Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/19/93003143.htm

Министерство транспорта
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

24.06.02 № 22.10-671
на №_____________

Информационное письмо

Руководителям территориальных
органов Минтранса России
Руководителям авиакомпаний
(по списку)

    
 

  Направляю для сведения анализ состояния метеорологического обеспечения гражданской авиации за 2001 год, подготовленный Росгидрометом.
Считал бы целесообразным копию данного Анализа направить в подведомственные авиапредприятия, имеющие собственные авиационные метеостанции и метеоцентры.
    Начиная с 2003 г. Росгидромет предлагает разрабатывать совместные (Росгидромет и ГС ГА Минтранса России) годовые анализы состояния метеорологического обеспечения гражданской авиации. Ваше мнение по данному вопросу прошу сообщить до 01.09.2002 г.

    
    

Начальник УГНБП

В.А. Рудаков

    
    
    

I. Общие сведения
   


    Метеорологическое обеспечение полетов гражданской авиации в 2001 году было направлено на обеспечение безопасности, эффективности и регулярности аэронавигации и проводилось в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих этот вид обеспечения.
    По оценке руководителей МТУ ВТ МТ России авиаметеорологическая сеть Росгидромета в 2001 г. с поставленными задачами справилась.
    Основные показатели по метеорологическому обеспечению гражданской авиации (ГА) организациями Росгидромета за прошедший год примерно соответствуют прошлогодним и приведены в сводной таблице (Приложение 1).
    Метеорологическое обеспечение ГА на территории России осуществляли 330 метеорологических органов Росгидромета.
    Полеты на категорированных аэродромах обеспечивали 23 АМСГ (АМЦ), из них на 6-ти - по II-ой категории ИКАО (Внуково, Домодедово, Шереметьево, Ростов-на-Дону, Пулково, Уфа) и на 17-ти - по 1-ой категории.
    В 2001 году наметилась тенденция стабилизации авиаперевозок как по трассам и маршрутам центрального расписания, так и по местным воздушным линиям. В целом объем самолетовылетов практически не изменился и составил 586 тыс. (в 2000 г. - 578 тыс.).
    Средняя (за год) оправдываемость авиационных (6-9 час.) прогнозов погоды составила 94,2%.
    Из-за недостатков в метеообеспечении авиации специалистами АМСГ (АМЦ) Росгидромета в 2001 году произошло:
    - одно авиационное происшествие (06.10.01. авария Ан-2 в а/п Полярный);
    - один инцидент, связанный с неудовлетворительным метеообеспечением полетов (23.11.01., а/п Хабаровск-Новый);
    - 27 случаев нарушения регулярности полетов воздушных судов (ВС) из-за неоправдавшихся прогнозов погоды.
    Производство наблюдений и состав метеооборудования, установленного на аэродромах для взлета и посадки, в основном, соответствует требованиям НГЭА и поправок к нему.
    Оснащение, эксплуатация и техническое обслуживание метеооборудования соответствует требованиям ПЭМОА-86 и поправок к нему.
    Доля доходов за метеорологическое обеспечение ГА в 2001 году составила 69% (в 2000 г. - 61%) от "общего объема доходов за специализированное гидрометобеспечение организаций Росгидромета.
    
   

II. Состояние авиаметеорологической сети
    

    По состоянию на 01.01.2002. метеорологическое обеспечение гражданской авиации осуществляли:
    - 330 метеорологических органов Росгидромета, из них 82 метеорологических органа, входящих в систему метеоагентств;
    - 24 метеорологических органа, входящих в авиапредприятия ГС ГА Минтранса России.
    В 2001 году в структуре авиаметсети Росгидромета произошли незначительные изменения.
    В связи с сокращением объема работы по метеообеспечению авиации в аэропортах MBЛ:
    

- закрыто

- 2 АМСГ-4 р. и 3 ОГ;

- открыто

- 2 АМСГ-4 р. и 2 ОГ;

- переведены в М-2

- 7 АМСГ.

    
    В прошедшем году продолжалась работа по возврату АМСГ из ГС ГА Минтранса России в систему Росгидромета.
    В связи с реорганизацией авиапредприятия "Аэропорт Тверь", ОГ Тверь вышла из состава авиапредприятия и вошла в структуру Тверского ЦГМС. Решается вопрос о передаче АМСГ Усть-Илимск из авиапредприятия (в связи с его банкротством) в состав Иркутского метеоагентства.
    Большая работа в этом вопросе проводится в Северо-Западном УГМС.
    В течение 2001 г. проведено три совещания с руководством "Севзапаэронавигация" по вопросу статуса АМСГ Великие Луки. По просьбе "Севзапаэронавигация" вопрос вновь будет рассмотрен в первой половине 2002г.
    Достигнуто принципиальное согласие с дирекцией ГУАП "Ржевка" о возврате АМСГ в состав Северо-Западного УГМС.
    Проведены переговоры с руководством авиапредприятий Пскова, Великого Новгорода. Основным условием, выдвинутым авиапредприятиями, является полное содержание штатной численности АМСГ и обновления выработавшего срок метеооборудования за счет организаций Северо-западного УГМС, что потребует около 1 млн. рублей в год на оплату труда и около 3 млн. рублей на метеооборудование.
    В 2001 году состоялось 13 судебных заседаний различных уровней по поводу выдачи лицензий на авиаметеорологическую деятельность АМСГ (АМЦ), входящих в состав авиапредприятий. Росгидромет считает незаконным создание в гражданской авиации параллельной Росгидромету структуры авиаметподразделений. Аргументы Росгидромета суды посчитали обоснованными и истцам было отказано в удовлетворении их требований об осязании Росгидромета выдать лицензии.
    Сокращение АМСГ и метеостанций наземной сети наблюдений негативно сказывается на процесс авиаметеорологического обеспечения, т.к. приводит к ухудшению системы штормового оповещения и предупреждения, а также снижает качество разрабатываемых оперативных авиаметпрогнозов.
    Однако, сеть станций с метеорологическими наблюдениями может быть пополнена в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Приволжском, Приморском, Дальневосточном УГМС за счет получения результатов наблюдений за погодой (наземные, радиолокационные, бортовые данные, штормовое оповещения и предупреждения) из метеоподразделений Министерства обороны.
    В настоящее время УРСА направило в Гидрометслужбу Вооруженных Сил Российской Федерации предложение рассмотреть вопрос о передаче ежечасных наблюдений (в коде КН-01) с военных авиметподразделений в сеть АСПД для совместного использования в оперативной работе.
       

