Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003101.htm

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

    

04 июня 2002г

Москва

№ НА-194-р

         

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НЕЗАКОННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВИАЦИИ


    Дополнительные меры по повышению уровня авиационной безопасности на воздушном транспорте, предпринятые после акции террора, совершенной на территории США с использованием самолетов гражданской авиации сыграли положительную роль.
    Вместе с тем результаты сертификации и инспекционного контроля деятельности организаций гражданской авиации свидетельствуют о том, что состояние авиационной безопасности на местах не в полной мере соответствует реально существующей угрозе совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в том числе возможности захвата воздушного судна террористами.
    Аэропорты гражданской авиации располагают не более чем половиной от требуемого количества современных технических средств досмотра. Большинство пунктов досмотра не оборудовано детекторами паров взрывчатых веществ. Относительно низкая заработная плата сотрудников службы авиационной безопасности и отсутствие морального и материального стимулирования при высокой ответственности за результаты служебной деятельности не способствуют сокращению текучести кадров и повышению квалификации персонала.
    Не во всех аэропортах и авиапредприятиях создана обстановка бдительности, ответственности за безусловное выполнение требований нормативных правовых документов по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, готовности противостоять угрозам организации террористических актов. Не везде организован стопроцентный досмотр членов экипажей, авиаперсонала и работников организаций гражданской авиации при их допуске в контролируемую зону аэропорта. Необоснованно упрощены процедуры досмотра пассажиров, оформляемых через залы VIP и залы официальных лиц и делегаций. Из бортовых комплектов столового и кухонного оборудования, ручной клади пассажиров не изымаются опасные металлические предметы, бытовые аэрозоли и другие вещи, которые могут быть использованы правонарушителями в целях создания угрозы безопасности пассажиров, членов экипажа и захвата воздушного судна.
    Не исключены случаи игнорирования руководством организаций гражданской авиации решений аэропортовых комиссий по авиационной безопасности по совершенствованию мер безопасности, укреплению антитеррористической устойчивости объектов гражданской авиации.
    Нередко недостатки, выявляемые при инспектировании и проверках состояния авиационной безопасности в организациях гражданской авиации, своевременно не устраняются и приобретают систематический характер.
    В связи с сохраняющейся повышенной угрозой попыток захвата воздушных судов и совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации предлагаю:
    1. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России:
    1) организовать и до 20 июля 2002г. провести целевые проверки фактического состояния авиационной безопасности в организациях гражданской авиации и выполнения ими требований нормативных правовых документов по авиационной безопасности;
    2) до 30 июля 2002г. представить предложения по совершенствованию структуры управления и увеличению штатной численности сотрудников авиационной безопасности в пределах фонда заработной платы с целью усиления государственного контроля за обеспечением авиационной безопасности в организациях гражданской авиации;
    3) проработать вопрос с территориальными управлениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации о прикомандировании сотрудников ФСБ России для замещения должностей заместителей руководителей территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России по авиационной безопасности.
    2. Руководителям организаций гражданской авиации, осуществляющим аэропортовую деятельность:
    1) обеспечить выполнение решений аэропортовой комиссии по авиационной безопасности по усилению и совершенствованию мер авиационной безопасности, координации деятельности всех структурных подразделений аэропорта, авиапредприятий и организаций, базирующихся на его территории.
    Организовать проведение внезапных проверок готовности сил и средств аэропортов к пресечению захватов и угонов воздушных судов.
    Принять меры по укомплектованию и обеспечению подразделений и служб аэропортов, привлекаемых к пресечению захватов и угонов воздушных судов, средствами оперативной связи и транспортными средствами;
    2) до 20 июля 2002г. пересмотреть схемы пропуска членов экипажей, авиаперсонала и работников организаций гражданской авиации в контролируемые зоны аэропорта, предусмотрев обязательность их личного досмотра сотрудниками службы авиационной безопасности;
    Обеспечить весь авиационный персонал и работников аэропорта (авиапредприятия) личными пропусками с фотографиями, указанием принадлежности владельца к конкретной службе и разрешением допуска в отдельные секторы контролируемой зоны аэропорта;
