МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
РАСПОРЯЖЕНИЕ
08 апреля 2002г. № НА-112-р
Москва
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО СЕРТИФИКАЦИИ "ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНУ
ПО СЕРТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Во исполнение требований Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2001 г. № 88 и в целях формирования организационной структуры Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации предлагаю:
1. Утвердить прилагаемые Правила по сертификации "Требования к Органу по сертификации объектов гражданской авиации" (далее - Правила).
2. Руководителям департаментов, управлений, самостоятельных отделов ГСГА Минтранса России и территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России руководствоваться Правилами при проведении работ по аккредитации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель Министра А.В. Нерадько
Утверждены
Распоряжением Минтранса России
от 08.04.02 № НА-112-р
ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
“Требования к Органу по сертификации объектов гражданской авиации”
(ПР ССГА 04-02)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. ПР ССГА 04-02 устанавливает требования, которым должен соответствовать орган по сертификации в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, чтобы быть признанным в качестве компетентного органа системы сертификации.
1.2. ПР ССГА 04-02 предназначены для применения при:
создании, аккредитации и функционировании органа по сертификации;
проведении инспекционного контроля за деятельностью органа по сертификации;
взаимодействии органа по сертификации со специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гражданской, специальным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области сертификации и другими органами по сертификации, испытательными лабораториями.
II. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
ПР ССГА 04-02 разработаны на основе и в соответствии с Федеральным законом от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации", Федеральными авиационными правилами "Положение о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2001г. № 88, нормативными документами специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации.
III. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Основные определения терминов, применяемых в ПР ССГА 04-02, соответствуют определениям, содержащимся в Положении о Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 мая 2001 г. № 88), в Руководстве ИСО/МЭК 2 (издания 1996 года) "Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь".
IV. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4.1. Орган по сертификации Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации образуется Государственной службой гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации.
4.2. Политика и процедуры, в соответствии с которыми работает орган по сертификации, а также управление ими должны осуществляться без дискриминации и на равноправной основе. Применение процедур не должно затруднять доступ заявителя к сертификации или препятствовать ему, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. 4.3. Услуги органа по сертификации должны быть доступными всем заявителям, деятельность которых подпадает под область аккредитации органа по сертификации. Не допускаются неправомерные финансовые или другие условия. Доступ к сертификации не должен зависеть от размера организации заявителя или его членства в какой-либо ассоциации или группе, а сертификация не должна зависеть от количества уже выданных сертификатов.
4.4. Критерии оценки объектов гражданской авиации (далее - объекты ГА) должны соответствовать критериям, установленным в нормативной документации, указанной в области аккредитации органа по сертификации.
4.5. Требования, оценку и решение в отношении сертификации орган по сертификации должен ограничивать вопросами, которые относятся к конкретной рассматриваемой при сертификации области.
V. ФУНКЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
Орган по сертификации осуществляет следующие функции:
проводит идентификацию объектов ГА, представленных для сертификации, в соответствии с правилами Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации (далее - ССГА);
проводит сертификацию объектов ГА, выдает сертификаты;
поручает центру по сертификации и (или) испытательной лаборатории (центру) проведение оценки соответствия объектов ГА установленным требованиям;
осуществляет инспекционный контроль за сертифицированными объектами ГА;
приостанавливает либо отменяет (аннулирует) действие выданных им сертификатов;
формирует и актуализирует фонд нормативных документов, необходимых для сертификации;
представляет заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНУ ПО СЕРТИФИКАЦИИ
6.1. Орган по сертификации должен отвечать следующим требованиям:
определяет систему управления - подразделения, группу или лицо, которые несут полную ответственность за:
проведение процедур сертификации и контроля;
формулировку политики, относящейся к деятельности органа по сертификации;
решения в области сертификации;
надзор за осуществлением своей политики;
передачу полномочий подразделениям или отдельным лицам для осуществления определенных видов деятельности от своего имени;