III. Состояние метеообеспечения ГА

    

    В 2001 году организации Росгидромета продолжали работу по повышению качества и совершенствованию метеорологического обеспечения гражданской авиации.
    Представители многих УГМС принимали участие в работе Совета директоров авиапредприятий или совместных комиссий УГМС - МТУ ВТ Минтранса России при рассмотрении вопросов качества и порядка метеообеспечения гражданской авиации.
    В качестве положительного примера можно отнести хорошее взаимодействие с МТУ ВТ Минтранса в Северо-Западном, Северном УГМС.
    В феврале 2001 г. (СЗУГМС) была разработана и утверждена совместно со службой движения "Технология взаимодействия АМЦ и службы движения по метеообеспечению взлетов и посадок ВС с нерабочих курсов", что позволило за счет четко организованной работы органов ОрВД и наземных служб сократить до минимума непроизводительный налет, а, следовательно, и сэкономить горючее.
    Северное УГМС совместно с ГРП "Архангельскаэронавигация" провели пять совместных проверок состояния метеообеспечения полетов ГА.
    В то же время в некоторых УГМС (Иркутское) работа совместных комиссий (УГМС-МТУ ВТ Минтранса России) не проводилась, что усложняло решение ряда вопросов по метеообеспечению авиации в данном регионе.
    Метеоспециалисты ряда УГМС Росгидромета приступили (с 01.08.01.) к метеообеспечению международных полетов по кросполярным маршрутам.
    АМСГ Валек и Алыкель с марта 2001 года обеспечивают полеты авиации (по маршрутным и площадным прогнозам) по доставке туристов в районы Северного Ледовитого океана и на Северный полюс.
    На многих АМЦ (АМСГ) отмечены примеры четкого, успешного обслуживания полетов в сложных метеоусловиях.
    Следует отметить хорошую работу авиаметеорологических специалистов: ГАМЦ а также ряда УГМС (Верхне-Волжского, Забайкальского, Камчатского, Северо-Западного), где на протяжении четырех последних лет отсутствуют не только АП и инциденты к ним, но и нет ни одного случая прерванного полета по неоправдавшемуся прогнозу погоды.
    За добросовестный труд по метеорологическому обеспечению гражданской авиации в 2001 году Указом Президента РФ одному специалисту присвоено звание "Заслуженный метеоролог России" и приказом Руководителя Росгидромета поощрены специалисты, занимающиеся авиаметеорологическим обеспечением:
    - 18 специалистов награждены Нагрудным знаком "Почетный работник гидрометслужбы России";
    - 128 специалистов - "Почетной грамотой Росгидромета":
    - 16 специалистам объявлена благодарность.
    За последние четыре года наблюдается рост средней оправдываемости оперативных авиаметеорологических прогнозов погоды, и в 2001 году она составила 94,2% (в 1997 г. - 91,5%). В ГАМЦ и двенадцати УГМС оправдываемость оперативных авиаметеорологических прогнозов выше среднего показателя.
    Стабильно за последние два года высокая оправдываемость (6-9 часовых) прогнозов в Башкирском и Среднесибирском метеоагентствах (97,4% и 96,4% соответственно). Вместе с тем, в ряде УГМС (Обь-Иртышское - 90,9%, Республики Татарстан - 92,0%) оправдываемость прогнозов остается второй год подряд ниже средних показателей (хотя и имеется тенденция в сторону роста).
    Положительным в работе авиаметсети также можно считать сокращение (в последние три года) количества случаев нарушений регулярности полетов из-за неоправдавшихся прогнозов погоды с 48 в 1999 г. до 27 - в 2001 г.
    Нарушения регулярности полетов по неоправдавшимся прогнозам погоды (в 2001 г. в УРСА поступила информация о 20 случаях) распределились следующим образом:
    - По явлениям погоды:

- 8 случаев

- ошибки прогноза тумана и видимости в тумане;

- 5

- ошибки прогноза высоты НГО и ограниченной видимости;

- 4

- ошибки прогноза видимости в снегопаде/метели;

- по 1

- ошибки прогноза ливневых осадков, гололеда, ветра.

    
    - По этапам полета:

- 17

- ошибки прогноза на посадку;

- 3

- ошибки площадных/маршрутных прогнозов погоды.

    
    Наибольшее количество ошибочных прогнозов погоды (6 плюс авария и инцидент) отмечено в переходный период года - октябрь. В остальные месяцы ошибочные прогнозы распределились примерно равномерно (от 1 до 3 случаев).
    В УРСА в прошедшем году поступили отчеты с результатами расследования о 11 авиационных происшествиях (подробная информация по ним была доведена Вам ранее).
    Из-за неудовлетворительного метеообеспечения полетов ГА в 2001 году произошла авария с самолетом Ан-2 (06.10.01., а/п Полярный), а также инцидент с самолетом Ан-28 (23.11.01., Хабаровск-Новый). При этом наличие авиационных инцидентов (АИ) в Хабаровском ЗАМЦе отмечается второй год подряд и руководству Дальневосточного УГМС и Хабаровского авиаметцентра необходимо принять действенные меры по повышению безопасности полетов, чтобы наличие АИ не переросло в закономерность.
    Два инцидента (12.01.01. а/п Сочи; 16.05.01. а/п Домодедово) имели место. вследствие воздействия внешних факторов (поражение ВС разрядом статического электричества).
    При разборе шести АП метеоусловия были указаны в качестве, сопутствующей причины авиационного происшествия/инцидента, и в 5-ти случаях были отмечены недостатки в метеообеспечении полета специалистами АМЦ-АМСГ (в 2-х - неправильная оценка метеоусловий КВС).
    Как недостаток следует отметить, что в состав комиссии по расследованию АП не всегда включались представители УГМС. В связи с этим УРСА направило в УГНБП ГСГА Минтранса России письмо с предложением обязательного включения авиаметспециалистов УГМС в состав комиссий по разбору авиационных происшествий/инцидентов и выполнении требований ПРАПИ (ст.2.2.4).
    
  

