|
УТВЕРЖДЕНА | |
|
1. Общие положения.
1.1. На предполетном (предсменном) медицинском осмотре определяется годность по состоянию здоровья членов экипажа к выполнению полета, а диспетчеров УВД - к управлению воздушным движением.
1.2. Предполетный медицинский осмотр проводится:
- врачами (средними медицинскими работниками) здравпунктов аэровокзалов (авиапредприятий), профилакториев для предполетного отдыха летного состава;
- врачами (средними медицинскими работниками) при посещении экипажей, выполняющих авиационные работы в отрыве от базы;
- дежурными медицинскими работниками медпункта старта полевых аэродромов летных учебных заведений ГА;
- периодически - врачами летных отрядов.
1.3. При выполнении авиационных работ в отрыве от базы решение о допуске к полетам членов экипажа на основании устного опроса о состоянии здоровья и предполетном отдыхе принимает командир воздушного судна. О принятом решении в графе "прохождение медосмотра" задания на полет (на авиахимработах - в рабочем журнале экипажа) КВС делает отметку "экипаж к полету готов" ("не готов" с указанием причины) за своей подписью. В случае жалоб члена экипажа на состояние здоровья командир принимает меры к медицинскому обследованию заболевшего в ближайшем медучреждении.
1.4. Предполетный (предсменный) медицинский осмотр проводится:
- членам экипажей воздушных судов, командно-летному, летно-инструкторскому и летно-инспекторскому составу управлений ГА, МГА, Госавианадзора СССР, включенному в состав экипажа для выполнения задания;
- пилотам-инструкторам и слушателям командного факультета Академии ГА, Центра СЭВ ГА, курсантам летных учебных заведений ГА;
- руководителям полетов, старшим диспетчерам и диспетчерам УВД, включенным в состав смен управления движением воздушных судов.
В случаях, когда на предполетный медицинский осмотр прибывают экипажи ВВС, МАП и других ведомств, осмотр проводится в соответствии с настоящей инструкцией.
1.5. Предполетный медицинский осмотр члены экипажа обязаны пройти перед началом полетов, но не ранее, чем за 2 часа до вылета. При задержке вылета на 6 часов и более экипажи должны пройти медицинский осмотр повторно.
Предполетный медицинский осмотр членов экипажа, выполняющих в течение рабочего времени несколько рейсов, проводится один раз перед первым вылетом.
Членам экипажей Отдельного авиаотряда № 235 ГА при выполнении спецрейсов разрешается проходить предполетный медицинский осмотр за 3,5 часа до вылета.
В отдельных случаях предполетный медицинский осмотр экипажа может быть проведен ранее 3,5 часов до вылета с обязательной отметкой об этом в журнале предполетного медицинского осмотра.
Ответственность за своевременную явку членов экипажа на предполетный медицинский осмотр несет командир воздушного судна.
1.6. Предполетный медицинский осмотр по медицинским показаниям проводит врач летного отряда.
1.7. Вся смена диспетчеров УВД обязана пройти предсменный медицинский осмотр перед заступлением на дежурство, но не ранее, чем за 1 час до начала смены.
Руководитель полетов несет ответственность за своевременную явку на предсменный медицинский осмотр всей смены диспетчеров УВД.
1.8. Наземный состав, участвующих в полетах для выполнения задания на борту воздушного судна предполетный медицинский осмотр проходит одновременно с членами экипажа.
1.9. Предполетный (предсменный) медицинский осмотр проводится в индивидуальном порядке. Во время осмотра присутствие других членов экипажа (диспетчеров) и посторонних лиц не допускается.
Перед проведением предполетного (предсменного) медицинского осмотра дежурный медицинский работник обязан проверить у летного (диспетчерского) состава свидетельство авиационного специалиста и справку ВЛЭК, а у работников наземных служб, включенных в задание на полет, документ удостоверяющий личность и справку медсанчасти (амбулатории, здравпункта) авиапредприятия об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья к участию в полетах.
Предполетный (предсменный) медицинский осмотр проводится без верхней одежды и головных уборов.
1.10. Члены экипажа не допускаются к выполнению полета, а руководители полетов и диспетчеры к управлению воздушным движением при установлении у них признаков заболевания, утомления, факта употребления алкогольных напитков, лекарственных средств, нарушения предполетного режима (режима дня перед сменой), в связи с окончанием срока годового освидетельствования и квартального медицинского осмотра, при уклонении от медицинского обследования.
2. Объем предполетного (предсменного) медицинского осмотра:
- внешний осмотр;
- опрос;
- исследование слизистой полости рта и зева;
- исследование пульса;
- по показаниям дополнительные исследования (артериальное давление, температура тела и т.д.).
2.1. Членам экипажей Отдельного авиаотряда № 235 ГА, выполняющим специальные рейсы, предполетный медицинский осмотр в базовом аэропорту проводится в следующем объеме: проверяется носовое дыхание, измеряется артериальное давление и температура тела; в промежуточном аэропорту медицинский осмотр проводится в объеме, установленном в п. 2 настоящей инструкции.
2.2. Внешний осмотр включает в себя: осмотр внешнего вида, состояние открытых кожных покровов и видимых слизистых (бледность, гиперемия, повышенная потливость, акроцианоз, отеки, желтушность кожных покровов и склер и т.д.), а также проверку соответствия формы одежды метеорологическим условиям по маршруту полета.
