые сокращения, если они не искажают смысла изложенного и исключают двоякое или иное толкование.
    1.6. Содержание задания на проверку или тренировку указывается полностью без ссылки на пункт НПП или ППЛС. При внесении записи допускается сокращать слова "днём", "ночью", "производственные условия", "аэродромные условия" и употреблять их условные обозначения, соответственно: "Д"; "Н"; "ПУ"; "АУ".
    Метеоусловия записываются следующим образом: в числителе - нижняя граница облаков, в знаменателе - горизонтальная видимость в метрах, далее боковая составляющая ветра в м/с (для пилотов, выполняющих авиационные работы - общий ветер). Например:

SO
------------- 5;
900

средняя
---------------- 8;
6000

ясно
--------------- 0;
1200

    
    При полётах с использованием СИВ вместо метеоусловий и числителе ставится "--", а в знаменателе записывается задаваемая дальность видимости. При выполнении заходов за шторкой в числителе записывается высота открытия шторки, в знаменателе ставится "--":

---
--------------;
1500

110
------------;
---

    
    Заходы на посадку в условиях присвоенного минимума, в сложных метеоусловиях, с применением системы иммитации видимости, за шторкой обозначаются соответственно следующей аббревиатурой "МИН"; "СМУ"; "СИВ"; "Ш". Количество заходов указывается в числителе, а посадок (полетов) - в знаменателе.
    Время указывается следующим образом: вначале пишете обозначение "Вр", Затем через дробь в числителе проставляется время полёта днем, в знаменателе - ночью.
    Пример записи:

Д АУ; МИН

80
----------- 5;
900

4
---------;
2

1.02
Вр-------------;
0.30

    
    обозначает, что полеты выполнены днем, в аэродромных условиях, произведено 4 захода и 2 посадки в условиях присвоенного минимума при тактической погоде: видимость 900м. Высота нижней кромки облаков 50м. При боковой составляющей ветра 5м/с время полета 1.02 из них 0.30 ночью.
    1.7. Определение профессиональных знаний и умений производится по пятибальной системе. Критерии оценок определяются в соответствии с Методическими рекомендациями по применению пятибальной cиcтеме оценок.
    1.8. В целях сокращения объёма записей в разд. Лётной книжки и повышения их информативности рекомендуется следующий порядок. Перед внесением записей в лётную книжку проверяющий мысленно оценивает содержание проверки или тренировку по всем элементам, указанным в разд. 2 настоящего Пособия или указанным в ППЛС (ППЛС-В), но записывает в легкую книжку только те из них, по которым имеются замечают с краткой характеристикой этих замечаний и отклонений. В заключении указывается общая оценка с выводом по проверке. Если замечаний по проверке нет, то даётся общая оценка и вывод. Сведения записанные в лётную книжку заверяются подписью ответственного лица и печатью лётной структуры.
    
    

2. ВИДЫ И ОБЪЁМЫ ЛЁТНЫХ ПРОВЕРОК

    
    2.1. Виды проверок, результаты которых заносятся в лётную книжку:
    - на допуск к самостоятельным полетам;
    - на продление срока действия свидетельства;
    - на повышение в классе;
    - при подтверждении квалификации (согласно НПП ГА);
    - на допуск к полетам по сниженному минимуму;
    - на допуск к полетам по видам авиационных работ;
    - на допуск к полётам с использованием вновь установленных на ВС оборудования и систем, требующих отработки дополнительных навыков по управлению этим оборудованием или системами;
    - на допуск к полетам после перерыва в лётной работе;
    - при сезонной подготовке к полётам (для самолётов 4-го и вертолётов всех классов);
    - на допуск к полётам на международных воздушных линиях;
    - другие проверки согласно ППЛС и указаниям ФАС России:
    2.2. Объёмы проверок, перечень оцениваемых элементов и технологических операций определяются согласно задачам и упражнениям ППЛС. В общем случае при всех лётных проверках (тренировках) оцениваются следующие элементы полёта и технологические операции:
    2.2.1. Для пилотов:
    1.-знание РЛЭ;
    2. - подготовка и расчёт полёта;
    3. -руление;
    4. - набор высоты;
    5. - горизонтальный полёт;
    6. - эксплуатация систем ВС;
    7.- снижение;
    8. - заход на посадку (указывается и система посадки);
    9. - расчет на посадку;
    10. - исправление боковых отклонений;
    11. - посадка;
    12 - самолётовождение (при проверках в рейсовых условиях);
    13-осмотрительность и радиоосмотрительность;
    14 - фразеология радиообмена;
    15 - взаимодействие с членами экипажа;
    2.2.2. Для штурманов:
    1 - предполётная подготовка;
    2 - расчёт элементов взлёта и выполнение маневра отхода (выхода);
    3 - комплексное использование навигационных средств;
    4 - определение навигационных элементов полёта;
    5 - расчёт элементов и выполнение маневра снижения и захода на посадку;
    6 - осмотрительность и радиоосмотрительность;
    7 - взаимодействие с членами экипажа;
    2.2.3. Для бортиженеров (бортмехаников):
    1 -знание РЛЭ, НТЭРАТ;
    2 - предполётная подготовка ВС;
    3 - эксплуатация авиационной техники на земле и в полёте;
    4 - взаимодействие с членами экипажа;
    5 - ведение судовой документации;
    2.2.4. Для бортрадистов:
    1 - знание РЛЭ;
    2 - эксплуатация АиРЭО;
    3 - соблюдение правил ведения радиосвязи и фразеологии радиообмена;
    4 - взаимодействие с членами экипажа;
    
    2.2.5. Приведённый перечень оцениваемых элементов полёта (технологических операций) является основным. В практике разнообразие лётных проверок может вызвать некоторое увеличение (уменьшение) числа оцениваемых элементов или их детализацию.
    2.2.6. Запись в лётную книжку по всем оценивающим элементам производится при проверке на повышение в классе и определению готовности специалиста к выполнению самостоятельных полетов.
    