 IV. Информационное обеспечение авиаметподразделений
    
    В 2001 году в ряде управлений Росгидромета проведена большая работа по совершенствованию системы сбора и распространения метеоиформации.
    Уже сейчас можно отметить определенные успехи в улучшении качества технологий информационного обеспечения АМСГ (АМЦ), особенно в области телекоммуникаций, приема-передачи авиаметинформации и ее представления пользователю.
    В УГМС Республики Татарстан все АМСГ снабжены ПАК "ТрансМет, UniMas" для приема и передачи авиаметеорологической информации. Как резерв все АМСГ оснащены приемниками системы "ТВ-Информ-Метео". Все АМСГ имеют возможность передавать и принимать метеоинформацию по каналам АСПД-МЕКОМ, связь АФТН используется как резервная. Круглосуточно синоптическая и штормовая информация с метеостанций республики поступает по модемной связи с ПЭВМ в АСПД УГМС и далее распространяется на все АМСГ управления.
    В Западно-Сибирском УГМС на всех прогностических АМСГ (кроме НЗАМЦ) установлено и эксплуатируется автоматизированное рабочее место (АРМ) инженера консультанта "КОНСУЛ", разработанное специалистами данного управления, но не прошедшее испытания на предмет возможности его подключения к сети АСПД-МЕКОМ. С апреля 2001 г. Новосибирский ЗАМЦ перешел к составлению прогностических карт особых явлений в электронном виде с использованием ПАК "ТрансМет".
    На АМЦ Чита введен в эксплуатацию WEB "Сервер", который обеспечил получение всех видов метеоинформации, в том числе и факсимильных карт. Установка в 2002 году комплекса "UniMas" позволит создать локальную сеть для организации автоматизированных рабочих мест специалистов АМЦ, ОрВД, летного состава.
    Все это существенно расширило возможности доступа синоптикам АМСГ (АМЦ) к фактическим и прогностическим аэросиноптическим материалам, способствовало повышению качества обслуживания вылетающих экипажей, органов ОрВД.
    Однако, не во всех управлениях дела с информационным обеспечением авиаметсети обстоят так благополучно, как в вышеприведенных.
    Из-за устаревших технологий, принимаемый на АМСГ (Среднесибирское метеоагентство, Якутское УГМС) аэросиноптический материал зачастую низкого качества. Объем принимаемых синкарт ограничивался в связи с вынужденной экономией ЭХБ.
    В прошедшем году три прогностических АМСГ Якутского WMC принимали аэросиноптический материал по радио, карты дополнительно приходилось дублировать по электронной почте, т.к. прием по радио удовлетворительного качества днем и неудовлетворительного ночью. На пяти АМСГ прием карт осуществляется с помощью комплекса "ТВ-Информ-Метео" с хорошим качеством. В то же время объем и качество получаемого картографического материала, составляемого ГМЦ Дальневосточного УГМС - удовлетворительного качества.
    Анализ системы обмена авиаметинформацией (проведенный ГРМЦ за 2001 год) показал, что в ней имеются недостатки, основными из которых являются:
    - Система оперативных банков авиаметданных построена нерационально и требует существенного совершенствования, включая совершенствование обслуживания пользователей метеоданными (информацией о содержании, месте и наличии информации).
    - Более 75% авиаметподразделений не имеют программно-аппаратных комплексов (ПАК) для приема/передачи авиаметинформации.
    - Из-за неосведомленности содержания (информации) национальных БАМД (ГРМЦ, Внуково, Обнинск, Новосибирск), АМСГ (АМЦ) осуществляют значительное количество необоснованных запросов через сеть ГА, что увеличивает финансовые затраты на пользование сетью АФТН.
    - Нерационально организована схема передач авиаметданных в БАМД из АМСГ (АМЦ). Авиаметподразделения передают непосредственно через сеть АФТН информацию нескольким адресатам. (К примеру, в Колымском УГМС суммарные годовые затраты на использование с соседними УГМС (АМЦ, АМСГ) в 2001 г. составили около 400 тыс. рублей).
    - Национальные БАМД не имеют достаточных для обслуживания объемов данных, в том числе по зарубежным аэропортам, что вынуждает АМСГ (АМЦ) осуществлять прямые запросы в аэропорты или БАМД через сеть ГА.
    - С точки зрения надежности сети обмена авиаметданными, географически нерационально размещены национальные БАМД, т.к. перебои основных цепей АСПД, связывающих регионы РФ Европа - Азия - Дальний Восток, приводят к значительным осложнениям быстрого и надежного обеспечения информацией пользователей (авиаперевозчиков).
    - АМСГ (АМЦ) используют разнородное оборудование и программное обеспечение (ПО), не позволяющее обеспечивать стандартное подключение к сети АСПД и использование имеющейся в ней информации. (Так, например, Хабаровский ЗАМЦ выпускает карту особых явлений погоды для средних уровней (АКП-4), но АМЦ Магадана эти карты принять не может, т.к. формат ПАК АМЦ Магадана не совпадает с форматом выпускаемой ХЗАМЦ карты.)
    - Имеются достаточно простые возможности несанкционированного доступа к авиаметинформации.
    - Недостаточная надежность сбора и распространения авиаметинформации.
    В целях совершенствования информационного обеспечения АМСГ (АМЦ) в Кучино 28-31 мая состоялось совещание-семинар на котором был рассмотрен и одобрен проект "Основных направлений совершенствования системы обмена авиационной метеорологической информацией", который были доработаны, а затем утверждены 03.08.01. Руководителем Росгидромета А.И. Бедрицким.
    Основными направлениями совершенствования системы обмена авиаметинформацией должны стать:
    - Перевод обмена авиаметинформацией на сеть АСПД-МЕКОМ и систему "ТВ-Информ".
    Сбор авиаметинформации планируется осуществлять, в основном, через сеть АСПД-МЕКОМ с использованием выделенных или коммутируемых телефонных и телеграфных каналов связи.
    Другие сети (ГА, Интернет) должны при этом использоваться, как резервные, на случай выхода из строя оборудования, ПО или каналов связи АСПД-МЕКОМ.
    Распространение информации, необходимой для авиаметобслуживания (буквенно-цифровая, картографическая), будет осуществляться, в основном, по сети АСПД-МЕКОМ. При этом в качестве резерва могут использоваться системы: "ТВ-Информ-Метео", Интернет и сеть ГА.
    Однако, в связи с тем, что значительное количество АМСГ (АМЦ) не подключено к сети АСПД-МЕКОМ система "ТВ-ИНФОРМ" может стать для них основной системой для получения информации. В 2002 году планируется модернизация системы "ТВ-Информ-Метео" в целях расширения ее возможностей по обеспечению сетевых метеоподразделений картографической и буквенно-цифровой информацией (сводки TAF, METAR).
    - Рационализация организации и функционирования БАМД.
    В настоящее время в БАМД ГРМЦ поступает информация (ТАФ, МЕТАР) по 1900 аэропортам, при этом на регулярной основе - 1080 (из них 220 аэропортов России и СНГ). Перечень авиаметданных, имеющихся в БАМД ГРМЦ можно получить с FTP-сервера ГРМЦ по адресу: .
    С целью повышения надежности, полноты информационных объемов, удобства доступа, снижения финансовых затрат будет систематизирована иерархия и расположение БАМД. Иерархию БАМД планируется составить из следующих уровней: Российского (ГРМЦ), резервного (Внуково), региональных (Новосибирск, Хабаровск), архивного (ВНИИГМИ-МЦД).
    Информационное наполнение БАМД будет состоять из буквенно-цифровой и графической продукции, как национальных, так и зарубежных центров, включая информацию, получаемую через систему "SADIS". С этой целью планируется в ГРМЦ установить комплект приемной аппаратуры системы "SADIS".
    - Оснащение авиаметподразделений современными ПАК.
    В 2001 году в авиаметподразделениях Росгидромета введено в эксплуатацию 20 программно-аппаратных комплексов различной модификации для приема/передачи авиаметинформации. В 2002 году планируется дальнейшее оснащение АМСГ (АМЦ) оборудованием и ПО, рекомендованными для подключения и использования в сети телесвязи Росгидромета.
    В 2001 году были проведены испытания модернизированной системы "ТВ-Информ-Метео" (РТР), через которую можно получать всю необходимую для авиаметобслуживания информацию. Модернизированная система будет введена в эксплуатацию в первом полугодии 2002 года.
    Для подключения к модернизированной системе циркулярных передач Росгидромета необходимо будет приобрести программно-аппаратный комплекс "ТВИМ-терминал", разработанный совместно фирмами "РМК Траст" и "Метео Сервис". Подробную информация о данном ПАК можно получить в г. Москва, ООО "РМК ТРАСТ": тел. (095) 255-22-88, 252-37-06; ФАКС (095) 255-24-34, 253-94-84.
   Информация штормового кольца с сети гидрометстанций по каналам Министерства связи поступает в большинстве УГМС в недостаточном количестве и почти отсутствует в ночное время. Нерегулярное поступление штормовой информации связано (особенно в ночное время) с некруглосуточным режимом работы отделений Министерства связи, а также с отключением телефонов на метеостанциях за неуплату услуг Минсвязи. Сокращение информационной базы (особенно об ОЯП) снижает надежность разрабатываемых прогнозов по районам МВЛ и в конечном итоге отрицательно влияет на безопасность и регулярность полетов авиации.
    В целях освобождения от зависимости Министерства связи Западно-сибирское УГМС пошло по пути внедрения компьютерной технологии (на базе ПЭВМ) сбора информации (автор ТОКАРЕВ А.М.) с наблюдательной сети управления. Это привело к увеличению объема подачи синоптических телеграмм с территории Новосибирской и Кемеровской областей. Штормовая информация в целях экономии передается в адрес Новосибирска, где через НРС АСПД распределяется в подразделения.
    Радиолокационные наблюдения использовались на некоторых АМСГ (АМЦ) при составлении прогнозов погоды по аэродрому, маршрутам полетов, а также для консультаций летно-диспетчерского состава. Однако, следует отметить, что количество МРЛ и степень их автоматизации в настоящее время не позволяют в полной мере (даже на территории ЕТР) осуществлять радиолокационный контроль за конвективной облачностью и с достаточной заблаговременностью предупреждать заинтересованные службы ГС ГА о сложных погодных условиях в большинстве аэропортов и на воздушных трассах России.
    В настоящее время на сети Росгидромета эксплуатируются 36 МРЛ (9 МРЛ-2 и 27 МРЛ-5).
    Непосредственно в аэропортах уставлен 31 МРЛ. Автоматизированы наблюдения на 19 МРЛ-5, из них с помощью АМРК "Метеоячейка" (12 к-ов) и "АКСОПРИ" (7 к-ов).
    В 2001 году введен в эксплуатацию МРЛ-5 с АМРК "АКСОПРИ" в г. Санкт-Петербург (на здании ЛДМ) который сопряжен с МРЛ Финской НМС, а также завершены работы по модернизации комплекса "АКСОПРИ" в а/п Уфа.
    Ввод в эксплуатацию МРЛ на ЛДМ позволил значительно улучшить обеспечение радиолокационной информацией оперативно-прогностические подразделения СЗУГМС и повысить безопасность и ритмичность полетов авиации на территории управления. В настоящее время отсканированные данные МРЛ поступают на АРМ узла связи СЗУГМС, а затем с помощью "E-mail" передаются на рабочие места заинтересованных специалистов.
    Как недостаток следует отметить, что из-за неукомплектованности штата (возникающие, в основном, как следствие недостаточного финансирования), наряде МРЛ наблюдения проводились только в теплый период года и, в основном, в дневное время.
    Низкий уровень надежности работы МРЛ, особенно МРЛ-2, происходит по ряду причин, основной из которых является выработка МРЛ технического ресурса и невозможность по финансовым причинам замены МРЛ-2 на МРЛ-5. Технический ресурс выработали семь МРЛ-2, и восемь МЛР-5. Близки к выработки ресурса еще два МРЛ-2 и один МРЛ-5. Быстро растет наработка МРЛ-5, работающих в автоматизированном режиме.
    Ремонт и автоматизацию МРЛ-5 в 2002 г. планируется осуществлять в соответствии с графиком переоснащения АМСГ (АМЦ) Росгидромета.
    В настоящее время в Росгидромете совместно с Министерством обороны прорабатывается вопрос роста объема радиолокационных метеорологических наблюдений за счет совместного с ВВС использования МРЛ-5 в г.г. Смоленск, Валдай, Архангельск.
    Информация искусственных спутников земли (ИСЗ) регулярно использовалась в оперативной работе многих АМЦ (АМСГ). В настоящее время на авиаметсети установлено и успешно эксплуатируется 17 комплексов системы "Лиана, Лиана М" и пять - "УРАН, МР-1000". В 2001 году на авиаметеорологической сети введено в эксплуатацию четыре комплекта "Лиана-М".
    В качестве положительного примера можно привести Колымское УГМС, где организована система получения спутниковой информации всеми прогностическими АМСГ. Прием снимков ИСЗ осуществляется в АМЦ Магадан с помощью системы "Лиана", а затем фрагменты снимков по ФАКСу передаются на сеть АМСГ.
    Аэрологическая информация. В 2001 г. за счет централизованных средств за АМО были закуплены радиозонды для обеспечения ежедневного одноразового зондирования на 63 аэрологических станциях, что позволило план радиозондирования выполнить на 81%. Однако, этого для территории России явно недостаточно, и доверие специалистов к прогностическим картам падает, т.к. нет исходной информации по высотам.
    Следует также отметить, что сокращение количества пунктов зондирования с одновременным сокращением количества ежедневных пусков радиозондов (в основном за 00 час.), крайняя неоднородность размещения пунктов радиозондирования по территории России приводят к ухудшению качества метеорологического обеспечения аэронавигации, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока.
    Существенным источником восполнения аэрологической информации для прогностических органов Росгидромета и совершенствования метеорологического обеспечения авиации могут служит метеорологические данные (о температуре и параметрах ветра), получаемые с борта рейсовых самолетов ГА (система AMDAR/ASDAR). В связи с этим в Росгидромете создана рабочая группа для проработки технических и организационных аспектов российской системы получения и использования метеоданных систем AMDAR/ASDAR.