иметь документы, подтверждающие правовой статус организации, на базе которой создан орган по сертификации;
иметь документально оформленную структуру, которая гарантирует беспристрастность его действий, включая положения, обеспечивающие при проведении сертификации беспристрастность всех сторон;
обеспечивать уверенность в том, что каждое решение по сертификации принимает лицо (лица), которое (которые) не проводило (проводили) оценку соответствия;
иметь права и обязанности, связанные с его деятельностью в области сертификации;
иметь соответствующие механизмы, обеспечивающие выполнение обязательств, вытекающих из его деятельности;
быть стабильным в финансовом отношении и иметь ресурсы, необходимые для деятельности в ССГА;
иметь достаточный по численности и соответствующий установленным требованиям персонал, проводящий работы по сертификации;
не зависеть от коммерческого, финансового и другого давления, которое могло бы повлиять на результаты сертификации;
обеспечивать уверенность в том, что деятельность связанных с ним органов не влияет на конфиденциальность, объективность и непредвзятость проводимой им сертификации, и не должен:
поставлять или проектировать те объекты ГА, которые он сертифицирует,
давать советы или оказывать консультационные услуги заявителю в отношении методов рассмотрения вопросов, являющихся барьерами для сертификации, на которую подана заявка,
предоставлять любую другую продукцию или услуги, которые могут скомпрометировать конфиденциальность, объективность или непредвзятость процесса проведения им сертификации и принятых решений,
иметь политику и процедуры для рассмотрения и принятия решений по претензиям, апелляциям и спорным вопросам, поступившим от заявителей или других сторон и относящимся к проведению сертификации или любым другим связанным с ней вопросам;
организационная структура органа по сертификации определяется в положении об органе по сертификации.
6.2. Орган по сертификации должен иметь постоянный персонал, условия работы которого исключают оказание на него воздействия со стороны изготовителя (потребителя, продавца).
6.3. Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей. Орган по сертификации должен вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого специалиста. Сведения о профессиональном опыте и подготовке специалистов должны постоянно обновляться последними данными, в частности, следующими:
фамилия и адрес;
принадлежность к организации и занимаемая должность;
квалификация по образованию и профессиональный статус;
опыт и подготовка в каждой области компетенции органа по сертификации;
дата последнего обновления досье;
оценка деятельности.
6.4. Каждый специалист органа по сертификации должен знать свои функции и ответственность, должен изучать новые эффективные методы и процедуры их выполнения, своевременно предлагать обновление применяемых методов и процедур, внесение их в должностную инструкцию и другие организационно-методические документы органа. Специалисты, осуществляющие работы по сертификации, испытаниям и инспекционному контролю за сертифицированными объектами ГА, должны быть экспертами системы сертификации в заявленной области аккредитации.
6.5. Орган по сертификации должен иметь полный комплект нормативных документов, устанавливающих требования к объектам ГА, методы их оценки и испытаний, в соответствии с областью аккредитации.
6.6. Орган по сертификации должен поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура сертификации, включая акты, протоколы испытаний и отчеты об инспекционном контроле за сертифицированными объектами ГА. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя, если это не противоречит действующему законодательству.
6.7. Орган по сертификации должен устанавливать порядок контроля за документацией и обеспечивать:
наличие на рабочих местах действующих в настоящее время документов;
внесение изменений или поправок в документы на основе соответствующего разрешения;
изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, работающих под его руководством;
заблаговременное оповещение изготовителей (исполнителей, потребителей, продавцов) и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию.
6.8. Орган по сертификации должен установить условия выдачи сертификата, а также условия, при которых действие сертификата может быть частично или полностью приостановлено или сертификат отменяется (аннулируется)
6.9. Орган по сертификации должен располагать процедурами, чтобы:
выдавать, приостанавливать действие или отменять (аннулировать) сертификат;
расширять или сокращать область распространения (сферу деятельности), установленную сертификатом;
проводить повторную оценку при значительных изменениях объекта ГА, или при изменениях в нормативных требованиях, на соответствие которым он сертифицировался, или, если необходимо, при изменении формы собственности, структуры или руководства, свидетельствующих о том, что
объект ГА не может больше соответствовать требованиям нормативных документов.
6.10. Орган по сертификации в плановом порядке должен проводить периодические внутренние проверки всех процедур, чтобы подтвердить, что процедуры сертификации проводятся качество и в полном объеме действующих нормативных документов, регламентирующих сертификацию объектов ГА.