    

3. ВАРИАНТЫ ЗАПИСИ ВЫВОДОВ В РАЗДЕЛЕ
"Лётные проверки и тренировки"

    
    3.1. Проверка после перерыва в лётной работе и на понижение минимума командира ВС:
    Оценка: "Пять. Может выполнять полёты командиром ВС по минимумам 60х 800 ОВИ. Для взлёта - 200м.".
    3.2. Проверка лиц командно-лётного состава на допуск к инструкторской работе:
   Оценка: "Пять. Может выполнять полёты командиром ВС - инструктором (штурманом - инструктором, бортинженером-инструктором и т.п.).
    3.3. Проверка при подтверждении квалификации (продлении срока действия свидетельства): "Квалификации пилота (штурмана, бортмеханика и т.п.) первого (второго, третьего) класса ГА и должности командира ВС (штурмана, бортмеханика и т.п.) соответствует".
    3.4. Проверка пилотов по самолётовождению - выставляется общая оценка без выводов.
    3.5. Проверка техники пилотирования, самолётовождения и практической работы специалистов в течение первого года работы на ВС данного типа:
    Оценка: "Пять. Может продолжать полёты командиром ВС", (вторым пилотом, штурманом, бортмехаником и т.п.).
    3.6. Проверка техники пилотирования на повышение в классе:
    3.6.1. Для пилотов:
    1- знание РЛЭ;
    2- подготовка и расчёт полета;
    3- руление;
    4- набор высоты;
    5- горизонтальный полёт;
    6- эксплуатация систем ВС;
    7- снижение;
    8- заход на посадку (указывается и система посадки);
    9- расчет на посадку;
    10- исправление боковых уклонении;
    11- посадка;
    12- самолетовождение (при проверках о рейсовых условиях);
    13- осмотрительность и радиоосмотрительность;
    14-фразеология радиообмена;
    15-взаимодействие с членами экипажа;
    Оценка: "Пять." По уровню техники пилотирования достоин повышения в 1-й класс".
    3.6.2. Для штурманов:
    1- предполётная подготовка;
    2- расчет элементов взлёта и выполнение маневра отхода (выхода);
    3- комплексное использование навигационных средств;
    4- определение навигационных элементов полета;
    5- расчёт элементов и выполнение маневра снижения и захода на посадку;
    6- осмотрительность и радиоосмотрительность;
    7- взаимодействие с членами экипажа;
    Оценка: "Пять. По уровню самолетовождения достоин повышения в 1-й класс".
    3.6.3. Для бортинженеров (бортмехаников):
    1- знание РЛЭ, НТЭРАТ;
    2- предполетная подготовка;
    3- эксплуатация авиационной техники на земле и в полёте;
    4- взаимодействие с членами экипажа;
    5- ведение судовой документации;
    Оценка: "Пять. По уровню практической работы достоин повышения в 1-й класс".
    3.6.4. Для бортрадистов:
    1- знание РЛЭ:
    2- эксплуатация АиРЭО;
    3- соблюдение правил ведения радиосвязи н фразеологии радиообмена;
    4- взаимодействие с членами экипажа;
    Оценка "Пятиь. По уровню практической работы достоин повышения в 1-и класс".
    3.7. Проверка на допуск к самостоятельным полётам в качестве члена экипажа:
    Проводится по элементам аналогично проверкам на повышение в классе в соответствии с п. 3.6. (для пилотов, штурманов, бортинженеров (бортмехаников) бортрадистов. Оценка: "Пять. Может выполнять полёты КВС ( по минимуму), вторым пилотом, штурманом, бортмехаником, бортрадистом ВС+++;
    3.8. Проверка командира ВС на допуск к внетрассовым полётам с посадками на площадки подобранные с воздуха:
    Оценка: "Пять. Может выполнять внетрассовые полеты командиром ВС с правом посадок на площадки подобранные с воздуха".
    3.9. Проверка на допуск к полетам в сокращенном составе экипажа:
    Оценка: "Пять." Может выполнять полёты командиром ВС (вторым пилотом) в сокращенном составе экипажа - без штурмана".
    3.10. Проверки на допуск и виды авиационных работ:
    Оценка: "Четыре" Может выполнять полеты на АХР командиром ВС по минимуму 200х3000м. U= 16м/с;
    Оценка: "Пять" Может выполнять строительно-монтажные работы на внешней подвеске".
    Оценка: "Пять" Может выполнять полеты с морских судов и морских буровых установок командиром ВС по минимуму 150х2000м. и-20м/с.
    Оценка: "Пять." Может выполнять, полеты по воздушному десантированию парашютистов и грузов.
    3.11. Проверка на допуск к полётам на международных воздушных линиях (указать маршрут полета).

Оценка: "Пять" Может выполнять командиром ВС (вторим пилотом, штурманом, бортмехаником) на международных воздушных линиях.