       

 V. Состояние приборного парка авиаметподразделений
    
    Средствами измерений основных метеоэлементов (ВНГО. МДВ. параметров ветра, атмосферного давления) АМЦ (АМСГ), по донесениям УГМС на 01.01.02., в основном, укомплектованы в соответствии с требованиями НГЭА (Приложение 2).
    На 40 аэродромах России эксплуатируются 52 комплекта автоматизированных измерительно-информационных систем (типа АМИС, КРАМС), причем 26 станций эксплуатируются в режиме дистанционного измерения метеовеличин с автоматической выдачей метеоинформации.
    Однако, (по данным ГГО) часть этих станций на авиаметеорологической сети эксплуатируется с нарушением.
     Нет удостоверения годности на АМСГ: Н.Новгород, Когалым, С-Петербург, Челябинск (Баландино).
     Станции не зарегистрированы согласно ПЭМОА: Самара, Ижевск, Оренбург, Архангельск, Ульяновск (Центральный), Иркутск, Орел.
     Имеются замечания: по комплектности - в а/п Хабаровск (Новый), а в а/п Волгограде не подсоединены ДВО-2 к АРМ.
    По-прежнему, основной проблемой авиаметеорологической сети является необходимость обновления АМСГ (АМЦ) метеоприборами и эта проблема в настоящее время решается крайне медленно, что (по мнению некоторых руководителей УГМС) в ближайшее время может привести к сокращению объема метеонаблюдений на авиаметеорологической сети. (К примеру, за два прошедших года количество измерителей ВНГО сократилось с 1048 (по данным за /999 г) - до 85 1 (по данным за 2001 г), а измерителей параметров ветра с 1079 - до 988.). При этом, хуже всего обстоят дела на аэродромах низших классов (Г, Д, Е) и неклассифицированных аэродромах.
    Из-за отсутствия метеоприборов или их неисправности на АМСГ ряда УГМС имеются случаи отступления от требований "Норм годности" в части организации метеонаблюдений, особенно за видимостью и ВНГО.
    В а/п Анапа была снята 1-ая категория ИКАО (с МК-2180) из-за отсутствия наблюдений за ВНГО (в январе 2002 г. приборы установлены и требуется их поверка).
    Следует признать, что и в 2001 году существенного улучшения в техническом оснащении, АМСГ (АМЦ) средствами измерения (СИ) метеовеличин не произошло.
    За счет финансовых средств из различных источников в 2001 году для авиаметсети закуплено (по данные УГМС, ГМ-4):
     2 станции КРАМС-4;