    3) разработать план мероприятий с обеспечением материальными ресурсами для организации стопроцентного досмотра багажа пассажиров;
    4) изыскать возможности для приобретения современных инженерно-технических средств обеспечения авиационной безопасности (технические средства досмотра, аппаратура обнаружения паров взрывчатых веществ, аппаратура регистрации и определения номера телефонного абонента, интегрированные системы безопасности и инженерно-технические средства охраны).
    Включить в число приоритетных задач обеспечение служб авиационной безопасности средствами оперативной связи и транспортными средствами, необходимыми для качественного выполнения служебных обязанностей;
    5) подготовить и до 30 июля 2002г. направить в Департамент экономического регулирования деятельности гражданской авиации предложения по увеличению ставок аэропортовых сборов за обеспечение авиационной безопасности.
    При расчете ставок аэропортовых сборов за обеспечение авиационной безопасности исходить из необходимости обновления инженерно-технических средств обеспечения авиационной безопасности, укомплектования служб авиационной безопасности средствами оперативной связи и транспортными средствами;
    6) организовать работу по информированию пассажиров (радио, использование плакатов, стендов, световых табло, памяток и т.д.) на всех этапах обслуживания об опасных предметах и веществах, запрещенных к перевозке в ручной клади на гражданских воздушных судах, а также о предметах и веществах, которые могут быть использованы правонарушителями в целях создания угрозы безопасности пассажиров, членов экипажа и захвата воздушного судна и об ответственности за их незаконный провоз;
    7) осуществлять проведение регистрации пассажиров и оформление багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, только в специально оборудованных зонах регистрации в зданиях аэропортов или городских аэровокзалов.
    Обеспечить стопроцентный досмотр пассажиров, оформляемых через залы VIP и официальных делегаций. Деятельность залов VIP и залов официальных лиц и делегаций, оборудование которых не соответствует требованиям нормативных документов по авиационной безопасности временно приостановить до устранения недостатков;
    8) возложить на сотрудников служб авиационной безопасности контроль за снятием багажа с борта воздушного судна в случае неявки пассажира на посадку.
    Строго ограничить массу вещей, находящихся при пассажире в салоне воздушного судна. Громоздкие вещи и предметы, габариты которых по сумме измерений (за исключением специально оговоренных случаев) по длине, ширине (двум диаметрам или осям в основании упаковки), высоте превышают 110 см, к перевозке в салоне воздушного судна не допускать.
    После проведения досмотра исключить доступ к багажу, а также к вещам, находящимся при пассажирах, любых категорий авиаперсонала и посторонних лиц, не связанных с обслуживанием пассажирских перевозок.
    9) привлекать к досмотру воздушных судов сотрудников служб авиационной безопасности и авиаперсонал аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта), прошедший специальную подготовку;
    10) организовать работу по тщательному отбору кандидатов на должности сотрудников служб авиационной безопасности и авиаперсонала, связанного с допуском к обслуживанию воздушных судов, обработке и загрузке в воздушные суда багажа, грузов, почты и бортового питания;
    11) учитывая остроту проблемы и необходимость усиления служб авиационной безопасности, продолжить изыскание средств для повышения заработной платы сотрудников служб авиационной безопасности (в первую очередь сотрудников групп досмотра) и их материального стимулирования за результаты работы по предотвращению нарушений мер авиационной безопасности, попыток несанкционированного проникновения в контролируемую зону аэропорта и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
    3. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации - эксплуатантам:
    1) обратить особое внимание на проработку и детальное знание членами экипажей гражданских воздушных судов требований нормативных правовых документов по предотвращению захвата воздушного судна, их взаимодействия и взаимопомощи при возникновении чрезвычайной ситуации на борту во время полета, неукоснительное выполнение членами летных экипажей требований в части, касающейся закрытия на запорное устройство двери кабины экипажа с момента занятия рабочих мест перед полетом и до выключения двигателей после полета;
    2) исключить из бортовых комплектов кухонного и столового оборудования  металлические ножи, вилки, которые могут быть использованы правонарушителем в целях создания угрозы безопасности пассажиров и членов экипажа и захвата воздушного судна;
    3) проработать возможность выборочного сопровождения рейсов повышенного риска подготовленными для этих целей сотрудниками служб авиационной безопасности.
    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов В.Н. Салеева.
    

    
    

Первый заместитель Министра

A.B. Нерадько