2.3. При опросе выявляются жалобы на состояние здоровья, условия предполетного (предсменного) отдыха, продолжительность и качество сна, режим питания (когда, где и какую принимал пищу). Оценивается речь, мимика, эмоциональное состояние (спокойное, заторможенное, возбужденное), а также субъективная готовность к выполнению полета.
При наличии жалоб на плохое самочувствие, недостаточный предполетный отдых член экипажа к полету, а диспетчер к управлению воздушным движением не допускаются и направляются к врачу летного отряда.
2.4. Исследование полости рта и зева включает в себя осмотр языка, миндалин, слизистой мягкого и твердого неба, задней стенки глотки.
2.5. При исследовании пульса (определяется пальпаторно на луче сонной артерии в течении 30 секунд с перерасчетом на 1 минуту, обследуемый сидит) оценивается: частота, ритм, наполнение и напряжение.
При учащении пульса более 90 ударов в минуту (тахикардия) или 50 ударов в минуту (брадикардия) проводится дополнительное обследование (самочувствие, предшествующие физические и эмоциональные нагрузки), через 2 - 5 минут повторно подсчитывается пульс и при тахикардии измеряется температура тела.
Аритмия, тахикардия или брадикардия являются основанием для отстранения от полета (дежурства) и направления на дополнительное обследование к врачу летного отряда.
В случае, когда терапевтом - экспертом ВЛЭК установлено, что частота пульса является индивидуальным вариантом нормы, на обратной стороне справки ВЛЭК делается отметка.
2.6. Измерение артериального давления.
Показаниями к измерению артериального давления является тахикардия, брадикардия, аритмия, напряженный пульс, подозрение на употребление алкогольных напитков. Повышение артериального давления учитывается в том случае, когда оно регистрируется при повторном измерении через 5 минут.
Летный состав допускается к полетам, диспетчеры к управлению воздушным движением при артериальном давлении не более 140/90 мм. рт. ст. и не менее 100/60 мм.
Летному и диспетчерскому составу, находящемуся на диспансерном наблюдении по поводу неустойчивого артериального давления, врач отряда (или по его рекомендации дежурный медработник здрав пункта) измеряет периодически артериальное давление (при показаниях не реже 1 раза в 10 дней), результаты измерения заносятся в "Контрольную карту артериального давления" (приложение 6). Максимально допустимым является уровень артериального давления 165/95 мм. рт. ст.
3. Оформление документации.
3.1. Порядок оформления журнала предполетного (предсменного) медицинского осмотра (приложение 2, 3):
- дежурный медработник собственноручно заполняет все графы журнала;
- член экипажа (диспетчер) расписывается в графе "подпись члена экипажа (диспетчера)" за отсутствие жалоб на состояние здоровья;
- при отсутствии жалоб, объективных признаков заболевания, утомления и нарушения предполетного отдыха дежурный медицинский работник делает запись о допуске к полету (управлению воздушным движением) и расписывается.
Журнал должен быть прошнурован, страницы пронумерованы, подписан руководителем медицинского учреждения и скреплен печатью.
3.2. В задании на полет дежурный медработник делает запись с названием аэропорта, число, месяц, часы и минуты прохождения медосмотра последним членом экипажа, количество членов экипажа, допущенных к полету и расписывается. Штамп о допуске ставится в задание только после осмотра всех записанных в нем членов экипажа и лиц наземного состава, внесенных в задание на полет.
Медработник не имеет право делать дополнительные записи или исправления в полетном задании.
3.3. В случае отстранения от полета (управления воздушным движением) по причине заболевания, утомления, недостаточного предполетного отдыха, установления факта употребления алкогольных напитков медицинский работник делает запись в журнале отстранения от полетов (приложение 4), докладывает об отстранении руководителю медицинского учреждения и диспетчеру АДП.
3.4. В случае подозрения на употребление алкогольных напитков членом экипажа (диспетчером) проводится медицинское освидетельствование в соответствии с инструкцией МГА от 02.07.84. № 22/И.
3.5. Отстраненный по болезни член экипажа (диспетчер) направляется к врачу летного отряда, а в его отсутствии - к руководителю (его заместителю) медицинского учреждения авиапредприятия. При отстранении члена экипажа (диспетчера) по болезни вне часов работы медицинского учреждения выдается справка (приложение 5).
При отстранении от полета члена экипажа из другого управления (авиапредприятия) руководитель медицинского учреждения, где проводилось обследование, немедленно докладывает об этом руководству авиапредприятия, в течении суток - начальнику медико-санитарной службы своего управления, в копии - начальнику медсанслужбы управления приписки экипажа.
При отстранении членов экипажа другого авиапредприятия от полета в связи с истекшим сроком годового освидетельствования, квартального медосмотра решение на вылет для завершения рейса до возвращения в базовый аэропорт принимает руководитель медицинского учреждения, где произошло отстранение, после медицинского обследования в объеме квартального осмотра. О принятом решении он информирует начальника МСС управления в течении суток.
3.6. Начальники медико-санитарных служб управлений, руководители медицинских учреждений авиапредприятий и учебных заведений ежеквартально анализируют причины отстранения от полетов (дежурств) и принимают меры к устранению недостатков.
_________
Примечание: Приложения не публикуются