52 прибора

- для измерения МДВ;

78

- для измерения ВНГО;

76

- для измерения параметров ветра;

17

- для измерения атмосферного давления.

    
    Анализ технической оснащенности авиаметеорологической сети Росгидромета средствами измерений (СИ.) метеопараметров и их эксплуатация позволяют сделать следующие выводы.
    1. Большинство установленных на авиаметсети приборов (от 70% в Сахалинском и до 100% в Чукотском и ряде других УГМ(^) давно выработали технические ресурсы и требуется их срочная замена (срок эксплуатации барометров в Колымском УГМС на 3-х АМСГ превышает 40 лет). А в связи с тем, что УГМС только своими силами осуществить закупку СИ в необходимых объемах не в состоянии, приходится продлевать ресурс имеющегося оборудования, что не может длиться бесконечно.
    В период 2002-2004 годов требует ремонта и подлежит списанию:
    

Наименование СИ

Кап. ремонт 2002 г.

Списание
2002 г.

Списание
2003-2004 г.г.

ИТОГО:
(кап.рем.+списан)


К-во

%от общ.к-ва

К-во

% от общ.к-ва

К-во

% от общ.к-ва

К-во

% от общ.к-ва

Измерители МДВ

75

14,4

112

21,5

82

15,7

269

51,6

Измерители ВНГО

83

9,7

241

28,3

176

20,6

500

58,6

Дистанционные измерители ВНГО

30

6,4

106

22,8

85

183

221

47,6

Измерители ветра

71

7,1

189

19,1

212

21,4

472

47,7

Измерители атм. давления

19

3,3

40

7,0

63

11,1

122

21,5

    
    2. Ухудшилось техническое обслуживание метеооборудования вследствие текучести инженерно-технического персонала и (практически) отсутствием ЗИПов и деталей для проведения ремонта приборов.
    3. В ряде управлений наблюдаются нарушения в производстве инструментальных наблюдений за параметрами погоды из-за поломок (Северное) и хищения (Обь-Иртыское) метеоприборов посторонними лицами, вследствие плохой организации охраны территории аэродрома; повреждения линий связи с метеоприборами (Колымское).
    Для улучшения положения по техническому оснащению АМСГ (АМЦ) средствами измерений Метеоагентством Росгидромета разработан График переоснащения авиаметподразделений Росгидромета на 2002 год, который утвержден 15.02.02. Руководителем Росгидромета А.И. Бедрицким. Данный График размещен на сайте Метеоагентства Росгидромета.
    

    

VI. Методическая работа по повышению качества метеообеспечения ГА
    

    Большое внимание со стороны УГМС, ГАМЦ уделялось работе по методическому руководству сетью АМСГ в целях повышения качества метеообеспечения полетов ВС гражданской авиации.
    По планам методической работы в ряде управлений:
    - На АМСГ (АМЦ) проводились выборочные проверки качества анализа аэросиноптического материала, порядка ведения авиаметеорологической документации, производства метеонаблюдений и кодирования метеосводок, использования расчетных методов прогноза ОЯП, выполнения требований руководящих документов по метеообеспечению полетов авиации.
    Однако, необходимо отметить, что инспектирование авиаметсети (как это происходит в последние годы) носит эпизодический характер, т.к. по-прежнему не хватает финансовых средств (даже в центральном аппарате Росгидромета) на командировочные расходы при проведении плановых инспекций и проверок. Поэтому методическая работа в некоторых управлениях (Дальневосточное) ограничивалась только рассылкой информационно-методических материалов.
    - Переработаны климатические описания по четырем аэродромам и в девяти АМСГ (АМЦ) ведется работа по составлению климописаний аэродромов.
    - Пятьдесят восемь специалистов Росгидромета прошли курсы повышения квалификации в ИПК Росгидромета.
    - В целях контроля за работой АМСГ (АМЦ) осуществлялся сбор и анализ сведений о работе дежурных смен в СМУ, выявлялись причины малой заблаговременности разработки предупреждений об опасных для авиации явлениях погоды, разрабатывались мероприятия по устранению недостатков.
    - Проведены плановые совещания с начальниками АМСГ (АМЦ), ЦГМС по вопросам совершенствования метеообеспечения авиции в Обь-Иртышском, Северо-Кавказском УГМС.
    - На АМСГ Череповец выполнена оперативно-методическая работа по составлению альбома ОЯП с анализом аэросиноптических условий их возникновения.
    - Авиационными метеоспециалистами прогностических АМСГ Якутского УГМС выполнялись плановые облеты авиатрасс.
    Методическим отделом ГА МЦ проделана следующая работа:
    - совместно с УРСА проведено совещание с авиационными метеоспециалистами по вопросу состояния и улучшения качества метеообеспечения ГА;
    - подготовлены и направлены на согласование в ГС ГА Минтранса России изменения и дополнения к НМО ГА-95 с учетом Поправки 72 к Приложению 3 ИКАО (документ находится на согласовании в ГС ГА);
    - разработаны и направлены на сеть Росгидромета проекты типовых Инструкций по метеообеспечению литерных рейсов и метеообеспечению полетов ВС на неклассифицированных аэродромах (посадочных площадках);
    - подготовлена и направлена в секретариат ИКАО России справка по оснащению международных аэропортов РФ метеооборудованием, исходя из требований ИКАО;
    - подготовлены и направлены на сеть Росгидромета итоги авиаметеорологического обеспечения полетов (за осенне-зимний, весенне-летний, осенний периоды года);
    - подготовлен и направлен на сеть Росгидромета методический материал "Об организации передачи информации SIGMET" для повышения безопасности полетов ВС по трассам;
    - проведены занятия со специалистами АМСГ (АМЦ), проходившими обучение (повышение квалификации) в ИПК;
    - для проведения испытаний на сеть Росгидромета направлены "Методические рекомендации по прогнозу электризации" и программа с расчетными методами прогноза опасных для авиации явлений погоды;
    - регулярно проводились консультации и ответы на вопросы работников АМСГ (АМЦ), касающиеся метеообеспечения ГА (письменно, по телефону, ФАКСу);
    - осуществляется анализ и обработка поступающей международной информации (ВМО/ИКАО) по вопросам совершенствования метеообеспечения аэронавигации;
    - направлены на сеть Росгидромета: Технический регламент ВМО ("Метеорологическое обслуживание международной аэронавигации", том II), а также "Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов и сборов за аэронавигационное обслуживание";
    - подготовлено Распоряжение "Об организации передачи информации "SIGMET", а также методический материал по составлению сводок с информацией "SIGMET'";
    
  

 VII. Договорная деятельность по метеообеспечению ГА
    
    Доходы от метеообеспечения авиации возросли на 53% по сравнению с 2000 годом. Это произошло за счет роста централизованного договора, а также ставок метеосбора по аэропортам. Средства централизованного договора в 2001 году распределялись следующим образом:
    


Статьи расходов

2001 г.