Орган по сертификации должен обеспечивать уверенность в том, что:
персонал, ответственный за проверяемую область, был информирован о результатах проверки;
корректирующие действия проводятся своевременно и соответствующим образом;
результаты проверки документально оформляются.
6.11. Орган по сертификации должен иметь согласующийся с действующими законами механизм сохранения конфиденциальности информации, полученной в ходе деятельности по сертификации.
6.12. Информация относительно конкретных объектов ГА, полученная в ходе деятельности по сертификации, не должна раскрываться третьей стороне без письменного согласования с заявителем, за исключением случаев, предусмотренных ПР ССГА 04-02 или законодательством Российской Федерации.
6.13. Орган по сертификации должен разработать процедуры, касающиеся апелляций, жалоб и разногласий, поступающих от заявителей и других сторон.
6.14. Каждый орган по сертификации должен:
вести регистрацию апелляций, жалоб, разногласий и корректирующих действий, относящихся к сертификации;
предпринимать соответствующие действия;
документально оформлять предпринятые действия и их результаты.
VII. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ
Организационную структуру органа по сертификации в общем случае могут составлять:
7.1. Административное руководство, на которое может быть возложено исполнение следующих функций:
формирование научно-технической, экономической и кадровой политики органа по сертификации;
определение перечня сертифицируемых объектов ГА в рамках ССГА;
взаимодействие с Центральным органом ССГА;
участие в подготовке материалов для рассмотрения в Апелляционной
комиссии;
привлечение и обеспечение участия высококвалифицированных специалистов промышленности, гражданской авиации, Госстандарта России и других предприятий и организаций, компетентных в вопросах сертификации, пооводимой органом по сертификации;
организация проведения инспекционного контроля за сертифицированными объектами ГА;
принятие решений по заявкам на проведение работ по сертификации.
принятие решений по результатам оценки соответствия объектов ГА установленным требованиям, результатам инспекционного контроля;
выдача сертификатов соответствия;
отмена (аннулирование) или приостановление действия выданных сертификатов соответствия;
принятие оперативных мер по информации о предполагаемых нарушениях заявителем, имеющим сертификат, нормативных требований;
контроль за деятельностью исполнительных служб (групп);
7.2. Исполнительные службы (группы) для выполнения конкретных работ по сертификации, на которые может быть возложено исполнение следующих функций:
координация, оперативное управление и контроль работ по сертификации объектов ГА;
формирование организационно-методического и нормативного "еспечения работ по сертификации;
формирование перспективного и оперативного планов работ органа по сертификации и контроль за их выполнением;
информационное обеспечение работ по сертификации;
прием и регистрация заявок на сертификацию конкретных объектов ГА и контроль за выполнением необходимых действий;
ведение делопроизводства органа по сертификации;
обеспечение взаимодействия с Центральным органом ССГА, с центрами по сертификации, испытательными центрами(лабораториями) и с другими органами и организациями, участвующими в сертификации объекта ГА;
разработка организационно-методических документов для обеспечения функционирования органа по сертификации, в т.ч. Положения об органе по сертификации;
осуществление и обеспечение соответствия органа по сертификации требованиям настоящего документа, проведение периодических внутренних проверок;
разработка должностных инструкций персонала органа по сертификации;
обеспечение участия представителей органа по сертификации в работе отечественных, зарубежных и международных конференций, семинаров и симпозиумов по вопросам сертификации;
организация повышения квалификации и аттестации персонала органа по сертификации;
учет и актуализация сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте сотрудников и экспертов;
подготовка и представление в Центральный орган ССГА информации о деятельности органа по сертификации;
рассмотрение заявок на проведение работ по сертификации и подготовка проектов решений по ним;
определение аккредитованных испытательных центров (лабораторий) и центров по сертификации для проведения испытаний или оценки соответствия объектов ГА по каждой конкретной заявке на сертификацию и организация проведения работ по сертификации;
подготовка проектов решений по результатам сертификации, оформление сертификатов соответствия;