1

Приобретение оборудования, приборов, новых технологий и нематериальных активов для авиаметподразделений, информация Лаборатории зональных прогнозов, радиолокационная информация ЦАО, финансирование деятельности ГВЦ, ГРМЦ.

Подготовка климатических описаний аэропортов, трасс и маршрутов, подготовка нормативных методических документов и юридическое сопровождение

41,9%

2

Компенсация текущих затрат АМСГ Росгидромета и АМСГ в составе ГА

39,2%

3

Приобретение радиозондов

11,5%

4

Компенсация затрат за предоставление общеотраслевой информации

7,41%

    
    Сложившаяся по централизованному договору в 2001 году дебиторская задолженность, к сожалению, связана не только с текущей задержкой платежей предприятиями по УВД, но и с отказом ряда предприятий по УВД и ГЦ ППВД подписывать акты выполняемых работ из-за претензий к качеству и объемам получаемой авиаметеорологической информации.
    По Уральскому региону из-за неоплаты долгов по связи насыщенность приземного синоптического материала была крайне низкой. Только переговоры с Уралаэронавигацией и гарантии начать модернизацию в 2002 году системы телекоммуникаций Уральского УГМС позволили выйти из этой ситуации и закрыть акты выполненных работ.
    Большая работа была проделана организациями Росгидромета по расчету и согласованию ставок метеосбора в аэропортах.
    В 2001 году в Метеоагентстве Росгидромета были рассмотрены 32 заявки на регистрацию ставок метеосборов по аэропортам федерального значения, из них зарегистрировано 25. По итогам 2001 года средний процент увеличения ставок по всем 54-м федеральным аэропортам, обеспечиваемым авиаметподразделениями Росгидромета, составил 18,6%, а средний размер ставки составил 930 рублей за 1 самолето-вылет.
    В соответствии с п. 3.5 приказа Минтранса России № 110 от 01.10.2000. "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" было определено применение понижающего коэффициента 0,5 (для малой авиации) к зарегистрированным в ЦРТ ставкам метеосбора. Анализ количества самолето-вылетов показал, что при применении указанного коэффициента организации Росгидромета будут нести неоправданные убытки и не смогут полностью возмещать расходы на метеорологическое обеспечение.
    В связи с этим возникла необходимость в увеличении ставок сбора за метеообеспечение в аэропортах с большим количеством самолето-вылетов малой авиации. В Департамент экономического регулирования деятельности ГА были направлены материалы с расчетами увеличения ставок метеосбора более чем по 30 аэропортам федерального значения. В результате проведенной работы в 11 аэропортах был произведен перерасчет, и ставки метеосбора были увеличены в среднем на 13%. По ряду аэропортов из-за неправильной информации УГМС по объемам самолето-вылетов ставки не были пересмотрены.
    Метеоагентством Росгидромета было переработано и направлено на согласование в ГС ГА Минтранса России УКАЗАНИЕ "О введении в действие порядка установления, регистрации и введения в действие сборов за метеообеспечение экипажей воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации".
    Кроме того Метеоагентство Росгидромета направило в Департамент экономического регулирования ГС ГА Минтранса России следующие предложения:
    1. Ежегодно пересматривать ставки метеосбора по всем федеральным аэропортам в соответствии с индексом-дефлятором.
    2. Ориентироваться на индекс роста потребительских цен, рассчитанный отдельно для каждого конкретного региона.
    3. Возобновить совместную работу по разработке документа, регламентирующего порядок установления сборов за метеорологическое обеспечение экипажей ВС эксплуатантов РФ в аэропортах. Одним из негативных моментов в авиаметобеспечении является то, что в некоторых ЦГМС (Ставропольский, Саратовский) АМСГ финансируются по остаточному принципу. Это является одной из основных причин перехода метеоподразделений а состав ГА.
    

   

VIII. Мероприятия по улучшению качеств метеообеспечечия ГА
    
    На 2002 год спланирован ряд мероприятий, направленных на совершенствование системы авиаметеорологического обеспечения гражданской авиации и основными из них являются:
     Разработать Федеральные авиационные правила по метеообеспечению авиации.
     Подготовить проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 16.06.98. № 605 "О государственном регулировании и организации использования воздушного пространства РФ". касающихся возложения функций авиаметеорологического обеспечения гражданской авиации на организации Росгидромета.
     Подготовить и направить в УГМС методические рекомендации по формированию оптимального штата АМЦ, АМСГ всех разрядов.
     Подготовить исходные требования по использованию данных систем "ASDAR/AMDAR" в Росгидромете.
     Провести комплекс работ по распространению на сеть Росгидромета метеоинформации (в т.ч. картографической), получаемой с использованием системы "SADIS".
     Подготовить исходные требования к технологии подготовки и выпуска авиационных прогнозов погоды.
     Разработать методику автоматизированной оценки авиационных прогнозов погоды.
     Обеспечить рост объемов радиолокационных метеорологических наблюдении, в том числе развертывание второй очереди метеорадиолокационной системы штормоповещения по Центральному федеральному округу.
     Обеспечить выполнение работ по совершенствованию авиаметобеспечения:
    - техническому переоснащению авиаметподразделений;
    - сокращению издержек на АМО;
    - оптимизации структуры авиаметподразделений;
    - выполнению мероприятий по возврату в Росгидромет АМСГ из состава ГС ГА Минтранса России.
    Предложения к Росгидромету по улучшению метеообеспечения ГА (изложенных в годовых анализах/отчетах УГМС за 2001 год) включены в план работы УРСА, ГАМЦ и будут решаться в рабочем порядке в 2002 году.
    Анализ подготовлен специалистами УРСА совместно с методическим отделом ГАМЦ на основании материалов, полученных из годовых отчетов о производственной деятельности УГМС за 2001 год, совместных анализов МТУ ВТ МТ России и УГМС, ГРМЦ (гл. IV), Метеоагентства Росгидромета (гл. V).
    К сожалению, ряд УГМС в пояснительной записке (к ГМ-4) представили ограниченный материал, в результате чего нельзя в полной объеме объективно оценить состояние метеообеспечения авиации всех управлений.