подготовка проектов решений об отмене (аннулировании) или приостановке действия выданных сертификатов и информирование об этом заявителей и заинтересованных надзорных органов;
ведение делопроизводства и организация архивного хранения отчетных материалов (протоколов, заключений, актов, решений и т.п.) по сертификации объектов ГА;
взаимодействие с аккредитованными испытательными центрами (лабораториями) и центрами по сертификации, изготовителями, разработчиками, исполнителями и потребителями по вопросам сертификации;
проведение инспекционного контроля за сертифицированными объектами ГА;
участие в рассмотрении апелляций;
подготовка предложений по совершенствованию информационного обеспечения
работ по сертификации на основе использования передовых информационных технологий;
формирование (комплектация) и актуализация фонда отечественных, международных, региональных и зарубежных национальных стандартов, федеральных авиационных правил, авиационных требований и других нормативных документов, используемых при сертификации объектов ГА, в соответствии с областью аккредитации;
обеспечение нормативными документами персонала органа сертификации;
правовое обеспечение деятельности органа по сертификации;
правовая экспертиза организационно-технических, нормативных и методических
документов органа по сертификации, решений Административного руководства органа по сертификации, проектов соглашений;
правовая экспертиза должностных инструкций персонала органа по сертификации;
разработка проектов порядка формирования тарифов на работы и услуги по сертификации;
подготовка проектов соглашений (договоров, контрактов по сертификации).
7.3. Группы экспертов по объектам ГА, которые выполняют свои обязанности в соответствии с правилами сертификации объектов ГА, указанных в области аккредитации органа по сертификации, положением об органе сертификации и соответствующими должностными инструкциями.
Требования к содержанию положения об органе по сертификации приведены в приложении № 1 к ПР ССГА 04-02.
Приложение № 1 к
ПР ССГА04-02
Требования к содержанию положения об органе по сертификации
Положение об органе по сертификации должно устанавливать:
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки (если применимо).
3. Определения (при необходимости).
4. Сертифицируемые объекты ГА.
5. Функции органа по сертификации.
6. Права, обязанности и ответственность органа по сертификации.
7. Организационная структура органа по сертификации.
8. Взаимодействие органа по сертификации с Центральным органом Системы сертификации в гражданской авиации Российской Федерации, с другими организациями.
9. Финансовая деятельность органа по сертификации. В приложениях к положению об органе по сертификации должны быть приведены:
1. Схема организационной структуры органа по сертификации.
2. Кадровый состав сотрудников органа по сертификации.
3. Перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации.
4. Перечень аккредитованных испытательных центров (лабораторий) и центров по сертификации, взаимодействующих с органом по сертификации.
Продолжение приложения № 1
Форма
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра транспорта Российской Федерации
(подпись, инициалы, фамилия)
"___ " 200___ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об органе по сертификации
(наименование объекта(ов) гражданской авиации)
Руководитель Органа по сертификации
(подпись, инициалы, фамилия)
Продолжение приложения № 1
Кадровый состав сотрудников органа по сертификации
(наименование органа по сертификации)
|
|
Выполняемая функция в |
Образование |
Практический опыт работы и |
Повышение квалификации (год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Штатные сотрудники
Внештатные сотрудники:
Продолжение приложения № 1
ПЕРЕЧЕНЬ
аккредитованных в Системе сертификации
в гражданской авиации Российской Федерации
испытательных центров (лабораторий) и центров по сертификации,
взаимодействующих с органом по сертификации
(наименование объекта(ов) сертификации)
№ |
Наименование испытательного |
Почтовый адрес, телефон руководителя ИЦ, ЦС |
Наименование испытываемых и оцениваемых объектов воздушного транспорта |
Номер аттестата аккредитации и |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации
(наименование объекта(ов) сертификации)
№ |
Наименование и адрес организации |
Процедуры, функции, которые выполняет |
Документ (протокол, договор, соглашение и т.п.), которым определяется взаимодействие с этой организацией |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист регистрации изменений
Изменение |
Номера листов (страниц) |
Номер документа |
Подпись |
Дата |
Срок | |||
|
Измененных |
Заме- |
Новых |
Аннули- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|