    
    

Главный специалист УРСА

В.А. Бурченков

    
    
    
    

    
    
   

 

ПЛАН
мероприятий по реализации предложений сети Росгидромета (представленных в годовых отчетах),
направленных на совершенствование авиаметобеспечения

    

Предложения УГМС

Планируемые мероприятия

Срок исполнен

Исполнитель

1

2

3

4

Провести в 2002 году совещание с авиаметподразделениями и их методическими органами всех уровней ЕТР по обмену накопленным опытом работы и по вопросам улучшения качества метеообеспечения ГА

В мае 2001 г. в Кучино было проведено совещание со специалистами АМСГ, ОГМО.
По рекомендации УПФ (в связи с ограниченным финансированием) принято решение проводить сборы в масштабе Росгидромета раз в два года.
В апреле 2002 г. проводятся в Иркутске сборы для специалистов АМСГ Дальневосточного региона и Сибири.

 

 

Возобновить практику облета трасс инженерами-синоптиками с целью обмена опытом, изучения климатических особенностей дальних трасс, в том числе и международных. В связи с чем предусмотреть выдачу служебных билетов

Облет авиатрасс синоптиками АМСГ проводится в Якутском УГМС.
Обязать частные авиакомпании выдавать служебные билеты метеоспециалистам для облета авиатрасс не представляется возможным. Вопрос необходимо решать на договорной основе с а/п.

 

 

Предложения по совершенствованию нормативной правовой базы

Переработать НМО ГА-95

Руководителем Росгидромета А.И. Бедрицким подписан приказ № 201 от 26.12.01. по разработке Федеральных авиационных правил (ФАП) по метеорологическому обеспечению ГА России (взамен НМО ГА-95).

Июль 2002 г

УРСА

Ввести в действие "Положение о метеорологическом обеспечении полетов на аэродромах совместного базирования"

Положение разработано и подписано рядом министерств (Росгидрометом, МВД, ГС ГА, Погранслужбой). В настоящее время идет согласование о внесении изменений, предложенных ВВС.

 

УРСА

Переработать/разработать типовую инструкцию по метеообеспечению РЦ ЕС ОрВД

Вопрос о разработке типовой Инструкции по метеообеспечению РЦ ЕС ОрВД может быть рассмотрен после выпуска ФАП, т.к. отдельные положения по метеообеспечению РЦ ЕС ОрВД войдут в этот документ.

 

 

Переработать "Соглашение об авиационном метеорологическом обеспечении между ГС ГА Минтранса России и Росгидрометом" с более четким указанием обязанностей сторон, а также исключить согласование ставок метеосборов непосредственно с потребителем этой услуги, т.е. ГС ГА

В соответствии с п. 1.3 решения совещания, которое проводилось в Иркутске (исх. №30-10-601/218 от 06.05.02.), планируется переработать "Соглашение о метеорологическом обеспечении ГА" с учетом последних нормативных документов и Налогового Кодекса РФ.

 

Росгидромет ГС ГА

Исключить из формы ГМ-4 колонку "Количество прерванных рейсов по оправдавшимся прогнозам", т.к. в ОрВД журналы учета не предусмотрены регламентирующими документами, и учет рейсов ведется не регулярно.

Предложение планируется рассмотреть при подготовке документа о внесении изменений/дополнений в форму отчетности Росгидромета (ГМ-4, раздел 1).

III-й квартал

УРСА ГАМЦ

Привести в соответствие НМО ГА-95 и НПП ГА-85

Предлагаем направить в УРСА конкретные предложения для устранения несоответствий при разработке новых ФАПов (взамен НПП ГА-85 и НМО ГА-95).

 

 

Переработать НМО ГА-95, где рассмотреть более детально метеообеспечение МВЛ, а также метеообеспечение полетов в горной местности

Будет учтено при разработке ФАП по метеорологическому обеспечению ГА России.

 

 

Введение Поправки № 23 к НГЭА (1992 г.) от 02.02.2000. в плане уменьшения количества обязательного минимального состава метеооборудоиания необходимо переработать. Резерв основных приборов и оборудования должен быть обязательным на случай отказа основных приборов.

Планируется подготовить методическое письмо на авиаметеорологическую сеть об обязательном "горячем" резерве средств измерения метеовеличин на аэродромах.

II-й квартал

ГГО

Отменить действие поправки № 23 от 02.02.2000. к НГЭА (1992.), глава 6 "Метеорологическое оборудование" о резервных приборах

Планируется подготовить и направить в МАК предложение о переводе поправки № 23 в разряд Рекомендации (т.е. не отменять ее).

III-й квартал

ГГО

Переработать Инструкцию по оценке авиационных прогнозов погоды, которая требует более четкой формулировки, особенно, при оценке задержанных рейсов и посадке на запасные аэродромы

В соответствии с Планом мероприятий Росгидромета на 2002 г. (п. 1.15) планируется разработать методику автоматизированной оценки авиационных прогнозов погоды.

2002 г.

ВНИИГМИ - МЦД

При разработке документов, регламентирующих метеообеспечение авиации, необходимо направлять их на согласование в ГС ГА, а в сетевые организации направлять данные документы за подписями двух сторон

При разработке документов по метеообеспечению ГА будет соблюдаться порядок согласования их в ГС ГА Минтранса России.

 

УРСА

Обновить совместные, регламентирующие обслуживание авиации, документы

Предлагаю направить в УРСА перечень документов, которые требуют переработки

 

 

Разработать единый подход по реорганизации сети, руководящие документы по формированию необходимого штата АМСГ всех разрядов для обеспечения полетов

В соответствии с п. 1.5 Плана основных мероприятий Росгидромета на 2002 г. планируется разработать методические указания по оптимизации штатной структуры метеоподразделений.

III-й квартал

УРСА ГАМЦ

Предложения по техническому оснащению АМЦ (АМСГ)

- Выделить средства на продление ресурса МРЛ-5 Краснодар из средств централизованного договора;
- Продолжить работу по приобретению и размещению МРЛ-5 в а/и Красноярск;
- Требуется капитальный ремонт МРЛ-5 АМЦ Самара;

Оснащение АМСГ (АМЦ) осуществляется согласно Графика технического переоснащения авиаметподразделений Росгидромета на 2002 г. (за счет АМО), утвержденного Руководителем Росгидромета И.А.Бедрицким 15.02.02.

 

Метеоагентство Росгидромета

- Выделить средства на "перенос" МРЛ-5 в а/п Кемерово;

 

 

 

- Удовлетворить заявку № 04/176 от 23.10.01. на приобретение приборов за счет средств, получаемых по централизованному договору за АМО;

 

 

 

- Необходима автоматизация работы синоптика (установка ГИС-МЕТЕО) в ЗАМЦ Хабаровск;

 

 

 

- Включить в План приобретения приборов и оборудования на 2002 г. закупку для АМСГ Сеймчан ЦКС UniMAS.

 

 

 

- Выделить средства на модернизацию КРАМС-2 в а/п Чита.

 

 

 

Принять меры по сертификации измерителей атмосферного давления (БРС-1М) МАКом

Сертификации подлежит не только продукция (БРС-1М), но и производство. В настоящее время ОАО "Восход-Аэроприбор" занимается сертификацией производства.

 

 

Разработать целевые программы:

В связи с отсутствием бюджетного финансирования на

 

 

- по ускорению переоснащения сети АМСГ приборами и оборудованием;

авиаметобеспечение разработка таких программ в Росгидромете не планируется. Техническое

 

 

- по внедрению программы ГИС-Метео в централизованном порядке (для качественного прогностического обеспечения полетов)

оснащение АМСГ (АМЦ) осуществляется в соответствии с Графиком и за счет средств централизованного договора Росгидромета с Госкорпорацией по ОрВД.

 

 

Техническое переоснащение АМСГ (АМЦ) из средств централизованного договора осуществлять но согласованию с УГМС

По информации Метеоагентства Росгидромета (исх. № 30-10-203/96 от 28.02.02.) формирование плана технического переоснащения АМСГ проводится на основе заявок УГМС.

 

 

Необходимо разработать "Инструкцию по метрологической поверке ДВО-2"

НПЦ "ВЭИ" совместно с ГГО разрабатывают Инструкцию и средства поверки (оптические линии задержки). До завершения работы необходимо использовать РД 52.04.234-89.

III-й квартал

ГГО НПЦ "ВЭИ"

Необходимо проводить единую техническую политику, стандартизацию нового оборудования,

- Новые технические средства для АМСГ необходимо представлять для рассмотрения на ЦКПМ Росгидромета.

 

 

предназначенного для установки на сети АМСГ, давать конкретные предложения и оказывать реальную помощь в установке

- Планируется подготовить и разослать в УГМС методическое письмо об опыте эксплуатации нового метеооборудования аэропортов.

III-й квартал

ГГО

и введении в эксплуатацию нового оборудования

- Для оказания реальной помощи в установке и введении в эксплуатацию нового оборудования необходимо направить заявку в УРСА, ГГО.

 

 

Предложения по совершенствованию системы сбора и распространения авиаметинформации

Расширить сеть аэрологического зондирования и обеспечить двухразовое зондирование атмосферы

В связи с ограниченным бюджетным) финансированием решить этот вопрос в полном объеме пока не представляется возможным.

 

 

Ускорить решение вопроса о внедрении международного кода WAREP для получения информации с сети штормового кольца.

Предлагается провести практический эксперимент на территории УГМС и о результатах и выводах сообщить в УРСА.

2002 г.

УРСА УГМС ЦЧО

Решить вопрос получения метеоинформации через Внуковский БАМД аэропортов: Сургут, Нефтеюганск, Надым и других.

С 20.05.02. авиаметеорологическая информация данных аэропортов будет размещена в БАМД ГРМЦ.

 

ГРМЦ ГАМЦ

Обеспечить авиационным прогностическим подразделениям удобный доступ метеорологической спутниковой информации

Для рассмотрения данного вопроса необходимо направить заявку в УРСА.

 

УРСА ТУ

Усилить контроль за реализацией программы по совершенствованию системы передачи метеоинформации с целью сокращения расходов в метеоподразделениях различной ведомственной подчиненности.

В ГРМЦ подготовлена "Программа совершенствования системы обмена авиаметпнформацией с целью сокращения расходов на нее".

 

ГРМЦ

Предложения по совершенствованию договорной деятельности метеообеспечения авиации (* - Ответ подготовлен Метеоагентством Росгидромета)

На уровне Госкорпорации по ОрВД, ДЭРД ГС ГА и Метеоагентства Росгидромета разработать механизм оплаты метеоуслуг потребителям при выполнении авиационных работ

* Регистрацией ставок метеосборов в ГС ГА занимается Центр расписания и тарифов (ЦРТ), а согласованием ставок - Департамент экономического регулирования деятельности ГС ГА (ДЭРД ГС ГА)

 

 

Разработать автоматизированную методику расчет экономической эффективности метеообеспечения ВС на ПЭВМ

Планом НИОКР Росгидромета (тема 3.1.5) планируется разработать методологию компьютерных расчетов экономического эффекта использования метеоинформации авиапредприятиями.

2002 г.

ГГО

Ввести тарифы по АМО Центральной базы авиационной охраны лесов "Авиалесохрана".

В соответствии с Планом мероприятий Росгидромета на 2002  г. (п. 1.9) планируется подготовить проект договора по обслуживанию Авиалесохраны.

2002 г.

Метеоагентство Росгидромета

Необходимо осуществлять централизованное финансирование регионального БАМД на базе Хабаровского ЗАМЦ для обеспечения заинтересованных потребителей.

Для привлечения централизованных средств УГМС должно представить заявку с технико-экономическим обоснованием в ТУ, где она будет рассмотрена.

 

ТУ

Включить по выполнению Ведомственного заказа ЗАМЦ Хабаровск выделение Росгидрометом финансовых средств для выполнения функций зонального авиаметцентра (составление карт АКП, проведение регулярных проверок и оказание методической помощи АМСГ Дальневосточного региона).

Руководителю УГМС необходимо направить в Росгидромет заявку с экономическим обоснованием (калькуляцией), которая будет рассмотрена, и по ней будет принято решение.

 

УРС УПФ

Исходя из реального объема предоставления авиационных метеорологических услуг в районах аэропортов и на трассах и маршрутах продолжить перераспределение средств в рамках централизованного договора в соотношении: 30% - аэропортовое метеообеспечение, 70% - метеообеспечение на трассах и маршрутах от об щей сметы УГМС за АМО.

* Средства за авиаметобеспечение распределяются по затратному методу, и указанное перераспределение некорректно.

 

 

Разработать механизм оплаты услуг за метеообеспечение полетов по трассам МВЛ, предоставляемых ОрВД

Регистрацией ставок метеосборов в ГС ГА занимается Центр расписания и тарифов (ЦРТ), а согласованием ставок - Департамент экономического регулирования деятельности ГС ГА (ДЭРД ГС ГА)

 

 

Рассмотреть вопрос об оплате метеообеспечения ВС, принадлежащих МВД. Просим разъяснения: каким образом компенсируются Росгидромету затраты за метеообеспечение этих рейсов

* Предусмотрена компенсация данных средств из федерального бюджета

 

 

Более принципиально подходить при утверждении ставок за метеообеспечение в ГС ГА Минтранса России. Действующие ставки при существующих объемах полетов не могут возместить всех затрат на осуществление авиаметобеспечения

* Необходимо разработать документ, регламентирующий порядок согласования ставок.

 

 

Необходимо уточнить и разослать в УГМС перечень встречных услуг, предъявляемых предприятиям аэронавигации

* Услуги в каждом подразделении разные, поэтому разрабатывать единый перечень нецелесообразно.

 

 

Обеспечить отправку в УГМС копии договора Метеоагентства Росгидромета с Госкорпорацией по ОрВД с приложением согласованного с исполнителями Перечня авиаметеорологических услуг и работ

В соответствии с решением совещания в Иркутске (п. 3.3) рекомендовано Метеоагентству Росгидромета смету доходов и расходов средств, получаемых по централизованному договору с Госкорпорацией по ОрВД, доводить до УГСМ.

 

Метеоагентство Росгидромета

    
    Примечание: Предложения сформулированы в том виде, как они поступили с отчетами об оперативно-производственной деятельности УГМС.
    
    

Главный специалист УРСА

В.А. Бурченков